Новый подход к мониторингу мер государственной поддержки в Москве
- Авторы: Батунова А.В.1, Филина Е.А.1,2, Шустров М.А.1,3
-
Учреждения:
- ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»
- НИУ «МЭИ»
- РЭУ РФ имени Г. В. Плеханова
- Выпуск: № 3 (65) (2024)
- Страницы: 55-60
- Раздел: Наука и инновации
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/274780
- ID: 274780
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В течение ряда лет Правительство Москвы принимает и реализует комплекс мероприятий по поддержке бизнеса и населения. Особую значимость государственная поддержка приобрела в условиях внешнего санкционного давления, усилившегося в 2022 г. В масштабной программе государственной поддержки участвуют органы исполнительной власти из различных отраслей, и для упорядочения сведений обо всех действующих мерах Департамент экономической политики и развития города Москвы разработал универсальную форму для ведения мониторинга в электронном виде. Инструмент интегрирован в информационную систему, чтобы обеспечить автоматизацию сбора информации о всевозможных мерах поддержки и облегчить контроль за процессами и управление ими.
Полный текст
Во времена геополитической нестабильности одна из важнейших задач для страны – сохранение темпов устойчивого социально-экономического развития. Новые вызовы и потребности экономики послужили толчком к разработке и реализации мер антикризисной поддержки бизнеса со стороны государства.
Государственная поддержка представляет собой совокупность решений и действий регуляторного, стимулирующего и поощрительного характера, «направленных на улучшение социального положения граждан и развитие бизнеса» [3]. Цель государственной поддержки бизнеса – создание в каждом субъекте Российской Федерации благоприятного социально-экономического климата и условий для развития предпринимательской деятельности. В период мощных кризисов меры государственной поддержки играют важнейшую роль, влияя на стабилизацию экономической ситуации и устойчивое системное развитие страны [6].
Особый интерес в сфере реализации мер поддержки экономики представляет опыт Москвы, поскольку регион обладает самым значительным экономическим, финансовым и предпринимательским потенциалом в России. В столице комплекс мер включает субсидии, гранты в форме субсидий, льготные арендные ставки, программы льготного кредитования, отсрочки арендных платежей, снижение административной и налоговой нагрузки, информационно-консультационную помощь и другие [4]. Главная задача при разработке таких мер – обеспечить устойчивое развитие экономики, поддержку хозяйствующих субъектов и сохранение инвестиционной привлекательности Москвы. В российской столице действуют инструменты поддержки для разных отраслей городского хозяйства, в том числе направленные на развитие инноваций, высокотехнологичных направлений, промышленности и строительства, экспортной деятельности и импортозамещения. Кроме того, в городской повестке сохранена актуальность оказания социальной помощи гражданам – малообеспеченным, многодетным, людям с ограниченными возможностями здоровья, адресная помощь и др. За разработку и реализацию региональных мер поддержки отвечают различные профильные органы исполнительной власти города в зависимости от инструмента поддержки и поддерживаемой отрасли.
Уполномоченные органы исполнительной власти управляют реализацией всех этапов предоставления мер поддержки – определяют даты проведения отбора кандидатов, проводят процедуры сбора и рассмотрения заявок, заключения соглашений (договоров) с претендентами на поддержку и т. п. В итоге источники сведений, документов, отчетных форм о реализации различных мер также локализуются у разных органов исполнительной власти города. Такая организация процессов замедляла сбор и анализ результатов поддержки, оказываемой Правительством Москвы. Вместе с тем своевременность принимаемых решений – обязательное условие успешной государственной политики. Гибкое и оперативное управление государственной поддержкой – один из главных факторов устойчивого повышения деловой активности, гарант благополучия в обществе.
Таким образом, была выявлена потребность в локализованном накоплении и хранении сведений о действующих в Москве мерах поддержки. Единая база данных позволила бы обеспечить на постоянной основе доступ к актуальной информации и упростить процесс ее анализа, в том числе по отчетным периодам. Для того чтобы создать базу всех действующих региональных мер поддержки, реализуемых Правительством Москвы, полномочия Департамента экономической политики и развития города Москвы были расширены [1]. Так, департамент проводит мониторинг реализации мер экономической поддержки в городе Москве, анализ и оценку эффективности указанных мер. Он в том числе подготавливает предложения по улучшению действующих механизмов экономической поддержки хозяйствующих субъектов в Москве. Были поставлены задачи организовать автоматизированный мониторинг и обеспечить возможность проводить оценку эффективности принятых мер поддержки. В итоге в департаменте был создан проект, позволяющий унифицировать и систематизировать сведения от всех структур Правительства Москвы, отвечающих за реализацию различных видов поддержки, и полностью автоматизировать мониторинг. Созданное решение было оформлено в виде практики «Автоматизация процесса на примере мониторинга региональных мер поддержки» и размещено на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития «Смартека» [2] для популяризации опыта города Москвы и возможности тиражирования подхода в других субъектах Российской Федерации [5].
