Professional Self-identification of Adolescents with Disabilities

详细

Community integration and socialization of children with disabilities are among the key social policy directions in contemporary Russia. One major task of the rehabilitation and education institutions of Moscow that is being successfully implemented is creating the rehabilitation and education environment, in which professional self-determination of adolescents with disabilities takes place, along with building a sound foundation for their future professional development and securing their employability further down the line.

全文:

Меняющаяся экономическая ситуация в мире, стремительные преобразования во всех сферах жизни городов вследствие цифровизации, пандемия COVID-19 – вот новые реалии, в которых сегодня живет общество и развивается рынок труда, влияя на запросы и требования работодателей. Как сегодня быть востребованным специалистом и какими профессиональными компетенциями необходимо обладать соискателю? Что, если будущий специалист – молодой человек с ограниченными возможностями здоровья? Подготовка детей с особыми потребностями к самостоятельному существованию, помощь им в профессиональном самоопределении, создание условий для развития и формирования проактивной, целеустремленной личности подростков обсуждаются как в научных кругах, так и среди практиков. В настоящее время проводятся исследования, позволяющие определить роль психолого-педагогического сопровождения в профориентационной работе с особыми детьми. Данные изыскания опираются не только на теоретико-методологический анализ, но и, прежде всего, на опыт применения передовых технологий и практик реабилитационно-образовательных учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Здесь создается особая образовательная среда, в которой дети с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и одновременно получают услуги медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Идея влияния образовательной среды на развитие личности ребенка занимает одно из центральных мест в современном образовании. Понятие «образовательная среда» широко применяется в методике образования, оно исследовалось многими отечественными психологами и педагогами (С. Д. Дерябо, В. И. Пановым, В. В. Рубцовым, В. И. Слободчиковым, В. А. Ясвиным и др.), но единого взгляда на определение термина не существует. Большинство ученых сходятся в том, что образовательная среда – это комплекс образовательных, социальных условий, включающих предметно-пространственное окружение, межличностное взаимодействие и другие средовые факторы [8]. В российском законодательстве образование определено как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции… в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека» [1]. Отсюда следует, что задача образовательных учреждений – создавать, поддерживать и адаптировать к современным условиям образовательную среду, в которой происходит не только освоение учебных программ, но и воспитание ребенка, его всестороннее развитие, социализация и подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем «равными возможностями получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов» должны быть обеспечены все горожане, включая тех, кто имеет особые потребности [2]. Поэтому для столичных учреждений, обучающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальна задача создания оптимальной реабилитационно-образовательной среды. Такая среда органично сочетает в себе компоненты образования, а также медицинской и социальной реабилитации.

Москва располагает широкими возможностями для развития реабилитационно-образовательного пространства. Сегодня в учреждениях, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы, функционируют восемь реабилитационно-образовательных учреждений. Каждое из них имеет свою специфику в зависимости от категории обучающихся детей, имеющих те или иные заболевания, и в каждом формируется конкретная уникальная реабилитационно-образовательная среда. Более 2 тыс. человек проходят обучение по программам общего образования. Ключевые направления работы с ними – мотивация познавательной деятельности, активизация личностного развития, подготовка к взрослой жизни в условиях стремительных преобразований всех сфер жизни общества.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение реабилитационной школы-интерната № 32 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – ГБОУ РШИ № 32) организовано для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы, с онкологией в стадии ремиссии, с врожденными или приобретенными пороками сердца. Первая особенность реабилитационно-образовательной среды здесь состоит в том, что все классы малокомплектны, т. е. число детей в классе не превышает 15, что позволяет учителю обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. При необходимости для ребенка проводятся дополнительные занятия либо его переводят на индивидуальный план обучения, обеспечивая права юного жителя Москвы на получение образования [3].

