Keeping Up the Economy in the Wake of the Pandemic: Best Foreign Practices

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Analysis has been made of government support measures, executed during the COVID-19 pandemic in Russia’s key partner countries – the EU member states. In particular – the financial support of small and medium size enterprises irrespective of the foreign capital share in their structure. In Russia a number of foreign invested companies were denied access to such measures even though they conformed with the small and medium size criteria. Yet such companies make a significant contribution to the Moscow Region economy. The article features potential measures that could help out the worst-hit foreign invested nationally operating small and medium size enterprises. These measures could enable the said organizations to keep on working to the benefit of Moscow and Russian economies.

Full Text

В конце 2019 г. началась эпидемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Уже весной 2020 г. она превратилась в пандемию, унесшую жизни сотен тысяч человек во всем мире. Введенные карантинные меры оказали мощное воздействие на социально-экономическое развитие многих государств, особенно в Европейском Союзе. В течение двух-трех месяцев полностью или частично (в зависимости от страны) была ограничена деятельность большинства предприятий сферы услуг, торговли, производственной отрасли. Буквально целые направления экономической деятельности приостановили свою работу. Сократилось и потребление со стороны конечных покупателей, нарушились цепочки товарных поставок. Как следствие, во главу угла был поставлен поиск путей преодоления негативных тенденций в экономике, вызванных пандемией COVID-19, а также стабильного и устойчивого восстановления пострадавших экономик.

Россия и Москва поддерживают тесные экономические контакты с большинством стран мира, но особенно важны отношения с нашими естественными торгово-экономическими партнерами – странами Европы. В этой связи очевидно: необходимо и полезно проанализировать работу европейских государств в сфере поддержания внутренней экономики и преодоления последствий, вызванных пандемией. Особенно интересны подходы ведущих европейских партнеров столицы – Франции, Италии, Австрии, которые традиционно являются источниками новых технологических решений и инвестиционных ресурсов.

К середине 2020 г. Федеральное правительство Австрии выделило 38 млрд евро на меры по противодействию негативным явлениям в экономике, вызванным распространением вируса COVID-19 [11]. Предприятиям, пострадавшим от введенного режима самоизоляции, закрытия границ, запрета на массовые мероприятия, государство предоставляет гарантии на 90% суммы банковского кредита для устранения дефицита ликвидности в период с 1 марта по 30 сентября 2020 г. [13]. Объем гарантированного кредита не может превышать 25% годового оборота компании или 120 млн евро. Кредит должен быть выдан на срок до пяти лет и может быть продлен еще на пять лет. Процентная ставка кредита не превышает 1%. Лимит общей суммы государственных гарантий по кредитам и компенсаций постоянных издержек установлен в объеме 15 млрд евро.

Введены налоговые льготы, в частности: сокращена (вплоть до нуля) предоплата по подоходному (корпоративному) налогу за 2020 г. и появилась возможность отсрочки или рассрочки налоговых платежей (при обращении компаний решения принимаются в индивидуальном порядке), отменены штрафы и пени за просрочку.

В федеральной земле Вена для предприятий с годовым оборотом менее 5 млн евро предоставляются гарантии по банковским кредитам на сумму от 5 тыс. до 350 тыс. евро, а для предприятий с годовым оборотом от 5 млн евро – от 50 тыс. до 500 тыс. евро [9]. Австрия поддерживает создание и расширение онлайн-магазинов на малых и микропредприятиях в сфере местного снабжения, творчества и персональных услуг. Помощь получают ведущие компании всех отраслей, которые важны для поддержания идентичности города Вены, известны за ее пределами и обеспечивают соответствующее количество рабочих мест [7]. В австрийской столице также запущена программа Innovate4Vienna. Она предназначена обеспечить быструю и эффективную реализацию связанных с COVID-19 проектов по производству и разработке медицинских приборов, программного обеспечения, защитного оборудования, средств гигиены и дезинфекции, инструментов для социального дистанцирования, расширения диагностических возможностей или логистических решений. В качестве финансовой помощи предоставляется субсидия, составляющая 75% документированных затрат на персонал и материалы. Максимальный объем поддержки проекта – 200 тыс. евро; максимальная продолжительность его реализации – шесть месяцев; минимальный бюджет – 10 тыс. евро [10].

Правительство Франции в рамках борьбы с последствиями коронавируса объявило о привлечении 345 млрд евро для поддержки экономики. Из них 300 млрд евро – это государственные гарантии кредитов, в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса [12]. До 31 декабря 2020 г. предприятия Франции всех типов, размеров и юридической формы могут обратиться в свой банк за ссудой, гарантированной государством, для поддержания денежного потока. В первый год проценты за кредит не взимаются. Компания может погасить задолженность в течение максимум пяти лет [5]. Также банки приняли решение отложить на шесть месяцев погашение кредитов компаниями без применения штрафных санкций.