Реализация разработанной практики происходит в три стадии – методологической, технической и стадии сопровождения мониторинга.
Рис. 1. Этапы методологической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки
Первая стадия (методологическая) подразумевает несколько этапов работы (рис. 1).
Основой для систематизации сведений о действующих мерах поддержки является общая форма мониторинга, которая позволяет учесть все существенные параметры той или иной меры поддержки. Для разработки такой единой формы был проведен полный анализ действующих в Москве мер поддержки. Команда разработчиков также организовала сбор информации о механизмах и специфике мер государственной поддержки от профильных органов исполнительной власти столицы. Эти данные позволили определить основные критерии классификации и систематизации действующих мер. В результате созданная единая форма мониторинга [2] состоит из трех блоков:
- Блок 1. Описание меры поддержки (общее описание; класс, определяемый по направлению и по механизму поддержки (см. рис. 2, с. 58); нормативные правовые акты, утверждающие меру поддержки; требования к претенденту; срок действия и даты проведения отбора заявителей; ссылка (при наличии) на интернет-ресурс).
- Блок 2. Результат и оценка меры поддержки (плановые объемы финансирования или выпадающих доходов1).
- Блок 3. Показатели меры поддержки (оценка реализации меры; показатели оценки являются уникальными и устанавливаются индивидуально в зависимости от механизма реализации меры поддержки).
Для удобства работы с данными была разработана система классификации действующих мероприятий поддержки, которая позволяет выделять группы мер по разным параметрам (рис. 2). Группировка мер поддержки позволяет систематизировать разрозненные данные (при этом заполняется блок 1 формы мониторинга) и проводить детальный анализ по отдельным направлениям и категориям оказываемой поддержки [7].
Рис. 2. Классификация мер государственной поддержки в Москве [2]
Данные о мерах поддержки хранятся в электронном виде и регулярно актуализируются – исполнители вносят обновления в представленную выше единую форму мониторинга в информационной системе.
Второй этап работы по организации и автоматизации мониторинга мер поддержки – определение участников процесса и распределение их функциональных ролей в зависимости от необходимого уровня доступа к данным. Исполнители, ответственные за заполнение данных в мониторинге, – сотрудники органов исполнительной власти, имеющие базовый доступ к системе. Они могут менять содержимое только определенных полей в форме в установленный интервал времени с ограничениями видимости определенного массива данных (например, не видят задачи и показатели других ведомств).
Администраторы системы – сотрудники, курирующие мониторинг, обладают расширенным доступом в информационной системе, могут изменять и видеть все данные и показатели мониторинга в любое время.
Команда разработчиков практики сформулировала и включила в техническое задание по цифровизации процесса цель, задачи и проблемы автоматизации процесса, описание желаемого результата, а также инструменты для его достижения. Далее была создана инструкция по работе в информационной системе, которая описывает основные принципы ведения формы мониторинга для каждой из ролей (администраторов и исполнителей). Инструкция содержит визуальное сопровождение к описанию механизма работы в системе.
Вторая стадия реализации практики (техническая) подразумевала проработку подхода к цифровизации сбора и мониторинга данных через информационную систему. Здесь обеспечивалось внедрение единой формы для ведения мониторинга в информационную систему (рис. 3).
Рис. 3. Этапы технической работы по автоматизации мониторинга региональных мер поддержки
Были определены основные требования к возможностям системы мониторинга:
- единовременное участие большого количества сотрудников в мониторинге;
- установка определенного промежутка времени, в рамках которого ответственные исполнители актуализируют данные мониторинга в информационной системе;
- осуществление выгрузки данных из информационной системы в любое время и по любым заданным параметрам;
- отслеживание внесенных изменений ответственными исполнителями;
- реализация разного функционала для разных пользователей в зависимости от их роли в мониторинге и создание отдельных учетных записей для каждого участника процесса;
- сохранение предыдущих версий мониторинга реализации мер поддержки;
- архивирование данных о мерах поддержки, действие которых прекратилось;
- оперативное изменение единой формы мониторинга и процесса мониторинга при необходимости.
