Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья
- Авторы: Войтас С.А., Лебедева Н.В.
- Выпуск: № 2(52) (2021)
- Страницы: 15-21
- Раздел: Город XXI века. Ключевая тема: «Город для каждого из нас: современное инклюзивное пространство»
- URL: https://journal-vniispk.ru/2541-8580/article/view/282414
- ID: 282414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Социальная интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья являются одними из ключевых направлений социальной политики в современной России. Среди главных, и успешно решаемых, задач реабилитационно-образовательных учреждений Москвы – формирование реабилитационно-образовательной среды, в которой происходят профессиональное самоопределение подростков с нарушениями здоровья, создание надежной основы для их будущего профессионального развития, обеспечение их дальнейшей востребованности на рынке труда.
Полный текст
Меняющаяся экономическая ситуация в мире, стремительные преобразования во всех сферах жизни городов вследствие цифровизации, пандемия COVID-19 – вот новые реалии, в которых сегодня живет общество и развивается рынок труда, влияя на запросы и требования работодателей. Как сегодня быть востребованным специалистом и какими профессиональными компетенциями необходимо обладать соискателю? Что, если будущий специалист – молодой человек с ограниченными возможностями здоровья? Подготовка детей с особыми потребностями к самостоятельному существованию, помощь им в профессиональном самоопределении, создание условий для развития и формирования проактивной, целеустремленной личности подростков обсуждаются как в научных кругах, так и среди практиков. В настоящее время проводятся исследования, позволяющие определить роль психолого-педагогического сопровождения в профориентационной работе с особыми детьми. Данные изыскания опираются не только на теоретико-методологический анализ, но и, прежде всего, на опыт применения передовых технологий и практик реабилитационно-образовательных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Здесь создается особая образовательная среда, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и одновременно получают услуги медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Идея влияния образовательной среды на развитие личности ребенка занимает одно из центральных мест в современном образовании. Понятие «образовательная среда» широко применяется в методике образования, оно исследовалось многими отечественными психологами и педагогами (С. Д. Дерябо, В. И. Пановым, В. В. Рубцовым, В. И. Слободчиковым, В. А. Ясвиным и др.), но единого взгляда на определение термина не существует. Большинство ученых сходятся в том, что образовательная среда – это комплекс образовательных, социальных условий, включающих предметно-пространственное окружение, межличностное взаимодействие и другие средовые факторы [8]. В российском законодательстве образование определено как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции… в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [1]. Отсюда следует, что задача образовательных учреждений – создавать, поддерживать и адаптировать к современным условиям образовательную среду, в которой происходит не только освоение учебных программ, но и воспитание ребенка, его всестороннее развитие, социализация и подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем «равными возможностями получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов» должны быть обеспечены все горожане, включая тех, кто имеет особые потребности [2]. Поэтому для столичных учреждений, обучающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальна задача создания оптимальной реабилитационно-образовательной среды. Такая среда органично сочетает в себе компоненты образования, а также медицинской и социальной реабилитации.
Москва располагает широкими возможностями для развития реабилитационно-образовательного пространства. Сегодня в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, функционируют восемь реабилитационно-образовательных учреждений. Каждое из них имеет свою специфику в зависимости от категории обучающихся детей, имеющих те или иные заболевания, и в каждом формируется конкретная уникальная реабилитационно-образовательная среда. Более 2 тыс. человек проходят обучение по программам общего образования. Ключевые направления работы с ними – мотивация познавательной деятельности, активизация личностного развития, подготовка к взрослой жизни в условиях стремительных преобразований всех сфер жизни общества.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение реабилитационной школы-интерната № 32 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – ГБОУ РШИ № 32) организовано для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы, с онкологией в стадии ремиссии, с врожденными или приобретенными пороками сердца. Первая особенность реабилитационно-образовательной среды здесь состоит в том, что все классы малокомплектны, т. е. число детей в классе не превышает 15, что позволяет учителю обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. При необходимости для ребенка проводятся дополнительные занятия либо его переводят на индивидуальный план обучения, обеспечивая права юного жителя Москвы на получение образования [3].
Опыт работы ГБОУ РШИ № 32, полученный в условиях пандемии COVID-19, показал, что оперативный переход от очного формата обучения к онлайн-формату с применением дистанционных технологий возможен без потерь качества образования. Учреждение имеет возможность предоставить каждому ученику ноутбук в самостоятельное пользование, что и было предпринято в период самоизоляции во избежание распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. Вторая особенность ГБОУ РШИ № 32 состоит в том, что для каждого обучающегося разрабатывается и реализуется индивидуальный реабилитационный образовательный маршрут. Он включает в себя психолого-педагогическое сопровождение (занятия с педагогом-психологом, дефектологом, логопедом) и комплексную реабилитацию (термо- и гидротерапию, адаптивную физическую культуру, социокультурную реабилитацию с применением инновационных технологий, в том числе с использованием виртуальной и дополненной реальностей, и т. д.).