Опыт работы ГБОУ РШИ № 32, полученный в условиях пандемии COVID-19, показал, что оперативный переход от очного формата обучения к онлайн-формату с применением дистанционных технологий возможен без потерь качества образования. Учреждение имеет возможность предоставить каждому ученику ноутбук в самостоятельное пользование, что и было предпринято в период самоизоляции во избежание распространения коронавирусной инфекции в 2020 г. Вторая особенность ГБОУ РШИ № 32 состоит в том, что для каждого обучающегося разрабатывается и реализуется индивидуальный реабилитационный образовательный маршрут. Он включает в себя психолого-педагогическое сопровождение (занятия с педагогом-психологом, дефектологом, логопедом) и комплексную реабилитацию (термо- и гидротерапию, адаптивную физическую культуру, социокультурную реабилитацию с применением инновационных технологий, в том числе с использованием виртуальной и дополненной реальностей, и т. д.).

Мир реабилитационной индустрии активно развивается, и арсенал ГБОУ РШИ № 32 постоянно пополняется инновационными разработками. Так, восстановлению и развитию крупной и мелкой моторики верхних конечностей способствуют мультимедийные реабилитационные системы «Девирта – Точность» и «Девирта – Делфи» с использованием виртуальной реальности и механизмом биологической обратной связи. Данные программы очень интересны детям, поскольку в них используется игровой формат взаимодействия с системой в сочетании с благоприятным воздействием звуков, издаваемых дельфином. Ребята охотно выполняют упражнения для реабилитации, так как виртуальная реальность позволяет им стать участниками реального действия, вызывая сильные положительные эмоции.

Комплекс «Аника» в форме реабилитационной перчатки представляет собой тренажер с биологической обратной связью и также помогает восстанавливать и развивать мелкую моторику и координацию движений. На тыльной стороне кисти, предплечье и кончиках пальцев имеются датчики положения в пространстве, фиксирующие движения и передающие информацию компьютеру через приложение. Комплекс использует зрительную обратную связь: весь процесс отображается на мониторе компьютера в реальном времени, что позволяет ребенку следить за правильностью выполнения задачи. Упражнения и здесь представлены в игровой вовлекающей форме, что мотивирует детей к многократному повторению целевых движений, а значит, повышает эффективность реабилитации. Развитие мелкой моторики верхних конечностей взаимосвязано с развитием речи и мышления, памяти, внимания, координации, которые, бесспорно, важны для развития ребенка в целом.

Современного юного человека бывает трудно удивить техническими новинками, однако средства виртуальной реальности и нейротехнологии, несомненно, вызывают интерес, тем самым включая детей в процесс реабилитации и способствуя положительной динамике.

Помимо реабилитационных и образовательных задач, стоящих перед мультидисциплинарной командой учреждения, немаловажна и проблема профессионального самоопределения подростков. Результаты исследования WorldSkills Russia демонстрируют, что свыше 70% молодых людей не знают, какой профессиональной деятельностью они хотели бы заниматься [4]. Очевидно, что профориентационная работа требует системного подхода. Сущность профессионального самоопределения можно описать как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [7].

 

Рис. 1. Факторы, играющие роль в становлении профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями здоровья

 

В ГБОУ РШИ № 32 специалисты целенаправленно формируют и адаптируют реабилитационно-образовательную среду к запросам современных детей таким образом, чтобы она мотивировала их познавательную деятельность (рис. 1). Подбирают технологии и организуют проекты, привлекательные для подростка, побуждающие его к участию в различных видах активности, чтобы помочь ему в профессиональном самоопределении. Старшеклассники предпринимают первые шаги к будущей профессиональной и личностной самореализации. Они начинают знакомиться с заинтересовавшими их областями на факультативах, специальных подготовительных курсах. В этот период важны полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Участие взрослых на данном этапе необходимо, так как оно помогает сделать осознанный и адекватный выбор с учетом персональных особенностей школьника и его реальных возможностей.

