Social partnership in labor relations: to commemorate Russia’s Independent Trade Union Federation’s 30th anniversary
- Authors: Kuzmina N.N.1,2
-
Affiliations:
- Russia’s Independent Trade Union Federation
- Academy of Labor and Social Relations
- Issue: No 4 (50) (2020)
- Pages: 56-60
- Section: Наука и инновации
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/278038
- ID: 278038
Cite item
Full Text
Abstract
In the course of a few decades changes were in train in our country’s economy as a result of the change of the political system and business pattern. Changes are still in progress, but amid the factors of restructuring the economic domain digitalization is coming to the fore. Substantial headway is noticeable in labor market, a number of which are witness to the lowering of workers’ social security. The stature of social institutions responsible for regulation of the labor market – the trade unions has notably changed in the last decades. People lack the notion of trade unions functions today, while they become a dramatic force that determines the relationship between the workers, the employers and the state. Deputy Chairman of Russia’s Independent Trade Unions Federation N. N. Kuzmina gave an account of priorities, tasks and activities of the trade unions’ movement and the effects of tripartisanship system on the labor market. In her interview to the Herald she characterized the phenomenon of “precariat”, outlined the Federations plans to reduce its impact on society, as well as offered her outlook for the future of the trade union movement in Russia.
Full Text
Нина Николаевна, в 2020 г. Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) исполняется 30 лет. Вы начали работать здесь как специалист 1-й категории, а с 2009 г. занимаете должность заместителя председателя ФНПР. С какими трудностями столкнулась федерация в ходе своего становления и развития? Какие основные достижения отечественного профсоюзного движения Вы могли бы отметить?
В аппарат ФНПР я пришла в сентябре 2000 г., и к тому моменту федерация уже была крупнейшим объединением профсоюзов. После крушения старой общественно-политической системы, смены государственности им пришлось модернизировать формы и методы работы для эффективного решения новых задач, свойственных жесткому рыночному хозяйствованию. В советские времена профсоюзы были встроены в систему государственной власти, управления производством и распределения общественных благ. Теперь они занимают полярное положение относительно бизнеса и власти при антипрофсоюзной риторике в СМИ. Старшее поколение хорошо помнит девяностые годы: обвал производства, взаимные неплатежи предприятий, рост безработицы, астрономические долги по выплатам зарплат, пенсий, стипендий, социальных пособий, беспрецедентное снижение цены труда и качества жизни большинства граждан. Среди реалий того времени – массовые забастовки, акции протеста, многомиллионные коллективные действия профсоюзов. ФНПР побудила власть и бизнес искать компромиссы в области социального развития. К 2000 г. федерация пользовалась высоким авторитетом среди членов международного профсоюзного движения, поэтому неудивительно, что ее представители занимали ключевые посты в руководстве международных профцентров и Административном совете Международной организации труда.
В рамках ежегодной Недели профсоюзов в 2019 г. состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Мир труда в ХХI веке: трипартизм в цифровой трансформации». Что такое трипартизм и какова его роль в обществе?
Трипартизм – это система трехстороннего представительства (государства, работников и работодателей) в процессе регулирования социально-трудовых отношений. В нашей стране основным органом социального партнерства в сфере труда является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В регионах тоже создаются трехсторонние комиссии, действующие на аналогичных принципах. Законы субъектов Российской Федерации, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют образование и деятельность территориальных трехсторонних комиссий. На федеральном уровне или на уровне субъектов могут возникать отраслевые (межотраслевые) комиссии. Они проводят коллективные переговоры, готовят проекты соглашений, заключают соглашения. Территориальные комиссии действуют самостоятельно, не подчиняясь комиссиям более высокого уровня. Однако РТК может рекомендовать комиссиям другого уровня принять те или иные решения, а Правительство Российской Федерации вправе влиять на позицию власти в этих комиссиях.
Вы являетесь заместителем координатора профсоюзной стороны РТК, представляющей общероссийские объединения профсоюзов. Как бы Вы оценили ее роль в развитии отношений между государством и двумя другими сторонами?
