The impact of government regulation on the state of the scientific sphere in the Russian Federation
- Authors: Petrushina M.S.1, Termeleva A.E.1, Termeleva E.E.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 15, No 4 (2024)
- Pages: 166-176
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-0461/article/view/285633
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-4-166-176
- ID: 285633
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the assessment of the impact of state policy in the sphere of science and development of scientific potential of the Russian Federation. The analysis of key indicators characterizing the economic and personnel state of the scientific sphere of the country is performed. The main problems preventing the uniform and high-quality development of the domestic scientific potential are identified. The measures to stimulate the development of scientific personnel potential provided by the national project "Science and Universities" are analyzed: the creation of scientific and educational centers and world-class campuses, the "Priority-2030" program, attracting talented youth to science, measures of material incentives for young scientists.
Full Text
Введение
Научные исследования и разработки являются неотъемлемым фактором качественного и устойчивого развития государства, поскольку обеспечивают общество новыми знаниями и способами решения проблем в самых различных сферах, что тактически и стратегически влияет на уровень жизни и благосостояния населения. Активным участником развития научной сферы является государство. Именно оно создает необходимые условия для беспрепятственного протекания научной деятельности на его территории. Государство должно выступать в роли регулятора и помощника, обеспечивая финансирование науки, создавая благоприятные инфраструктурные условия для проведения научных исследований и способствуя развитию инноваций [1].
Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определены стратегические приоритеты и направления политико–экономического развития страны, которые обуславливают укрепление научного потенциала с целью решения актуальных проблем и достижения технологического суверенитета [2].
Это актуализирует научную и практическую значимость изучения влияния государственной политики в сфере науки и развития научного потенциала Российской Федерации.
В ходе исследования использованы системный метод, методы статистического исследования, сравнительного анализа, обобщения теоретического материала и фактических данных, отражающих практический опыт влияния государственной политики в сфере науки и развития научного потенциала Российской Федерации.
На основе проведенного анализа сделан вывод о положительных результатах экономического и кадрового состояния научного сектора Российской Федерации, инициативы, реализуемые в рамках национального проекта «Наука и университеты», оказывают существенное влияние на развитие кадрового потенциала российской науки.
Целью статьи является оценка влияния государственной политики в сфере науки и развития научного потенциала Российской Федерации. Изучение и анализ состояния отечественной научной сферы являются важными составляющими государственной политики в сфере науки, так как необходимо своевременно выявлять и устранять проблемы, которые препятствуют получению новых полезных результатов.
Ход исследования
Государственное управление научной сферой осуществляется согласно нескольким направлениям, которые должны быть взаимосвязаны друг с другом и осуществляться комплексно. Основные направления государственного регулирования в сфере науки можно разделить на следующие: организационное, финансовое, правовое, стратегическое. Данные направления, а также механизмы их осуществления представлены в таблице 1.
Таблица 1: Основные направления государственного регулирования науки.
Table 1: Main directions of state regulation of science.
Наименование направления государственного регулирования научной сферы | Механизмы осуществления направления |
Организационное | Создание государством условий беспрепятственного процесса протекания научной деятельности (создание лабораторий, научных центров с высоким уровнем материально–технической оснащенности, организация быстрой поставки ресурсов, необходимых для проведения исследований) |
Финансовое | Привлечение средств бюджетов различных уровней, научных организаций, коммерческих и инвестиционных компаний, страховых организаций, государственных и муниципальных инвестиционных фондов и т.д. для финансирования организации научных процессов и стимулирования инновационной активности |
Правовое | Создание нормативно–правовой базы, регулирующей различные аспекты научной деятельности, благодаря которой обеспечивается прозрачное поле для реализации действий в сфере науки и технологий, следовательно, гарантируется законность и справедливость, упорядочиваются процедуры, связанные с осуществлением научной деятельности |
Стратегическое | Разработка долгосрочных планов и программ, благодаря которым формируются приоритеты развития, определяются ресурсы достижения целей, составляются планы и прогнозы будущих действий для достижения высоких показателей в сфере науки, технологий и инноваций |
Кроме перечисленных направлений государственного регулирования науки некоторые авторы дополнительно выделяют следующие: повышение спроса на инновационную продукцию, привлечение молодежи в науку, международное научное сотрудничество и др. [3].
