Новый подход к мониторингу мер государственной поддержки в Москве

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В течение ряда лет Правительство Москвы принимает и реализует комплекс мероприятий по поддержке бизнеса и населения. Особую значимость государственная поддержка приобрела в условиях внешнего санкционного давления, усилившегося в 2022 г. В масштабной программе государственной поддержки участвуют органы исполнительной власти из различных отраслей, и для упорядочения сведений обо всех действующих мерах Департамент экономической политики и развития города Москвы разработал универсальную форму для ведения мониторинга в электронном виде. Инструмент интегрирован в информационную систему, чтобы обеспечить автоматизацию сбора информации о всевозможных мерах поддержки и облегчить контроль за процессами и управление ими.

Полный текст

Во времена геополитической нестабильности одна из важнейших задач для страны – сохранение темпов устойчивого социально-экономического развития. Новые вызовы и потребности экономики послужили толчком к разработке и реализации мер антикризисной поддержки бизнеса со стороны государства.

Государственная поддержка представляет собой совокупность решений и действий регуляторного, стимулирующего и поощрительного характера, «направленных на улучшение социального положения граждан и развитие бизнеса» [3]. Цель государственной поддержки бизнеса – создание в каждом субъекте Российской Федерации благоприятного социально-экономического климата и условий для развития предпринимательской деятельности. В период мощных кризисов меры государственной поддержки играют важнейшую роль, влияя на стабилизацию экономической ситуации и устойчивое системное развитие страны [6].

Особый интерес в сфере реализации мер поддержки экономики представляет опыт Москвы, поскольку регион обладает самым значительным экономическим, финансовым и предпринимательским потенциалом в России. В столице комплекс мер включает субсидии, гранты в форме субсидий, льготные арендные ставки, программы льготного кредитования, отсрочки арендных платежей, снижение административной и налоговой нагрузки, информационно-консультационную помощь и другие [4]. Главная задача при разработке таких мер – обеспечить устойчивое развитие экономики, поддержку хозяйствующих субъектов и сохранение инвестиционной привлекательности Москвы. В российской столице действуют инструменты поддержки для разных отраслей городского хозяйства, в том числе направленные на развитие инноваций, высокотехнологичных направлений, промышленности и строительства, экспортной деятельности и импортозамещения. Кроме того, в городской повестке сохранена актуальность оказания социальной помощи гражданам – малообеспеченным, многодетным, людям с ограниченными возможностями здоровья, адресная помощь и др. За разработку и реализацию региональных мер поддержки отвечают различные профильные органы исполнительной власти города в зависимости от инструмента поддержки и поддерживаемой отрасли.

Уполномоченные органы исполнительной власти управляют реализацией всех этапов предоставления мер поддержки – определяют даты проведения отбора кандидатов, проводят процедуры сбора и рассмотрения заявок, заключения соглашений (договоров) с претендентами на поддержку и т. п. В итоге источники сведений, документов, отчетных форм о реализации различных мер также локализуются у разных органов исполнительной власти города. Такая организация процессов замедляла сбор и анализ результатов поддержки, оказываемой Правительством Москвы. Вместе с тем своевременность принимаемых решений – обязательное условие успешной государственной политики. Гибкое и оперативное управление государственной поддержкой – один из главных факторов устойчивого повышения деловой активности, гарант благополучия в обществе.

Таким образом, была выявлена потребность в локализованном накоплении и хранении сведений о действующих в Москве мерах поддержки. Единая база данных позволила бы обеспечить на постоянной основе доступ к актуальной информации и упростить процесс ее анализа, в том числе по отчетным периодам. Для того чтобы создать базу всех действующих региональных мер поддержки, реализуемых Правительством Москвы, полномочия Департамента экономической политики и развития города Москвы были расширены [1]. Так, департамент проводит мониторинг реализации мер экономической поддержки в городе Москве, анализ и оценку эффективности указанных мер. Он в том числе подготавливает предложения по улучшению действующих механизмов экономической поддержки хозяйствующих субъектов в Москве. Были поставлены задачи организовать автоматизированный мониторинг и обеспечить возможность проводить оценку эффективности принятых мер поддержки. В итоге в департаменте был создан проект, позволяющий унифицировать и систематизировать сведения от всех структур Правительства Москвы, отвечающих за реализацию различных видов поддержки, и полностью автоматизировать мониторинг. Созданное решение было оформлено в виде практики «Автоматизация процесса на примере мониторинга региональных мер поддержки» и размещено на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития «Смартека» [2] для популяризации опыта города Москвы и возможности тиражирования подхода в других субъектах Российской Федерации [5].

