Электронный журнал «Кавказология»
ISSN (online): 2542-212X
Учредитель: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Главный редактор: Абазов Алексей Хасанович, д-р ист. наук, профессор
Периодичность / доступ: 4 выпуска в год / открытый
Входит в: Перечень ВАК, РИНЦ
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 59844 от 17.11.2014
О журнале
Электронный журнал «Кавказология»
Электронный журнал «Кавказология» – сетевое научно-образовательное и культурно-просветительское издание Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (издатель и учредитель). Журнал публикует статьи и материалы по всему спектру проблем исторического и современного развития народов и общества Северного Кавказа. При этом учитывается, что, сохраняя во многом своеобразный социокультурный облик, регион включен в пространство окружающего мира сетью многообразных отношений – он образует интегральную часть российского общества и государства, он остается историко-культурной областью кавказского макрорегиона, он пронизан силовыми линиями глобальных взаимодействий и глобальной динамики современного мира. Журнал поддерживает работы, в которых исследуются языки, фольклор и литература, этногенез и этническая история, социальная организация, общее и особенное в материальной и духовной культуре народов региона. их место в исторических процессах средневековья, нового и новейшего времени. Особый интерес с точки зрения редакции представляет научный анализ актуальных проблем и перспектив экономической, социальной, культурной и политической модернизации современного Северного Кавказа, его эффективной интеграции в геоэкономику и геокультуру XXI века при сохранении своей культурно-исторической идентичности. Редакция будет приветствовать компаративные исследования по всему кругу обозначенных явлений и проблем.
Текущий выпуск
№ 1 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 31.03.2025
- Статей: 28
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/issue/view/18975
Весь выпуск
Средневековая и новая история
Становление основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе в конце 1840-х годов (на примере малокабардинской общественной суммы)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы становления основ и методов управления народным капиталом на Центральном Кавказе в конце 1840-х годов на примере малокабардинской общественной суммы. Определены каналы пополнения и расходования средств малокабардинской общественной суммы в 1848–1849 гг. Установлено, что основной ее доход составляли денежные сборы с населения Малой Кабарды за вывоз леса за пределы Кавказской линии для продажи, штрафы за преступления и средства от продажи имущества местных жителей, самовольно переселившихся из региона проживания на неподконтрольные российской власти территории. Определена роль начальника Центра Кавказской линии как основного распорядителя собранных средств. Охарактеризованы основные направления деятельности в пределах собственных полномочий штаба войск Кавказской линии и Черномории, начальника Центра Кавказской линии, государственного казначея управления Центра и пристава Малой Кабарды. Определен порядок ведения казначеем специальной шнуровой книги для фиксирования прихода и расхода малокабардинской общественной суммы, а также проанализировано содержание периодических отчетов о приходе, расходе и остатке этой суммы. Сделан вывод о том, что в конце 1840-х гг. малокабардинская общественная сумма представляла собой важный финансовый инструмент, закладывавший принципы и основы пополнения и управления народным капиталом. Ее функционирование отражало стремление властей к налаживанию эффективной системы управления регионом и учета финансовых ресурсов на Кавказе.



Роль инспекторов в формировании системы начальных училищ в Терской области во второй половине XIX века
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли инспекторов в становлении и развитии начальных училищ в Терской области во второй половине XIX в. Деятельность инспекторов рассматривается в контексте становления системы управления начальными училищами, потому что за инспекторами закреплялись функции связующего звена между центральной властью и обществом. Основное внимание уделяется их влиянию на организацию учебного процесса и внедрение новых образовательных программ. Анализируется взаимодействие инспекторов с местными властями, образовательными учреждениями и обществом. Выявляются причины их конфликтов, рассматриваются направления их конструктивного взаимодействия и вклад в сохранения этнокультурного наследия. Новизна статьи заключается в исследовании влияния инспекторов на развитие этнокультурного образования и сохранения этнической истории. Такой подход позволяет оценить их роль в формировании этнокультурной образовательной политики в многонациональных регионах России. При исследовании данного направления их деятельности использован архивный материал, в том числе ранее не опубликованный. Для осуществления исследования использованы ряд научных методов, в числе которых историко-аналитический, сравнительный, контекстуальный, интерпретативный, применение которых позволило всесторонне изучить деятельность инспекторов и определить их вклад в развитие начальных училищ в России.