Основными участниками научной деятельности являются государство, научные организации, научные кадры, коммерческие фирмы и общество [4]. Каждая из заинтересованных сторон имеет индивидуальные потребности. При этом государство тоже является участником научной деятельности, которому результаты научных достижений необходимы в целях решения социально-экономических проблем. Задача государства – выработать меры для сбалансированного удовлетворения потребностей каждого из участников научной деятельности и достигнуть синергетического эффекта от совместных усилий научных организаций, научных кадров и коммерческих фирм. При этом общество, как третья сторона, получает от этого положительный внешний эффект в виде возможности пользоваться результатами научных достижений любыми способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Оценка экономического состояния национальной научной сферы позволяет оценить эффективность использования государственных ресурсов, направленных на научные исследования, проанализировать тенденции в финансировании науки. Внутренние затраты на научные исследования и разработки – важный показатель инновационного развития страны, который отражает ориентацию национального правительства на технологическое лидерство. Динамика изменения внутренних затрат России с 2018 по 2023 годы представлена в таблице 2.
Таблица 2: Внутренние затраты на научные исследования и разработки по Российской Федерации (млн. руб.).
Table 2: Domestic expenditure on scientific research and development in the Russian Federation (million rubles).
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1028247.6 | 1134786.7 | 1174534.3 | 1301490.9 | 1435914.3 | 1649788.0 |
Из таблицы 2 видно, что за указанный период объем внутренних затрат стабильно увеличивался. В 2023 году данный показатель составил 1.6 трлн. руб., что на 213.9 млрд. больше по сравнению с 2022 годом [5]. В связи с этим увеличилось и значение наукоёмкости российской экономики (0.96% в 2023 г. по сравнению с 0.93 в 2022 г.) [6]. В рейтинге государств по абсолютным масштабам затрат на науку Россия входит в десятку лидеров, занимая 9–е место по итогам 2023 года [7]. Такой рост показателя внутренних затрат России свидетельствует об активной поддержке отечественной науки как со стороны бизнес-сектора, так и со стороны государства.
Однако, несмотря на ежегодное увеличение затрат на научные исследования и разработки, Россия все еще не смогла решить проблему, мешающую сделать отечественной науке серьезный качественный скачок и стать одной из передовых в мире.
Хотя затраты на науку увеличиваются ежегодно, доля этих затрат в общем объеме ВВП остается низкой и составляет около 1%. По этому показателю Россия уступает многим государствам с развитым научным потенциалом, таким, как Республика Корея, США, Япония и др. (таблица 3) [8].
Таблица 3: Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту по странам.
Table 3: Domestic research and development costs as a percentage of gross domestic product by country.
| 2000 | 2010 | 2021 | 2022 |
Россия | 1.05 | 1.13 | 0.99 | 0.94 |
Республика Корея | 2.13 | 3.32 | 4.81 | 4.93 |
США | 2.62 | 2.71 | 3.45 | 3.46 |
Япония | 2.86 | 3.10 | 3.27 | 3.30 |
Китай | 0.89 | 1.71 | 2.40 | 2.43 |
Франция | 2.09 | 2.18 | 2.35 | 2.22 |
Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (таблица 4) демонстрирует низкий уровень вовлеченности предпринимательского сектора во взаимодействии с научным сектором. Высокая доля государственного финансирования в структуре затрат указывает на необходимость решения проблем, связанных с недостатком привлечения частных инвестиций в научные исследования и разработки, в том числе объяснения промышленному сектору важности сотрудничества с научными институтами, формирования стимулов для такого сотрудничества.
Таблица 4: Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (%)).
Table 4: Structure of internal expenditure on research and development by sources of funding (%).
Источник финансирования | % |
Средства федерального бюджета | 53.8 |
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов | 1.4 |
Бюджетные ассигнования на содержание образовательных организаций высшего образования | 0.07 |
Средства организаций госсектора, включая собственные | 11.4 |
Средства предпринимательского сектора | 30.6 |
Средства иностранных источников | 1.1 |
Прочие средства | 1.6 |
Важным показателем, отражающим эффективность распределения ресурсов в научных исследованиях и разработках, является соотношение затрат на различные виды работ. Рассмотрим, на какие виды работ приходится большая доля внутренних и текущих затрат (таблица 5).
Таблица 5: Внутренние и текущие затраты на исследования и разработки по видам работ (млн. руб.)
Table 5: Internal and current research and development costs by type of work (million rubles).
| 2010 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Фундаментальные исследования | 95881.4 | 169175.0 | 181371.9 | 205227.9 | 223093.6 | 236266.1 | 256186.4 |
Прикладные исследования | 92010.7 | 197209.3 | 213363.3 | 218491.5 | 233457.7 | 259974.6 | 297406.8 |
Разработки | 301558.8 | 594305.2 | 665854.6 | 667614.1 | 737027.2 | 826323.2 | 936646.4 |
По каждому из видов работ наблюдается ежегодное увеличение затрат, однако самая большая доля внутренних затрат приходится на разработки. Это связано с тем, что разработки могут иметь более практическое применение, а также дать более быстрые и конкретные результаты.
