Youth Projects for City Parks
- Authors: Dmitrieva O.V.1, Reteyum A.A.1
-
Affiliations:
- Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
- Issue: No 3 (61) (2023)
- Pages: 59-64
- Section: Наука и инновации
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/273660
- ID: 273660
Cite item
Full Text
Abstract
“Pharmacy vegetable garden” in conjunction with Rosbank, assisted by Department of Natural Resources and Environmental Protection of the City of Moscow have organized an interuniversity projects competition of quasi natural communities for cities. Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University students who study under state and municipal management programs became the prizewinners. Thanks to the competition the city received a set of novel landscaping design practices adapted to the capital metropolis’s city environment. The university students also took part in the city’s “Moscow City Governors” competition, aimed at the studies of the history of managing Moscow. Interuniversity competitions serve to allow youngsters to acquire practical knowledge of team management while still at university, getting them ready to plunge into team work on major city projects.
Full Text
Студенческие конкурсные проекты вызывают большой интерес у студентов, работодателей и представителей вузов. Обычно такие мероприятия имеют конкретную, довольно узкую профессиональную направленность и проводятся университетами, академиями и т. д. Организация конкурса с участием разных вузов, работающих над созданием общего проекта, при том что затем он реализуется силами участников проекта, – практика достаточно редкая в нашей стране [2, 5].
Такой проект-конкурс – «Вернем природу в город» – был запущен в 2021 г. Ботаническим садом МГУ «Аптекарский огород» и Росбанком при поддержке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Для участия в конкурсе были приглашены студенты МГУ имени М. В. Ломоносова, Университета Правительства Москвы, МАРХИ, Мытищинского филиала МГТУ им. Н. Э. Баумана, РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, РУДН, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. В конкурсе также приняли участие студенты архитектурных колледжей КАДР 26 и КАС 7. Миссия проекта состояла в том, чтобы спроектировать озелененные пространства в тех местах, где невозможно создать традиционные объекты озеленения. Основная цель конкурса «Вернем природу в город» заключалась в разработке методик создания устойчивых растительных сообществ в городских условиях, которые по сути являются квазиприродными. Иначе говоря, будучи созданы человеком, они полностью имитируют естественный фитоценоз – устойчивое во времени сосуществование растений разных видов на одной территории. Важно при этом, чтобы такие методики позволяли в дальнейшем тиражировать созданные объекты на любых пригодных городских пространствах. В соответствии с поставленной целью было запланировано два этапа реализации проекта.
На первом этапе студенты знакомились с современными тенденциями в организации городской среды с использованием современных экологических технологий. По завершении первого этапа был проведен конкурс эссе. По его результатам шесть студентов Университета Правительства Москвы были приглашены для дальнейшего участия в основном конкурсе. Отобранных участников с помощью жеребьевки распределяли по проектным командам, которые, в свою очередь, работали над созданием объектов четырех типов: «Луговые сообщества», «Прибрежные сообщества», «Лесные сообщества» и «Зеленые крыши». Такие объекты для проектирования были выбраны организаторами конкурса не случайно. В городе много открытых пространств, занятых стрижеными газонами, которые требуют постоянного ухода. В мировой практике газоны принято заменять луговыми сообществами. Они более экономичны в уходе, выглядят привлекательно, больше соответствуют природному, исконному ландшафту.
Влажные прибрежные, околоводные пространства и акватории мелких рек и водоемов также представляют большой интерес для городского благоустройства. С помощью особого набора видов растений влажных местообитаний можно создать не только визуально привлекательные, но и экологически важные сообщества при реабилитации малых рек, ныне убранных в подземные коллекторы. Это огромный ресурс для увеличения городского биоразнообразия.
Основной проблемой современных дворовых территорий является их сильное затенение. Традиционно каждый год на этих местах высевают или укладывают рулонный газон, что неэффективно и дорого. Вместо газона можно использовать теневыносливые многолетние растения, которые создадут необходимый декоративный эффект и будут «работать» долгие годы.
