STATE OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF THE POPULATION OF KABARDIN-BALKARIAN REPUBLIC IN THE ASSESSMENTS OF THE REGIONAL EXPERT COMMUNITY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

For the contemporary public consciousness of the population of Kabardino-Balkaria, issues related to the history of the peoples of the republic and its interpretation by various subjects of the socio-political process are relevant. Wide access to various network resources and open discussion of various episodes of the history of the peoples of the republic leads to the situation when “battles” flaring up on social networks periodically turn into real ethnic clashes. The methodological bases of the study are systemic and interdisciplinary approaches. The research method is an expert survey. It was revealed that: the channels through which the impact on the historical consciousness of the population is greatest, according to experts, are thematic groups on social networks (Instagram, Facebook, Telegram, etc.); most experts believe that interest in history among residents of Kabardino-Balkaria depends on the level of education, age, gender and nationality; according to experts, knowledge about the ethnic origin (roots) appear in the historical consciousness and socio-political life as the most important for the peoples of the republic.

Full Text

Глобализационные процессы оказывают влияние на повседневную жизнь людей во всех уголках нашей планеты, в том числе и в Кабардино-Балкарской Республике. Информационные потоки расширяются и проникают во все сферы жизнедеятельности граждан. Социальные сети превращаются в главный источник информации для большинства людей. С каждым годом все больше и больше людей могут, используя современные информационные технологии, выходить на виртуальные дискуссионные площадки для обсуждения наиболее злободневных общественных проблем. Актуальными для современного общественного сознания населения Кабардино-Балкарии являются вопросы, связанные с историей народов республики и её интерпретации различными субъектами общественно-политического процесса. Широкое обсуждение различных эпизодов истории народов республики приводит к тому, что разгорающиеся в социальных сетях «баталии» периодически переходят в реальные межнациональные столкновения.

Значительное влияние на исследование различных аспектов исторического сознания и памяти оказали: М. Хальбвакс [Хальбвакс 2007], М. Фуко [Фуко 2005], П. Нора [Нора 1999], Я. Ассман [Ассман 2004]. Историческое сознание формируется благодаря содействию различных факторов, которые близки друг другу и постоянно взаимодействуют между собой: исторический опыт, идеология, культура и т.д. Под историческим сознанием понимают «срез общественного сознания, который представляет собой отражение, познание, осмысление, интерпретацию, вынесение оценок, выражение эмоций, постижение истории как процесса, протекающего во времени, в единстве прошлого, настоящего и будущего» [Свирида 2004: 10]. Историческое сознание часто отождествляют с исторической памятью, однако первое намного шире второго. «Память не имеет перспективного измерения. Памятью в отличие от сознания нельзя проникнуть в будущее. Память можно восполнить информацией из различных источников. Сознанием можно проникнуть в прошлое, которое не зафиксировано в памяти. Сознание может управлять образами памяти, вызывать их, стирать и трансформировать; в то время как память осуществляет конкретный набор операций с информацией: запоминание, хранение, накапливание, воспроизводство и забывание» [Матусевич 2011: 112].

Следует отметить, что зачастую коллективная память не только не совпадает с историей, но и противостоит ей. По мнению П. Нора, в западных странах произошло расхождение между историей и коллективной памятью тогда, когда национальная память, представляющая собой передачу воспоминаний от одного поколения другому, начала замещаться преднамеренно конструируемой национальной историей [Нора 1999]. Л.П. Репина считает, что «неправомерно без всяких оговорок ставить знак равенства между историческим и общественным сознанием, поскольку первое – лишь измерение, срез второго. Точно так же историческая память, в строгом смысле слова, есть измерение, срез социальной памяти» [Репина 2004: 26]. Исследованиям исторического сознания и его теоретических противоречий посвящена работа Д.К. Куликова [Куликов 2008]. Различные социологические подходы к анализу исторического сознания рассматривает И. Шубрт [Шубрт 2010]. В.В. Богданов, О.А. Фоменко, А.В. Байлов комплексное исследование феномена социальной памяти [Богданов и др. 2015]. А.П. Федоровский в своей работе [Федоровский 2011] анализирует особенности формирования и объективизации исторического сознания.

