Развитие экосистемного подхода в сфере услуг как фактор повышения конкурентоспособности региональной экономики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Институциональные изменения ведения социально-экономической деятельности, обусловленные цифровой трансформацией экономики, фрагментацией мировой экономики и усилением роли сервисной экономики и электронных услуг в частности, обуславливают актуальность поиска новых механизмов экономического развития национальной и региональной экономики. На смену традиционным линейным моделям приходят экономические экосистемы, построенные на принципах многосторонних платформ на архитектуре передовых цифровых технологий. Целью настоящего исследования является анализ существующих подходов к построению экосистем, цифровых платформ, особенностях их функционирования в сервисной экономике и на региональном уровне с целью построения концепции многоуровневой региональной сервисной экосистемы. В результате исследования сформулирована концептуальная модель многоуровневой региональной сервисной экосистемы на основе технологий распределенного реестра, позволяющая интегрировать предпринимательские экосистемы в рамках региональной суперплатформы, обеспечить скорость, безопасность и качество предоставления различных электронных услуг в рамках единого канала доступа к ним, что позволит не только улучшить показатели региональной экономики в сфере услуг, но и создать условия для создания потребности в электронных услугах нового типа, привлечь крупный корпоративный бизнес и интегрировать национальные экосистемы в региональную экономику.

Об авторах

Андрей Владимирович Александров

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: a@gtifem.ru
ORCID iD: 0000-0002-5250-3588
SPIN-код: 9776-2614

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бизнес-информатики

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Абрамов В. И., Андреев В. Д. Анализ стратегий цифровой трансформации регионов России в контексте достижения национальных целей // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023a. № 1. С. 89–119.
  2. Абрамов В. И., Андреев В. Д. Цифровая экосистема региона: практические аспекты реализации и структурные компоненты // Ars Administrandi (Искусство управления). 2023. Т. 15, № 2. С. 251–271
  3. Бушуева М. А., Масюк Н. Н., Брагина З. В. и др. Превращение экономики региона в экосистему в парадигме цифрового развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2022. Т. 11. № 3. С. 13–18.
  4. Гарифуллин Б. М., Зябриков В. В. Виды бизнес-моделей компаний в цифровой экономике // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 1. С. 83–92.
  5. Зараменских Е. П. Цифровые платформы как средство агрегации, производства и предоставления цифровых товаров и услуг // Управление сложными системами. 2018. № 3. С. 105–112.
  6. Кулагина Н.А., Кроливецкий Э.Н., Купоров Ю.Ю., Новиков С.П. Модель управления социальной экосистемой региона на основе закрытой блокчейн-сети // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41 (3). С. 171–176.
  7. Трофимов О.В., Захаров В.Я., Фролов В.Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 4 (56). с. 43–55.
  8. Bessonova E., Kelesh Yu., Babichev A. Shaping an effective ecosystem of the regional digital economy in the context of uneven digital development // ICCS 2021: Comprehensible science / Ed. by T. Antipova. Cham: Springer, 2022. P. 207–218.
  9. Constantinides P., Henfridsson O., Parker G. Introduction—platforms and infrastructures in the digital age. // Information Systems Research. 2018. No. 29(2). P. 381–400.
  10. Gawer A. Digital platforms boundaries: The interplay of firm scope, platform sides, and digital interfaces // Long Range Planning. 2020. P. 1–16.
  11. Hein A., Schreieck М., Riasanow T., Soto Setzke D. Digital platform ecosystems. // Electronic Markets. 2020. No 30. P. 87–98.
  12. Lang N., Szczepanski von K., Wurzer C. The Emerging Art of Ecosystem Management // Boston Consulting Group. Hendersen Istitute. 2019. URL: http:// image-src.bcg.com/Images/BCG-The-Emerging-Art-of-Ecosystem-Management-Jan-2019-rev_tcm27-212792.pdf.
  13. Lenka S., Parida V., Wincent J. Digitalization capabilities as enablers of value co-creation in servitizing firms // Psychology and Marketing. 2017. Vol. 34. No. 1. P. 92–100.
  14. Leong C., Pan L. S., Leidner D. E., Huang J. S. Platform Leadership: Managing Boundaries for the Network Growth of Digital Platforms // Journal of the Association for Information Systems. 2019. Vol. 20. No. 10. P. 1531–1565.
  15. Prencipe A., Corsi C., Rodríguez-Gulías M. J. et al. Influence of the regional entrepreneurial ecosystem and its knowledge spillovers in developing successful university spin-offs // Socio-Economic Planning Sciences. 2020. Vol. 72. Art. № 100814.
  16. Reuver M. de, Sorensen C., Basole R. C. The digital platform: a research agenda // Journal of Information Technology. 2018. Vol. 33. P. 124–135.
  17. Tiwana A. Platform synergy: Architectural origins and competitive consequences. // Information Systems Research. 2018. No 29(4). P. 829–848.
  18. Thomas L., Autio E., Gann D. Architectural leverage: Putting platforms in context. // Academy of Management Perspectives. 2014 No. 28(2) P. 198–219.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Концепция многоуровневой региональной сервисной экосистемы.

Скачать (306KB)


Ссылка на описание лицензии: https://www.urvak.ru/contacts/

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».