Анализируя экономическое состояние научной сферы, стоит рассмотреть среднемесячную заработную плату персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Данные по этому показателю представлены в таблице 6.
Таблица 6: Среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками, руб.
Table 6: Average monthly salary of personnel engaged in research and development, (rubles).
| 2000 | 2010 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
Среднемесячная з/п | 2322.9 | 25043.5 | 57012.6 | 60247.3 | 67685.0 | 75841.3 |
В процентах к з/п в экономике в целом (=100%) | 104.5 | 119.5 | 119.1 | 117.3 | 118.2 | 116.1 |
Из таблицы 6 видно, что динамика роста заработной платы научных сотрудников является положительной [8]. Если же рассматривать её по отношению к заработной плате в экономике в целом, можно заметить уменьшение показателя в 2022 г. по сравнению с 2021 г. на почти 2 процентных пункта. Заработная плата научных работников растет номинально, однако является не такой конкурентоспособной, как заработная плата в некоторых других сферах экономики Российской Федерации.
Кроме того, можно отметить дифференциацию заработной платы научных работников по субъектам Российской Федерации. Анализ данных Росстата о средней заработной плате научных работников в организациях государственного и муниципального секторов за январь–декабрь 2023 года показывает значительный разброс показателей по субъектам страны (таблица 7).
Таблица 7: Размер средней заработной платы научных работников по субъектам Российской Федерации (руб.)
Table 7: The average salary of researchers in the subjects of the Russian Federation (rubles).
Регион | Размер средней заработной платы, руб. |
Регионы лидеры: | |
Чукотский автономный округ | 287 965 |
Ямало–Ненецкий автономный округ | 266 269 |
Магаданская область | 210 847 |
Город Москва | 191 170 |
Сахалинская область | 180 046 |
Регионы аутсайдеры: | |
Чеченская Республика | 61 148 |
Республика Дагестан | 59 058 |
Республика Северная Осетия–Алания | 56 778 |
Так, самый высокий уровень среднемесячной заработной платы научных сотрудников наблюдается в таких регионах, как Чукотский автономный округ (287 965 руб.), Ямало–Ненецкий автономный округ (266 269 руб.), Магаданская область (210 847 руб.), город Москва (191 170 руб.) и Сахалинская область (180 046 руб.). В то же время, самая низкая заработная плата в данной сфере отмечается в Чеченской Республике (61 148 руб.), Республике Дагестан (59 058 руб.) и Республике Северная Осетия–Алания (56 778 руб.). [9]. Такое различие в оплате труда может спровоцировать научных работников из регионов с низкой оплатой труда переезжать в города с более достойным уровнем заработной платы. Это создает угрозу для сбалансированного пространственного развития научной сферы в России. Кроме этого, сохраняется риск миграции квалифицированных научных кадров за рубеж в поисках лучшего вознаграждения за свою исследовательскую деятельность.
В России ресурсы научной инфраструктуры в основном сконцентрированы в столице и крупных городах с населением более миллиона человек, что также влияет на утечку научных кадров в крупные города или же вовсе на прекращение занятия научной деятельностью [10]. В Стратегии научно–технологического развития Российской Федерации подчеркивается, что международная конкуренция за привлечение высококвалифицированных научных кадров является одним из факторов, сказывающихся на научно–технологическом развитии страны [11]. Процесс «утечки мозгов» – серьезная проблема для любого государства, поэтому создавать благоприятные условия для проведения научной деятельности, а также обеспечивать достойное вознаграждение за научную деятельность – одна из первостепенных задач государственной политики в сфере науки.
Проанализируем кадровое состояние научной сферы Российской Федерации. Рассмотрим динамику численности персонала, занятого исследованиями и разработками, по категориям, представленную в таблице 8.
Table 8: Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по Российской Федерации.
Table 8: Number of personnel engaged in scientific research and development by category in the Russian Federation.
| 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Исследователи | 347854 | 348221 | 346497 | 340142 | 340666 | 338900 |
Техники | 57722 | 58681 | 59557 | 60474 | 61369 | 62155 |
Вспомогательный персонал | 160591 | 160864 | 158298 | 152066 | 154750 | 155084 |
Прочие | 116413 | 114698 | 114981 | 110020 | 113085 | 114475 |
Всего | 682580 | 682464 | 679333 | 662702 | 669870 | 670614 |
Хотя в период с 2018 по 2021 годы общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, уменьшалась во всех категориях, в 2022 году наметился рост численности по всем категориям специалистов по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году увеличение численности персонала наблюдается во всех категориях, кроме категории «исследователи».
