Economic security at the national and regional levels: a system of indicators and their assessment
- Authors: Nikolaeva N.A.1
-
Affiliations:
- Volga Region State University of Service
- Issue: Vol 16, No 1 (2025)
- Pages: 93-111
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-0461/article/view/296604
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2025-16-1-93-111
- ID: 296604
Cite item
Full Text
Abstract
The article analyzes various views and approaches to the formation of the concept of economic security of the territory and highlights the main provisions. The priority of national ideas and strategies, formed as a response to external and internal threats, put forward the requirements for the regional development strategy of maximum and effective participation of regions in achieving both their own economic security and national security. The economic security of the region should be considered as a system consisting of management facilities, each of which is characterized by a set of evaluation indicators indicating a certain level of security. This approach requires differentiation of the indicators approved in the strategy of economic security of Russia for the period up to 2030. The article presents an assessment of economic security at the nano-, micro-, meso- and mega levels using the index method and the comparison method. The interpretation of the calculated aggregated indicators of economic security of the Russian economy was carried out taking into account the level of inflation.
Full Text
Введение
В условиях реализации концепции формирования технологического суверенитета и экономической безопасности национальной экономики России вопрос экономической безопасности регионов является основным элементом в решении проблемы на макроуровне. Основная гипотеза заключается в том, что защита национальных интересов от угроз внешней и внутренней среды зависит напрямую от степени экономической и технологической безопасности и устойчивости регионов страны, что, в свою очередь, определяет актуальность темы исследования.
Цели исследования состоят в определении основных факторов, оказывающих влияние на экономическую безопасность регионов, индикаторов и подходов к их оценке, условий для интерпретации достигнутых и прогнозных результатов.
1. Материалы и методы исследования
Концепция экономической безопасности региона основана на постулате, что регион как целостное социально-экономическое образование, имеющее определенные административные и территориальные границы, есть неотъемлемая часть национальной экономической системы. Обладая целостной социально-экономической системой, каждый регион имеет свои территориальные и экономические особенности. При этом, несмотря на эти объективные особенности, каждый регион в одинаковой мере подвержен влиянию общенациональных тенденций и глобальных вызовов общества. В этой связи концепция достижения экономической безопасности региона должна строится на принципах формирования равновесного состояния между национальными и региональными экономическими интересами, обеспечивая развитие региональной экономики за счет оптимального использование имеющегося в регионе собственного потенциала и развития межрегиональных экономических связей.
Говоря о концепции экономической безопасности региона в условиях глобальных вызовов общества, невозможно ее формировать только на принципах самодостаточности экономики региона. Приоритет общенациональных идей и стратегий, формируемых как раз как реакция на внешние и внутренние угрозы, выдвигают перед стратегией регионального развития требования максимального и эффективного участия регионов в достижении как собственной экономической безопасности, так и национальной безопасности в целом [1]. И в этой связи самодостаточность национальной и региональной экономики становится тесно связанной с формированием системы хозяйствования, максимально независящей от импорта, особенно в сфере техники и технологий. Развитие отечественных технологических инноваций и их внедрение в производство отечественной продукции становится приоритетом в достижении устойчивой экономической безопасности региональной и национальной экономики, обеспечивая повышение конкурентоспособности страны в целом [2].
Экономическую безопасность региона следует рассматривать как систему, состоящую из объектов управления, каждый из которых характеризуется комплексом оценочных показателей, свидетельствующих об определенном уровне безопасности [3]. Отталкиваясь от общепринятых уровней экономической безопасности, следует сделать вывод о системе управляемых объектов в структуре экономической безопасности региона, а именно:
- наноуровень экономической безопасности представляет собой условия и характеристику показателей уровня и качества жизни населения, проживающего на территории региона, проявляющиеся в удовлетворении экономических и социальных интересов людей. Объектом управления на данном уровне становится экономическая безопасность личности;
- микроуровень экономической безопасности представляет собой условия и характеристику показателей деятельности экономических субъектов, функционирующих на территории данного региона [4]. Объектом управления на данном уровне становятся предприятия, организации, учреждения, домохозяйства;
- мезоуровень экономической безопасности представляет собой условия, характеристику показателей и их динамики в развитии экономики и социальной сферы региона, включая показатели развития отраслевой структуры территории региона. Объектом управления на мезоуровне становятся экономические субъекты, определяющие специализацию региона и стратегические направления его развития, институциональные и инфраструктурные объекты;
- макроэкономический уровень экономической безопасности страны представляет собой условия, характеристику показателей и их динамики в развитии национальной экономики, включая показатели развития региональных экономик в структуре валового внутреннего продукта. Объектами управления становятся отрасли, в том числе ключевые отрасли, требующие для своего развития меры государственной поддержки. В качестве объектов управления на данном уровне следует выделить регионы (территории), отрасли, крупные промышленные комплексы, государственные организации и предприятия [5];
- мегауровень экономической безопасности представляет собой глобальную экономическую безопасность государств в структуре мировой экономики.
Взаимосвязь между экономической безопасностью регионов и национальной экономической безопасностью проявляется в объектах управления, таких как уровень жизни населения и его выравнивание между различными регионами, уровень отраслевого развития регионов и их консолидация в отраслевой структуре национальной экономики [6].