Ряд публикаций российских авторов посвящен анализу состояния и динамики исторического сознания россиян в конце XIX – начале XX в. Здесь можно выделить работы Ж.Т. Тощенко [Тощенко 2000], М.К. Горшкова и Н.М. Давыдовой [Горшков, Давыдова 2005], О.С. Горкуновой [Горкунова 2014], В.В. Лыковой [Лыкова 2007], В.Н. Сырова [Сыров 2013]. Интересно отметить, что в наиболее поздней публикации, посвященной исследованию динамики исторического сознания российского населения в постсоветский период, авторы пришли к выводу о том, что на уровне исторического сознания общества сохранились советские матрицы восприятия ключевых событий и персонажей прошлого [Багдасарян, Реснянский 2019].

Целью предлагаемого исследования является определение ключевых параметров состояния исторического сознания населения Кабардино-Балкарской Республики через призму представлений и оценок экспертного сообщества республики.

Для достижения поставленной цели в сентябре 2019 года Центром социально-политических исследований КБНЦ РАН был проведен экспертный опрос. В рамках данного исследования в качестве экспертов рассматривались представители профессионального научного сообщества историков, социологов и политологов – 66,7%, государственные и муниципальные служащие – 18,3%, педагоги – 10%, общественные активисты – 5%. В своей совокупности эти категории активно участвуют как в формировании общественного сознания, так и в социальных практиках, мотивированных историко-политическими факторами. Национальное соотношение опрошенных примерно совпадает с долей каждой из народностей в структуре населения региона: кабардинцев – 53,8%, балкарцев – 16,6%, русских – 21,7%, другие национальности – 3,4%. Мужчин – 51,7%, женщин – 48,3%. Возрастной состав: 18-30 лет – 8,3%, 31-40 лет – 25%; 41-50 лет – 25%; 51 год и больше – 41,7%.

Специфика современной социокультурной и этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарии такова, что реализация экспертных компетенций испытывает заметное влияние профессионального статуса и национальной самоидентификации эксперта. Кроме того, корректная интерпретация выраженных экспертом мнений предполагает учет его собственных личных установок по исследуемой проблеме. Поэтому в анкету был включен вопрос о важности для общества и/или народов республики сохранения памяти о прошлом. Предложенные варианты ответов позволяли оценить в первом приближении: а) какие функции исторического сознания и/или исторической памяти являются для эксперта приоритетными – поддержание групповой идентичности (Без этого народ не может себя сохранить. Потеряв свое прошлое, он потеряет и свое будущее) или актуальные интересы общества (Помнить надо то, что помогает решать современные проблемы, а то, что мешает – лучше забыть); б) доминирует ли в сознании эксперта ориентация на социальную традицию (Прошлое это опыт. Забыть его значит растерять накопленный векам опыт) или социальные инновации в решении актуальных задач (Старый опыт ограничивает нашу способность воспринимать новое. Общество развивается, и мы должны развиваться вместе с ним); в) как соотносятся в позиции эксперта коллективистская (нормативная) индивидуалистическая (волюнтаристская) установка (Считаю, что каждый сам может решать насколько важна для него память о прошлом).

Подавляющее большинство экспертов сошлись во мнении, что сохранение памяти о прошлом является важным для общества (93,6% ответов). Так же явно прослеживается, что важность прошлого связывается, прежде всего, с потребностями поддержания национальной идентичности. 75% экспертов согласны с суждением, что без сохранения исторической памяти народ не может себя сохранить, что потеряв свое прошлое, он потеряет и свое будущее. Только 11,6% экспертов отметили, что значение исторической памяти зависит от конкретного содержания прошлого, помнить надо то, что помогает решать современные проблемы, а то, что мешает лучше забыть (Таблица 1). Вместе с тем, хотелось бы отметить, что данный вариант ответа (да, но это зависит от конкретного содержания прошлого. Помнить надо то, что помогает решать современные проблемы, а то, что мешает – лучше забыть) наиболее популярен у государственных служащих, участвовавших в опросе. Представляется, что выбранная позиция является следствием профессионального статуса государственного служащего, вынужденного прагматично подходить к решению тех или иных проблемных вопросов, ставя государственные интересы выше личностных или этнических. В данном случае под государственными интересами понимается стремление государственного служащего к поддержанию межнационального мира и стабильности в обществе. Один из экспертов, отвечая на открытый вопрос, написал, что «положительные моменты прошлого следует использовать для решения социальных проблем, а негативное – помнить и учитывать». Ни один эксперт не согласился с тем, что прошлое не является важным, поскольку старый опыт ограничивает нашу способность воспринимать новое. Вместе с тем, представляется интересным и важным, что 6,4% экспертов согласились с «либерально-индивидуалистической» позицией о том, что каждый сам может решать насколько важна для него память о прошлом.

