Historiography of the problem of gender and power relations among kabardians and balkars in the XIX – early XX century in the Russian Caucasian studies

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

This article analyses the evolution of studying gender power relations and subordination in national Caucasian studies. Gender inequality in the North Caucasus has always been of great interest to Russian scientists, as it was necessary to obtain the most complete information about the region’s specifics, without which its harmonious inclusion in the overall Russian legal, economic, and socio-cultural context was impossible. During the pre-revolutionary period, the knowledge gained was used to build colonial policies. A new impetus for the study of this issue by national Caucasian studies was received in the Soviet period, which was associated with the course taken towards the construction of a fundamentally new Soviet society, painting pre-revolutionary life mainly in grey tones. After the collapse of the USSR, the new Russian government aimed to build a new Russian society based on humanity and liberalism, as well as to review Soviet historiography. Caucasian studies began to more widely utilise foreign methodological achievements and explore previously unexplored aspects of the topic to obtain an objective view of the gender asymmetry among the peoples of the Caucasus. Contemporary researchers observe not only the negative but also the positive features of pre-revolutionary life, and efforts are made to investigate the key characteristics of the phenomenon under study.

Texto integral

В современном российском научном и общественном дискурсе наблюдает-ся повышенное внимание к вопросам гендерного неравенства на разных этапах исторического развития. Данная проблема актуализирована такими серьезными вызовами, стоящими перед государством, как: обеспечение устойчивости со-временных семей, поддержание естественного демографического роста, а также учет гендерных аспектов формирования национальной идентичности автохтон-ных народов Северного Кавказа и других регионов России. Решение данных проблем невозможно без глубокого анализа и учета уникальных особенностей каждого рассматриваемого региона В настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное анализу историографии проблемы гендерных отношений власти и подчинения у кабардинцев и балкарцев. Таким образом, целью данной статьи является систе-матизация результатов исследований в данной области с целью заполнения это-го пробела в кавказоведении. В данном исследовании для анализа концептуально-теоретической эволю-ции изучения рассматриваемой проблемы в отечественном кавказоведении мы применили диахронный метод. Историографию проблемы можно условно разделить на дореволюцион-ную, советскую и современную. В дореволюционный период возросло внимание к изучению гендерной асимметрии в кабардинском и балкарском обществе. Это проявлялось в актив-ном сборе этнографического и фольклорного материала как зарубежными, так и российскими исследователями. В советский период, преодоление гендерного неравенства приобрело статус одного из важных политических приоритетов советского правительства, что обусловило интенсивный рост исследований, направленных на более глубокое изучение статуса женщин в среде горцев Северного Кавказа. Тем не менее, мно-гие проблемные аспекты данной темы оставались нераскрытыми из-за отсут-ствия дифференцированных методологических подходов. В конце 1990-х гг. в отечественном кавказоведении происходят серьезные сдвиги, выражающиеся в проведении непосредственных гендерных исследова-ний, направленных на всесторонний анализ гендерных аспектов властных отно-шений и включают в себя применение различных методологических подходов. Появилось достаточно большое количество монографий, статей и диссертаций, которые были проведены с попытками применения самых различных современ-ных методов. Однако обобщающего историографического обзора степени изу-ченности проблемы гендера и властных отношений в культурах кавказских народов до сих пор нет. Работы дореволюционного периода, посвященные повседневному быту кавказских народов, писались преимущественно в консервативном ключе, соци-ально-политическое устройство и повседневный быт зачастую характеризуются как неразвитые. Это выражается в сравнениях автохтонов региона со средневе-ковыми европейскими государствами или различные племена Америки. Одним из первых научных исследований, посвященных гендерному аспекту властных отношений у кабардинцев и балкарцев, можно считать двухтомный труд Семена Броневского [Броневский 1999], вышедший в 1823 г., в котором предпринята попытка комплексного анализа различных сторон жизни рассмат-риваемых народов. В его работе представлены ценные сведенья о возрастной стратификации, обычном праве, воспитании, семейного устройства праве за-ступничества женщин. Однако почерпнута информация была преимущественно от представителей привилегированных сословий, а