Мир реабилитационной индустрии активно развивается, и арсенал ГБОУ РШИ № 32 постоянно пополняется инновационными разработками. Так, восстановлению и развитию крупной и мелкой моторики верхних конечностей способствуют мультимедийные реабилитационные системы «Девирта – Точность» и «Девирта – Делфи» с использованием виртуальной реальности и механизмом биологической обратной связи. Данные программы очень интересны детям, поскольку в них используется игровой формат взаимодействия с системой в сочетании с благоприятным воздействием звуков, издаваемых дельфином. Ребята охотно выполняют упражнения для реабилитации, так как виртуальная реальность позволяет им стать участниками реального действия, вызывая сильные положительные эмоции.
Комплекс «Аника» в форме реабилитационной перчатки представляет собой тренажер с биологической обратной связью и также помогает восстанавливать и развивать мелкую моторику и координацию движений. На тыльной стороне кисти, предплечье и кончиках пальцев имеются датчики положения в пространстве, фиксирующие движения и передающие информацию компьютеру через приложение. Комплекс использует зрительную обратную связь: весь процесс отображается на мониторе компьютера в реальном времени, что позволяет ребенку следить за правильностью выполнения задачи. Упражнения и здесь представлены в игровой вовлекающей форме, что мотивирует детей к многократному повторению целевых движений, а значит, повышает эффективность реабилитации. Развитие мелкой моторики верхних конечностей взаимосвязано с развитием речи и мышления, памяти, внимания, координации, которые, бесспорно, важны для развития ребенка в целом.
Современного юного человека бывает трудно удивить техническими новинками, однако средства виртуальной реальности и нейротехнологии, несомненно, вызывают интерес, тем самым включая детей в процесс реабилитации и способствуя положительной динамике.
Помимо реабилитационных и образовательных задач, стоящих перед мультидисциплинарной командой учреждения, немаловажна и проблема профессионального самоопределения подростков. Результаты исследования WorldSkills Russia демонстрируют, что свыше 70% молодых людей не знают, какой профессиональной деятельностью они хотели бы заниматься [4]. Очевидно, что профориентационная работа требует системного подхода. Сущность профессионального самоопределения можно описать как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7].
Рис. 1. Факторы, играющие роль в становлении профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья
В ГБОУ РШИ № 32 специалисты целенаправленно формируют и адаптируют реабилитационно-образовательную среду к запросам современных детей таким образом, чтобы она мотивировала их познавательную деятельность (рис. 1). Подбирают технологии и организуют проекты, привлекательные для подростка, побуждающие его к участию в различных видах активности, чтобы помочь ему в профессиональном самоопределении. Старшеклассники предпринимают первые шаги к будущей профессиональной и личностной самореализации. Они начинают знакомиться с заинтересовавшими их областями на факультативах, специальных подготовительных курсах. В этот период важны полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Участие взрослых на данном этапе необходимо, так как оно помогает сделать осознанный и адекватный выбор с учетом персональных особенностей школьника и его реальных возможностей.
Предстоящий переход от школьной жизни к выбранной профессиональной сфере, пусть это будет пока лишь обучение в вузе, среднем профессиональном учебном заведении, вызывает большой стресс, особенно если ребенок имеет особые образовательные потребности. В ГБОУ РШИ № 32 и педагоги, и психологи, и реабилитологи готовят учеников старших классов к будущим переменам. Для этого они проводят познавательные уроки, тренинги, мастер-классы, индивидуальные психологические консультации, организуют встречи с представителями разных профессий, тематические экскурсии, посещение тематических ярмарок.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42, п. 2) указано: «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя… помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» [1]. Поэтому реабилитационно-образовательные учреждения, проводя профориентационную работу с подростками, ставят перед собой несколько ключевых задач:
----------------------------------------------------
- «информирование о мире профессий, о современном рынке труда, о новых востребованных специальностях с учетом социально-экономического развития общества;
- соотнесение старшеклассниками своих индивидуально-психологических, физиологических особенностей с учетом требований выбранных будущих профессий;
- формирование личностных компетенций ответственного отношения к труду, работоспособности, мотивации к профессиональной деятельности» [5].
----------------------------------------------------
Важной составляющей профессионального самоопределения выступает мотивация личности. Однако далеко не каждый подросток осознает собственные мотивы выбора будущей профессии, поэтому в данной сфере активно действуют психологи и карьерные консультанты. Они осуществляют психологическую диагностику, тестирование для выявления склонностей и интересов, личностных особенностей, одновременно проводя тренинги, посвященные профессиональному самоопределению, личностному росту. Индивидуальное консультирование дает подросткам возможность понять, каковы их собственные способности, определить зоны своего дальнейшего развития. Специалисты помогают ребятам оценить социальный и экономический спрос на выбранную ими профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по специальности, а также ее перспективность и востребованность в будущем на рынке труда.
Одним из результативных направлений работы ГБОУ РШИ № 32 является включение подростков в проектную деятельность. Педагоги разделяют позицию ученых (Л. А. Горовенко, А. С. Козлова, О. Н. Ручки, Ю. Б. Шмелева и др.), которые определяют проектную деятельность как самостоятельную психолого-педагогическую категорию и рассматривают ее как одну из эффективных форм учебно-познавательной активности обучающихся. Проектная деятельность носит личностно ориентированный характер, требует активной позиции ученика как субъекта образования.