 

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: Считаете ли Вы важным для общества в целом и/или для народов республики сохранение памяти о прошлом?

01

02

03

04

05

75%

11,6%

7%

-

6,4%

01. да, считаю. Без этого народ не может себя сохранить. Потеряв свое прошлое, он потеряет и свое будущее

02. да, но это зависит от конкретного содержания прошлого. Помнить надо то, что помогает решать современные проблемы, а то, что мешает – лучше забыть

03. да, ведь прошлое это опыт. Забыть его значит растерять накопленный веками опыт

04. нет. Я не считаю это важным. Старый опыт ограничивает нашу способность воспринимать новое. Общество развивается, и мы должны развиваться вместе с ним

05. считаю, что каждый сам может решать насколько важна для него память о прошлом

 

Увеличивающиеся возможности доступа к интернету, даже в самых отдаленных поселениях республики, и активное развитие тематических групп в Instagram, Facebook, Telegram, других социальных сетях, в которых открыто обсуждаются наиболее актуальные и «болезненные» вопросы общественной жизни, позволяют все большему количеству людей получать и распространять информацию. Зачастую, обсуждение в социальных сетях насущных жизненных проблем региона (отсутствие воды в селах, коррупция, низкие зарплаты и т.д.) уступает по своей актуальности обсуждению различных эпизодов истории. По мнению экспертов (71,6%), интерес к истории государства и своего народа у жителей Кабардино-Балкарии зависит от уровня образования, возраста, пола и национальной принадлежности. Довольно часто в тематических группах, на которые подписаны несколько тысяч человек, регулярно выкладывают информацию и комментируют публикации 10-15 активистов, которые и формируют повестку дня, в то время как большинство подписчиков просто наблюдают за обсуждениями. Так 13,4% экспертов отмечают, что жители республики проявляют интерес к истории, но предпочитают наблюдать за обсуждениями наиболее актуальных вопросов истории, нежели участвовать в обсуждении (Таблица 2). Один из экспертов в пункте «Ваш вариант» отметил, что «жители республики проявляют высокий уровень интереса к историческим знаниям, но только получают они эту информацию не из первоисточников, и не всегда достоверную». Еще один эксперт написал, что «интерес носит эпизодический характер, усиливается в связи с теми или иными событиями или датами. Интерес жителей республики к истории обусловлен деятельностью специалистов разного уровня, экспертов, «любителей» истории, СМИ, друзей, соседей, общественно-политической ситуации, политического момента и т.д. и т.п.».

 

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, в какой степени выражен интерес к истории у жителей республики?

01

02

03

04

6,6%

13,4%

8,4%

71,6%

01. жители республики проявляют высокий уровень интереса к историческим знаниям и активно участвуют в обсуждении актуальных вопросов истории

02. жители республики интересуются историей, но предпочитают наблюдать за обсуждениями наиболее актуальных вопросов истории, нежели участвовать в обсуждении

03. жители республики не интересуются историей и заняты решением насущных жизненных проблем

04. степень выраженности исторического интереса у жителей республики разная в зависимости от образования, возраста, пола и национальной принадлежности

 

Значительный интерес представляет вопрос о том, что детерминирует актуализацию исторических и «неисторических» знаний в общественно-политическом пространстве региона. По мнению экспертов (68,3%), интерес жителей республики к истории объясняется широким общественным резонансом вокруг ряда исторических дат. Именно в период празднования памятных дат связанных с историей народов Кабардино-Балкарии (Канжальское сражение, депортация балкарского народа, Кавказская война и т.д.) обостряются межнациональные противоречия, активисты национальных движений в своих дискуссиях доходят до взаимных оскорблений. Также, значительная часть экспертов (45%), отмечает, что свою роль в обострении межнациональных отношений играют и провокаторы, которые стравливают народы республики между собой (Таблица 3). В ходе опроса эксперты отмечали, что интерес жителей республики к истории обусловлен: «политической конъюнктурой»; «обычными человеческими качествами - гордиться предками и их величием, геройством, крутостью, богатством и т.д.»; «стремлением узнать историческую правду».