Предстоящий переход от школьной жизни к выбранной профессиональной сфере, пусть это будет пока лишь обучение в вузе, среднем профессиональном учебном заведении, вызывает большой стресс, особенно если ребенок имеет особые образовательные потребности. В ГБОУ РШИ № 32 и педагоги, и психологи, и реабилитологи готовят учеников старших классов к будущим переменам. Для этого они проводят познавательные уроки, тренинги, мастер-классы, индивидуальные психологические консультации, организуют встречи с представителями разных профессий, тематические экскурсии, посещение тематических ярмарок.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42, п. 2) указано: «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя… помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации» [1]. Поэтому реабилитационно-образовательные учреждения, проводя профориентационную работу с подростками, ставят перед собой несколько ключевых задач:

----------------------------------------------------

  • «информирование о мире профессий, о современном рынке труда, о новых востребованных специальностях с учетом социально-экономического развития общества;
  • соотнесение старшеклассниками своих индивидуально-психологических, физиологических особенностей с учетом требований выбранных будущих профессий;
  • формирование личностных компетенций ответственного отношения к труду, работоспособности, мотивации к профессиональной деятельности» [5].

----------------------------------------------------

Важной составляющей профессионального самоопределения выступает мотивация личности. Однако далеко не каждый подросток осознает собственные мотивы выбора будущей профессии, поэтому в данной сфере активно действуют психологи и карьерные консультанты. Они осуществляют психологическую диагностику, тестирование для выявления склонностей и интересов, личностных особенностей, одновременно проводя тренинги, посвященные профессиональному самоопределению, личностному росту. Индивидуальное консультирование дает подросткам возможность понять, каковы их собственные способности, определить зоны своего дальнейшего развития. Специалисты помогают ребятам оценить социальный и экономический спрос на выбранную ими профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по специальности, а также ее перспективность и востребованность в будущем на рынке труда.

Одним из результативных направлений работы ГБОУ РШИ № 32 является включение подростков в проектную деятельность. Педагоги разделяют позицию ученых (Л. А. Горовенко, А. С. Козлова, О. Н. Ручки, Ю. Б. Шмелева и др.), которые определяют проектную деятельность как самостоятельную психолого-педагогическую категорию и рассматривают ее как одну из эффективных форм учебно-познавательной активности обучающихся. Проектная деятельность носит личностно ориентированный характер, требует активной позиции ученика как субъекта образования.

В ГБОУ РШИ № 32 старшеклассники разрабатывают собственные проекты, выбирая актуальные для себя темы: «Открытие студии звукозаписи», «Буллинг как проблема современной школы», «Создание компьютерной игры для выработки навыков по разделению отходов» и др. Школьники определяют темы проектов в зависимости от собственных интересов. Если подросток серьезно занимается вокалом, участвует в музыкальных конкурсах, связывает свое профессиональное будущее с вокальными выступлениями, он хорошо понимает, что ему будет необходимо производить запись своих исполнений. Музыканту обычно удобно иметь в свободном доступе звукозаписывающую студию, поэтому подросток с интересом берется за проект «Открытие студии звукозаписи». Он планирует бюджет, оценивает, какие финансовые ресурсы и оборудование необходимы. Другой пример – подросток увлекается разработкой компьютерных игр, делает первые шаги в программировании. Школьник, понимая, что в современном мире весьма актуальны вопросы экологии и что можно соединить темы компьютеризации и заботы об окружающей среде, берет в проработку данную проектную идею, которая превращается в реальный социальный проект. Упомянутые ученические работы обеспечивают включенность подростков в жизнь современного общества и отражают прежде всего желание и потребность будущих взрослых изменить ситуацию в мире. В процессе подготовки проектов школьники учатся выявлять проблему, ставить цель по SMART1, определять необходимые ресурсы для реализации проекта, составлять сметы и осуществлять бюджетирование. Помимо этого, при выполнении проектов ученики получают возможность оттачивать умения работать с информацией, самостоятельно мыслить, приводить аргументы в защиту своего проекта, формировать навыки публичного выступления, поскольку для успешной защиты проекта важно правильно подавать свои идеи. Проектная деятельность помогает развивать в школьниках целеустремленность, многозадачность, креативность, способствует профессиональной идентичности.

На протяжении учебного года обучающиеся активно посещают проектные мастерские «Робототехника», «Виртуальная реальность», «Кинооператорство», занятия творческой направленности, такие как танцы и вокал, что также способствует профессиональному самоопределению.

