Сборно-монолитный каркас, эффективный для применения в холодных условиях строительства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена конструктивная система сборно-монолитного каркаса, эффективно использующая конструктивные и технологические возможности данного вида домостроения, в основе которой заложено строительство здания поэтапно. На 1-м этапе происходит монтаж элементов сборной части каркаса. На 2-м этапе, с наступлением положительных температур окружающей среды, укладывается монолитный бетон на весь каркас одновременно или захватками. В рамках 1-го этапа смонтированная сборная часть каркаса самостоятельно воспринимает нагрузки, характерные стадии возведения (собственный вес сборных частей, вес дополнительно опираемых сборных элементов, вес бетона омоноличивания). Пространственная жёсткость каркаса обеспечивается жёстким сопряжением колонн с фундаментом. Сборные части ригелей с колоннами сопрягаются шарнирно. В случае необходимости осуществляется устройство временных монтажных связей. На 2-м этапе, после набора монолитным бетоном требуемой прочности, каркас становится сборно-монолитным, обладает более высокой прочностью и жёсткостью и способен воспринимать остальные нагрузки стадии возведения (вес конструкций пола, перегородок, ненесущих стен и перегородок и т. д.) и нагрузки стадии эксплуатации. Шарнирное сопряжение ригеля с колонной становится жёстким, а временные связи, если устанавливались, демонтируются. Проведены и представлены экспериментальные исследования, особенностью которых являлся поэтапный монтаж и загружение сборной и монолитной частей плоского каркаса. Исследования подтвердили конструктивную и технологическую эффективность предлагаемой конструктивной системы сборно-монолитного каркаса.

Полный текст

Введение

На территории РФ достаточно суровые условия строительства, что обусловлено климатом, который хоть и разнообразен, но преимущественно холодный (период со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 5 °C и минимальной суточной температуре ниже 0 °C длится полгода и более). Данное обстоятельство приводит к необходимости принятия специальных мер для обеспечения набора бетоном требуемой прочности [1‒4]. При этом применение сборных конструкций не всегда рационально, так как возникает необходимость устройства сложных и высокоточных работ по устройству стыковых соединений, а пространственная жёсткость здания заведомо снижена из-за наличия большого количества стыковых соединений элементов и отсутствия связности между смежными плитами. Строительной системой, способной решить такие конструктивные и технологические слабости, является сборно-монолитный железобетонный каркас. Данный вид строительства становится всё более популярным в последнее время [5‒7], а потенциальные возможности сборно-монолитных конструкций достаточно широкие:

  • сокращение опалубочных, арматурных и бетонных работ, выполняемых на строительной площадке;
  • уменьшение количества стыковых соединений;
  • высокая пространственная жёсткость здания за счёт неразрывности диска перекрытия;
  • относительно лёгкий и жёсткий диск перекрытия при применении сборных частей сложной геометрической формы;
  • предварительно напряжённые сборные конструкции.

Материалы и методы

С целью повышения конструктивной и технологической эффективности применения железобетонных конструкций в холодных климатических условиях на основании обозначенного выше, а также исходя из опыта современного домостроения разработана конструктивная система сборно-монолитного каркаса, в основе которого предполагается возведение в два этапа (рис. 1).

 

Рис. 1. Конструктивное решение поэтапно возводимого сборно-монолитного каркаса (план, разрез, расчётная схема, слева – 1-й этап, справа – 2-й этап): a – план; б – разрез; в – расчётная схема

Fig. 1. Constructive solution of a prefabricated monolithic frame being built in stages (plan, section, design scheme, 1st stage on the left, 2nd stage on the right): a – plan; b – section; c – design scheme

 

На 1-м этапе происходит монтаж сборной части каркаса, которая в последующем самостоятельно воспринимает нагрузки, характерные стадии возведения (собственный вес сборных частей, вес опираемых сборных элементов, вес монолитного бетона). На 2-м этапе, в удобный временной период (с наступлением положительных температур), происходит омоноличивание всего каркаса, что приводит к его «превращению» в сборно-монолитный каркас. В итоге прочность и жёсткость каркаса увеличиваются и он способен воспринимать оставшиеся нагрузки, соответствующие стадии возведения (вес пола, перегородок, ненесущих стен, перегородок и т. д.), а также нагрузки стадии эксплуатации.