 

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: Если Вы считаете, что жители республики интересуются историей, то чем, по Вашему мнению, объясняется этот интерес? (не более двух вариантов ответа).

01

02

03

04

05

26,7%

20%

5%

68,3%

45%

01. стремлением к знаниям

02. влиянием старшего поколения

03. наличием свободного времени, которое чем-то надо занять

04. широким общественным резонансом вокруг ряда исторических дат

05. действиями провокаторов, стравливающих народы республики между собой

 

По мнению экспертов, исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение балкарского населения – 56,7%. Наименьшее влияние, среди жителей республики, исторических представлений на сознание и поведение отмечается у русских. Показательны расхождения в оценках экспертов по этому вопросу в зависимости от их национальност. Так, по мнению экспертов кабардинской национальности, исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение балкарского населения – 57,1%. По мнению экспертов балкарской национальности, исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение кабардинского населения – 70%. По мнению экспертов русской национальности, исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение балкарского населения – 71,5% (Таблица 4).

 

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: По Вашему мнению, на чье сознание и поведение в наибольшей степени влияют исторические представления?

 

 

Общие показатели

Кабардинцы

(эксперты)

Балкарцы

(эксперты)

Русские

(эксперты)

Кабардинское население

40%

40%

70%

21,5%

Балкарское население

56,7%

57,1%

30%

71,5%

Русское

население

3,3%

2,9%

-

7%

 

Эксперты считают (52,7%), что исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение молодежи до 30 лет. В силу психологических особенностей данной социально-демографической группы, именно молодое поколение наиболее оперативно мобилизуется и активно участвует в межнациональных конфликтах. К примеру, 19 сентября 2018 года в межнациональных столкновениях у села Кёнделен принимали участие, в основном, молодые люди. Вместе с тем, немногим меньшая доля экспертов (43,6%) отметила, что влияние исторических представлений наиболее характерно для людей в возрасте 30-60 лет. 3,7% экспертов считает, что исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение людей старше 60 лет.

По мнению экспертов (45%), исторические представления в наибольшей степени влияют на людей со средним общим и профессиональным образованием (Таблица 5). Наименее подверженными влиянию исторических представлений являются богатые люди (1,9%), поскольку данная социальная категория населения традиционно отличается высоким уровнем космополитизма (Таблица 6). Комментируя этот вопрос, одни из экспертов отметил, что «наиболее подвержены влиянию люди молодого поколения. Уровень материального достатка или уровень образования в вопросах истории особой роли не играет, т.к. интерес к истории носит эпизодический и избирательный характер».

 

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: По Вашему мнению, на чье сознание и поведение в наибольшей степени влияют исторические представления?

 

01. людей с высшим образованием

35%

02. людей со средним общим и профессиональным образованием

45%

03. людей с неполным средним и начальным образованием

20%

 

Таблица 6

По Вашему мнению, на чье сознание и поведение в наибольшей степени влияют исторические представления?

 

01. людей из бедных слоев населения

28,3%

02. людей со средним достатком

69,8%

03. людей богатых

1,9%

 

В силу того, что исторические знания и их интерпретации играют важную роль в общественной жизни Кабардино-Балкарии, представляется важным то, каким образом люди, интересующиеся историей, удовлетворяют данный интерес. По мнению большинства экспертов, интерес к историческим знаниям удовлетворяется у людей от случая к случаю, под влиянием внешних факторов – 70%. Только 6,6% опрошенных экспертов убеждены в том, что подобный интерес носит основательный характер и удовлетворяется систематически и целенаправленно (Таблица 7). Более подробно анализируя вопрос, эксперт отметил, что «интерес эпизодический, избирательный (от случая к случаю) и обусловлен личностными качествами интересующихся и внешними факторами, нередко под влиянием государственной политики, а также под влиянием манипуляторов сознанием».