РТК была создана в 1992 г. указом Президента Российской Федерации и является постоянно действующим органом согласования социально-экономических интересов федеральных органов государственной власти, общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Основные ее задачи – ведение коллективных переговоров и подготовка проекта так называемого генерального соглашения между тремя сторонами комиссии на очередной период, заключение и, конечно, организация выполнения соглашения. Генеральное соглашение заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
С юридической точки зрения, генеральное соглашение – это правовой акт уровня Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения между работниками и работодателями. Его предназначение – задавать общий вектор всем другим соглашениям, затрагивающим вопросы социального партнерства в сфере труда: отраслевым (межотраслевым), региональным (межрегиональным) и локальным (коллективным договорам).
Комиссия, как уже было сказано, формируется из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти на основе соблюдения принципов паритетности и равноправия сторон. Количество членов от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Каждая из сторон самостоятельно определяет персональный состав своих представителей и порядок их ротации. Координатор РТК утверждается Президентом Российской Федерации и не является ее членом. Сейчас эту позицию занимает Т. А. Голикова. Координатором правительственной стороны РТК выступает федеральный министр. Он отвечает за выработку политики в сфере труда и социального развития, и сегодня это – министр труда и соцзащиты Российской Федерации А. О. Котяков. Сторону работодателей возглавляет президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин, а в качестве координатора стороны профсоюзов с 1993 г. выступает председатель ФНПР М. В. Шмаков.
В структуре РТК формируются постоянно действующие рабочие группы. Сейчас их семь – по количеству разделов действующего генерального соглашения.
Каждая из рабочих групп рассматривает вопросы своего раздела. Стороны РТК привлекают к работе ученых, специалистов, экспертов для решения вопросов об экспертизе проектов федеральных законов, постановлений и распоряжений правительства, приказов, иных распорядительных актов, касающихся социально-трудовых отношений. В 2020 г. истекает срок действия нынешнего генерального соглашения, и сейчас идут переговоры по подготовке проекта генерального соглашения на новый период.
Сегодня сфера трудовых отношений, как, впрочем, и другие области социальной жизни, претерпевает заметные изменения, связанные с перестройками в экономике. Одно из актуальных событий современности – появление прекариата, нового социального класса. Насколько значимо это явление, на Ваш взгляд?
Прекариат не является классом в общепринятом понимании. Этим термином социологи обозначают всех, кто социально не устроен, занят в социально незащищенных формах деятельности, имеет низкие доходы, лишен социальных гарантий. К этой группе причисляют также людей, стабильно занятых на временной работе. В мире на их долю приходится 30–40% трудоспособного населения. К прекариату относятся работающие неполный рабочий день, те, кто перебивается сезонными и случайными приработками. В эту категорию входят самозанятые, пользующиеся платформами-агрегаторами, те, кто работает на половину или иную часть ставки, на временных должностях, вне штата, получая зарплату «в конверте» и т. п.
Прекариат – угроза стабильному развитию. Это явление стало особенно заметным в XXI в., в том числе потому, что порождено современной стадией капитализма. Прекариат – это вызов и профсоюзному движению. До сих пор профсоюзы объединяли фабрично-заводских рабочих и офисных служащих, но сейчас мы видим, что такая форма занятости постепенно сменяется занятостью нестабильной, негарантированной и незащищенной. Поэтому теперь перед профсоюзами стоит задача объединить в своих рядах самозанятых, которые зачастую выполняют те же функции, что и ранее, когда были стабильно занятыми, а также «платформенных» и неформальных работников. Всем им необходимо обеспечить должный уровень охраны труда, достойный доход и социальную защиту. Именно такой приоритет зафиксирован в решениях Х съезда ФНПР в мае прошлого года. Уверена, что в новом генеральном соглашении проблема прекаризации занятости будет отражена.