Деятельность комитета по истреблению саранчи терского областного правления на территории Нальчикского округа в последней четверти XIX века
Аннотация
В статье определена роль Комитета по истреблению саранчи в Терской области – одной из структур хозяйственной части Терского областного правления в последней четверти XIX в. В этот период одним из путей включения населения Центрального Кавказа в социально-экономическое пространство Российской империи являлось решение вопросов повышения эффективности сельского хозяйства за счет внедрения новых сельскохозяйственных практик, в том числе улучшения мер борьбы с такими насекомыми-вредителями, как саранча. В статье рассмотрены функции Комитета по истреблению саранчи и механизмы осуществления его деятельности по разработке и внедрению мер по борьбе с саранчой на примере Нальчикского округа. Проанализированы финансовые аспекты реализации системы защиты посевов и урожая от вредителей. Сделан вывод о синтезе научно-исследовательского подхода в изучении природных факторов, благоприятствовавших появлению и распространению популяции саранчи, таких как: мониторинг ее жизненного цикла от кладки яиц до появления взрослых особей, исследование природных и климатических условий конкретных местностей, повышавших вероятность распространения саранчи, – и практической деятельности по разработке комплекса мер по истреблению саранчи, способов их реализации, а также планомерного внедрения их в повседневную сельскохозяйственную жизнь населения.



Проблемы просвещения в Нальчикском округе на страницах периодической печати в начале XX века
Аннотация
В статье анализируются проблемы просвещения в Нальчикском округе Терской области, поднимаемые на страницах периодической печати в начале XX в. Рассмотрено состояние образовательной системы, акцентировано внимание на публикациях в местных газетах: «Терские ведомости», «Пятигорское Эхо», «Терек» и т.д., в которых поднимаются ключевые проблемы народного просвещения русского, казачьего и горского населения в образовательной сфере, в том числе и административные препоны, затруднявшие доступ детей к учебе. К ним относим недостаточное количество школ различных уровней, отсутствие локальных учебных программ и адаптированных учебников для обучения детей горцев, квалифицированных педагогов, знающих язык кабардинцев и балкарцев, и др.
Широко обсуждался в печати вопрос о слабом знании школьниками из кабардинских и балкарских семей или даже полном незнании русского языка, что затрудняло освоение учебных программ. И, в то же время, чрезмерном акценте в семьях горцев на изучении арабского письменного языка, что было необходимо для чтения Корана.
Варианты преодоления сложившихся трудностей в системе образования в Нальчикском округе зависели от взаимодействия различных сил общества. Сотрудничество окружной администрации, выборных лиц слободского самоуправления, неформальных горских лидеров, служителей конфессий, способствовало улучшению образовательных условий и было ключевым в развитии просвещения в регионе.
Исследование подчеркивает важность учета локального контекста в образовательной политике. Опыт Нальчикского округа демонстрирует, что успешная модернизация просвещения возможна лишь при гибком сочетании государственных инициатив с культурными особенностями региона. Периодика не только освещала успехи образования, но и фиксировала вызовы, с которыми сталкивалась местная общественность. Это помогало находить компромиссные решения и укрепляло значение образования как средства объединения многонационального общества.



Проблемы реорганизации полицейской охранной стражи в Терской области в политическом дискурсе областного и окружных правлений в 1911–1913 годах
Аннотация
Статья посвящена проблемам реорганизации полицейской охранной стражи в Терской области в политическом дискурсе областного и окружных правлений в 1911–1913 годах. В ходе работы были проанализированы предписания начальника Терской области начальникам округов и отделов, рапорта начальников округов и отделов областному начальнику, доклады начальника области в областное правление, проекты новых штатов Терской полицейской охранной стражи и т.п. Проанализирован закон «о временном изменении штата управления округов Терской области» от 29 декабря 1911 г. Охарактеризованы предложения начальников округов и отделов Терской области (в том числе, и начальника Нальчикского округа) по улучшению эффективности деятельности Терской полицейской охранной стражи, необходимости ее модернизации и увеличения штатной численности. Подробно проанализирован составленный с учетом мнений начальников округов и отделов доклад начальник Терской области в терское областное правление о преобразовании полицейской части от 11 сентября 1912 г. Сделан вывод о том, что возможность начальников округов и отделов Терской области участвовать в обсуждении вопросов преобразования Терской охранной стражи и разработке ее штата представляла собой важный шаг в укреплении государственной власти и обеспечении безопасности населения в регионе.