Реализация разработанной практики происходит в три стадии – методологической, технической и стадии сопровождения мониторинга.

 

Рис. 1. Этапы методологической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки

 

Первая стадия (методологическая) подразумевает несколько этапов работы (рис. 1).

Основой для систематизации сведений о действующих мерах поддержки является общая форма мониторинга, которая позволяет учесть все существенные параметры той или иной меры поддержки. Для разработки такой единой формы был проведен полный анализ действующих в Москве мер поддержки. Команда разработчиков также организовала сбор информации о механизмах и специфике мер государственной поддержки от профильных органов исполнительной власти столицы. Эти данные позволили определить основные критерии классификации и систематизации действующих мер. В результате созданная единая форма мониторинга [2] состоит из трех блоков:

  • Блок 1. Описание меры поддержки (общее описание; класс, определяемый по направлению и по механизму поддержки (см. рис. 2, с. 58); нормативные правовые акты, утверждающие меру поддержки; требования к претенденту; срок действия и даты проведения отбора заявителей; ссылка (при наличии) на интернет-ресурс).
  • Блок 2. Результат и оценка меры поддержки (плановые объемы финансирования или выпадающих доходов1).
  • Блок 3. Показатели меры поддержки (оценка реализации меры; показатели оценки являются уникальными и устанавливаются индивидуально в зависимости от механизма реализации меры поддержки).

Для удобства работы с данными была разработана система классификации действующих мероприятий поддержки, которая позволяет выделять группы мер по разным параметрам (рис. 2). Группировка мер поддержки позволяет систематизировать разрозненные данные (при этом заполняется блок 1 формы мониторинга) и проводить детальный анализ по отдельным направлениям и категориям оказываемой поддержки [7].

 

Рис. 2. Классификация мер государственной поддержки в Москве [2]

 

Данные о мерах поддержки хранятся в электронном виде и регулярно актуализируются – исполнители вносят обновления в представленную выше единую форму мониторинга в информационной системе.

Второй этап работы по организации и автоматизации мониторинга мер поддержки – определение участников процесса и распределение их функциональных ролей в зависимости от необходимого уровня доступа к данным. Исполнители, ответственные за заполнение данных в мониторинге, – сотрудники органов исполнительной власти, имеющие базовый доступ к системе. Они могут менять содержимое только определенных полей в форме в установленный интервал времени с ограничениями видимости определенного массива данных (например, не видят задачи и показатели других ведомств).

Администраторы системы – сотрудники, курирующие мониторинг, обладают расширенным доступом в информационной системе, могут изменять и видеть все данные и показатели мониторинга в любое время.

Команда разработчиков практики сформулировала и включила в техническое задание по цифровизации процесса цель, задачи и проблемы автоматизации процесса, описание желаемого результата, а также инструменты для его достижения. Далее была создана инструкция по работе в информационной системе, которая описывает основные принципы ведения формы мониторинга для каждой из ролей (администраторов и исполнителей). Инструкция содержит визуальное сопровождение к описанию механизма работы в системе.

Вторая стадия реализации практики (техническая) подразумевала проработку подхода к цифровизации сбора и мониторинга данных через информационную систему. Здесь обеспечивалось внедрение единой формы для ведения мониторинга в информационную систему (рис. 3).

 

Рис. 3. Этапы технической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки

 

Были определены основные требования к возможностям системы мониторинга:

  • единовременное участие большого количества сотрудников в мониторинге;
  • установка определенного промежутка времени, в рамках которого ответственные исполнители актуализируют данные мониторинга в информационной системе;
  • осуществление выгрузки данных из информационной системы в любое время и по любым заданным параметрам;
  • отслеживание внесенных изменений ответственными исполнителями;
  • реализация разного функционала для разных пользователей в зависимости от их роли в мониторинге и создание отдельных учетных записей для каждого участника процесса;
  • сохранение предыдущих версий мониторинга реализации мер поддержки;
  • архивирование данных о мерах поддержки, действие которых прекратилось;
  • оперативное изменение единой формы мониторинга и процесса мониторинга при необходимости.