2. Основная часть
Анализируя различные взгляды и подходы к формированию концепции экономической безопасности территории, следует выделить главное, что:
- экономическая безопасность рассматривается как цель в развитии региональной экономики, в связи с чем в условиях существенных отличий регионов друг от друга требуется выбор эффективных стратегий развития различных территорий внутри страны;
- экономическая безопасность рассматривается как необходимость в развитии национальной экономики, обусловленная экономической независимостью, самодостаточностью и повышением роли страны в мировом экспорте.
Экономическая безопасность во многом определяется уровнем достижения экономических интересов хозяйствующих субъектов и населения, складывающихся под воздействием факторов внешней и внутренней среды и условий их реализации [7]. Количественная оценка экономической безопасности на региональном и национальном уровнях становится необходимой мерой, связанной с дальнейшей разработкой государственных и региональных программ и стратегий в отношении управления теми или иными показателями и их результатами. Такой подход требует дифференциации показателей, утвержденных в стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года, в зависимости от экономических интересов объектов исследования в контексте формирования экономической безопасности (таблица 1).
Таблица 1: Показатели для анализа экономической безопасности на наноуровне.
Table 1: Indicators for the analysis of economic security at the nanoscale.
Объект исследования | Экономический интерес объекта исследования | Показатели оценки уровня экономической безопасности |
Население (личность) | Обеспечение: - материальных условий жизни; - возможности выбора профессии (направления, специальности); - получение дохода | 1. Численность трудоспособного населения: - мужчин (К1.1); - женщин (К1.2) 2. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения (К2) 3. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (К3) 4. Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности (К4) 5. Удельный вес работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, в общей численности работников (К5) 6. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования: - высшее образование (К6.1); - по программам подготовки специалистов среднего звена (СПО) (К6.2); - по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов (СПО) (К6.3); - среднее общее образование (К6.4); - основное общее образование (К6.5); - не имеющие основного общего образования (К6.6) 7. Децильный коэффициент фондов (К7) |
Для оценки экономической безопасности на наноуровне (Кнаноуровень) можно использовать различные методики анализа динамики каждого из представленных в таблице 1 показателей. Используя индексный метод и метод сравнения, нами предлагается подход, основанный на расчете среднегодовой оценки темпа роста -того показателя, вошедшего в индикатор оценки экономической безопасности за анализируемый период:
(1)
Здесь , — значения i-го показателя в отчетном и базовом годах анализируемого периода соответственно;
n — количество лет в анализируемом периоде.
Расчет коэффициентов изменения значений показателей за анализируемый период следует проводить с учетом анализа направления влияния показателя на общий результат, а именно:
- если увеличение фактического значения показателя положительно влияет на уровень экономической безопасности, то коэффициент его влияния () рассчитывается по формуле
(2)
- если увеличение фактического значения показателя отрицательно влияет на уровень экономической безопасности, то его влияние рассчитывается по формуле
(3)
Тогда индикатор экономической безопасности на определенном уровне оценки следует определить как комплексный показатель по формуле:
(4)
При этом следует особо сказать, что оценку экономической безопасности на наноуровне целесообразно проводить как для отдельной территории (региона), так и для территории страны в целом. Так как достижение определенного уровня экономической безопасности связано с устойчивыми тенденциями развития общества, следовательно, и оценку уровня экономической безопасности целесообразно проводить не менее чем за 10 лет.
На основе официальных статистических данных, представленных на сайте Росстата, рассчитаем коэффициенты изменения показателей, вошедших в систему оценки экономической безопасности на наноуровне России (таблица 2).
Таблица 2: Показатели для анализа экономической безопасности на наноуровне.
Table 2: Indicators for the analysis of economic security at the nanoscale.
Показатель | Единица измерения | Направление влияния роста показателя (+,-) | 2003 | 2013 | 2023 | Среднегодовой темп роста показателя с учетом направления его влияния на экономическую безопасность | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||||
К1.1 | млн.чел. | + | 43.2 | 43.7 | 44.3 | 1.0010 | 1.0014 | 1.0012 |
К1.2 | млн.чел. | + | 43.1 | 43.0 | 43.2 | 0.9998 | 1.0005 | 1.0000 |
К2 | % | + | 62.2 | 62.0 | 62.3 | 0.9997 | 1.0005 | 1.0000 |
К3 | % | – | 21.5 | 13.3 | 10.5 | 1.0492 | 1.0239 | 1.0365 |
К4 | % | – | 13.7 | 16.1 | 13.9 | 0.9840 | 1.0148 | 0.9993 |
К5 | % | – | 12.3 | 7.7 | 6.3 | 1.0480 | 1.0203 | 1.0340 |
К6.1 | млн.чел. | + | 13.200 | 19.874 | 22.243 | 1.0418 | 1.0113 | 1.0264 |
К6.2 | млн.чел. | + | 10.300 | 9.532 | 10.234 | 0.9922 | 1.0072 | 0.9997 |
К6.3 | млн.чел. | + | 12.500 | 10.673 | 11.345 | 0.9843 | 1.0061 | 0.9952 |
К6.4 | млн.чел. | + | 25.6 | 21.035 | 22.312 | 0.9806 | 1.0059 | 0.9932 |
К6.5 | млн.чел. | – | 10.200 | 5.372 | 4.967 | 0.9380 | 1.0079 | 1.0366 |
К6.6 | млн.чел. | – | 2.500 | 1.153 | 1.033 | 0.9255 | 1.0110 | 1.0452 |
К7 | % | – | 13.9 | 15.3 | 14.7 | 0.9904 | 1.0040 | 0.9972 |
Тогда оценка экономической безопасности на наноуровне по России составит:
- за период 2003–2013 годы:
(5)
- за период 2013–2023 годы:
(6)
- за период 2003–2023 годы:
(7)
Таким образом, значение индикатора экономической безопасности на наноуровне по России за период 2013–2023 годы по сравнению с периодом 2003-2013 годов увеличился на 0.0145 пунктов или 1.45%, что свидетельствует о положительных тенденциях практически по всем показателям, вошедших в данный индикатор, особенно характеризующих уровень жизни населения по доходам и уровню образования занятых в экономике страны. Среднегодовой темп роста индикатора экономической безопасности на наноуровне по России за 20 лет периода 2003–2023 годы составил 1.0125, что свидетельствует о росте показателя в среднем в год на 1.25 Представим систему показателей, характеризующих состояние экономической безопасности на наноуровне по Самарской области за период 2003–2023 годы (таблица 3).