 

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос: Как, по Вашему мнению, у людей, интересующихся историей, удовлетворяется интерес к историческим знаниям?

01

02

03

6,6%

23,4%

70%

01. систематически и целенаправленно

02. от случая к случаю по внутренней потребности

03. от случая к случаю под влиянием внешних факторов

 

Каналами, через которые в наибольшей степени осуществляется воздействие на историческое сознание населения, по мнению экспертов, являются тематические группы в социальных сетях (Instagram, Facebook, Telegram и т.д.) – 86,6%. Представляется, что в век бурного развития информационных технологий, именно социальные сети становятся главным поставщиком для населения информации. Популярными социальными сетями пользуются не только молодые люди, но уже и старшее поколение. Телевидение, радио, газеты меняют свои формат и превращаются в электронные сетевые информационные издания или же исчезают. В том, что именно социальные сети в наибольшей степени воздействуют на историческое сознание населения, сходятся все эксперты. По мнению одного из экспертов «интерес населения зависит от механизма «удовлетворения» интереса к тем или иным датам со стороны различных акторов, тематические группы в социальных сетях нередко также создаются «удовлетворителями» интересов и способны создать устойчивые «представления». Также 66,7% экспертов считают, что одним из важных каналов, через который осуществляется воздействие на историческое сознание населения, являются памятные даты, имеющие траурный характер (Таблица 8).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос: По Вашему мнению, через какие каналы в наибольшей степени осуществляется воздействие на историческое сознание населения (не более трех вариантов ответа)?

 

01

02

03

04

05

06

07

08

Общие

20%

5%

8,3%

18,3%

86,6%

66,7%

31,6%

41,7%

Кабардинцы

22,8%

-

3%

17%

88,5%

65,7%

31,4%

40%

Балкарцы

10%

10%

30%

20%

100%

70%

30%

50%

Русские

23%

15%

7,6%

23%

77%

61,5%

30%

38%

01. школьная программа по истории

02. исторические темы в литературе и искусстве

03. научные исследования

04. тематические телевизионные передачи

05. тематические группы в социальных сетях (инстаграм, фейсбук, вконтакте и т.д.)

06. памятные даты, имеющие траурный характер

07. памятные даты, имеющие праздничный характер

08. выступления и заявления общественных активистов

 

Оценивая уровень знания населением республики истории народов Кабардино-Балкарии, только 1,6% экспертов отметили, что большинство имеет достаточно полные и правильные представления об истории народов республики. По мнению 45% экспертов знание истории у большинства замыкается на отдельных, обычно трагических событиях прошлого народов региона. 28,4% экспертов считают, что знание истории зависит от этнической принадлежности человека. Люди, интересуются и знают историю «своего» народа (Таблица 9). Комментируя вопрос один из экспертов заметил, что «знания большинства отрывочные и неполные, обусловлены сложившимися представлениями, нередко сложившимися штампами и этнической принадлежностью». Другой написал, что «большинство жителей имеют фрагментарные представления по истории республики и народа».

 

Таблица 9

Распределение оценок экспертами уровня знаний основной массы населения КБР об истории народов КБР

01

02

03

04

05

1,6%

13,3%

45%

28,4%

11,7%

01. большинство имеет достаточно полные и правильные представления об истории народов КБР

02. большинство имеет фрагментарные, но в целом корректные представления об истории народов КБР

03. знание истории у большинства замыкается на отдельных, обычно трагических событиях прошлого народов КБР

04. знание истории зависит от этнической принадлежности человека: люди интересуются и знают историю «своего» народа

05. большинство не имеет каких-либо знаний по истории народов КБР

 

