Выявление приоритетных стратегий кадрового обеспечения цифровой экономики
- Авторы: Дёгтев Г.В.1,2
-
Учреждения:
- «Технополис «Москва»
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 4 (50) (2020)
- Страницы: 9-12
- Раздел: Город XXI века. Ключевая тема: «Цифровая экономика: новые компетенции для управления городом»
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/278026
- ID: 278026
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Активное внедрение искусственных нейросетей, машинного обучения, нейроинтерфейсов и других технологий с использованием искусственного интеллекта приводит к изменениям во всех сферах городской жизни. Эти перемены оказывают сильное воздействие на рынок труда, а точнее, на содержание профессиональной деятельности: от сотрудников требуются новые умения, а следовательно, новые компетенции. Яркий пример возможностей современной техники демонстрируют московские предприятия, осуществляющие программу цифровизации производственных объектов. Вместе с тем сферу робототехники многие считают источником рисков для рынка труда. И позитивные, и потенциально негативные факторы, связанные с развитием цифровой экономики, необходимо учитывать при разработке стратегий обучения персонала. От своевременного обновления программ высшего образования зависит конкурентоспособность нашей страны в мире. Образовательные стратегии должны строиться с учетом наиболее востребованных технологий. Необходим системный мониторинг кадрового обеспечения рынка труда для определения приоритетных направлений обучения персонала будущего.
Ключевые слова
Полный текст
Сегодня цифровизация и образование – это две крупные системы, активно влияющие на жизнь современного общества, в чем-то полярные по отношению друг к другу, но при этом динамично взаимодействующие. Сегодня на рынке труда отмечается высокий спрос на работников, обладающих цифровыми навыками [3]. Новейшие технологии позволяют изменять и форматы, и содержание обучения персонала [3, 4], однако стратегия подготовки кадров для цифровой экономики требует глубокого и тщательного анализа перспектив дальнейшего развития науки и техники. В настоящий момент одно из главных препятствий на пути к эффективной подготовке персонала – нехватка специалистов, способных обучать актуальным компетенциям в цифровой парадигме. Эксперты отмечают высокий уровень инертности образовательной системы на фоне высокой подвижности технологий.
В органах государственной власти требования к сотрудникам, по всей видимости, также изменятся в скором времени, поскольку преобладающее большинство трудовых операций уже автоматизировано [6].
Глобальная апробация цифровых разработок сильно влияет на потребность работодателей в сотрудниках и требования к уровню компетенций персонала. Интенсивное развитие технологий сокращает жизненный цикл профессий. Снижается актуальность тех из них, которые предполагают формализированное выполнение регулярных, простых задач. Вместо этого появляются новые специальности и роли [3]. Мы видим, как эволюционируют компетентностные парадигмы ряда профессий (к примеру, маркетологов, аналитиков и т. д.) из-за того, что преобразуется их профессиональный инструментарий. Растет уровень требований к универсальным компетенциям – так называемым soft skills (оперирование эмоциональным и социальным интеллектом, т. е. способностями, присущими индивиду). Усиливаются требования к адаптивности и гибкости сотрудников. Увеличивается спрос на специалистов, владеющих компетенциями «цифровой ловкости» (т. е. желающих и умеющих применять новейшие технологии для повышения профессионализма и улучшения профессиональной деятельности в целом) [5, 8].
Сегодня, как никогда прежде, важен вопрос конкурентоспособности высшего образования в России – ответ на него определяет не только настоящее, но и будущее нашей страны. Современные образовательные стратегии должны учитывать внедряемые новые технологии, из-за которых растет спрос на сотрудников, готовых продуктивно работать в технологичных направлениях. Подготовка специалистов, способных исполнять в повседневной профессиональной деятельности такие функции, – важная задача для Москвы как крупного мегаполиса мирового значения. Навыки взаимодействия с масштабными базами неструктурированных и структурированных данных значительно повышают качество и производительность труда, способствуя социально-экономическому развитию столицы.
Работа с большими данными, создание искусственных нейронных сетей, автоматическое распознавание лиц, речи, машинный речевой синтез, машинное обучение, нейросимуляции, проектирование нейроинтерфейсов – именно эти сферы остро нуждаются в квалифицированных специалистах.