Квазиприродное растительное сообщество в парке «Зарядье» (фото А. Сивова, 2023)
Современное развитие городов – это, как правило, путь урбанизации, которая приводит к резкому снижению площади озелененных территорий [3]. Препятствовать названному негативному процессу можно только увеличивая площади озеленения стен зданий и крыш. В настоящее время в городах появляется много озелененных пространств, размещенных на крышах паркингов. Не всегда воплощенные решения бывают удачными, и такой вид озеленения требует отдельной технологической проработки.
На втором этапе основного конкурса организаторы приняли решение сформировать команды, которые будут включать студентов из разных вузов, обучающихся различным специальностям. Каждая команда состояла из 8–12 человек. Уже имея опыт конкурсного проектирования, студенты Университета Правительства Москвы выступили в роли лидеров и основных организаторов работы межвузовских команд. В конкурсе участвовали студенты, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», профиль «Управление городским хозяйством». Знания и практические навыки, получаемые в стенах вуза, оказались весьма полезны. Можно сказать, судя по характеру участия студентов в подготовке конкурсного проекта, что они умели профессионально составлять техническое задание на объект благоустройства, оценивать концепции проектных решений, руководить процессом проектирования, составлять смету, отбирать предложенные конструктивные решения, доводить проект до реализации и осуществлять реализацию проекта.
Согласно составленному техническому заданию, проекты вида «Луговые сообщества» должны были отражать характер растительности пышно цветущего луга. Перед командами «Прибрежных сообществ» была поставлена задача создать визуально привлекательные и экологически устойчивые сообщества вдоль берегов водоемов. Довольно сложную задачу в эстетическом и технологическом отношении получили команды, работающие над созданием зеленых крыш. Этим студентам среди прочего пришлось рассчитывать нагрузки на несущую конструкцию, разрабатывать технологические карты и готовить методики трансформации крыш городских зданий согласно принятым зеленым стандартам [1].
Для выполнения работ командам-конкурсантам были выделены участки площадью 0,25 га. Согласно условиям конкурса, на каждом участке необходимо было выполнить два проекта, т. е. работало по две команды. Для всех команд были определены кураторы и координаторы. Куратором являлся главный специалист по рабочей теме, а координатором – представитель профессорско-преподавательского состава одного из вузов, участвующих в проекте. Таким образом, студенты разных вузов, объединенные в команду, имели возможность познакомиться с традициями и школами обучения в других вузах. Куратор проекта обсуждал со студентами наработанные концептуальные идеи проекта и помогал выбрать наиболее рациональное, с практической точки зрения, решение. Координатор организовывал работу над проектом, давал необходимые консультации, участвовал в обсуждении принимаемых решений. Союз куратора и координатора проекта был необходим для быстрого принятия проектного решения и расстановки приоритетов при проектировании и реализации. Все студенты отметили, что межвузовской команде работалось комфортнее, когда с ней были руководители проекта.
Студенты Университета Правительства Москвы выступили в роли лидеров и основных организаторов работы межвузовских команд
Каждый участок, назначенный команде, обладал своими индивидуальными особенностями. Перед студентами стояла сложная задача – раскрыть потенциал своей площадки в очень ограниченные сроки. На разработку всего проекта отводилось 30 дней. Надо отметить, что современные динамичные условия жизни, очевидно, научили молодых людей быть собранными и в то же время гибкими. Студенты в таких условиях проявили очень высокую организованность. Кроме того, их отличали большая заинтересованность и умение работать в команде. Необходимо подчеркнуть, что участники всех команд быстро сориентировались, оценили возможности своих коллег и правильно распределили проектные, расчетные и технологические задачи. Все восемь команд успели выполнить проекты и защитить их.