Компании с оборотом менее 1,5 млрд евро и численностью сотрудников до 5 тыс. человек для получения финансовой помощи могут напрямую обратиться в свой банк. Для молодых и инновационных предприятий предусмотрена возможность брать нескольких кредитов при условии, что они в сумме не превышают 25% их оборота или двухгодичного фонда оплаты труда [5]. Компании с оборотом более 1,5 млрд евро и численностью свыше 5 тыс. сотрудников сначала обращаются в свои банки, чтобы получить предварительное разрешение. Затем компании направляют запрос в Казначейство Франции. Государственная гарантия предоставляется в индивидуальном порядке в соответствии с распоряжением министра экономики и финансов Франции.

Одновременно сохраняются меры поддержки государственным инвестиционным банком Bpifrance. Гарантия малым и средним предприятиям распространяется на займы (для временного восполнения недостатка оборотных средств) продолжительностью 12–18 месяцев, а перенос сроков выплат относится к займам, полученным начиная с 16 марта [5].

Вторая часть объема финансовой помощи в размере 45 млрд евро предусмотрена для прямой помощи предприятиям [8], в том числе:

  • 35 млрд евро – на отмену или отсрочку уплаты социальных взносов. Отсрочка предоставляется на три месяца без штрафных санкций. На конец мая 2020 г. почти 380 тыс. предприятий подали заявки;
  • 8 млрд евро – на покрытие расходов, сопровождающих перевод сотрудников на частичную занятость. Компания выплачивает своим работникам вознаграждение в размере 70% общей заработной платы;
  • 2 млрд евро – на прямую помощь микропредприятиям через Фонд солидарности. Эта поддержка ориентирована на компании, оборот которых в апреле 2020 г. снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или месячный оборот (в апреле) оказался в среднем ниже среднего оборота в 2019 г.

В индивидуальном порядке рассматриваются запросы компаний на заморозку или урегулирование налоговой задолженности (налога на прибыль и территориального налога – La contribution économique territorial) [2].

Президент Франции Э. Макрон 16 марта 2020 г. объявил об отсрочке выплаты арендной платы, оплаты счетов за воду, газ и электричество для микропредприятий, находящихся в затруднительном положении [1]. Для получения отсрочки запрос направляется поставщику коммунальных услуг и арендодателю.

Дополнительно в случае возникновения проблемы с реструктуризацией долгов, отсрочкой тех или иных платежей государство безвозмездно предоставляет предприятиям финансового (юридического) посредника, который будет вести переговоры с финансовыми и прочими учреждениями.

По предложению Министерства экономики и финансов Франции прямая поддержка бизнесу к концу 2020 г. может увеличиться с 45 млрд до 110 млрд евро. Предполагается выделить 20 млрд евро примерно 20 крупнейшим стратегическим предприятиям, в том числе авиакомпании Air France.

Если посмотреть на общие показатели экономического развития одной из ключевых стран Европейского Союза – Франции в период пандемии, то можно отметить: валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 6% в первом квартале 2020 г., согласно оценке, опубликованной Банком Франции [6]. С учетом того что ВВП в четвертом квартале 2019 г. снизился на 0,1% (по данным Insee [3]), Франция технически находится в рецессии уже в течение шести месяцев. Это худший квартальный показатель, зафиксированный в стране с момента окончания Второй мировой войны (рис. 1).

 

Рис. 1. Квартальный рост ВВП Франции в 1949–2020 гг. (источник: Insee, www.insee.fr)

 

По оценкам Министерства экономики и финансов Франции, государственный долг в конце 2020 г. превысит символический порог, равный 100% ВВП, и достигнет 112%. То же касается и дефицита бюджета: 3,9% от ВВП, или 170 млрд евро, вместо ранее планируемых 2,2% от ВВП, или 93 млрд евро. Согласно экспертным оценкам, общие недополученные налоговые поступления составят примерно 37 млрд евро.

Как показал опрос примерно 8,5 тыс. французских компаний, пандемия коронавируса и карантин привели к снижению активности в экономике Франции на 32%. Наиболее пострадали такие секторы, как строительство (падение экономической активности на 75%), торговля, транспорт, отельный бизнес и общественное питание (падение на 67%). Производственной отрасли также нанесен существенный ущерб (с потерей активности почти на 50%), равно как и рыночным услугам (приблизительно на 33%). Менее затронуты оказались секторы, на которые приходится чуть менее половины ВВП, – сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, коксование, переработка и производство энергии, финансовые услуги и сфера недвижимости.