Новейшая история
Батырбек Абуков: о судьбах представителей этнической элиты Северного Кавказа в период политических и социально-экономических преобразований 1917–1938 годов
Аннотация
Исследование посвящено роли национальной элиты в революционных событиях 1917 г., гражданской войне и становлении советской власти. Роль представителей национальных элит в революции 1917 г. была сложной и неоднозначной, что отражало разнообразие их интересов в условиях распада Российской империи и формирования нового политического порядка. Местное дворянство и интеллигенция стремились адаптироваться к изменениям, вызванным революцией. Они пытались сохранить свои позиции и влияние в новых политических реалиях, часто поддерживая Временное правительство или участвуя в национальных движениях. На примере биографии Батырбека Абукова показана социальная мобильность кабардинской традиционной элиты и её высокая степень адаптационности к происходящим событиям.
Революция 1917 г. открыла возможности для национальных движений, выступавших за автономию или независимость своих регионов. Представители элит, такие как Батырбек Абуков, активно участвовали в создании национальных советов и органов самоуправления, стремясь защитить интересы своих народов. Многие представители традиционной элиты оказались перед сложным выбором: поддержать ли большевиков, выступавших за радикальные социальные преобразования, или сохранить верность прежним идеалам. Некоторые, как Абуков, изначально выступали против большевиков, но позже перешли на их сторону, видя в них силу, способную обеспечить стабильность. В статье приводятся малоизвестные факты о вовлеченности Б. Абукова в революционные события на Кавказе. Значительное внимание уделено участию Б. Абукова в установлении советской власти в Персии и других значимых эпизодах советской истории 20-30-х гг. XX в.
После установления советской власти многие представители национальных элит, несмотря на их вклад в революцию, стали жертвами репрессий. Их прошлое, связи с дореволюционными структурами или участие в национальных движениях часто рассматривались как угроза новой власти.



Социалистическая реконструкция сельского хозяйства адыгского аула (1928–1932 гг.)
Аннотация
Статья посвящена социалистической модернизации аграрного сектора экономики Адыгеи (1928–1932 гг.). Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к сталинскому периоду в советской истории, который связывают два исторических факта: история СССР, как мировой державы, формировавшейся в годы правления И. Сталина и социалистической модернизации. Именно в годы первой пятилетки была определена модель социалистической экономики, индустриальных кадров, в том числе в национальных образованиях СССР. Национальные республики и автономии прошли период социалистической модернизации с учётом особенностей их исторического, экономического и культурного развития. Такой национальной автономией была Адыгея. Область отличалась слабым уровнем развития сельского хозяйства и отсутствием промышленности. Эти факты оказали существенное влияние на содержание коллективизации, проведённой в конце 1920-х – начале 1930-х гг. В период сплошной коллективизации происходит не только трансформация аграрного сектора экономики области, но и формирование национальных кадров, востребованных в региональной промышленности, сельском хозяйстве, культурной и образовательной сферах.
Исследование позволяет выявить региональные особенности и закономерности формирования коллективных форм хозяйствования в Адыгее как одного из факторов социалистической модернизации. В процессе реформирования сельского хозяйства области была организована подготовка национальных кадров, которые стали активными участниками социалистических преобразований. Местные органы власти использовали насильственные, административные методы в отношении сельского населения Адыгеи, но степень их применения не была критичной. Данный вывод автора основывается на архивных документах, которые использованы в статье. Отмечаем, что этот факт мы относим к конкретному региону, но не считаем характерным для всего советского крестьянства периода коллективизации.



Раскулачивание и принудительное переселение кулаков (на примере Кабардино-Балкарской автономной области)
Аннотация
В статье рассматривается система раскулачивания и принудительного выселения кулачества в Кабардино-Балкарской автономной области. Исследована нормативно-правовая база административного и принудительного выселения кулачества. Определены причины, численность и порядок административного выселения кулаков третей категории в пределах Северо-Кавказского края. Выявлены особенности социально-экономического развития накануне сплошной коллективизации горных и равнинных районов области. Установлены причины, порядок раскулачивания и численность выселенных зажиточных крестьян. Определены причины и последствия протестных выступления крестьян. отмечается, что проблема политических репрессий, в годы советской власти актуальна и имеет научно-практическое значение. Рассмотрена система политических репрессий. Сделан вывод, что политические репрессии были обусловлены утверждением авторитарного режима власти в центре и на местах и использовались для решения политических, социально-экономических задач.



Создание и деятельность системы оккупационных органов на территории Донбасса и Северного Кавказа в 1942–1943 гг.: сравнительный анализ
Аннотация
Автор рассматривает общие и отличительные свойства в создании системы оккупационных властных структур на территории Донбасса и Северного Кавказа в контексте внедрения «нового порядка» германскими войсками в 1942–1943 гг. В данной статье изучаются региональные аспекты построения и работы системы оккупационных властей в период с 1942 по 1943 г. на территории Донбасса (Сталинская, Ворошиловградская области) и Северного Кавказа (южные районы Ростовской области, Краснодарский край, включая Адыгейскую автономную область, а также Орджоникидзевский край с Черкесской и Карачаевской автономными областями, часть территорий Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской автономных советских республик). Исследование охватывает различные аспекты, проявлявшиеся в организации и функционировании оккупационных органов, что позволяет понять специфику нацистской политики в указанный период. Автор акцентирует внимание на том, как различные обстоятельства и специфические условия региона влияли на создание оккупационных органов власти и на их функционирование в условиях войны. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего детального изучения системы оккупационной власти и ее воздействие на жизнь местных жителей.