Таблица 3: Система показателей, характеризующих экономическую безопасность на наноуровне Самарской области.
Table 3: System of indicators characterizing economic security at the nanoscale of the Samara region.
Показатель | Единица измерения | Направление влияния роста показателя (+,-) | 2003 | 2013 | 2023 | Среднегодовой темп роста показателя с учетом направления его влияния на экономическую безопасность | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||||
К1.1 | млн.чел. | + | 1.0 | 1.2 | 1.2 | 1.0184 | 1.000 | 1.0092 |
К1.2 | млн.чел. | + | 1.1 | 1.3 | 1.3 | 1.0167 | 1.000 | 1.0084 |
К2 | % | + | 61.5 | 62.3 | 62.5 | 1.0013 | 1.0003 | 1.0008 |
К3 | % | – | 22.1 | 13.2 | 10.4 | 1.0529 | 1.0241 | 1.0384 |
К4 | % | – | 14.2 | 15.9 | 13.7 | 0.9887 | 1.0150 | 1.0029 |
К5 | % | – | 11.8 | 7.3 | 5.9 | 1.0492 | 1.0215 | 1.0353 |
К6.1 | млн.чел. | + | 0.3 | 0.483 | 0.527 | 1.0488 | 1.0087 | 1.0286 |
К6.2 | млн.чел. | + | 0.2 | 0.229 | 0.243 | 1.0136 | 1.0059 | 1.0098 |
К6.3 | млн.чел. | + | 0.3 | 0.252 | 0.267 | 0.9827 | 1.0058 | 0.9942 |
К6.4 | млн.чел. | + | 0.6 | 0.502 | 0.532 | 0.9824 | 1.0058 | 0.9940 |
К6.5 | млн.чел. | – | 0.2 | 0.129 | 0.119 | 1.0448 | 1.0081 | 1.0263 |
К6.6 | млн.чел. | – | 0.1 | 0.027 | 0.025 | 1.1399 | 1.0077 | 1.0718 |
К7 | % | – | 14.2 | 14.9 | 14.3 | 0.9952 | 1.0041 | 0.9996 |
Среднегодовая оценка индикатора экономической безопасности на наноуровне по Самарской области составит:
- за период 2003–2013 годы:
(8)
- за период 2013–2023 годы:
(9)
- за период 2003–2023 годы:
(10)
Таким образом, значение индикатора экономической безопасности на наноуровне по Самарской области за период 2013–2023 годы по сравнению с периодом 2003–2013 годов снизилось на 0.0167 пункта или 1.67%, что свидетельствует об отрицательном влиянии расслоения общества по уровню доходов. Среднегодовой темп роста индикатора экономической безопасности на наноуровне по Самарской области за 20 лет периода 2003–2023 годы составил 1.0166, что свидетельствует о росте показателя в среднем в год на 1.66%.
Анализируя тенденции изменения индикатора, характеризующего экономическую безопасность на наноуровне, следует сделать следующие выводы:
- во-первых, оценка экономической безопасности характеризуется положительной динамикой, прежде всего, на уровне развития России в целом, в том числе на территории Самарской области;
- во-вторых, практически все показатели, вошедшие в систему оценки, имеют за 20 лет положительную динамику, что отразилось, прежде всего, на уровне жизни населения и его экономической активности;
- в-третьих, отрицательно на индикаторе отразились тенденции усиления расслоения населения по уровню доходов и уровню образования занятых в отраслях экономики [8].
Рассмотрим систему показателей для анализа индикатора экономической безопасности на микроуровне, представляющую собой авторскую выборку из утвержденной системы показателей в целом (таблица 4).
Таблица 4: Показатели для анализа экономической безопасности на микроуровне.
Table 4: Indicators for the analysis of economic security at the micro level.