В целом, по оценкам Международного валютного фонда, ВВП ведущих стран Еврозоны сократится к концу 2020 г. (рис. 2).

 

Рис. 2. Прогноз изменения ВВП стран – лидеров ЕС к концу 2020 г. [14]

 

Среди стран ЕС наиболее пострадала от пандемии Италия. Жесткие карантинные меры на протяжении почти трех месяцев, безусловно, крайне негативно сказались на ее экономике. Лишь в начале июня 2020 г. началось постепенное возвращение жизни общества к нормальному режиму. Ключевым моментом для Италии стало принятие системы экстренных мер поддержки экономики. В конце марта 2020 г. специальным декретом Совета министров Итальянской Республики было зарезервировано 25 млрд евро на ликвидацию последствий вспышки коронавируса. Из них 3,5 млрд направлено на финансирование национальной системы здравоохранения и гражданской защиты, 10 млрд – на поддержку занятости, защиты труда и доходов, в том числе 4,6 млрд евро определено в Фонд заработной платы. Также за март – апрель 2020 г. семьям с детьми до 12 лет выделен «бебиситтер-ваучер» в размере 600 евро, и в течение всего 2020 г. для каждого из родителей доступен внеочередной отпуск на 15 дней.

В мае 2020 г. в соответствии с декретом Совета министров правительство выделило 400 млрд евро для поддержки предприятий в условиях эпидемии [9]. Из них 200 млрд – компаниям, работающим на внутреннем рынке, и 200 млрд – экспортным. Механизм осуществления поддержки предусматривал предоставление государственной гарантии банкам, выдающим кредиты посредством привлечения ресурсов государственного экспортно-кредитного агентства SACE SIMEST и группы Cassa Depositi e Prestiti.

Кроме того, Совет министров утвердил так называемый Декрет перезапуска – дополнительный пакет мер на сумму 55 млрд евро [4]. Он предусматривает, что субъектам хозяйственной деятельности и индивидуальным предпринимателям, включая сельскохозяйственные и торговые компании, кооперативы с оборотом не более 5 млн евро, предоставляется невозмещаемая субсидия. Компании получают ее при условии, что оборот за апрель 2020 г. составил менее 2/3 объема за апрель 2019 г. Для субъектов, начавших свою деятельность в период с 1 января 2019 г., субсидия выплачивается независимо от объемов снижения оборота в апреле 2020 г. Субсидия не входит в налогооблагаемую базу для уплаты подоходного налога и предоставлена Агентством по налогам во второй половине июня 2020 г. посредством прямого аккредитива на банковский или почтовый текущий счет бенефициара. Компании и индивидуальные предприниматели с годовым объемом доходов до 250 млн евро освобождаются от уплаты остатка налога IRAP за 2019 г. и аванса (40% от годовой суммы) за 2020 г. Обязательства по выплате аванса за 2019 г. остаются в силе.

Субъектам хозяйственной деятельности, работникам искусства, которые потеряли в марте–мае 2020 г. доход, превышающий 50% от дохода за март–апрель 2019 г., предоставляется налоговый кредит в размере 60% месячной суммы арендных платежей за недвижимость нежилого назначения, предназначенную для коммерческой, ремесленной, сельскохозяйственной, туристической деятельности или обычной профессиональной деятельности индивидуальных предпринимателей.

В Италии было также принято решение об учреждении Фонда трансфера технологий при Министерстве экономического развития Италии. Работа фонда нацелена на продвижение инициатив и привлечение инвестиций в сферу внедрения результатов исследований на предприятиях с особым акцентом на развитие инновационных стартапов.

В России с учетом международного опыта, прежде всего европейского, был разработан масштабный комплексный план восстановления экономики. Он должен обеспечить выход страны из текущей стагнации на 2,5%-ю траекторию роста уже к концу 2021 г. В то же время планируемые меры поддержки российской экономики пока не затрагивают малые и средние предприятия со значительным иностранным участием в уставном капитале. Однако подобные компании являются важным звеном столичной экономики. К ним относятся как структуры малого и среднего предпринимательства (МСП), так и крупные московские и общефедеральные торговые компании, промышленные предприятия и т. д. Надо отметить, что в ЕС нет экономической сегрегации предприятий и фрагментации оказываемой им помощи по признаку преобладания иностранного участия в капитале компании. (Согласно рекомендации Европейской Комиссии от 06.05.2003, в ЕС при установлении критериев отнесения европейских предприятий к субъектам МСП не учитывается фактор национального происхождения капитала учредителей-участников – предприятий-партнеров и связанных предприятий.) В нашей стране на федеральном уровне, конечно, следует принять во внимание упомянутый европейский опыт.