Этнология, антропология и этнография
Генеалогия таубия Ислама (Дадаша) Балкарукова
Аннотация
У народов Северного Кавказа традиционно большое внимание уделялось вопросам сохранения генеалогических знаний. Последние десятилетия демонстрируют все более возрастающий интерес к подобным знаниям. Целью предлагаемой статьи является изучение генеалогии одного из известных карачаево-балкарских аристократов таубия Ислама (Дадаша) Балкарукова.
Ислледование осуществлено с опорой на опубликованные материалы путешественников, ученых дооктябрьского периода, труды современных отечественных исследователей истории и этнологии. Значительная часть исследования базируется на выявленных автором документальных материалах из архивов Кабардино-Балкарской Республики (далее КБР), Краснодарского края и Республики Северная Осетия-Алания (далее РСО-А). В статье приведена поколенная роспись таубия Балкарукова по прямой нисходящей линии. В росписи сообщаются сведения о конкретных персоналиях, являющихся прямыми предками Ислама (Дадаша), о нем самом и его детях. Определенное внимание уделено взаимоотношениям с личностями, игравшими важную роль в судьбе как предков Ислама (Дадаша), так и его самого. В исследовании рассмотены брачные контакты Баларуковых с аристократическими родами Балкарии и Карачая, а также и других народов Северного Кавказа.
Обращается внимание на противоречивость некоторых сведений по генеалогии таубиев Балкаруковых, присутствующих в разных вариантах преданий, зафиксированных исследователями дооктябрьского периода. В заключении статьи сделан вывод о том, что генеалогия Ислама (Дадаша) Балкарукова предоставляет богатый материал для изучения как профессиональными учеными, так и любителями истории и этнологии. Вместе с тем отмечается необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.



Традиционная ингушская люлька-колыбель и связанные с ней обряды и обычаи
Аннотация
В статье рассматривается обряд укладывания младенца в традиционную ингушскую люльку (ага), а также связанные с ней обычаи и верования народа. Источником выступил полевой этнографический материал, собранный в 2023-2024 гг. в населенных пунктах Республики Ингушетия и в Пригородном районе Республики Северная Осетия – Алания. В данной статье автор подчеркивает, что обряды, связанные с важными событиями в жизни человека, являются одной из ключевых характеристик традиционной культуры народа. В частности, обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, играют важную роль в формировании культуры поведения и передаче ценностей от одного поколения к другому. Отмечается, что эти обряды имеют социально-историческое, культурно-бытовое, идеологическое и воспитательное значение. Кроме того, они отражают уникальность ментальности и мировоззрения народа. Делается вывод о том, что функции люльки (ага) подверглись определенной трансформации под влиянием глобализации, социокультурных и современных процессов, произошедших в обществе под влиянием реисламизации последних десятилетий.



Поверья, связанные с возвращением души покойника в родной дом, в традиционной похоронно-поминальной обрядности народов Северо-Западного Кавказа (на примере абхазов и карачаевцев)
Аннотация
Статья посвящена одному из элементов традиционной похоронно-поминальной обрядности у народов Северо-Западного Кавказа (на примере абхазов и карачаевцев), связанному с обрядами и поверьями о возвращении души умершего в родной дом. По народным поверьям душа человека окончательно не покидала свою семью, род и общину, она оставалась частью самого человека, олицетворяя его собственную личность. Все обряды, которые проводились после смерти человека, были направлены на то, чтобы на «том свете» душа ни в чем не нуждалась и находилась вместе с ранее ушедшими родственниками. Смерть у этих народов воспринималась, с одной стороны, как трагическое событие, а с другой о ней говорили вполне спокойно и осознавали, что люди в этом мире находятся временно. Особенно трагически воспринималась неожиданная смерть человека. В том случае, когда человек умирал вне домашнего или общинного пространства, необходимо было совершить соответствующие обряды «для возвращения души умершего в родной дом с целью ее воссоединения с семьей», чтобы она не стала потерянной и опасной прежде всего для родственников. Приведенный в статье в качестве примера обряд, связанный с возвращением души утопленника, был схожим у некоторых народов Северо-Западного Кавказа. Выявленные в ходе исследования параллели как в ритуалах похоронно-поминального цикла, так и в системе социальных отношений являются результатом культурного взаимодействия народов, населяющих территорию Северо-Западного Кавказа.



Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)
Социально-нравственные проблемы современности в автобиографических повестях Османа Коркмазова
Аннотация
В статье исследуется творчество Османа Коркмазова, представителя карачаево-балкарского ближнего зарубежья, автора трех книг прозы – «И у меня был дом родной», «Тимур», «Кинжал», в которых сделана попытка художественной исторической ретроспективы по нескольким темам. Цель исследования – выявить особенности творчества О. Коркмазова, обусловленного во многом его личной судьбой, также историческими обстоятельствами, вопреки которым он оставался преданным вековым традициям горцев. Новизна исследования видится в том, что в работе впервые вводится в научный оборот творчество О. Коркмазова, анализируются его повести и рассказ, определяется их место в литературе, посвященной теме сталинской депортации. Результаты научного исследования показали актуальность темы, выявили приверженность кавказской тематике и мастерство автора при раскрытии горского характера. Избранный ракурс исследования продемонстрировал важность его для понимания творческих поисков О. Коркмазова и значимость для понимания авторского замысла, а также необходимость дальнейшего изучения нововведений автора в национальную литературу, в первую очередь в эссеистику.



Формирование этнодуальной символики кабардинской поэзии 1960-х – 1970-х годов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы связанные с процессами адаптации кабардинской поэзии к контексту русскоязычной литературы в середине - начале второй половины XX в. Авторы анализируют механизмы и способы интеграции этнических эстетических представлений в общее пространство советской культуры, рассматривая два основных механизма данного явления. В исследовании определяется роль фронтирной символики, сформированной ещё в XIX в. русскими классиками и используемой в текстах А. Кешокова – именно его произведения привлечены в качестве объекта исследования – в роли медиаторных единиц представления, обладающих устойчивой семантикой в сознании национального и русскоязычного читателя. В статье также отмечаются те структуры этнического происхождения, которые были адаптированы к идеологическим и концептуальным составляющим советской литературы в период доминирующего влияния доктрины социалистического реализма, восходя при этом к базовым архетипам национальной ментальности и поведенческим кодексам, традиционным для адыгов и, в целом, Северного Кавказа. Сделан вывод о том, что именно творчество А. Кешокова являет собой образец наиболее яркой и функциональной модернизации кабардинской традиционной поэтики, переориентированной поэтом на новую образную базу, структуры которой в его интерпретации приобрели неоспоримый двойственный характер, аутентичный, как в пределах кабардинской, так и русской эстетической рефлексии.



Образы-символы в романе Алана Черчесова «Венок на могилу ветра»
Аннотация
В статье представлен литературоведческий анализ образов-символов как наиболее выразительных художественных средств в романе «Венок на могилу ветра» современного русскоязычного осетинского прозаика Алана Черчесова. Благодаря символике в том числе формируется мифо-эпический идиостиль, необходимый для реконструкции особого жанра романа-мифа, специфического для современной северокавказской литературы. Подобная жанровая принадлежность обусловливает типично анимистических проявления героев А. Черчесова. Актуализируя современные нравственные и психологические проблемы, автор оставляет своих героев в рамках в архаических традиционных обществах. Тем самым демонстрируются удивительно устойчивые паттерны сознания, сложившиеся в доисторическую эпоху. Наиболее рельефными символами выступают такие образы как мертвый ветер, река, время, дорога, пейзаж, яйцо. В романе представлен архетипический дуальный образ нового культурного героя и антигероя (Ацамаз-Казгери), собирательные персонажи, отображающие позитивную и негативную стороны цивилизации.



Роман Х.Д. Жирова «Пробуждение гор»
Аннотация
Роману Х.Д. Жирова «Пробуждение гор» посвящены две специальные работы В.Б. Тугова, две страницы в монографии Л.М. Чмыхова, три рецензии в русскоязычных газетах. Данная статья, не повторяя сказанного ранее, предлагает новое прочтение с позиции современности. Исследуется история создания произведения, начиная с первых упоминаний о нем, публикаций фрагментов в периодической печати и коллективных сборниках; использованные архивные материалы проливают свет на прохождение обсуждения рукописи на заседании национальной литературной секции, представлены первые отзывы абазинских писателей и критиков. Далее автор предлагает собственный анализ литературного текста, обращая внимание на художественные детали, динамизм событий первых глав, пейзаж, портрет, социальное положение героя, его взаимоотношения с хозяевами, соответствие представленных картин жизненной правде. Отмечаются также и свойственные роману изъяны: рыхлость композиции, отсутствие психологизма, мотивировки поступков персонажей, внутренней обусловленности перехода от одной главы к другой, отход от принципов реализма. Все эти особенности не просто декларируются, а выводятся из интерпретации текста. Статья завершается мыслью о том, что представленный роман является преимущественно искусственным созданием, выполненным по социальному заказу времени.