Одной из значимых государственных инициатив в сфере науки, благодаря которой, в том числе, происходит стимулирование кадрового научного потенциала, является национальный проект «Наука и университеты». Одним из важных преимуществ его реализации следует обозначить ориентированность не только на развитие научного потенциала высших учебных заведений и научно–исследовательских организаций, но и на привлечение и поддержку талантливой молодежи, в том числе школьников. Так, в рамках национального проекта создаются специализированные учебные научные центры – переходные платформы для школьников, благодаря которым возможно заниматься научными исследованиями еще со школьной скамьи, обеспечивая непрерывное обучение по принципу «школа – вуз» [12]. Целенаправленная работа с одаренными детьми и молодежью, создание для них благоприятных условий для раскрытия их научного потенциала является стратегически важной задачей, решение которой в долгосрочной перспективе может гарантировать стране качественный экономический рост.
Кроме этого, в рамках национального проекта реализуется государственная программа «Приоритет–2030», которая нацелена на поддержку и развитие научного потенциала университетов. В рамках этой программы вузам дается возможность получить грантовое финансирование на создание студенческих технопарков, бизнес–инкубаторов, а также на модернизацию учебно–лабораторной инфраструктуры. Программа «Приоритет–2030» способствует комплексному развитию российских университетов как ключевых центров генерации новых знаний и технологий, а также увеличению кадровых показателей в научной сфере за счет повышения студенческого интереса к науке [13].
Создание сети современных кампусов мирового уровня также является одним из способов повышения интереса молодежи к науке и развития научного кадрового потенциала. В 2021 году было отобрано 8 проектов кампусов, а в конце 2022 года Председатель Правительства Российской Федерации объявил о создании кампусов мирового уровня в еще 9 регионах страны, строительство которых должно быть реализовано в формате государственно–частного партнерства. Кампусы должны стать точкой притяжения талантливых студентов, повлиять на уменьшение интеллектуальной миграции. На базе кампусов будут подготавливаться научные кадры, проводиться научно–технические исследования, создаваться инновационные технологии. Все это в перспективе повлияет на увеличение численности специалистов, занятых в сфере науки, а также позитивно отразится на экономике тех регионов, в которых будут функционировать кампусы.
В процессе осуществления научной деятельности не последнюю роль играет материальное стимулирование, поэтому в России существует обширный комплекс мер поддержки ученых и исследователей. Студенты и аспиранты имеют возможность получать стипендии Президента и Правительства, различные именные стипендии, предоставляемые как из средств федерального, так и региональных бюджетов. Назначение стипендии – это не только материальное вознаграждение, но и признание результатов научной деятельности студентов и молодых ученых экспертным сообществом, которое мотивирует продолжать вносить вклад в науку по своей специальности.
Повышению заинтересованности к научной деятельности и развитию кадрового потенциала в сфере науки также способствует создание научно–образовательных центров мирового уровня (НОЦ), начавшееся с 2018 года. В 2019 году в России уже работали 5 таких центров, а на 2024 год их количество составляет 15 единиц. Центры служат платформами для подготовки высококвалифицированных научных кадров и исследовательских коллективов. С помощью них происходит кооперация высших учебных заведений, научных центров и бизнеса, вследствие которой разрабатываются и внедряются инновационные решения в реальный сектор экономики [14].
Сохранение и приумножение человеческого капитала в науке имеет критическое значение для обеспечения технологического суверенитета страны и ее долгосрочной конкурентоспособности. Привлечение и удержание ведущих научных деятелей, создание условий для раскрытия потенциала молодых исследователей являются важнейшими приоритетами реализации национального проекта. Меры по повышению престижа научной деятельности, развитие системы поддержки молодых ученых, создание современной исследовательской инфраструктуры в вузах – все это направлено на формирование благоприятной среды, способствующей профессиональному росту и закреплению научных кадров в Российской Федерации.
Заключение
- Анализ экономического и кадрового состояния научного сектора Российской Федерации показал следующие положительные результаты: ежегодное увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки, рост среднемесячной заработной платы научного персонала, разнообразие мер поддержки, направленных на улучшение кадрового состояния научной сферы.