На основе указанных требований была выбрана информационная система, обладающая оптимальным набором характеристик и инструментов.
Третья стадия реализации практики – сопровождение процесса мониторинга в двух направлениях. Во-первых, осуществляется методологическое сопровождение, которое включает:
- выявление возможностей по функциональному совершенствованию мониторинга;
- обеспечение своевременного заполнения данных ответственными исполнителями;
- взаимодействие с ответственными исполнителями;
- выявление несоответствий в предоставлении данных и т. п.
Во-вторых, выполняется техническое сопровождение, которое включает:
- возможность внесения изменений в системные процессы;
- устранение технических сбоев, выявление ошибок в работе системы;
- доработку функциональных возможностей;
- создание новых учетных записей;
- повышение уровня безопасности системы и т. д.
Представленное решение по организации и автоматизации процесса сбора информации о действующих в Москве мерах поддержки позволило сократить трудозатраты ответственных исполнителей и администраторов благодаря оптимизации процесса передачи данных. Новая методика мониторинга позволяет значительно экономить время на подготовку отчетов, так как отчетная выгрузка данных из информационной системы формируется в среднем в течение трех секунд. При этом риски ошибок при оформлении отчетной документации минимальны. В системе хранится информация за все отчетные периоды о более чем 100 мерах поддержки, включая свыше 700 показателей. Можно сравнивать актуальный и предыдущий наборы данных, что позволяет проводить ретроспективный анализ реализации государственных мер поддержки. Важно, что работать с накопленной информацией стало намного проще и быстрее. Универсальный шаблон мониторинга мер поддержки позволяет делать сравнения и выводы, опираясь на оценочные показатели реализации мер поддержки.
Объединение всех действующих мер поддержки в общую систему позволяет сэкономить время и силы ответственных организаций и облегчает межведомственное взаимодействие. Применение описанного подхода в других регионах позволит создать единую архитектуру для систематизации и анализа результатов поддержки по всей стране. В итоге мониторинг окажет положительное влияние на устойчивое развитие экономики нашего государства.
Суммы, которые были заложены в состав доходов бюджета столицы, но не были получены.
1 Суммы, которые были заложены в состав доходов бюджета столицы, но не были получены.
Об авторах
А. В. Батунова
ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
заместитель начальника Управления сопровождения бюджетных процессов
Россия, МоскваЕ. А. Филина
ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»; НИУ «МЭИ»
Email: info@mguu.ru
начальник отдела сопровождения мер поддержки экономики Управления сопровождения бюджетных процессов, аспирант
Россия, Москва; МоскваМ. А. Шустров
ГКУ города Москвы «Центр налоговых доходов»; РЭУ РФ имени Г. В. Плеханова
Email: info@mguu.ru
главный эксперт отдела сопровождения мер поддержки экономики Управления сопровождения бюджетных процессов, аспирант
Россия, Москва; МоскваСписок литературы
- Постановление Правительства Москвы № 210-ПП от 17.05.2011 «Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы» (ред. от 21.11.2023 № 2267-ПП). Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Автоматизация процесса сбора информации на примере мониторинга региональных мер поддержки // АСИ Смартека: [сайт]. URL: https://smarteka.com/practices/avtomatizacia-processa-sbora-informacii-na-primere-monitoringa-regionalnyh-mer-podderzki (дата обращения: 14.07.2024).
- Государственная поддержка // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». URL: https://budget.gov.ru/Бюджет/Государственная-поддержка (дата обращения: 13.07.2024).
- Стабилизация экономики Москвы // Официальный портал Мэра Москвы: [сайт]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/moshelp/#!%2Ftab%2F443390033-1 (дата обращения: 01.07.2024).
- Столичная система автоматизации мониторинга мер поддержки стала доступной для тиражирования в регионах // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: [сайт]. 25.09.2023. URL: https://www.mos.ru/news/item/130082073/ (дата обращения: 13.07.2024).
- Фурсин А. А. Актуальный диалог между городом и бизнесом в Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 2. С. 5–10.
- Шиндина Т. А., Филина Е. А. Проблематика комплексного подхода методологии и классификации мер государственной поддержки инноваций и бизнеса // Инновации и инвестиции. 2023. № 9. С. 36–39.
Дополнительные файлы