В текущих условиях для подбора оптимальных мер поддержки предпринимательства Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы организовал мониторинг экономического положения компаний с участием зарубежного капитала в период карантинных ограничений. Департамент совместно с ключевыми торгово-промышленными палатами с иностранным участием провел массовый опрос компаний – членов данных структур. Названные торгово-промышленные палаты объединяют около 5 тыс. предприятий с иностранным капиталом.

По результатам анализа более 90% обследованных функционирующих в Москве предприятий испытали в период ограничений значительные экономические трудности, связанные с падением товарооборота, сокращением поставок сырья и комплектующих, резким уменьшением объемов продаж. Это вызвало объективное снижение фонда оплаты труда сотрудников. В частности, от 20 до 30% компаний (в зависимости от страны расположения материнской организации) имеют существенные задолженности по заработной плате, налогам, арендным платежам. Более 90% респондентов отметили значительные потери выручки и товарооборота. Около 10% предприятий были вынуждены уволить часть сотрудников. Фонд оплаты труда сократился на 35–60%. Свыше 60% опрошенных столкнулись со сбоями в цепочках поставок, ограничением производственных процессов или с частичной (полной) остановкой производства. Если экстраполировать результаты анализа финансовых потерь, понесенных компаниями – участниками опроса, на большинство зарегистрированных в Московском регионе предприятий с зарубежным участием, то сумма их потерь может составить миллиарды евро.

По результатам опроса, более 85% респондентов высказались за равную доступность государственной поддержки для МСП с иностранным участием, созданных в соответствии с российским законодательством, и для иных российских компаний данной сферы.

Предприятия с участием зарубежного капитала, которые по размеру получаемых доходов и численности своего персонала аналогичны субъектам МСП, находятся в особо неблагоприятном положении. В самом деле, сегодня наше государство активно организует поддержку МСП. Однако действующими нормами Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены ограничения на предоставление статуса субъекта малого и среднего предприятия ряду компаний с иностранным участием. Так, данный статус не могут получить российские хозяйственные лица с иностранным участием в том случае, если доля иностранного участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью превышает 49% или он владеет более чем 49% голосующих акций акционерного общества. Лимит на максимальную долю участия иностранного капитала в российском хозяйственном обществе не учитывается, только если материнская компания соответствует критериям среднего бизнеса в части среднесписочной численности сотрудников и дохода от предпринимательской деятельности, полученного за прошлый год. Однако такое исключительное правило не применяется автоматически. Иностранному участнику необходимо истребовать в стране происхождения определенный пакет документов, посредством которого можно доказать соответствие иностранной компании критериям малого и среднего предприятия. К сожалению, в текущих условиях собирать, заверять и легализовывать документы весьма затруднительно и затратно.

На фоне экономической рецессии, вызванной пандемией, которая затронула весь мир, в Московском регионе наблюдается тенденция к частичной или полной остановке деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Отчасти она обусловлена тем, что иностранные материнские компании активно проводят политику сокращения и оптимизации собственных издержек и затрат. Они не в состоянии сейчас и в обозримом будущем оказывать финансово стабилизирующее воздействие на деятельность своих российских дочерних предприятий. Следует отметить, что в России наибольшее количество небольших компаний с иностранным участием зарегистрировано именно в столичном регионе. Их закрытие приведет не только к массовым сокращениям работников и служащих, но и к потере многих отлаженных производственных цепочек и каналов внедрения передовых зарубежных технологий и технических решений. Очевидно, что в описанных условиях для Москвы весьма актуален вопрос о доступности мер государственной поддержки предприятий с иностранным участием (и возможности их включения в Единый реестр субъектов МСП), которые в настоящее время по формальным основаниям не соответствуют установленным критериям.

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы совместно с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы выступил с инициативой внести в действующее законодательство, регулирующее МСП, изменения. Они позволят снять долевое ограничение на участие иностранного капитала в небольших российских компаниях (за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах). Такой подход, кроме достижения своей непосредственной цели, будет способствовать выравниванию российских и общеевропейских критериев, по которым хозяйствующий субъект относят к МСП.

В настоящее время указанные предложения находятся в активной проработке Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Принятие этой законодательной инициативы позволит снизить негативные экономические последствия пандемии и учесть важный европейский опыт поддержки экономики и социально-экономического развития.