В ГБОУ РШИ № 32 старшеклассники разрабатывают собственные проекты, выбирая актуальные для себя темы: «Открытие студии звукозаписи», «Буллинг как проблема современной школы», «Создание компьютерной игры для выработки навыков по разделению отходов» и др. Школьники определяют темы проектов в зависимости от собственных интересов. Если подросток серьезно занимается вокалом, участвует в музыкальных конкурсах, связывает свое профессиональное будущее с вокальными выступлениями, он хорошо понимает, что ему будет необходимо производить запись своих исполнений. Музыканту обычно удобно иметь в свободном доступе звукозаписывающую студию, поэтому подросток с интересом берется за проект «Открытие студии звукозаписи». Он планирует бюджет, оценивает, какие финансовые ресурсы и оборудование необходимы. Другой пример – подросток увлекается разработкой компьютерных игр, делает первые шаги в программировании. Школьник, понимая, что в современном мире весьма актуальны вопросы экологии и что можно соединить темы компьютеризации и заботы об окружающей среде, берет в проработку данную проектную идею, которая превращается в реальный социальный проект. Упомянутые ученические работы обеспечивают включенность подростков в жизнь современного общества и отражают прежде всего желание и потребность будущих взрослых изменить ситуацию в мире. В процессе подготовки проектов школьники учатся выявлять проблему, ставить цель по SMART1, определять необходимые ресурсы для реализации проекта, составлять сметы и осуществлять бюджетирование. Помимо этого, при выполнении проектов ученики получают возможность оттачивать умения работать с информацией, самостоятельно мыслить, приводить аргументы в защиту своего проекта, формировать навыки публичного выступления, поскольку для успешной защиты проекта важно правильно подавать свои идеи. Проектная деятельность помогает развивать в школьниках целеустремленность, многозадачность, креативность, способствует профессиональной идентичности.
На протяжении учебного года обучающиеся активно посещают проектные мастерские «Робототехника», «Виртуальная реальность», «Кинооператорство», занятия творческой направленности, такие как танцы и вокал, что также способствует профессиональному самоопределению.
В ходе профориентационной работы организуется знакомство школьников с профессиями, востребованными на современном рынке труда (программист, графический дизайнер, SMM-менеджер и т. д.) и с профессиями будущего (сити-фермер, цифровой лингвист, проектировщик 3D-печати и др.). Ученики старших классов систематически изучают «Атлас новых профессий 3.0», который помогает понять, какие технологии и продукты будут иметь спрос в условиях структурных изменений на рынке труда в скором будущем.
Важным направлением профориентационной социализации является взаимодействие ГБОУ РШИ № 32 с вузами и колледжами. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», запущенного Департаментом образования и науки города Москвы [6], ученики одиннадцатых классов проходят обучение по программам профессиональной подготовки, сдают квалификационный экзамен и становятся сертифицированными специалистами с присвоением квалификации. Так, в 2020–2021 учебном году несколько школьников ГБОУ РШИ № 32 успешно освоили профессии «цифровой куратор» и «видеограф» и получили соответствующие свидетельства.
Сегодня Москва предоставляет возможности каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование, услуги комплексной реабилитации и одновременно выявить и развить таланты детей, их сильные стороны. Благодаря созданию современной реабилитационно-образовательной среды удается успешно подготовить молодых людей с нарушениями здоровья к взрослой жизни, помочь им найти себе профессию по душе и занять достойное место в современном мегаполисе.
1 Современная технология, используемая в практике управления проектами для эффективного целеполагания. Аббревиатура SMART образована первыми буквами названий критериев, по которым оценивается корректность постановки целей и задач проекта: от англ. specific («конкретные»), measurable («измеряемые»), achievable («достижимые»), relevant («уместные»), time-bound («с определенным сроком достижения»). – Прим. ред.
Об авторах
С. А. Войтас
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
директор, кандидат филологических наук
РоссияН. В. Лебедева
Email: info@mguu.ru
заместитель директора по методической работе, доктор педагогических наук, доцент
РоссияСписок литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Закон города Москвы от 10.03.2004 (с изм. на 25.06.2014) № 14 «Об общем образовании в городе Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Закон города Москвы от 28.04.2010 (с изм. на 14.12.2016) № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Гусенко М. Пойду туда, не знаю куда // Российская газета. 23.05.2019. URL: https://rg.ru/2019/05/23/bolshinstvo-shkolnikov-ne-opredelilis-s-vyborom-professii.html (дата обращения: 10.05.2021).
- Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. 2016. № 5 (10). С. 127–130. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1634 (дата обращения: 21.03.2021).
- Профессиональное обучение без границ. О проекте // Региональный координационный центр WorldSkills Russia [сайт]. URL: https://school.worldskills.moscow/o-proekte/obshhie-svedeniya (дата обращения: 11.05.2021).
- Пряжникова Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2021. 520 с.
- Ясвин В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. М.: Народное образование, 2019. 448 с.
Дополнительные файлы