Объект исследования | Экономический интерес объекта исследования |
Экономический субъект (предприятия, организации, учреждения, домохозяйства) | Обеспечение: - дохода; - развития вида (видов) экономической деятельности; - повышения конкурентоспособности продукции и экономического субъекта |
Показатели оценки уровня экономической безопасности | |
1. Объем инвестиций в основной капитал 2. Объем инвестиций в машины и оборудование 3. Доля инвестиций в машины, оборудование в объем объеме инвестиций в основной капитал 4. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг 5. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг |
Анализ экономической безопасности на микроуровне связан непосредственно с конкретным объектом исследования. При формировании системы оценочных показателей нами были продифференцированы официально утвержденные показатели по принципу характеристики экономических субъектов на уровне предприятий, организаций, учреждений, домохозяйств. Однако, исследуя уровень экономической безопасности экономического (хозяйствующего) субъекта, становится очевидным факт необходимости дополнения представленной выше системы показателями деятельности предприятий, такими как выручка от продаж, затраты на производство продукции, различные виды прибыли, объем выплаченных налогов, в том числе в бюджет региона, различные виды рентабельности, другими. Оценка показателей деятельности отдельных экономических субъектов и их кластеров на территории региона или страны в целом позволит оценить их вклад в развитие региональной и национальной экономики через определение удельного веса соответственно в ВРП и ВВП, отраслевое развитие через расчет удельного веса полученной валовой добавленной стоимости экономическим субъектом по определенному виду экономической деятельности. Динамика указанных показателей и расчет общего показателя оценки как среднегодового интегрального показателя позволит сделать вывод о тенденциях изменения экономической безопасности экономического субъекта за анализируемый период [9].
Рассматривая экономическую безопасность на мезоуровне - уровне отдельного региона, территории, следует принимать во внимание региональные особенности, связанные с уникальными экономическими, социальными, природно-климатическими, географическими, политическими и иными факторами, что позволит в последующем разработать стратегию социально-экономического развития региона и обеспечить эффективные меры поддержки достижения его экономической безопасности. Исходя из официальной утвержденной системы показателей экономической безопасности, нами сформирован подход к оценке развития региона (территории) (таблица 5). Однако, как и в предыдущем случае, на наш взгляд, эта система показателей может быть дополнена -показателями, характеризующими институциональное, отраслевое, инфраструктурное развитие территории, а также ее инвестиционную привлекательность [10].
Таблица 5: Показатели для анализа экономической безопасности на мезоуровне.
Table 5: Indicators for the analysis of economic security at the meso level.
Объект исследования | Экономический интерес объекта исследования |
Экономические субъекты, определяющие специализацию региона и стратегические направления его развития, институциональные и инфраструктурные объекты | - уровня жизни населения; - материального обеспечения развития территории; - повышения экономической активности территории; - условий для институционального, отраслевого, инфраструктурного развития территории; - условий для инвестиционной привлекательности территории |
Показатели оценки уровня экономической безопасности региона (территории) | |
1 Индекс промышленного производства (за год) (К8) 2. Индекс производительности труда (К9) 3. Внутренний государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный долг (в % от ВРП) (К10) 4. Уровень экономической интеграции субъектов Российской Федерации (К11) 5. Коэффициент напряженности на рынке труда (К12) 6. Доля продукции высокотехнологичных наукоемких отраслей в ВРП субъекта Российской Федерации (К13) 7. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации (К14) 8. Индекс физического объема экспорта (К15) 9. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта (К16) 10. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных на экспорт товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства (К17) 11. Индекс физического объема импорта (К18) 12. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта (К19) 13. Доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров (К20) 14. Сальдо торгового баланса (К21) 15. Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (за год) (К22) 16. Доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов (К23) 17. Баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения) (К24) 18. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств (без малых предприятий) (К25) 19. Дефицит консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (К26) 20. Оборот розничной торговли (за год) (К27) |
В связи с тем, что экономическая безопасность региона представляет собой комплексную характеристику, включая и уровень жизни населения и экономическую активность территории, следовательно, оценка агрегированного индикатора экономической безопасности региона ( мезоуровень), на наш взгляд, должна состоять из двух крупных соответствующих блоков, оцененных за один и тот же аналитический период:
(11)
где k — количество показателей, включенных в оценку экономической безопасности на мезоуровне.
Определим экономическую безопасность Самарской области за период 2013–2023 годы, используя статистические данные, представленные на официальных сайтах Самарастата и Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области (таблица 6).
Таблица 6: Система показателей, характеризующих экономическую безопасность Самарской области на мезоуровне.
Table 6: System of indicators characterizing the economic security of the Samara region at the meso-level.