крестьянская культура ока-залась вне поля его зрения. В 30-е гг. XIX в. С. Хан-Гирей написал записки о Черкесии, опубликован-ные затем в 1978 г. [Хан-Гирей 1978]. По мнению Хан-Гирея, положение между мужчиной и женщиной были регламентированы правилами приличия [Хан-Гирей 1978: 293], таким образом, автор предпринял попытку доказать, что под-чиненность жены мужу не означала допустимость произвола с его стороны. Од-нако в основном им приводятся нормы этикета, бытующие у представителей местной аристократии. Впервые в 1847 г. в газете «Закавказский вестник» были опубликованы вы-держки из труда Шоры Бекмурзовича Ногмова. Ногмов одним из первых иссле-дователей заявил о том, что положение женщины у адыгов в семье является «рабским» [Ногмов 1994: 68, 73]. Диаметрально противоположные точки зрения Хан-Гирея и Ногмова в ка-кой-то степени породили дискуссию о положении женщины у адыгов. Дихото-мия эта обусловлена фокусированием внимания на диаметрально противополо-женных социальных явлениях – этикетных нормах, с одной стороны, а с другой – семейной организации. В условиях андроцентричности адыгских культур, женские возможности проявления своей субъектности были значительно мень-ше, чем мужские. Это обусловило предпочтительность точки зрения Ногмова авторами, имманентно или имплицитно выступавшими за преобразования гор-ской действительности. В 1855 г. в журнале «Москвитянен» выходит статья Василия Васильевича Швецова (1855) [Швецов 2010: 5-55], в которой дается общее описание горских народов. Давая детальное описание повседневного быта аборигенного населения региона, им оставлены ценные сведенья о зональном делении пространства дома по половому признаку, полоролевом разделении труда [Швецов 2010: 14], о нормах общения между мужчинами и женщинами [Швецов 2010: 15]. Большое количество работ выходит в 60-70-е гг. XIX в. Появляются рабо-ты, в которых акцентируется внимание на обычном праве. Среди них выделяют-ся труды Н.Ф. Грабовского, которые посвящены судебным преобразованиям, свадебным обычаям и традициям, последствиям крестьянской реформы 1860-х гг. [Грабовский 2008]. Работы Грабовского имеют зачастую описательный ха-рактер, однако содержат богатый этнографический материал, сыгравший боль-шую роль в дальнейшем изучении проблемы. Значительный вклад в развитие кавказоведения был сделан Леонтием Яко-влевичем Люлье, российским этнографом. В 1862 г. Л.Я. Люлье написал статью, посвященную религиозным верованиям адыгов, в которой подробно описыва-лись не только божества, но и традиционные магические практики [Люлье 1862: 121-137]. Эта работа является наиболее всесторонним исследованием религиоз-ных аспектов культуры адыгов и расширяет наши знания о их традиционных обрядах и верованиях. Результаты исследования Люлье являются важным ис-точником информации для дальнейшего изучения этнических и религиозных особенностей адыгского народа. В 1871 г. была опубликована работа Н.Ф. Дубровина [Дубровин 1871], по-священная истории и этнографии народов Кавказа. В этом труде автор собрал и систематизировал имевшиеся на тот момент исторические и этнографические данные, включая подробное описание положения женщины в адыгском обще-стве. Работа Н.Ф. Дубровина представляет собой важный источник информации для изучения социальных структур и ролей женщин в адыгской культуре. Она позволяет более глубоко понять статус и функции женщин в традиционном ады-гском обществе и изучить динамику социальных изменений. В 1887 г. вышла работа М.М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе». Он, с одной стороны, предпринял попытку исследовать систему обычного права кавказских народов в свете эволюционизма. Автор стремился раскрыть законо-мерности и изменения в обычном праве кавказских народов на основе стадий-ных моделей развития общественно-культурной эволюции. По мнению Кова-левского, существование экзогамных запретов, распространяющихся не только на близких родственников, но и на членов всего рода, а также наличие обычаев взаимопомощи у народов Северного Кавказа – это рудименты матриархата [Ко-валевский 1890: 11]. В 1892 г. в СМОМПК выходит статья В.Я. Тепцова «По истокам Кубани и Терека», в которой большое внимание уделяется социальной организации кара-чаево-балкарцев, положению женщины [Тепцов 1892: 59-212]. Эта работа имеет значительную историографическую ценность в изучении карачаево-балкарской культуры и социальной организации, а также положения женщины в данном со-циуме. Он отмечает, что внутри карачаевского социума женщина обладает вы-сокой степенью личной свободы и не подвержена дискриминации или приниже-нию. Более того, женщины имели право распоряжаться имуществом без посред-ничества мужчин [Тепцов 1892: 105]. В 1894 в газете «Горец» выходит статья Мисоста Абаева, посвященная па-губным последствиям сохранения высокой цены калыма у горцев. По его мне-нию, калым является серьезным бытовым злом, пагубно влияющим как на муж-чин, так и на женщин [Биттирова 2007: 116], а в 1899 в газете Казбек