Правовое обеспечение наставничества в России: перспективный и ретроспективный взгляд

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цели/задачи. В научной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся правового обеспечения наставничества в России в современном и историческом аспектах. Цель состоит в определении дефиниции наставничества в законодательстве и научной доктрине, а также выявлении правовых традиций взаимодействия наставника и наставляемого в различных сферах, в том числе в образовании. Актуальность рассматриваемой в статье тематики обусловлена тем, что 2023 год в Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника на государственном уровне. При этом в документах стратегического планирования обозначена задача поэтапного вовлечения обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества. Методология. В исследовании использовались методы анализа и синтеза, диалектический, системный, историко-правовой, формально-юридический и другие.

Выводы. В статье отмечается, что значимость преподавательского труда возрастает в контексте решения задач по подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих современным потребностям, что должно способствовать достижению экономического, технологического, культурного суверенитета страны. Возрождение на современном этапе правовых традиций наставничества как актуальной образовательной и кадровой технологии, популяризация лучших наставнических практик будут способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих надлежащим уровнем профессиональных компетенций, активной гражданской позицией, что позволит им быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, и в свою очередь приведет к своевременному и качественному решению важных задач в социально-экономической, политической, культурной сферах жизнедеятельности общества.

Об авторах

Оксана Николаевна Петюкова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: oksana55@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0127-9747
SPIN-код: 6998-7238
Scopus Author ID: 408036

доктор юридических наук, профессор Департамента международного и публичного права Юридического факультета

Россия, Москва

Список литературы

  1. Экосистема вузов: трансформация российской системы образования. Коллектив авторов / под редакцией д.э.н., профессор С.Е. Прокофьева. М., 2023.
  2. Захарова В.О. Влияние наставника на качество работы следователя // Российский следователь. 2023. N 8. С. 7–10.
  3. Ковтков Д.И. Наставничество на гражданской службе // Законодательство и экономика. 2016. N 11. С. 41–53.
  4. Литвиненко Н. Способы оформления наставничества и их правовые последствия // Трудовое право. 2015. N 8. С. 61–70.
  5. Ростовцева Ю.В. К вопросу развития института наставничества на государственной гражданской службе // Административное право и процесс. 2014. N 5. С. 57–60.
  6. Дроздова Е.А., Аксенова А.В. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С 253–255.
  7. Сушкова И.В. Наставничество в системе государственной гражданской службы Российской Федерации (опыт правительства Воронежской области) // Общество. Закон. Правосудие. 2012 №2(47). С. 8–12.
  8. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки. —Диссер….на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —М., 2013.
  9. Черникова Е.А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы. Диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Волгоград, 2013.
  10. Ирисметова И.И. Формирование готовности наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на предприятиях. Диссер. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. —Казань, 2023.
  11. ГришинаТ.А. Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения // Научный альманах. 2021. №8-1(82). С. 13–22.
  12. Петюкова О.Н. Правовое обеспечение реализации воспитательной функции образования в контексте трансляции духовного опыта поколений // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т.15. №7. С. 29–34.
  13. Литвиненко Н. Способы оформления наставничества и их правовые последствия // Трудовое право. 2015. N 8. С. 61–70.
  14. Венедиктова В.И. Наставничество—важное средство воспитания молодых рабочих. 1981.
  15. Исаев А.П. Книга наставника: Практ. пособие. Ростов на Дону, 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Этапы осуществления наставничества в государственном органе.

Скачать (802KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».