Показатель | Единица измерения | Направление влияния роста показателя (+,-) | 2003 | 2013 | 2023 | Среднегодовой темп роста показателя с учетом направления его влияния на экономическую безопасность | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||||
К8 | % | + | 104.2 | 102.3 | 98.7 | 0.9982 | 0.9964 | 0.9973 |
К9 | % | + | 103.5 | 101.5 | 102.1 | 0.9981 | 1.0006 | 0.9993 |
К10 | % | – | 10.2 | 17.2 | 14.5 | 0.9491 | 1.0172 | 0.9825 |
К11 | % | – | 52.0 | 65.3 | 67.2 | 0.9774 | 0.9972 | 0.9873 |
К12 | коэфф. | – | 0.9 | 0.9 | 0.8 | 1.000 | 1.0118 | 1.0059 |
К13 | % | + | 12.5 | 12.5 | 14.3 | 1.000 | 1.0135 | 1.0067 |
К14 | % | + | 25.6 | 45.2 | 52.1 | 1.0582 | 1.0143 | 1.0362 |
К15 | % | + | 107.8 | 105.6 | 97.4 | 0.9980 | 0.9919 | 0.9950 |
К16 | % | + | 52.3 | 58.3 | 62.5 | 1.0109 | 1.0070 | 1.0089 |
К17 | % | + | 15.4 | 23.1 | 27.4 | 1.0414 | 1.0172 | 1.0292 |
К18 | % | – | 105.4 | 103.2 | 95.6 | 1.0021 | 1.0076 | 1.0049 |
К19 | % | – | 56.7 | 52.1 | 55.3 | 1.0085 | 0.9941 | 1.0012 |
К20 | % | – | 15.2 | 23.5 | 21.7 | 0.9574 | 1.0080 | 0.9823 |
К21 | млн.дол.-США | +,– | – 125.6 | 2345 | 1876 | 1.0052 | 0.9779 | 1.0032 |
К22 | % | – | 102.1 | 101.7 | 98.3 | 1.0004 | 1.0034 | 1.0019 |
К23 | % | + | 110.3 | 105.2 | 103.1 | 0.9953 | 0.9980 | 0.9966 |
К24 | тонны усл.топ-ва | + | 0.2 | 5.2 | 4.9 | 1.3852 | 1.0059 | 1.1734 |
К25 | % | + | 101.2 | 100.5 | 97.2 | 0.9993 | 0.9966 | 0.9980 |
К26 | % | – | 8.3 | 12.3 | 9.5 | 0.9615 | 1.0262 | 0.9933 |
К27 | млрд.руб. | + | 125.4 | 523.4 | 785.2 | 1.5382 | 1.0414 | 1.0961 |
Произведем оценку агрегированного индикатора экономической безопасности Самарской области:
- за период 2003–2013 годы:
(12)
- за период 2013–2023 годы:
(13)
- за период 2003–2023 годы:
(14)
На основании расчета представленных показателей можно сделать следующие выводы:
- во-первых, за период с 2003 по 2023 годы в Самарской области наблюдается снижение темпов роста объемов промышленного производства, добычи полезных ископаемых, экспорта, деловой активности в обрабатывающей промышленности, сальдо торгового баланса, что отрицательно отражается на экономической безопасности региона и требует определенных мер регулирования;
- во-вторых, снижение темпов роста объемов импорта, внутреннего государственного долга, энергоемкости экономики, дефицита консолидированного бюджета, коэффициента напряженности на рынке труда, доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта, доли импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров являются положительными факторами роста экономической безопасности региона [11];
- в-третьих, темпы роста производительности труда, доли продукции высокотехнологичных наукоемких отраслей, доли организаций, осуществляющих технологические инновации, доли машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, доли инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных на экспорт товаров (работ, услуг) предприятий промышленного производства, оборота розничной торговли также являются факторами повышения экономической безопасности региона.
В целом, значение индикатора экономической безопасности Самарской области за период 2013–2023 годы по сравнению с 2003–2013 годами снизился на 0.0476 пунктов или 4.76%, в то же время среднегодовой темп роста показателей, вошедших в данный индикатор, составил 1.0309 или 103.09%, что свидетельствует о формировании устойчивого состояния экономической безопасности региона в течение последних 20 лет. Рассмотрим показатели, характеризующие экономическую безопасность на макроуровне — уровне национальной экономики России (таблица 7).
Таблица 7: Показатели для анализа экономической безопасности на макроуровне национальной экономики России.
Table 7: Indicators for the analysis of economic security at the macro level of the Russian national economy.
Объект исследования | Экономический интерес объекта исследования |
Регионы (территории) страны, отрасли, крупные промышленные комплексы, государственные организации и предприятия | Обеспечение: - экономической стабильности страны; - регулирования развития различных отраслей, в том числе ключевых отраслей; - эффективной внешнеэкономической политики; - обеспечение обороноспособности страны; - ликвидация коррупции и преступлений в экономической сфере |
Показатели оценки уровня экономической безопасности | |
1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП) (К28) 2. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) (К29) 3. Объем инвестиций в основной капитал (К30) 4. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП (К31) 5. Степень износа основных фондов (в том числе в разрезе ОКВЭД)(К32) 6. Индекс промышленного производства (за год) (К33) 7. Индекс денежной массы (К34) 8. Уровень инфляции (К35) 9. Внутренний государственный долг Российской Федерации (в % от ВВП) (К36) 10. Чистый ввоз (вывоз) капитала (К37) 11. Коэффициент напряженности на рынке труда (К38) 12. Энергоемкость ВВП (К39) 13. Объем инвестиций в машины и оборудование (К40) 14. Доля инвестиций в машины, оборудование в объеме инвестиций в основной капитал (К41) 15. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг (К42) 16. Доля продукции высокотехнологичных наукоемких отраслей в ВВП (К43) 17. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации (К44) 18. Дефицит федерального бюджета, в том числе нефтегазовый дефицит федерального бюджета (К45) 19. Индекс физического объема экспорта (К46) 20. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта (К47) 21. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных на экспорт товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства (К48) 22. Индекс физического объема импорта (К49) 23. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта (К50) 24. Доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров (К51) 26. Сальдо торгового баланса (К52) 27. Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» (за год) (К53) 28. Доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов (К54) 29. Баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения) (К55) 30. Потребление топливно-энергетических ресурсов на одного занятого в экономике страны (К56) 31. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств (без малых предприятий) (К57) 32. Оборот розничной торговли (за год) (К58) 33. Уровень преступности в сфере экономики (К59) |
Представим для анализа экономической безопасности на макроуровне национальной экономики России систему статистических показателей за период 2003–2023 годы, в том числе за равные интервалы анализируемого периода (таблица 8).