В Москве развиваются технологичные направления, которые широко используют возможности человеческого мозга, индивидуальные процессы мышления, обращаются к высшей и низшей нервной деятельности, включают в себя разработки по управлению психическим состоянием и работоспособностью человеческого мозга [5, 7]. В профессиональной сфере применяются технологии, объединяющие интеллектуальные парадигмы поддержки решений и рекомендательные системы, так что процесс принятия решений автоматизируется. Уже сегодня технологии с использованием искусственного интеллекта оказывают влияние не столько на количество рабочих мест, сколько на содержание профессиональной деятельности. Примером служит Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), активно использующий технологии дополненной реальности в работе сотрудников (AR-очки).
В настоящий момент одно из перспективных направлений подготовки кадров для цифровой экономики – формирование цифровых коммуникативных навыков. Сети беспроводной связи и их инфраструктура, включая WAN (глобальную сеть), LPWAN (технологии связи в рамках промышленного Интернета), WLAN (беспроводная локальная сеть), MAN (городская вычислительная сеть), BAN (нательная компьютерная сеть), спутниковые технологии связи и сетевые технологии 5G и другие, становятся обязательным элементом делового пространства.
Мы можем своими глазами наблюдать, как в повседневной жизни появляются прорывные технологии, о которых еще вчера никто не задумывался. Их развитием будут заниматься специалисты, способные управлять умным производством, – те, кто умеет создавать и использовать новые материалы и конструкции, проектировать в цифровом пространстве, участвовать в информационном и математическом моделировании, расширенном управлении жизненным циклом продукции.
Подготовка персонала для производств нового типа, с применением инновационных технологий манипулирования, цифровых платформенных решений для проектирования, инжиниринга, мониторинга и логистики очевидно требует новых образовательных стратегий.
К рискам кадрового обеспечения цифровой экономики многие исследователи относят технологии робототехники. Подбор специалистов для взаимодействий «человек – машина» является общемировой проблемой. Интеллектуальные модели управления робототехническими системами, технологии сенсомоторной координации и пространственного позиционирования вносят кардинальные изменения в образовательные программы всех уровней обучения персонала. Примером широкого внедрения робототехники является столичный завод «Renault Россия», на линиях которого уже задействовано более 100 стационарных роботов, выполняющих сложную работу по сборке, сварке и окраске. Свыше 160 беспилотных транспортных средств доставляют детали и комплектующие. Управление такими машинами требует особой профессиональной подготовки.
Необходим мониторинг кадрового обеспечения рынка труда в условиях глобальной цифровизации, который позволит определить приоритетные HR-стратегии для цифровой экономики, а равно оценить степень исполнения указов Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Слежение за рынком труда позволит определить основные факторы, влияющие на уровень кадрового обеспечения цифровой экономики, даст возможность своевременно выявить возможные риски и угрозы.
Кадровое обеспечение цифровой экономики – актуальная теоретическая и практическая задача. Ее решение станет гарантом устойчивого развития столичного мегаполиса.
Об авторах
Г. В. Дёгтев
«Технополис «Москва»; Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: herald@mguu.ru
генеральный директор «Технополис «Москва», заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Университета Правительства Москвы, доктор юридических наук, доцент
Россия, Москва; МоскваСписок литературы
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Гладилина И. П., Дёгтев Г. В., Балдин А. С., Прохоров А. В., Сварник Т. А. Цифровые навыки в достижении профессиональной успешности специалистов в области управления // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 96–99.
- Гладилина И. П., Сергеева С. А., Холкина Н. А., Золотухина Ю. В., Мельникова А. В. Удаленные методы работы: качество решения профессиональных задач специалистов в сфере закупок // Социология. 2020. № 2. С. 222–226.
- Зайнетдинов Э. 30 бизнес-процессов, которые изменятся из-за искусственного интеллекта // Deecrypto Store & Club. 01.01.2019. URL: https://hype.ru/deecrypto-store-club/30-biznes-processov-kotorye-izmenyatsya-iz-za-iskusstvennogo-intellekta-dkvza585 (дата обращения: 28.10.2020).
- Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сб. / М. А. Сабельникова, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова [и др.]; Росстат; Высшая школа экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 195 с.
- Трофимов В. В. Искусственный интеллект в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 105–109.
- Цветкова Л. А. Технологии искусственного интеллекта как фактор цифровизации экономики России и мира // Экономика науки. 2017. Т. 3. № 2. С. 126–144. doi: 10.22394/2410-132X-2017-3-2-126-144.
Дополнительные файлы