По мнению 70% экспертов, знания о происхождении (корнях) выступают в историческом сознании и общественно-политической жизни как самые важные для народов Кабардино-Балкарии. Активисты кабардинских (адыгских) национальных движений в своих выступлениях и статьях прослеживают связь адыгов с древними народами Малой Азии и черноморского региона (хетты, синды, зихи и т.д.). Активисты балкарских национальных движений ведут своё происхождение от тюрков (народы тюркской языковой группы) и аланов (ираноязычные кочевые племена). Взаимные претензии национальных активистов относительно выбора исторических предков зачастую служат источником межнациональных конфликтов в республике. Вторым по важности, по мнению экспертов, выступают знания о традиционной культуре народов – 55% (Таблица 10). Один из экспертов отметил, что наиболее важными знаниями являются знания «о великих предках и их великих делах». Примечательным является тот факт, что только 1,6% экспертов важным считают знания о взаимных отношениях народов региона. Достаточно часто именно различные исторические эпизоды взаимоотношений народов не только Кабардино-Балкарии, но и соседних республик, лежат в основе «сетевых баталий» с участием национальных активистов.

 

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос: Какие знания о прошлом, с Вашей точки зрения, выступают в историческом сознании и общественно-политической жизни как самые важные для народов республики? (не более двух вариантов ответа)

 

01

02

03

04

05

06

70%

15%

30%

55%

16,7%

1,6%

01. об их происхождении (корнях)

02. об их традиционном общественном укладе

03. об их традиционной культуре

04. об их роли в политической истории Кавказа, России

05. об их взаимных отношениях

06. об опыте стран и народов, достигших наибольших успехов в современном мире

 

Наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, по мнению экспертов, занимает период Кавказской войны. Трагические последствия войны, закончившейся еще в XIX веке, до сих пор болезненно сказываются на общественном сознании кабардинского (адыгского) народа. Многие активисты национальных общественных движений требуют правовой оценки событий Кавказской войны, периодически превращая ее в наиболее актуальную тему социально-политического пространства региона. Это подтверждает тот факт, что не только эксперты кабардинской национальности отвели наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона периоду Кавказской войны – 94,2%, но и эксперты русской – 61,5% и балкарской – 90% национальностей. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что, по мнению одного из экспертов, активисты национальных движений нередко «в своих рассуждениях доходят чуть ли не до ледникового периода». Возможно, под этим подразумевается то, что в попытке выяснить, кому принадлежит земля, кто здесь (т.е. в Кабардино-Балкарии) поселился первым, кто имеет приоритетное право землепользования в различных уголках республики, активисты в своих умозаключениях уходят глубоко в историю на несколько тысяч лет. Также одним из важнейших периодов истории эксперты признают период депортации балкарского народа (Таблица 11).

 

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос: Какие периоды истории народов Кабардино-Балкарии, с Вашей точки зрения, занимают наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона? (не более трех вариантов ответа)

 

 

01

02

03

04

05

06

07

Общие

30%

16,7%

18,3%

60%

85%

10%

28,3%

Кабардинцы

31,4%

11,4%

11,4%

60%

94,2%

11,4%

22,8%

Балкарцы

20%

10%

30%

80%

90%

10%

60%

Русские

30%

23%

30%

46%

61,5%

-

53,8%

01. современный период, когда определяется будущее

02. советский период, когда наша республика достигла наибольших успехов в своем развитии

03. период Великой Отечественной войны

04. период депортации балкарского народа

05. период Кавказской войны

06. период 1550-1750-х годов, когда развивалось мирное политическое сотрудничество с Российским государством

07. период древности и средневековья, в который уходят корни народов республики

 

С целью конкретизации мнений экспертов относительно событий истории народов республики, занимающих наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, в анкете было предложено выделить: а) наиболее важное событие истории народов Кабардино-Балкарии и России произошедшее до XX века; б) наиболее важное событие истории народов Кабардино-Балкарии и России произошедшее в XX веке. В экспертном сообществе разделились мнения относительно события истории народов Кабардино-Балкарии и России, занимающего наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, произошедшего до XX века. Эксперты кабардинской национальности чаще всего отмечали, что таким событием является война Кабарды с Крымским ханством 1708 года и Канжальская битва – 77,1%. У экспертов балкарской и русской национальностей наиболее популярным ответом является – установление постоянных отношений кабардинских князей с Россией в 1550-х годах (80% и 61,5%). Немалая часть (36,7%) экспертов считает, что таким событием является разграничение кабардинских и балкарских земель произошедшее в 1864 году. Земельную и крестьянскую реформы 1860-х годов в качестве события занимающего наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона признают 13,3% экспертов (Таблица 12).