Таблица 8: Система показателей, характеризующих экономическую безопасность на макроуровне национальной экономики России.
Table 8: System of indicators characterizing economic security at the macro level of the Russian national economy.
Показатель | Единица измерения | Направление влияния роста показателя (+,-) | 2003 | 2013 | 2023 | Среднегодовой темп роста показателя с учетом направления его влияния на экономическую безопасность | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||||
К28 | % | + | 104.2 | 101.3 | 99.0 | 0.997 | 0.998 | 0.997 |
К29 | дол. США | + | 10100 | 24300 | 28500 | 1.092 | 1.016 | 1.053 |
К30 | млрд.руб. | + | 2345.6 | 12345.7 | 16543.2 | 1.181 | 1.030 | 1.103 |
К31 | % | + | 18.2 | 21.3 | 20.1 | 1.016 | 0.994 | 1.005 |
К32 | % | – | 45.3 | 42.7 | 40.5 | 1.006 | 1.005 | 1.006 |
К33 | % | + | 104.2 | 101.7 | 98.3 | 0.998 | 0.997 | 0.997 |
К34 | % | – | 125.4 | 110.3 | 105.2 | 1.013 | 1.005 | 1.009 |
К35 | % | – | 11.9 | 6.5 | 12.0 | 1.062 | 0.941 | 1.000 |
К36 | % | – | 10.2 | 12.5 | 15.3 | 0.980 | 0.980 | 0.980 |
К37 | млрд.дол | – | – 12.3 | 56.8 | – 21.3 | 1.020 | 1.052 | 0.973 |
К38 | % | – | 0.9 | 0.7 | 0.6 | 1.025 | 1.016 | 1.020 |
К39 | тонны усл.топли. на 1000 дол.США | – | 0.6 | 0.4 | 0.3 | 1.041 | 1.029 | 1.035 |
К40 | млрд.руб. | + | 789.1 | 3456.7 | 4678.9 | 1.159 | 1.031 | 1.093 |
К41 | % | + | 33.7 | 27.9 | 28.3 | 0.981 | 1.001 | 0.991 |
К42 | % | + | 5.2 | 10.3 | 15.1 | 1.071 | 1.039 | 1.055 |
К43 | % | + | 12.5 | 14.7 | 16.5 | 1.016 | 1.012 | 1.014 |
К44 | % | + | 25.6 | 32.1 | 38.4 | 1.023 | 1.018 | 1.020 |
К45 | млрд.руб. | – | 215.3 | 526.5 | 2154.3 | 0.914 | 0.869 | 0.891 |
К46 | % | + | 107.8 | 103.4 | 97.5 | 0.996 | 0.994 | 0.995 |
К47 | % | + | 52.3 | 56.7 | 59.2 | 1.008 | 1.004 | 1.006 |
К48 | % | + | 15.4 | 20.6 | 25.3 | 1.030 | 1.021 | 1.025 |
К49 | % | – | 105.4 | 103.7 | 98.2 | 1.002 | 1.005 | 1.004 |
К50 | % | + | 56.7 | 59.3 | 61.5 | 1.004 | 1.004 | 1.004 |
К51 | % | + | 15.2 | 12.7 | 11.3 | 0.982 | 0.988 | 0.985 |
К52 | млрд.дол.-США | + ,– | – 125.6 | 167.8 | 123.4 | 1.089 | 0.970 | 1.035 |
К53 | % | – | 102.1 | 101.4 | 99.1 | 1.001 | 1.002 | 1.001 |
К54 | % | + | 10.3 | 9.7 | 8.5 | 0.994 | 0.987 | 0.990 |
К55 | т.у.т. | + | – 0.2 | – 0.1 | 0 | 1.041 | 1.000 | 1.000 |
К56 | т.у.т. | – | 12.3 | 11.7 | 10.9 | 1.005 | 1.007 | 1.006 |
К57 | % | + | 101.2 | 103.5 | 102.1 | 1.002 | 0.999 | 1.000 |
К58 | млрд.руб. | + | 4529.6 | 23685.9 | 47404.9 | 1.180 | 1.072 | 1.125 |
К59 | на 100 тыс.насел. | – | 256.7 | 189.3 | 154.2 | 1.031 | 1.021 | 1.026 |
На основе представленной выше авторской методики произведем оценку агрегированного индикатора экономической безопасности России:
- за период 2003–2013 годы:
(15)
- за период 2013–2023 годы:
(16)
- за период 2003–2023 годы:
(17)
В целом, значение индикатора экономической безопасности России за период 2013-2023 годы по сравнению с 2003-2013 годами снизился на 0.0374 пунктов или 3.74%, в то же время среднегодовой темп роста показателей, вошедших в данный индикатор, составил 1.0392 или 103.92%, что свидетельствует о формировании устойчивого состояния экономической безопасности национальной экономики в течение последних 20 лет. На изменение показателя оказали отрицательное влияние следующие факторы:
- снижение индекса физического объема ВВП, в том числе промышленного производства;
- рост уровня инфляции;
- рост внутреннего государственного долга в процентах от ВВП и дефицита федерального бюджета;
- превышение импорта над экспортом товаров, работ, услуг.