Об историчности образа черкеса Арганта в поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»
Аннотация
Имагологический подход, сочетающий в себе методологические компоненты, заимствованные из литературоведения, языкознания и историографии, предоставляет возможности для системно-комплексного изучения образов стран и народов в письменном дискурсе. Актуальность этого подхода для анализа текстуальных репрезентаций адыгской идентичности продиктована, в частности, проблемой дефицита релевантных средневековых источников. Метод способствует выявлению малоизвестных документов и расширению источниковой базы адыговедения. В предлагаемой статье, подготовленной по материалам монографии автора (цитируется в тексте), исследуется вопрос исторической обусловленности образа черкеса Арганта, одного из основных действующих лиц поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Указаны историографические и нарративные источники, содержащие сведения о полководцах черкесского (адыгского) происхождения, состоявших на службе у Хамданидов Алеппо и египетских Фатимидов. Показана типологическая достоверность образа Арганта – этнического черкеса, включенного автором поэмы в государственную структуру Фатимидского Египта.



Русский язык. Языки народов России
Къарачай-Малкъар тилде бир тамырлы синонимлени алагъа ушагъан сёзледен айырыу
Аннотация
Берилген статьяда къарачай-малкъар тилде бир тамырлы синонимлени алагъа ушагъан сёзледен башхалыкъларын ачыкълар мурат барды. Бир тамырлы сёзле, асламысында, синонимле эм сёзню вариантлары, синонимле эм паронимле, синонимле эм омонимле, синонимле эм тамырлары бир антонимле тилде хайырланылгъанда бир бирлери бла къатыш берилирге боладыла. Аны алайлыгъы быллай затла бла байламлыды: 1) сёзлени фонетика жаны бла ушашлыкълары, 2) тамыр морфеманы бирлиги, 3) тилни бир кесеги болуулары, 4) бир бирлерини уа лексика жаны бла бирча неда бирге жууукъ болуулары. Бир тамырлы синонимлени тамырлары бир, алагъа къошулгъан аффиксле уа сёз къураучула боладыла. Бир тамырлы синонимлени асламысы, бир сёзню вариантларыча, бир магъаналыла эм жюрютюлюу, стиль жаны бла да бирге ушайдыла. Алай, сёзню вариантларыны магъаналары толу бирча эселе, бир тамырлы синонимлени уа магъаналарында аланы бир бирден энчирек этген магъана эсленеди эм стиль жаны бла да бир бирлеринден башхаракъ боладыла; паронимлени магъаналары уа, жазыуда бирге ушашыракъ болгъанлыкъгъа, бирча тюйюлдюле; омонимле да жызылгъан бирча этгенликге, магъаналары бла бир бирден башха боладыла, тамырлары бир антонимле да бир бирге чюйре келедиле.



Проблема определения звуко-корня и его семантики на примере одного звука кабардино-черкесского языка
Аннотация
Дополнительный анализ в определении семантики звуко-корней, которые в адыговедении считаются несамостоятельными корневыми элементами, позволяет сделать вывод, что в современном кабардино-черкесском языке грамматикализовавшиеся морфемы некогда были носителями определенных значений. Исходя из выявленных микрозначений звуков, которые позволяют дешифровать слова, мы выдвигаем гипотезу об иерархичности в них звуков, что находит свое подтверждение в примерах из языка. Это новый подход не только в адыговедении, но и в целом в лингвистике для определения значения слова. Кардинальное отличие нашего исследования от последователей фоносимволизма заключается в том, что, отрицая символизм в звуках, мы находим его сквозное значение во всех словах, компонентом которых он выступает и не считаем это исходной точкой для звука. Мы выдвигаем гипотезу, что абсолютную семантику звука можно определить только на стыке лингвистики и естественных наук.
В статье рассматривается точка зрения для выявления исконного и заимствованного слова, так как многие лексические единицы соотносятся к тому или иному языку без аргументированного полиаспектного анализа.



Полиаспектный анализ зоолексемы тюлкю ʻлисаʼ в карачаево-балкарском языке
Аннотация
Статья связана с изучением лексики карачаево-балкарского языка. В ней поливекторному анализу подвергается зоолексема тюлкю ʻлисаʼ, выявляются ее словообразовательные возможности, отмечается представленность в составе фитонимов, топонимов и антропонимов. В работе отмечается, что анализируемая зоонимическая лексема отличается релевантными для карачаево-балкарской этнокультуры составляющими, имеющими архаизированный характер. В самом общем виде в мировосприятии этноса лиса предстает как животное, которое отличается такими характеристиками, как хитрость, лукавость и находчивость. Она воспринимается как хищник, наносящий урон птицеводству, а шкура черно-бурой ее разновидности интерпретируется как талисман, способствующий сохранению и приумножению благосостояния человека. В сказках о животных лиса в силу своей хитрости и находчивости побеждает более крупных хищников, хотя и проигрывает некоторым представителям птиц. В корпусе карачаево-балкарских паремий обнаруживаются различные когнитивные характеристики, значимые как для лисы, так и для человека, что детерминируется ментальностью народа. Проанализированный фактический материал дает возможность говорить в целом об универсалиях, связанных с образом лисы. Зоолексема тюлкю представляет собой значимую составляющую зооморфного кода культуры в карачаево-балкарской картине мира.