На основе указанных требований была выбрана информационная система, обладающая оптимальным набором характеристик и инструментов.

Третья стадия реализации практики – сопровождение процесса мониторинга в двух направлениях. Во-первых, осуществляется методологическое сопровождение, которое включает:

  • выявление возможностей по функциональному совершенствованию мониторинга;
  • обеспечение своевременного заполнения данных ответственными исполнителями;
  • взаимодействие с ответственными исполнителями;
  • выявление несоответствий в предоставлении данных и т. п.

Во-вторых, выполняется техническое сопровождение, которое включает:

  • возможность внесения изменений в системные процессы;
  • устранение технических сбоев, выявление ошибок в работе системы;
  • доработку функциональных возможностей;
  • создание новых учетных записей;
  • повышение уровня безопасности системы и т. д.

Представленное решение по организации и автоматизации процесса сбора информации о действующих в Москве мерах поддержки позволило сократить трудозатраты ответственных исполнителей и администраторов благодаря оптимизации процесса передачи данных. Новая методика мониторинга позволяет значительно экономить время на подготовку отчетов, так как отчетная выгрузка данных из информационной системы формируется в среднем в течение трех секунд. При этом риски ошибок при оформлении отчетной документации минимальны. В системе хранится информация за все отчетные периоды о более чем 100 мерах поддержки, включая свыше 700 показателей. Можно сравнивать актуальный и предыдущий наборы данных, что позволяет проводить ретроспективный анализ реализации государственных мер поддержки. Важно, что работать с накопленной информацией стало намного проще и быстрее. Универсальный шаблон мониторинга мер поддержки позволяет делать сравнения и выводы, опираясь на оценочные показатели реализации мер поддержки.

Объединение всех действующих мер поддержки в общую систему позволяет сэкономить время и силы ответственных организаций и облегчает межведомственное взаимодействие. Применение описанного подхода в других регионах позволит создать единую архитектуру для систематизации и анализа результатов поддержки по всей стране. В итоге мониторинг окажет положительное влияние на устойчивое развитие экономики нашего государства.

Суммы, которые были заложены в состав доходов бюджета столицы, но не были получены.

 

1 Суммы, которые были заложены в состав доходов бюджета столицы, но не были получены.

×

Об авторах

А. В. Батунова

ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru

заместитель начальника Управления сопровождения бюджетных процессов

Россия, Москва

Е. А. Филина

ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»; НИУ «МЭИ»

Email: info@mguu.ru

начальник отдела сопровождения мер поддержки экономики Управления сопровождения бюджетных процессов, аспирант

Россия, Москва; Москва

М. А. Шустров

ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»; РЭУ РФ имени Г. В. Плеханова

Email: info@mguu.ru

главный эксперт отдела сопровождения мер поддержки экономики Управления сопровождения бюджетных процессов, аспирант

Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Постановление Правительства Москвы № 210-ПП от 17.05.2011 «Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы» (ред. от 21.11.2023 № 2267-ПП). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Автоматизация процесса сбора информации на примере мониторинга региональных мер поддержки // АСИ Смартека: [сайт]. URL: https://smarteka.com/practices/avtomatizacia-processa-sbora-informacii-na-primere-monitoringa-regionalnyh-mer-podderzki (дата обращения: 14.07.2024).
  3. Государственная поддержка // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». URL: https://budget.gov.ru/Бюджет/Государственная-поддержка (дата обращения: 13.07.2024).
  4. Стабилизация экономики Москвы // Официальный портал Мэра Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/moshelp/#!%2Ftab%2F443390033-1 (дата обращения: 01.07.2024).
  5. Столичная система автоматизации мониторинга мер поддержки стала доступной для тиражирования в регионах // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 25.09.2023. URL: https://www.mos.ru/news/item/130082073/ (дата обращения: 13.07.2024).
  6. Фурсин А. А. Актуальный диалог между городом и бизнесом в Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 2. С. 5–10.
  7. Шиндина Т. А., Филина Е. А. Проблематика комплексного подхода методологии и классификации мер государственной поддержки инноваций и бизнеса // Инновации и инвестиции. 2023. № 9. С. 36–39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Этапы методологической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки

Скачать (279KB)
3. Рис. 2. Классификация мер государственной поддержки в Москве [2]

Скачать (487KB)
4. Рис. 3. Этапы технической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки

Скачать (226KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».