До защиты студенческих работ конкурсная комиссия выработала следующие критерии оценки:
- новизна;
- раскрытие потенциала территории;
- практикоориентированность (в том числе сложность реализации и содержания);
- потенциал для масштабирования и тиражирования;
- убедительность презентации и полнота раскрытия идеи;
- образовательный и просветительский потенциал;
- экологическое обоснование проектируемого ассортимента.
Каждый критерий оценивался по пятибалльной шкале. В состав конкурсной комиссии вошли заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Е. Г. Семутникова, директор департамента коммуникаций и рекламы Росбанка Е. В. Кожадей, профессор кафедры высших растений МГУ имени М. В. Ломоносова А. С. Зернов, программный директор проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития», руководитель Школы КСО и устойчивого развития Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис» С. А. Герасимова, директор фонда сохранения и развития науки, культуры и искусства «Шуховская башня» В. Ф. Шухов, проректор по высшему образованию и молодежной политике Университета Правительства Москвы А. А. Александров.
Студенты Университета Правительства Москвы победили и оказались финалистами среди команд-участников в трех проектных направлениях: «Луговые сообщества» – конкурсный проект «Луговые сообщества – 2» (Павел Борщев, Тихон Воинов, Екатерина Таранова, Анна Бадекина), «Прибрежные сообщества» – проект «Эвдемония. Эмоции, воплощенные в форме» (Дарья Лунева), «Зеленые крыши» – проект Botanical Unda (Феодор Макущенко).
Результаты конкурса оказались полезны и участникам, и организаторам, и партнерам конкурса. Студенты получили ценный опыт применения теоретических знаний на практике, работая в команде и общаясь с признанными практикующими специалистами. В скором будущем созданные объекты приобретут статус объектов культурного наследия. Еще более важным является то, что уже сегодня студентами созданы объекты, которые, не обладая большой материальной ценностью, имеют существенное воспитательное значение. Причем этическая составляющая результата их труда влияет как на самих создателей, так и на горожан, граждан страны. Нынешние студенты впоследствии будут приводить в парк своих детей и внуков, рассказывать, как они здесь работали. Пробудят в них интерес к трудовой деятельности на благо города и к познанию живой природы. Этот результат, на наш взгляд, является главной составляющей описанного конкурса.
Канал в «Аптекарском огороде» (фото А. Сивова, 2023)
Москва благодаря реализации студенческих проектов приобрела ряд новых технологий создания различных квазиприродных сообществ. Данный набор практик будет способствовать улучшению экологической обстановки в российской столице, обогащению биоразнообразия, сохранению природного ландшафта города и комфорту жителей.
Ботанический сад МГУ получил в свое распоряжение новые участки экспозиций растительных сообществ, которые войдут в новые экскурсионные программы.
Для вузов-участников оказался очень ценным опыт междисциплинарного взаимодействия с последующим выходом на реализацию проекта. Обучающий эффект такой учебно-практической деятельности усиливается благодаря тому, что студенты могут увидеть и оценить конечный результат своего труда.
В 2023 г. студенты нескольких московских вузов приняли участие в городском конкурсе «Градоначальники Москвы». Финалистами конкурса стали 32 студента из Государственного университета управления, Университета Правительства Москвы, НИУ «Высшая школа экономики», Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Московского политехнического университета, Московского Университета имени С. Ю. Витте, Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института [4]. В качестве целей конкурса были заявлены расширение знаний о формировании системы управления Москвой, сохранение исторической памяти о важных событиях, датах и личностях, повлиявших на развитие города. Наибольшую активность проявили студенты 1-го и 3-го курсов Университета Правительства Москвы, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», профили «Управление городским хозяйством» и «Управление цифровыми проектами города» – Алина Казак, Данила Шишонков, Тихон Войнов, Лия Тойвонен. Участники должны были выбрать историческую персону – главу городского управления – в период с 1147 по 1917 г. Предлагалось изучить биографию, проанализировать нормативные акты, принятые в период работы исследуемой персоны, и описать результаты деятельности, повлиявшие на развитие Москвы. Команда Университета Правительства Москвы остановилась на фигуре Федора Васильевича Ростопчина, генерал-губернатора Москвы в период с июня 1812 г. по август 1814 г.