Остальные показатели, учтенные в агрегированном индикаторе экономической безопасности национальной экономики России, имеют положительную динамику, что отразилось на общих результатах.
Рассмотрим показатели экономической безопасности России на мегауровне, используя систему показателей (таблица 9).
Таблица 9: Показатели для анализа экономической безопасности России на мегауровне (К mg).
Table 9: Indicators for analyzing Russia’s economic security at the mega-level (К mg).
Объект исследования | Экономический интерес объекта исследования |
Национальная экономика в структуре мировой экономики | - экономического суверенитета страны; - технологического суверенитета страны |
Показатели оценки уровня экономической безопасности | |
1. Доля российского ВВП в мировом ВВП (К60) 2. Внешний долг Российской Федерации (К61) 3. Государственный внешний долг (К62) 4. Отношение международных резервов Российской Федерации в объеме импорта товаров и услуг (К63) |
Представим статистические данные по показателям, входящим в агрегированный индикатор экономической безопасности Росси на мегауровне, за 2003–2023 годы, используя информационные источники Всемирного банка и Центрального банка России (таблица 10).
Таблица 10: Система показателей, характеризующих экономическую безопасность на мегауровне национальной экономики России.
Table 10: System of indicators characterizing economic security at the meso-level of the Russian national economy.
Показатель | Единица измерения | Направление влияния роста показателя (+,-) | 2003 | 2013 | 2023 | Среднегодовой темп роста показателя с учетом направления его влияния на экономическую безопасность | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||||
К60 | % | + | 2.4 | 3.2 | 1.7 | 1.0292 | 0.9387 | 0.9829 |
К61 | млрд.дол. США | – | 157.8 | 521.5 | 478.2 | 1.127 | 0.9914 | 1.057 |
К62 | млрд.дол. США. | – | 104.4 | 385.2 | 381.8 | 1.1395 | 0.9991 | 1.067 |
К63 | месяцы | + | 10.2 | 13.6 | 18.5 | 1.0292 | 1.0312 | 1.0302 |
Представим оценку агрегированного индикатора экономической безопасности России в мировой экономике:
- за период 2003–2013 годы:
(18)
- за период 2013–2023 годы:
(19)
- за период 2003–2023 годы:
(20)
В целом, значение индикатора экономической безопасности России в мировой экономике за период 2013–2023 годы по сравнению с 2003–2013 годами снизился на 0.0904 пунктов или 9.04%, в то же время среднегодовой темп роста показателей, вошедших в данный индикатор, составил 1.0338 или 103.38%, что свидетельствует о формировании устойчивого состояния экономической безопасности национальной экономики в течение последних 20 лет.
На изменение агрегированного показателя экономической безопасности России на мегауровне оказали отрицательное влияние следующие тенденции:
- снижение доли российского ВВП в мировом ВВП на 0.7%;
- рост внешнего долга России на 320.4 млрд. долларов США;
- рост государственного внешнего долга на 277.4 млрд. долларов США.
Эффективная политика снижения импортозависимости российской экономики, реализуемая с 2014 года, способствует формированию технологического суверенитета страны, что положительно отразилось на увеличении на 8.3 месяцев международных резервов России по отношению к объему импорта товаров и услуг за последние 20 лет [12].
Для интерпретации расчетных агрегированных показателей экономической безопасности российской экономики важно определить критерии оценки с учетом уровня инфляции. Среднегодовой темп инфляции за период 2003–2023 годы составил 10.13%. Тогда значение агрегированного показателя экономической безопасности, находящееся в интервале 1.0–1.1, следует признать за пороговый уровень. Значения меньше 1.0 будут соответствовать уровню ниже порогового, более чем 1.1 — выше порогового уровня (таблица 11).
Таблица 11: Сводная таблица агрегированных показателей экономической безопасности российской экономики за период 2003–2023 годы.
Table 11: Summary table of aggregated indicators of economic security of the Russian economy for the period 2003–2023.