Антропонимы в ономастическом пространстве кумыкских фольклорных сказок
Аннотация
Статья посвящена исследованию антропонимов, репрезентированных в фольклорных произведениях. Целью работы является изучение личных имён в текстах кумыкских народных сказок, выявление их семантических особенностей, частотности использования, роли и функции языковых средств, способствующих созданию художественных образов. В работе дан анализ состава и структуры антропонимического пространства, выявлены особенности функционирования кумыкских онимов.
В результате проведённого исследования обнаружено, что антропонимы в фольклорных сказках выполняют важную сюжетообразующую функцию. Они дают достаточно полное представление в целом о кумыкской ономастике, её признаках, свидетельствующих о родстве с другими тюркскими языками.
Статья представляет значительный интерес для лингвистов, специализирующихся в области фольклорной ономастики. Она может быть адресована и широкому кругу филологов, поскольку автор акцентирует внимание на характере взаимодействия языковой и внеязыковой информации в содержании собственных имен.



Обозначение цветовой геосимволики в географических названиях (на материале карачаево-балкарского языка)
Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию карачаево-балкарских топонимических моделей, образованных сочетанием колоративных эпитетов с физико-географическими апеллятивами. В определительных словосочетаниях описательного типа, изафетных конструкциях рассматриваются вопросы, связанные с закономерностями номинации физико-географических объектов.
Анализ топонимических словосочетаний свидетельствует о том, что в «сдвоенных» колоративных наименованиях, выступающих в номинативно-нарицательном и терминообразующем значениях, существует лексико-семантическая и грамматическая связь между сочетающимися компонентами.
С одной стороны подобные словосочетания являются выразителями лексических значений, с другой – словообразовательных, с третьей – формообразовательных. Колоративные конструкции карачаево-балкарского языка исследуются не только с точки зрения сочетаемости морфологических компонентов, но и с точки зрения формирования их лексико-семантической структуры, с точки зрения лексикографической интерпретации.
В работе обращается внимание на топонимизацию свободных словосочетаний, образованных на основе растительного и животного происхождения.



Паремиологическая зона концепта «той» («свадьба») в карачаево-балкарской лингвокультуре
Аннотация
Вопросы связи языка, мышления и духовной культуры этноса являются одновременно традиционными и актуальными в современной лингвистике. Концептуализация окружающей действительности наилучшим образом вербализуется в паремиях, которые, в свою очередь, представляют собой важный источник языковой реализации концепта. В данном исследовании рассматривается паремиологическая зона интерпретационного поля лингвокультурного концепта «той», описываются ядро концепта, ближняя и дальняя периферии на основе выявленных концептуальных признаков. Анализ паремиологической зоны концепта «той» дает возможность выявить ментальные особенности этноса в восприятии этапов предсвадебных и свадебных мероприятий, как одного из культурно маркированных событий в жизни человека. Научная новизна заключается в попытке моделирования паремиологического сегмента интерпретационного поля концепта «той». Результатом исследования эмпирического материала является анализ выявленных концептуальных признаков, построение схемы с данными ближней и дальней периферий концептуального поля «той».



Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика
Оценочный компонент концепта «Смерть» (по материалам русских фразеологических словарей и результатов ассоциативных экспериментов)
Аннотация
В статье обсуждаются результаты когнитивного анализа фразеологических номинаций и ассоциативного поля концепта «Смерть» как важного компонента бытия человека. Эмпирическим материалом послужили фразеологические единицы, а также ассоциативное поле «смерть», представленное в Русском региональном ассоциативном словаре, а также реакции на русское слово-стимул «смерть» студентов-билингвов Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ). Когнитивная интерпретация русских фразеологических единиц со значением 'смерть' и оценочных ассоциативных единиц, входящих в ассоциативное поле «смерть» монолингвов и билингвов, позволила выделить когнитивные признаки, совокупность которых образует оценочный компонент концепта, объединяемый классификационным признаком «негативная оценка». В статье показано, что правая часть оппозиции «жизнь-смерть» характеризуется таким сущностным признаком, как неизбежность. Комплексное исследование языковых единиц, представленных во фразеологических и ассоциативных тезаурусах, позволяет расширить описание номинативного поля концепта и получить более полное представление о его содержании и структуре.