В дополнение возможны следующие конструктивные решения:

  • применение лёгкого монолитного бетона, что снижает собственный вес конструкций перекрытия и общий вес здания, а также повышает тепло- и звукоизоляцию перекрытия;
  • плиты-опалубки и сборные части ригелей рационального конструктивного поперечного сечения с предварительно напрягаемой арматурой обеспечивают высокую изгибную жёсткость и относительно небольшую массу диска перекрытия;
  • отказ от цементно-песчаной стяжки (её функцию выполняет монолитный бетон), что позволяет снизить нагрузку и сократить расходы.

Проведены экспериментальные исследования плоских двухпролётных и двухэтажных рам Р1 и Р2, изготавливаемых и загружаемых в два этапа (рис. 2). Цель – изучение особенностей формирования напряженно-деформированного состояния в процессе монтажа и загружения сборно-монолитного каркаса. Сборные элементы выполнены из тяжёлого бетона кл. В25, а применяемый монолитный бетон – керамзитобетон кл. В15,5. На 1-м этапе происходило устройство сборной части рам – сборные колонны (70×70×1200 мм) и сборные части ригелей (70×70 х 1410 мм, в нижней зоне 3Ø3В500). На 2-м этапе, без снятия нагрузки 1-го этапа, устанавливалась верхняя продольная арматура в опорной зоне ригелей с укладкой монолитного бетона на высоту 40 мм.

 

Рис. 2. Экспериментальная рама: а – конструктивная схема на 1-м этапе; б – конструктивная схема на 2-м этапе; в – фото

Fig. 2. Experimental frame: a – constructive scheme at the 1st stage; b – constructive scheme at the 2nd stage; c – photo

 

Сопряжения элементов:

  • колонн с основанием – жёсткое на 1-м и 2-м этапах;
  • ригеля с колоннами – шарнирное на 1-м этапе, жёсткое на 2-м этапе.

Загружение конструкции происходило следующим образом. На 1-м этапе нагрузка моделирует монтажную нагрузку – P = 0,55 кН. На 2-м этапе нагрузка моделирует дополнительную монтажную нагрузку и эксплуатационную нагрузку – Р = 1,65 кН (нижний ярус), P = 2,2 кН и Р = 1,925 кН (верхний ярус правый и левый пролёты соответственно).

Результаты

В результате проведённых экспериментальных исследований:

  • отсутствовал взаимный сдвиг монолитной и сборной частей, что указывает на возможность обеспечения совместного деформирования разновозрастных бетонов за счёт поперечной арматуры и сил трения и адгезии по поверхности сопряжения. Аналогичные результаты были получены ранее при проведении экспериментальных исследований сопряжения бетонов разного возраста и видов [7];
  • после набора монолитным бетоном требуемой прочности (2-й этап) интенсивность роста прогибов и деформаций замедляется (в сравнении с 1-м этапом), что указывает на повышение жёсткости и несущей способности элементов и каркаса в целом после вовлечения в процесс деформирования монолитного бетона;
  • образование первых трещин в ригелях рам происходило в рамках 1-го этапа загружения. На 1-м этапе с шагом 70‒100 мм образовывались волосяные трещины в середине пролёта сборных частей балок (рис. 3, a). Они распространялись на высоту 20‒30 мм при ширине раскрытия не более 0,05 мм;
  • исчерпания несущей способности ни в одном элементе рам не произошло, что указывает на достаточную несущую способность сборно-монолитного каркаса как на этапе монтажа, так и на этапе эксплуатации;
  • на 2-м этапе увеличивается прогиб непосредственно загружаемых балок, в то время как в смежном пролёте в балках происходит выгиб. Этот факт указывает на неразрывность сборно-монолитной балки за счёт армированного монолитного бетона. На это указывает и полученный характер прироста прогибов. В первоначально загружаемых балках Б2 и Б4 прогибы 4,40 и 3,89 мм, однако после загружения смежных балок прогибы уменьшились до 4,14 и 3,73 мм соответственно;
  • трещины сборной части, образовавшиеся на 1-м этапе, в процессе загружения на 2-м этапе получили большее раскрытие без существенного увеличения высоты и не достигая монолитного бетона. Над средней опорой в монолитном бетоне трещины образовывались при P = 1,93 кН и более (рис. 3, б) и по окончанию 2-го этапа загружения некоторые трещины полностью пересекли монолитный бетон, не проникая в сборную часть;
  • в колоннах, балках на крайних опорах, а также в горизонтальном направлении, включая контактный шов, трещин не возникло.