Объект (территория) | 2003 | 2013 | 2023 | Отклонение | ||
2013/2003 | 2023/2013 | 2023/2003 | ||||
Наноуровень | ||||||
Россия | 0.9943 | 1.0088 | 1.0125 | 0.0145 | 0.0037 | 0.0182 |
Ниже порогового | Пороговый | Пороговый | ||||
Самарская область | 1.0249 | 1.0082 | 1.0166 | – 0.0167 | 0.0084 | – 0.0083 |
Пороговый | Пороговый | Пороговый | ||||
Мезоуровень | ||||||
Самарская область | 1.0620 | 1.0144 | 1.0309 | – 0.0476 | 0.0165 | – 0.0311 |
Пороговый | Пороговый | Пороговый | ||||
Макроуровень | ||||||
Россия | 1.0516 | 1.0142 | 1.0392 | – 0.0374 | 0.025 | – 0.0124 |
Пороговый | Пороговый | Пороговый | ||||
Россия | 1.0799 | 0.9895 | 1.0338 | – 0.0904 | 0.0443 | – 0.0461 |
Пороговый | Ниже порогового | Пороговый |
3. Основные результаты и выводы
Таким образом, анализ и интерпретация полученных результатов в отношении показателей, характеризующих экономическую безопасность национальной и региональной экономики, позволяют сделать следующие выводы:
- во-первых, определение агрегированных показателей экономической безопасности на различных уровнях управления социально-экономическим развитием позволяет выявлять тенденции в их изменениях с установлением факторов, оказывающих влияние на достигнутый результат, что должно являться основанием для разработки и последующей реализации государственных мер на федеральном и региональном уровнях, способствующих развитию общества;
- во-вторых, оценка экономической безопасности нуждается в развитии методологии как с позиции развития системы показателей, включающих характеристику всех видов национальной безопасности (например, кибербезопасность, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность и др.), так и методики расчета показателей для целей их агрегации и сопоставления;
- в-третьих, отсутствие в открытом доступе части статистической информации по показателям, утвержденным для оценки экономической безопасности, вызывает трудности в исследовании проблемы и своевременности принятия решений на различных уровнях управления социально-экономическим развитием общества;
- в-четвертых, в систему показателей экономической безопасности следует включить оценку потенциальных рисков и угроз в целях своевременного реагирования на возникающие проблемы;
- в-пятых, процесс исследования и оценки экономической безопасности нуждается во внедрении технологий обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта;
- в-шестых, система стратегического планирования социально-экономического развития страны и её регионов должна включать единую систему показателей, характеризующих их экономическую безопасность, без вариантов выбора отдельных их них, что позволит выстраивать рейтинг регионов по уровню их экономической безопасности в сопоставимом виде.
Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.
About the authors
Nadezhda A. Nikolaeva
Volga Region State University of Service
Author for correspondence.
Email: nikolaevanadezhda87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4718-1227
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Higher School of Economics and Management
Russian Federation, 4 Gagarin Street, Tolyatti, 445017References
- Naumova O.N., Nikolaeva N.A. Regional and sectoral economy of technological sovereignty of Russia // Bulletin of Saratov University. New series. Series: Economy. Management. Law. 2023. Vol. 23. No. 4. pp. 398–410.TTHDEV. (In Russ.)
- Chebotarev V.S., Shokh M.A. Competitiveness and economic security of regions // On guard of the economy. 2022. No. 1 (20). pp. 68–74. LSWJHS. (In Russ.)
- Modern directions of ensuring economic security of the state and business (federal, regional, sectoral aspects) / A.P. Plotnikov, R.R. Bashirzade, A.V. Pakhomova [et al.]. Saratov: University education, 2022. 154 p. ISBN: 978-5-4487-0831-2. NQJXQV. (In Russ.)
- Zauzolko K.O., Kanokova K.A., Mikhalenok N.O. Modern challenges and solutions for the dynamic development of the Russian industrial economy using the example of real business // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economics. 2023. Vol. 19. No. 3 (74). pp. 5–8. UGMLTN. (In Russ.)
- Naumova O.N., Oruch T.A. Analysis of the current state of the industrial sector of the Russian Federation and its development trends in the implementation of import substitution processes // Moscow Economic Journal. 2023. Vol. 8. No. 6. pp. 150–167. TIRHTL. (In Russ.)
- Schneider O.V., Jovovich M. Identifying the relationship between the controlling system of an economic entity and the concept of sustainable development // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economics. 2022. Vol. 18. No. 3 (70). pp. 14–16. JMFVCV. (In Russ.)
- Noskin S.A., Nadezhda O.S. Assessment of the level of economic security of a region based on digital development factors // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022. No. 49 (2). pp. 205-216. GQPESG. (In Russ.)
- Syupova M.S., Bondarenko N.A. System of indicators of regional economic security // Bulletin of the Pacific National University. 2019. No. 4 (55). pp. 67–80. CPOPCO. (In Russ.)
- Karanina E.V., Zhigarev A.S., Smirnov F.E. Integral assessment and forecasting of regional economic security (on the example of the Volga Federal District) // Problems of risk analysis. 2022. Vol. 19. No. 6. pp. 66–75. MDNDCF. (In Russ.)
- Skornichenko N.N. Ensuring the investment attractiveness of Russian regions under the influence of international sanctions // Bulletin of Samara University. Economics and Management. 2022. Vol. 13. No. 2. pp. 100–108. FZUFGA. (In Russ.)
- Slepokurova A.A., Vasilenko I.N., Slepokurova Yu.I. Analysis of strategic aspects of regional development: labor resources, innovations, foreign economic activity // Region: systems, economics, management. 2022. No. 2 (57). pp. 16–26. CRRRQK. (In Russ.)
- Oruch T.A. Methodological approaches to the analysis of the economic essence of import substitution as a factor in reducing technological and innovative backwardness: regional aspect // Bulletin of Eurasian Science. 2023. Vol. 15. No. 2. FIIVDP. (In Russ.)
Supplementary files