О некоторых способах выражения категории определенности и неопределенности в разно-структурных языках на примере кабардино-черкесского, русского и английского языков
Аннотация
В настоящей статье авторами рассматривается категория определенности/неопределенности в разноструктурных языках на примере кабардино-черкесского, русского и английского языков, а также освещаются причины, по которым отсутствие артиклей в русском и кабардино-черкесском языках вызывают сложности у носителей этих языков при изучении английского. Артикли в английском несут существенную нагрузку: они помогают уточнить смысл существительных, указывая на их количество, специфику или универсальность. Проведенное исследование позволяет заключить, что категория определенности/неопределенности представлено в трех исследуемых языках, однако способы выражения данной категории отличаются. В кабардино-черкесском языке она выражается морфологически с помощью формант, в английском языке посредством служебной части речи, а в русском языке лексическими средствами выражения.



Родной этнический язык в системе целостной идентичности личности (на материале кабардино-черкесского языка)
Аннотация
На фоне глобальных кризисных явлений современности, угрожающих самому существованию человека, в общественных науках актуализировалось исследование феномена идентичности как механизма защиты целостности личности и психологического регулятора социальной жизни человека. Сегодня особый интерес представляют собой факторы становления и успешного функционирования идентичности. Одним из важнейших вопросов в анализе идентичности является понимание решающей роли в ее формировании культуры и вербальных языков, которыми владеет человек. Эта основополагающая идея позволяет авторам считать, что в основе становления и развития идентичности лежит родной язык в комплексе детерминируемых им особенностей этнокультуры. С целью подтверждения данного вывода был проведен анализ роли кабардино-черкесского языка в контексте структуры идентичности, которая, согласно авторам, включает следующие компоненты: когнитивный, ценностный, тождественность личности, социальная солидарность. Эмпирическое исследование адыгских студентов, обучающихся за пределами Кабардино-Балкарской республики, показал, что образовательная миграция усиливает значимость родного языка как символа культурной принадлежности. Язык трансформируется в инструмент сопротивления ассимиляции, что согласуется с теорией «культурного напряжения» Берри. Даже при утрате повседневной функции язык сохраняет роль маркера идентичности, как демонстрирует пример Адыгского Этикета (Хабзэ).



Очерки, заметки, рецензии
Албогачиева М.С.-Г. Лёля Кунижева – первый профессиональный этнограф абазинского народа
Аннотация
В июне 2024 г. исполнилось 50 лет, как Лёля Замахшяриевна Кунижева защитила кандидатскую диссертацию в стенах Ленинградского отделения Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР (ныне – Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Она стала первым профессиональным этнографом малочисленного абазинского народа и вошла по праву в плеяду лучших отечественных кавказоведов.
В данной статье мы не ставили своей целью сделать анализ ее работ, а предприняли попытку раскрыть направление деятельности этой многогранной личности. В статье приводится подробное описание биографии, в которой прослеживается не только научная деятельность ученого, но гражданская позиция, направленная на репрезентацию абазинской истории и культуры. Будучи профессиональным этнографам, она сумела раскрыть различные стороны жизни народа, не оставляя в стороне ни материальную, ни духовную культуру абазин.
В заключение, отмечается, что влияние Лели Замахшериевны Кунижевой на науку и культуру невозможно переоценить. Её многогранная деятельность оказала значительное воздействие на сохранение, популяризацию истории и этнографии малочисленного абазинского народа, заложив прочный фундамент для будущих исследований.
При написании статьи использовался биографический метод, позволивший рассмотреть различные аспекты жизнедеятельности Л.З. Кунижевой.



Рецензия на книгу «Калмыцкие песни о Сибири. – М.: Бумба, 2023. – 216 с.»
Аннотация
Одна из неизученных проблем в калмыцкой истории – это духовная жизнь калмыков во время сталинской ссылки. Есть скупые сведения о проведении калмыками в эти годы календарных обрядов, домашних ритуалов, об исполнении народных песен и танцев. Внутренний протест калмыков выразился, прежде всего, в песнях, посвященных печальному дню выселения калмыков 28 декабря 1943 г. Запись и изучение песен сталинской ссылки было начато калмыцкими фольклористами только в 90-е гг. ХХ в. Рецензируемый сборник примечателен тем, что впервые в калмыцкой фольклористике песни сибирского, депортационного цикла собраны воедино – это восемьдесят три текста, записанные от разных исполнителей. Часть из них записана составителями сборника в полевых исследованиях по Калмыкии в 2022–2023 г.