 

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос: Какие события истории народов Кабардино-Балкарии и России до XX в., с Вашей точки зрения, занимают наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона? (не более трех вариантов ответа)

 

 

01

02

03

04

05

06

07

Общие

41,7%

6,6%

68,3%

38,3%

22,6%

13,3%

36,7%

Кабардинцы

25,7%

5,7%

77,1%

37,1%

17,1%

22,8%

48,5%

Балкарцы

80%

10%

70%

20%

40%

20%

40%

Русские

61,5%

7,6%

53,8%

46%

15%

-

7,6%

01. установление постоянных отношений кабардинских князей с Россией в 1550-х годах

02. установление контактов балкарских владетелей с Российским государством в XVII веке

03. война Кабарды с Крымским ханством 1708 года и Канжальская битва

04. установление российского военно-административного контроля над Кабардой при А.П. Ермолове (1818-1822)

05. принятие балкарскими обществами присяги «на верность подданства» России в 1827 г.

06. земельная и крестьянская реформа 1860-х гг., осуществленная царской администрацией

07. разграничение кабардинских и балкарских земель в 1864 г.

 

Историческим событием XX века, занимающим наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве современной Кабардино-Балкарии, по мнению экспертов, является депортация балкарского народа. Этот вариант отметили 65% опрошенных. Самым популярным данный вариант ответа является у экспертов всех представленных национальностей: кабардинцы – 65,7%, балкарцы – 60%, русские – 53,8%. Крах советской системы и распад СССР в 1991 году считают одним из важнейших событий XX века 33,3% экспертов. Провозглашение Республики Балкария и Кабардинской Республики в конце XX века занимает наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, по мнению 16,7% экспертов (Таблица 13).

 

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос: Какие события истории Кабардино-Балкарии и России в XX в., с Вашей точки зрения, занимают наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона? (не более трех вариантов ответа)

 

 

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

Общие

20%

15

%

11,7%

21,7%

21,7%

65

%

26,7%

10%

33,3%

16,7%

13,3%

Кабардинцы

14%

17,1%

14

%

11,4%

14

%

65,7%

22,8%

8,5%

31,4%

20

%

8,5%

Балкарцы

20%

20

%

10

%

40

%

40

%

60

%

40

%

-

30

%

10

%

10

%

Русские

30%

7,6%

-

23

%

30

%

53,8%

23

%

15%

38,4%

15

%

15

%

01. революция 1917 г. в России и установление советской власти

02. постановление ВЦИК об образовании Кабардинской автономной области 1 сентября 1921 г.

03. постановление ВЦИК об образовании Балкарской автономной области 6 января 1922 г.

04. постановление ВЦИК об образовании единой Кабардино-Балкарской автономной области 16 января 1922 г.

05. создание письменности на кабардинском и балкарском языках

06. депортация балкарского народа в 1944 г.

07. возвращение балкарского народа на родину и восстановление единой КБАССР в 1957 г.

08. принятие Декларации о государственном суверенитете КБССР в январе 1991 г.

09. крах советской системы и распад СССР в 1991 г.

10. провозглашение Республики Балкария и Кабардинской Республики в ноябре 1991 – январе 1992 г.

11. приход к руководству страной В.В. Путина

 

Итоги. Для современного общественного сознания населения Кабардино-Балкарии актуальными являются вопросы, связанные с историей народов республики и её интерпретации различными субъектами общественно-политического процесса. Широкий доступ к различным сетевым ресурсам и открытое обсуждение различных эпизодов истории народов республики приводит к тому, что разгорающиеся в социальных сетях «баталии» периодически переходят в реальные межнациональные столкновения в регионе.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что:

- по мнению экспертов, сохранение памяти о прошлом является важным для общества. Без сохранения исторической памяти народ не может себя сохранить;

- большинство экспертов считают, что интерес к истории у жителей Кабардино-Балкарии зависит от уровня образования, возраста, пола и национальной принадлежности;