выходит статья Басията Шаханова, в которой он высказывается о трудности отмены ка-лыма, так как он возник естественным путем из обычая [Биттирова, Сабанчиев 2017: 104]. В 1910 г. выходит статья Е. Баранова в журнале Женское дело, в которой отмечается возрастание влияния движения за отмену калыма, что проявляется в неоднократных сборах съездов доверенных и увеличением протестов со сторо-ны молодежи [Баранов 1910: 15]. Во второй половине XIX в. остро встает вопрос о сокращении калыма. В 1911 г. в журнале Мусульманин выходит статья С. Озрокова «Калым у кабар-динцев Терской области». В данной статье приводятся аргументы в пользу сни-жения калыма, который становится бременем для большей части населения Ка-барды [Озроков 2005: 40]. В 1913 г. выходит статья С. Сиюхова «Долой ка-лым», в которой автор высказывается за законодательную отмену калыма, кото-рый приводит к учащению насильственной выдаче замуж женщин, морально-нравственной деградации народа [Сиюхов 1997: 198]. Таким образом, в дореволюционный период происходит бурный рост ста-новление отечественной этнографии, которое характеризуется пристальным вниманием к северокавказскому региону. Следствием этого процесса является сбор большого объема эмпирического материала о культуре и повседневном быте кабардинцев и балкарцев. С 1920-х гг. в советской историографии проводятся исследования, в кото-рых глубоко анализируются социальные явления и процессы. В период с 1920-х по 1970-е гг. доминировала концепция рабского положения женщины или при-ниженного положения женщины в дореволюционный период, что было связано с общей идеологической атмосферой, которая существовала в государстве и обществе, согласно которой, советский человек – это смелый первопроходец, создатель новых прогрессивных ценностей, отличных от предыдущих негуман-ных и «темных». Первые работы М.О. Косвена, посвященные проблеме матриархата, начи-нают выходить еще в конце 1920-х гг., в которых он попытался объединить ар-хеологические, исторические, этнографические и лингвистические данные для понимания происхождения матриархата и его сущности. В своих самых ранних работах Косвен, привлекая северокавказский материал, пытается обосновать ис-торическую первичность матриархата как формы организации общества. В работе «Этнография и история Кавказа» он удели внимание распределе-нию властных отношений в семье. Косвен пришел к выводу, что имеющийся ис-точниковый материал позволяет сделать общие выводы относительно семейной общины, но не позволяет провести их детальное исследование [Косвен 1961]. В другой работе «Семейная община и патронимия» им уделено большое внимание патронимии у народов Кавказа, в частности у кабардинцев и балкар-цев. Согласно его источникам, в патронимии, как и в семье, большое внимание играло старшинство, что выражалось в руководстве патронимией главой стар-шей семьи [Косвен 1963: 201]. Стоит отметить, что несмотря на риторику о жестких патриархальных порядках, Косвен отмечает ряд фактов, говорящих о том, что женщина у кабардинцев и балкарцев играла в семье не последнюю роль и не была абсолютно бесправной. Многолетние исследования Косвена в области истории и этнографии Кавка-за ценны, так как они предоставляют информацию о развитии общественных форм и отношений у местных народов региона. Его работы имеют методологи-ческое значение и дополняют нашу картину истории Кавказа, а также способ-ствуют развитию более глубоких исследований в этой области. Вопросы, касающиеся большой семьи и ее организации у кабардинцев, бы-ли затронуты и Е.Н. Студенецкой [Студенецкая 1950: 176–181] в статье, опуб-ликованной в «Советской этнографии». В ее основе лежал богатый этнографи-ческий материал, собранный в 1947-48 гг. на Центральном Кавказе и позволяю-щий утверждать о сохранении значительного числа больших семей у кабардин-цев вплоть до 1940-х гг. Подобные материалы о структуре семейной организа-ции, имеющие хронологическую определенность и изученные с научной точки зрения, позволяют современным исследователям делать выводы о властно-подчиненных отношениях в традиционной и посттрадиционной кавказской се-мье. Социально-экономические отношения и обычное право балкарцев были проанализированы К.Г. Азаматовым [Азаматов 1968], в работе, опубликованной в 1968 г. Автором была рассмотрена сословная структура балкарцев, система композиций, внутрисемейная организация и т.д. Азаматов подчеркивает важ-ность выбора в соприсяжники дяди по матери или родственников по женской линии (племянников), однако сама женщина у балкарцев в соприсяжники не до-пускалась. Лишь под влиянием шариата женщины стали допускаться к сопри-сяжничеству с ограничениями [Азаматов 1968: 79]. Во главе семейной общины стоял старший мужчина, но в редких случаях это могла быть женщина. Глава семьи определял вектор развития всей семьи, а его жена весь спектр работ женской половины дома [Азаматов 1968: 82]. По мнению автора, большей свободой женщина пользовалась в малой семье [Аза-матов 1968: 85]. В 1980-е гг. начинается постепенный отход от концепции рабского положе-ния в семье. Подчеркивается наличие у женщины различных формальных и не-формальных каналов влияния в семье и обществе. В первой половине 1980-х гг. активизируются исследования традиционной северокавказской семьи. В 1982 г. выходит в труд А.