 

Рис. 3. Трещинообразование: a – 1-й этап; б – 2-й этап

Fig. 3. Cracking: a – 1st stage; b – 2nd stage

 

Дополнительно проведены экспериментальные исследования сборно-монолитной балки. Особенностью исследований являлось то, что монтаж и вовлечение в восприятие нагрузки сборной части и бетона омоноличивания [9] происходили этапами. Исследования показали увеличение несущей способности, трещиностойкости, а также снижение итоговых прогибов в случае этапности монтажа и загружения. Кроме того, были проведены численные исследования [10]. В ходе расчётов в программном комплексе монтаж и загружение плоской рамы этапами также привели к существенной разнице напряженно-деформированного состояния конструкций рамы при поэтапном вовлечении в процесс восприятия нагрузки сборного и монолитного бетонов.

В результате проведённых экспериментальных и численных исследований получено необходимое количество данных, позволяющих утверждать, что предлагаемое конструктивное решение сборно-монолитного каркаса с поэтапным возведением и загружением обладает достаточной прочностью и жёсткостью для восприятия нагрузок стадий поэтапного монтажа и загружения, а также эксплуатации.

Заключение

Предложенное конструктивное решение сборно-монолитного каркаса является достаточно эффективным для применения в холодных условиях строительства, так как работы по устройству монолитного бетона выполняются в короткий срок в тёплый период времени. Одновременно данная конструктивная система является достаточно жёсткой из-за жёсткости узлов сопряжения горизонтальных и вертикальных несущих элементов, а также неразрывности диска перекрытия, обладает более высокими показателями по тепло- и звукоизоляции перекрытия и покрытия, имеет меньшую массу в сравнении со зданиями из сборного и монолитного железобетона.

×

Об авторах

Александр Александрович Коянкин

Сибирский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: KoyankinAA@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5271-9904

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительных конструкций и управляемых систем

Россия, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Список литературы

  1. Каинов Е.А. Анализ и оценка потребительских свойств объектов со сборно-монолитным каркасом с использованием метода экспертных оценок // Вестник современных исследований. 2019. № 18 (28). С. 83‒88.
  2. Зотеева Е.Э., Фомин Н.И. Новые технологические и конструктивные решения по устройству монолитных и сборно-монолитных перекрытий гражданских зданий // Современные технологии в строительстве. Теория и практика. 2018. Т. 2. С. 336‒341.
  3. Мордич А.И., Белевич В.Н., Симбиркин В.Н., Навой Д.И. Опыт практического применения и основные результаты натурных испытаний сборно-монолитного каркаса Бел-НИИС // Бюллетень строительной техники. 2004. № 8. С. 8‒12.
  4. Левиков А.В. Особенности применения часторебристых сборно-монолитных перекрытий в современном домостроении // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия «Строительство. Электротехника и химические технологии». 2022. № 3(15). С. 26–32. doi: 10.46573/2658-7459-2022-3-26-32.
  5. Рязанова Г.Н., Попова Д.М. Анализ существующих методов возведения конструкций из монолитного бетона и железобетона в зимних условиях // Градостроительство и архитектура. 2018. Т. 8, № 1. С. 16‒23. doi: 10.17673/Vestnik.2018.01.3.
  6. Шембаков В.А. Возможности инновационной индустриальной технологии сборно-монолитного каркаса ГК «Рекон-СМК» // Жилищное строительство. 2023. № 3. С. 32–38. doi: 10.31659/0044-4472-2023-3-32-38.
  7. Фёдорова Н.В., Московцева В.С., Ветрова О.А., Григорьева М.И. Сборно-монолитный железобетонной каркас нового поколения для жилых и гражданских зданий повышенной живучести // БСТ: Бюллетень строительной техники. 2023. № 6(1066). С. 24–26.
  8. Koyankin A.A., Mitasov V.M., Tskhay T.A. Compatibility of precast heavy and monolithic lightweight concretes deforming. Magazine of Civil Engineering. 2018. N. 8(84). P. 162‒172.
  9. Koyankin A.A., Mitasov V.M. Stress-strain state of the precast monolithic bent element. Magazine of Civil Engineering. 2020. N. 97(5).
  10. Koyankin A.A., Mitasov V.M. Stress-strain state of precast and cast-in place buildings. Magazine of Civil Engineering. 2017. N. 6. P. 175‒184.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Конструктивное решение поэтапно возводимого сборно-монолитного каркаса (план, разрез, расчётная схема, слева – 1-й этап, справа – 2-й этап): a – план; б – разрез; в – расчётная схема

Скачать (229KB)
3. Рис. 2. Экспериментальная рама: а – конструктивная схема на 1-м этапе; б – конструктивная схема на 2-м этапе; в – фото

Скачать (261KB)
4. Рис. 3. Трещинообразование: a – 1-й этап; б – 2-й этап

Скачать (217KB)

© Коянкин А.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».