- Выявлено, что внутренние затраты на научные исследования и разработки в Российской Федерации в процентах к ВВП ежегодно составляют около 1%, что является низким показателем по сравнению с другими развитыми странами с высоким уровнем научного потенциала.
- Установлено, что основным источником финансирования российской науки являются государственные средства (средства федерального бюджета и организаций госсектора). Финансирование со стороны бизнес-сектора почти в 2 раза меньше, что является препятствием для полноценного и равномерного развития научной сферы и указывает на важность объяснения коммерческому сектору пользы взаимодействия с научными институтами.
- Выявлено неравномерное распределение заработной платы научных сотрудников по регионам, которое создает серьезную проблему «утечки мозгов».
- Выяснено, что инициативы, реализуемые в рамках национального проекта «Наука и университеты», оказывают существенное влияние на развитие кадрового потенциала российской науки.
Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.
About the authors
Milana S. Petrushina
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: mrs-milana2@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-2725-1840
4th-year undergraduate student, Institute of Economics and Management, majoring in Public and Municipal Administration
Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086Anna E. Termeleva
Samara National Research University
Email: termeleva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0437-0001
Senior Lecturer, Department of Public and Municipal Administration
Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086Ekaterina E. Termeleva
Samara National Research University
Email: ekaterina.termel@mail.ru
ORCID iD: 0009-0001-7680-1264
Senior Lecturer, Department of Public and Municipal Administration
Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086References
- Baysayeva M.U., Akhmedov S.A., Dagaeva H.B., Gazgeriev Sh.Sh. State scientific, technical and innovation policies in the system of state and municipal administration // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". – 2019. – No. 4–1. – pp. 397–406. EDN: PEMSII. (In Russ.)
- Decree of the President of the Russian Federation "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the perspective up to 2036" dated 07.05.2024 No. 309. [Electronic resource]. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/ (accessed: 01.10.2024) (In Russ.)
- Baranova V.P., Belousov V.L. Mechanisms of state regulation of the scientific sphere // Innovations. – 2012. – No. 3. – pp. 56–60. EDN: REKSWD. (In Russ.)
- Shepelev G.V. On state regulation of science // Science management: theory and practice. – 2021 – No. 3. – pp. 16–44. EDN: KPSQKK. (In Russ.).
- Science, Innovation and Technology. [Electronic resource]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/154849?print=1 (accessed: 15.10.2024) (In Russ.)
- Science funding in the Russian Federation reached 1.6 trillion rubles. [Electronic resource]. Access mode: https://digital.gov.ru/ru/events/52662/ (accessed: 22.10.2024) (In Russ.)
- Growing Science Expenditures in Russia: Results for 2023. [Electronic resource]. Access mode: https://issek.hse.ru/news/963240693.html?ysclid=m3376on1fg592839795 (accessed: 17.10.2024) (In Russ.)
- Vlasova V.V., Gokhberg L.M., Ditkovsky K.A. et al. Science. Technologies. Innovations: 2024: Brief statistical digest. [Electronic resource]. Access mode: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/886073380.pdf?ysclid=m33997b2kd294598592 (accessed: 15.10.2024) (In Russ.)
- Results of federal statistical monitoring in the field of remuneration of certain categories of workers in the social sphere and science for January–December 2023. [Electronic resource]. Access mode: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_04-2023.html (accessed: 17.10.2024) (In Russ.)
- Volkova G.L., Nikishin E.A. Patterns of interregional mobility of Russian scientists and readiness to relocate in the future // Economy of the region. – 2022. – No. 1 (18). – pp. 175–192. EDN: EQMRMZ. (In Russ.)
- Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation" dated 28.02.2024 No. 145. [Electronic resource]. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408518353/?ysclid=m3zo29eol8100882095 (accessed: 20.10.2024) (In Russ.)
- Immerse yourself in science while still in school. [Electronic resource]. Access mode: https://xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn-p1ai/opportunities/pogruzhatsya-v-nauku-eshche-v-shkole/ (accessed: 20.10.2024) (In Russ.)
- Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminsky V.I., Kireev S.V. The first year of implementation of the Priority–2030 program: positive results and problem areas of research track universities // Higher education in Russia. – 2023. – No. 3. – pp. 9–25. EDN: PQNXRI. (In Russ.)
- Anisimova V.Yu., Gaffarly E.P. Analysis of financing and the role of world-class scientific and educational centers in the Russian Federation // Bulletin of Samara University. Economics and Management. – 2021. – No. 2. – pp. 7–18. EDN: NTJGIC. (In Russ.)
Supplementary files