- интерес жителей республики к истории связывают с широким общественным резонансом вокруг ряда исторических дат;

- большинство экспертов считают, что исторические представления в наибольшей степени влияют на сознание и поведение балкарского населения республики;

- наибольшее число экспертов считает, что интерес к историческим знаниям удовлетворяется у людей, интересующихся историей, от случая к случаю, под влиянием внешних факторов;

- каналами, через которые в наибольшей степени осуществляется воздействие на историческое сознание населения, по мнению экспертов, являются тематические группы в социальных сетях (инстаграмм, фейсбук, телеграмм и т.д.);

- большинство экспертов считают, что знание истории народов Кабардино-Балкарии у жителей региона замыкается на отдельных, обычно трагических событиях прошлого;

- по мнению большинства экспертов, знания о происхождении (корнях) выступают в историческом сознании и общественно-политической жизни как самые важные для народов Кабардино-Балкарии;

- событием в истории народов Кабардино-Балкарии, занимающим наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, произошедшим до XX века, по мнению большинства экспертов, является война Кабарды с Крымским ханством 1708 года и Канжальская битва;

- событием в истории народов Кабардино-Балкарии, занимающим наиболее важное место в общественном сознании и информационном пространстве региона, произошедшим в XX веке, по мнению большинства экспертов, является депортация балкарского народа.

×

About the authors

A. R. ATLASKIROV

«Federal scientific center «Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Author for correspondence.
Email: atlaskirov.albert@yandex.ru

References

  1. Ассман 2004 – Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 363 с.
  2. Багдасарян, Реснянский 2019 – Багдасарян В.Э., Реснянский С.И. Динамика исторического сознания российского населения в постсоветский период // Вопросы истории. – 2019. – № 11. – С. 20-32. DOI: https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii201911Statyi04
  3. Богданов и др. 2015 – Богданов В.В., Фоменко О.А., Байлов А.В. Социальная память. – Майкоп: ОАО «Полиграф-ЮГ», 2015. – 160 с.
  4. Горкунова 2014 – Горкунова О.С. Массовое историческое россиян рубежа XX-XXI вв // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2014. – № 2 (139). – С. 68-75.
  5. Горшков, Давыдова 2005 – Горшков М.К., Давыдова Н.М. Историческое самосознание россиян // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемен. – 2005. – № 1(73). – С. 17-24.
  6. Куликов 2008 – Куликов Д.К. Историческое сознание и его теоретические противоречия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2008. – № 1(143). – С. 14-18.
  7. Лыкова 2007 – Лыкова В.В. Историческая память в современной России: проблемы трансформации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2007. – №1-2 (3-4). – С. 176-182.
  8. Матусевич О.А. 2011. – Матусевич О.А. Историческое сознание и коллективная память как предмет социально-гуманитарного познания // Труды БГТУ. Серия: История, философия, филология. – 2011. – № 5 (143). – С. 111-113.
  9. Нора 1999 – Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция – память. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 1999. – С. 17-50.
  10. Репина 2003 – Репина Л.П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 44 с.
  11. Свирида 2004 – Свирида Н.Н. Историческое сознание как явление культуры. Автореферат. дис. … канд. филос. наук. – Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2004. – 18 с.
  12. Сыров 2013 – Сыров В.Н. В каком историческом сознании мы нуждаемся: к методологии подхода и практике использования // Вестник Томского государственного университета. История. – 2013. – № 1 (21). – С. 183-190.
  13. Тощенко 2000 – Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. – 2000. – № 4. – С. 3-14.
  14. Федоровский 2011 – Федоровский А.П. Историческое сознание: особенности формирования и объективизации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2011. – № 3. – С. 29-34.
  15. Фуко 2005 – Фуко М. Нужно защищать общество // Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976. – СПб.: «Наука», 2005. – 312 с.
  16. Хальбвакс 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. – М.: Новое издательство, 2007. – 348 с.
  17. Шубрт 2010 – Шубрт И. Историческое сознание как предмет социологического исследования // Вестник Вятского государственного университета. Философия и социология. – 2010. – № 4-1. – С. 6-12.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 ATLASKIROV A.R.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».