×

About the authors

A. G. Dorokhin

Moscow Government Foreign Trade and International Ties Department

Author for correspondence.
Email: info@mguu.ru

Head of the Directorate of Foreign Trade Analysis and Ties with International Organizations, PhD in Economics

Russian Federation, Moscow

References

  1. “We Are at War”: Macron Announced Emergency Measures in France to Fight against Coronavirus. RFI. France, 16.03.2020. Available at: http://rfi.my/5ZIm (accessed: 20.06.2020). (In Russ.).
  2. Aides Financières aux TPE, PME, Artisans: Comment en Bénéficier Face au Coronavirus? FranceSoir. Accueil. Société. Economie, 23.03.2020. Available at: http://www.francesoir.fr/aides-et-mesures-economiques-pour-tpe-pme-artisans-comment-beneficier-des-aides-financieres-pour-faire-face-au-coronavirus (accessed: 20.06.2020).
  3. Au Premier Trimestre 2020, le PIB Chute de –5.8%. Institut national de la statistique et des études économiques [website], 30.04.2020. Available at: https://www.insee.fr/en/statistiques/4485646 (accessed: 20.06.2020).
  4. Comunicato Stampa Del Consiglio Dei Ministri n. 45 “COVID-19, Misure Urgenti per la Salute, l’Economia, il Lavoro e le Politiche Sociali”. Governo Italiano. Presidenza del Consiglio dei Ministri [website], 14.05.2020. Available at: http://www.governo.it/it/articolo/comunicato-stampa-del-consiglio-dei-ministri-n-45/14602 (accessed: 20.06.2020).
  5. Coronavirus: Bpifrance Active des Mesures Exceptionnelles de Soutien aux Entreprises. Bpifrance, 10.06.2020. Available at: https://www.bpifrance.fr/A-la-une/Actualites/Coronavirus-Bpifrance-active-des-mesures-exceptionnelles-de-soutien-aux-entreprises-49113 (accessed: 19.06.2020).
  6. De Guigné A. Le Coronavirus Va Amputer la Croissance “De Plusieurs Dixièmes de Point” en 2020. Le Figaro, 09.03.2020. Available at: https://www.lefigaro.fr/politique/le-coronavirus-va-amputer-la-croissance-de-plusieurs-dixiemes-de-point-en-2020-20200309 (accessed: 20.06.2020).
  7. EXHAUSTED: Vienna Online. Vienna Business Agency [website]. Available at: https://viennabusinessagency.at/foerderungen/programme/wien-online-133 (accessed: 19.06.2020).
  8. Direction Générale des Finances Publiques. Fonds de Solidarité pour les Entreprises, Indépendants, Entrepreneurs. impots.gouv.fr [website]. Available at: https://www.impots.gouv.fr/portail (accessed: 20.06.2020).
  9. Fonte G. Italy Announces Guarantees for Bank Loans Worth over 400 bln Euros. Reuters. Bonds News, 06.04.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/health-coronavirus-italy-decree/update-1-italy-announces-guarantees-for-bank-loans-worth-over-400-bln-euros-idUSL8N2BU5T8 (accessed: 20.06.2020).
  10. Innovate4Vienna. Vienna Business Agency [website]. Available at: https://viennabusinessagency.at/funding/programs/innovate4vienna-135 (accessed: 19.06.2020).
  11. Knolle K. Austria Launches 38 Billion Euros Aid Fund, Border Checks with Germany. Reuters. Business News, 18.03.2020. Available at: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-austria/austria-launches-38-billion-euros-aid-fund-border-checks-with-germany-idUSKBN21536M (accessed: 19.06.2020).
  12. L’activité de Votre Entreprise Est Impactée par le Coronavirus COVID-19. Quelles Sont les Mesures de Soutien et les Contacts Utiles pour Vous Accompagner? economie.gouv.fr [website], 02.06.2020. Available at: https://www.economie.gouv.fr/files/files/PDF/2020/Coronavirus-MINEFI-10032020.pdf (accessed: 19.06.2020).
  13. Produktübersichtsseite für Bürgschaften. WKBG [website]. Available at: https://www.wkbg.at/buergschaftsbank-wien-kredite (accessed: 19.06.2020).
  14. International Monetary Fund. World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown. P. 20. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (accessed: 20.06.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Quarterly GDP growth in France, 1949-2020 (source: Insee, www.insee.fr)

Download (225KB)
3. Fig. 2. Forecast of GDP change in the EU leader countries by the end of 2020 [14]

Download (178KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».