Студенты получили ценный опыт применения теоретических знаний на практике, работая в команде и общаясь с признанными практикующими специалистами
Студенты провели большое исследование биографии Ф. В. Ростопчина, которое побудило их расширить свои изыскания и познакомиться с эпохой в целом, изучив биографии современников выбранного исторического персонажа. Ф. В. Ростопчин активно обустраивал принадлежавшую ему усадьбу Вороново. В период его владения эта территория считалась одной из самых достойных русских усадеб начала XIX в., в том числе благодаря превосходному пейзажному парку. К работам владелец привлек лучшего архитектора того времени – Н. А. Львова. Благодаря усилиям мастера и покровительству заказчика парк приобрел характер подлинного произведения садово-паркового искусства и до сих пор является одним из программных произведений для архитекторов. Кроме того, во владениях Ф. В. Ростопчина проводились сельскохозяйственные и животноводческие эксперименты – по оптимизации севооборотов, по выведению новой породы лошадей.
Жюри высоко оценило представленные работы всех команд-участников. Тем не менее глубокая проработка материала, умелое владение фактами, способность их грамотно трактовать позволили студентам Университета Правительства Москвы стать победителями.
Конкурсы студенческих исследовательских и практико-ориентированных проектов, в которых участвуют будущие городские управленцы, несомненно, полезны для всех уровней общественной жизни. Обучение с опорой на прикладной аспект – это вклад вузов в дальнейшее развитие мегаполиса. Выпускники, получившие опыт реализации проектов по развитию городской среды, архитектуре, истории, имеют более широкий кругозор, способны лучше планировать и распределять свои силы. Навыки работы в команде помогут им сориентироваться на рабочем месте и стать эффективными помощниками в реализации больших городских проектов мегаполиса. Студенты, особенно представители младших курсов, проявляют большой интерес к работе, которая позволяет получить широкий диапазон различных теоретических и прикладных знаний. Участие в межвузовских проектах необходимо поощрять и поддерживать со стороны как педагогического сообщества, так и города Москвы.
About the authors
O. V. Dmitrieva
Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
Author for correspondence.
Email: info@mguu.ru
Associate professor with the Chair of City Economy and Housing Law, PhD in Agricultural Sciences
Russian Federation, MoscowA. A. Reteyum
Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University
Email: info@mguu.ru
Director for Development of the All-Russian Society for Nature Conservation
Russian Federation, MoscowReferences
- GOST R 58875-2020 “Green” standards. Green and trafficable roofs. Technical and ecological requirements. Moscow: Standartinform Publ., 2020. 54 p. (In Russ.).
- Dmitrieva O. V., Sinodskaya E. A. Students’ Creative Research that Shapes Comfortable Urban Environment. MMGU Herald, Moscow, 2021, no. 2, pp. 51-56. (In Russ.).
- Morozova G. Yu. Monitoring of the Urbanized Inhabitancy: Structure of Plant Populations. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2009, no. 1-6, pp. 1170-1173. (In Russ.).
- Stock-taking of the City Interuniversity Competition of Research Works “Moscow’s City Governors”. Museum of entrepreneurs, patrons and benefactors: [website]. 05.06.2023. Available at: https://www.muzeydela.ru/novosti/podvedenie-itogov-gorodskogo-mezhvuzovskogo-konkursa-issledovatelskikh-rabot-gradonachalniki-moskvy (accessed: 28.08.2023). (In Russ.).
- Chursina L. V. Interdisciplinary educational programs on landscaping as part of the strategy of returning wildlife to the city. In Science, education and experimental projecting: materials of the international scientific and practical conference April 4, 2022. (Pp. 357-359). Moscow: MARKHI Publ., 2022. (In Russ.).
Supplementary files