В ходе профориентационной работы организуется знакомство школьников с профессиями, востребованными на современном рынке труда (программист, графический дизайнер, SMM-менеджер и т. д.) и с профессиями будущего (сити-фермер, цифровой лингвист, проектировщик 3D-печати и др.). Ученики старших классов систематически изучают «Атлас новых профессий 3.0», который помогает понять, какие технологии и продукты будут иметь спрос в условиях структурных изменений на рынке труда в скором будущем.

Важным направлением профориентационной социализации является взаимодействие ГБОУ РШИ № 32 с вузами и колледжами. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», запущенного Департаментом образования и науки города Москвы [6], ученики одиннадцатых классов проходят обучение по программам профессиональной подготовки, сдают квалификационный экзамен и становятся сертифицированными специалистами с присвоением квалификации. Так, в 2020–2021 учебном году несколько школьников ГБОУ РШИ № 32 успешно освоили профессии «цифровой куратор» и «видеограф» и получили соответствующие свидетельства.

Сегодня Москва предоставляет возможности каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование, услуги комплексной реабилитации и одновременно выявить и развить таланты детей, их сильные стороны. Благодаря созданию современной реабилитационно-образовательной среды удается успешно подготовить молодых людей с нарушениями здоровья к взрослой жизни, помочь им найти себе профессию по душе и занять достойное место в современном мегаполисе.

 

1 Современная технология, используемая в практике управления проектами для эффективного целеполагания. Аббревиатура SMART образована первыми буквами названий критериев, по которым оценивается корректность постановки целей и задач проекта: от англ. specific («конкретные»), measurable («измеряемые»), achievable («достижимые»), relevant («уместные»), time-bound («с определенным сроком достижения»). – Прим. ред.

×

作者简介

S. Voytas

编辑信件的主要联系方式.
Email: info@mguu.ru

Director, PhD in Philology

俄罗斯联邦

N. Lebedeva

Email: info@mguu.ru

Deputy Director on Methodological Work, Doctor of Pedagogy, Associate Professor

俄罗斯联邦

参考

  1. Federal Law of 29.12.2012 no. 273-FZ “On Education in the Russian Federation”. Available: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  2. The Law of the City of Moscow of 10.03.2004 (as amended on 25.06.2014) no. 14 “On general education in Moscow”. Available: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  3. The Law of the City of Moscow of 28.04.2010 (as amended on 14.12.2016) no. 16 “On general education in Moscow”. Available: “ConsultantPlus”. (In Russ.).
  4. Gusenko M. I Will Go I Know Not Whither. Russin Gazette, 23.05.2019. Available at: https://rg.ru/2019/05/23/bolshinstvo-shkolnikov-ne-opredelilis-s-vyborom-professii.html (accessed: 10.05.2021). (In Russ.).
  5. Edikhanova G. G. Professional Self-identification as a Precondition to Successful Rehabilitation of Students with Disabilities. Education and Personal Development, 2016, no. 5 (10), pp. 127-130. Available at: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1634 (accessed: 21.03.2021). (In Russ.).
  6. Professional Training Unlimited. On the Project. Regional Coordination Center WorldSkills Russia [website]. Available at: https://school.worldskills.moscow/o-proekte/obshhie-svedeniya (accessed: 11.05.2021). (In Russ.).
  7. Pryazhnikova E. Yu. Psikhologiya Truda Teoriya i Praktika [Psychology of Labor: Theory and Practice]: Textbook for Bachelor Students. Moscow: Yurait Publ., 2021. 520 p. (In Russ.).
  8. Yasvin V. A. Shkolnaya Sreda kak Predmet Izmereniya Ekspertiza Proektirovanie Upravlenie [School Environment as Object of Sampling: Expert Evaluation, Designing, Management]. Moscow: Narodnoe Obrazovanie Publ., 2019. 448 p. (In Russ.).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Factors that play a role in the development of professional self-determination of adolescents with disabilities

下载 (259KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».