Пандемия коронавируса в этом году стала серьезным испытанием для работников и работодателей: резкий переход на удаленную работу, снижение производительности и даже приостановка деятельности предприятий привели к снижению доходов физических и юридических лиц. ФНПР активно включилась в антикризисную работу: это и защита прав медицинских работников, и помощь Пенсионному фонду России в обработке данных для выплат гражданам положенных пособий. Какие еще меры поддержки необходимы, по мнению профсоюзов, для дальнейшего восстановления экономики после пандемии?
Нужно, чтобы организации работали при растущем внутреннем платежеспособном спросе. Для чего была приостановлена деятельность предприятий и организаций? Для того чтобы прервать цепочки передачи вируса от человека к человеку и позволить медицинским учреждениям подготовиться к пиковым нагрузкам. Ослаблена система здравоохранения была именно в силу хронического недофинансирования, что профсоюзы отмечали еще на этапе обсуждения планов реформирования отрасли. Сегодня нам надо научиться жить и работать в условиях сохраняющихся эпидемиологических рисков. Изменения в социально-трудовой сфере должны происходить только на основе диалога общества и власти. Об этом четко говорится в стратегии Международной организации труда по преодолению последствий пандемии. Законодательство об охране труда должно быть усилено, а число и полномочия инспекторов труда – увеличены. Любые поправки в трудовое законодательство необходимо согласовывать с профсоюзами. Практика показывает: игнорирование их позиции дорого обходится обществу.
ФНПР недавно разработала законопроект о внесении поправок в Трудовой кодекс, регулирующих организацию удаленной работы. Расскажите, пожалуйста, почему вы посчитали нужным составить такой документ.
В апреле ФНПР направила в РТК свои предложения по правовому регулированию работы, временно организованной вне стационарного рабочего места у работодателя. На наш взгляд, в дополнительное соглашение о временном выполнении трудовой функции вне стационарного рабочего места нужно включить ряд дополнительных позиций. По-нашему мнению, в нем должны быть отражены основания для перевода сотрудника на дистанционный режим – семейные обстоятельства, состояние здоровья, чрезвычайные обстоятельства, препятствующие выполнению трудовых функций на стационарном рабочем месте под контролем работодателя. Кроме того, необходимо указывать срок действия дополнительного соглашения, средства и способы связи с сотрудником для решения рабочих вопросов (Интернет, телефонная связь, в том числе мобильная, и т. п.), условия электронного взаимодействия между работодателем и работником, включая правила обмена электронными копиями документов; периоды времени, когда работник должен быть доступен для связи с работодателем; порядок и сроки представления работниками отчетов о выполненной работе; порядок и сроки обеспечения работников оборудованием, компьютерными программами и мобильными приложениями, средствами защиты информации и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых функций. Наконец, следует отразить порядок и сроки возмещения расходов, связанных с выполнением временной удаленной работы. На основе предложений ФНПР был разработан проект федерального закона о регулировании дистанционной и временной удаленной работы, принятый в первом чтении 21 июня 2020 г. Законопроект, можно сказать, имеет четырех авторов: его разрабатывали три стороны РТК и парламентарии.
В Москве, ключевом экономическом и промышленном центре России, роль профсоюзов особенно велика. Какие основные задачи ставит перед собой московское профсоюзное движение?
Обособленного московского профсоюзного движения у нас нет. Существует Московская федерация профсоюзов (МФП), и это членская организация ФНПР. Она является стороной московского регионального трехстороннего соглашения. Составляющие МФП горкомы профсоюзов – это структуры общероссийских профсоюзов. Все вместе мы, как единое целое, работаем для того, чтобы на каждого члена профсоюза распространялись соглашение и коллективный договор. Наша цель – обеспечить каждому члену профсоюза высокий уровень зарплаты и социальных гарантий, потому что профсоюзы – это организации коллективной защиты работниками своих законных прав и интересов в сфере труда.
Беседовала Е. Ю. Колетвинова
About the authors
N. N. Kuzmina
Russia’s Independent Trade Union Federation; Academy of Labor and Social Relations
Author for correspondence.
Email: herald@mguu.ru
Deputy Chairman of Russia’s Independent Trade Union Federation, Rector of the Academy of Labor and Social Relations, PhD in Economics
Russian FederationReferences
Supplementary files