И. Мусукаева «О Балкарии и балкарцах» [Мусукаев 1982], в котором предпринята попытка комплексного анализа социального строя балкарцев. По его мнению, балкарскую семью в до-революционный период отличала деспотическая власть отца, который считался хранителем культа предков [Мусукаев 1982: 68]. Женщина находилась под за-щитой своей семьи, поэтому муж нес за нее ответственность, а с распростране-нием ислама она получила право на наследование земли [Мусукаев 1982: 72]. В домашнем хозяйстве жена главы семьи имела независимость [Мусукаев 1982: 113], т.е. сама руководила деятельностью женской половины. В 1983 г. Я. Смирнова [Смирнова 1983] провела обобщающее исследова-ние семейного быта народов Северного Кавказа в контексте современных ей из-менений. Целью исследования являлось выяснить современные и традиционные черты семейного быта указанных народов. В этом же году в журнале Советская этнография выходит статья Б.Х. Бгаж-нокова «Организация пространства и этикет» [Бгажноков 1983: 37 49], в кото-рой основное внимание уделено проксемическому общению у адыгов. Автором отмечается, что в структуре пространства женщинам отводилась вторичная (непрестижная) его часть. Так, при обычаях избегания, лицевой части дома за-ходили только мужчины, тогда как женщины всегда со строго противополож-ной стороны, таким образом, подчеркивалось подчиненное положение женщины в семье [Бгажноков 1983: 40]. М. Меретуковым [Меретуков 1987] были проанализированы семейно-брачные отношения, а также предложен новый взгляд на сущность калыма. По его мнению, калым выступал «платой» за невесту де-факто, тогда как в народ-ном сознании присутствовало представление о нем как о «подарке» за воспита-ние невесты [Меретуков 1987: 173]. Важный вклад в изучение социального статуса и правового положения женщины внес Х.М. Думанов. Данный аспект проблемы был рассмотрен им в трудах, посвященных имущественному праву кабардинцев в XIX–XX вв. [Ду-манов 1976] и их социальной структуре [Думанов 1990]. Изучая организацию семьи у кабардинцев в дореволюционный период, автор пришел к выводу, что кабардинская большая семья практически не отличалась от отцовской патриар-хальной семьи, это гарантировалось нормами феодального права и шариатом [Думанов 1990: 38]. По мнению Х.М. Думанова, несмотря на закрепленное в феодальном праве право главы семьи на полновластное распоряжение имущества, отсутствие за-вещаний говорит о том, что он был ограничен в вопросе разделения имущества [Думанов 1990: 69]. Х.М. Думанов подчеркивает изменение статуса женщины в адыгском обыч-ном праве. Так, несмотря на существенные ограничения в отношении женщин в наследовании общесемейного имущества, вдовы, имевшие детей, могли прини-мать в нем участие вместе с женатыми братьями, а повторный брак с неженаты-ми братьями мужа для нее уже был необязательным [Думанов 1990: 100]. В 1990-2000 гг. начинаются специальные исследования гендерных отноше-ний. Данная проблема отражена в трудах Л.Х. Сабанчиевой, занимавшейся изу-чением с гендерных позиций обычного права кабардинцев. По мнению Л.Х. Са-банчиевой, обычное право не открывало кабардинским женщинам доступ к официальным институтам власти или наследованию недвижимого имущества, но существовали неявные каналы женского влияния, позволявшие им проявлять свою волю. Гендерные отношения у кабардинцев постепенно трансформирова-лись под влиянием шариата, приведя к ухудшению положения женщины [Са-банчиева 2005: 33]. Л.Х. Сабанчиева пришла к выводу, что в традиционном адыгском обществе гендерная дифференциация пронизывала все институты, жестко закрепляя подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. В монографии «Семья и семейная обрядность кабардинцев: между традицией и модернизацией» Сабанчиева отмечает, что калым в полной мере не исчез в плоть до XXI в. [Сабанчиева 2015: 94]. М.А. Текуева в работе «Мужчины и женщины в адыгской культуре: тради-ции и современность» (2006) [Текуева 2006] предприняла комплексный анализ гендерных отношений в традиционном адыгском обществе. Согласно ее иссле-дованиям, в традиционном адыгском обществе существовала жесткая гендерная иерархия, а мужчины занимали доминирующее положение в обществе. Однако М.А. Текуева отмечает большую роль женщин в приватном пространстве. Они занимались различными традиционными женскими ремеслами, играли важную роль в воспитании детей. Ею отмечено наличие рудиментарных элементов мат-риархата, проявлявшихся в фольклоре, мифологии, доисламских религиозных верованиях, а также в институте искусственного родства. В целом М.А. Текуева описывает гендерную систему власти и подчинения в традиционном адыгском обществе как сложную и многоаспектную, которая имела как положительные, так и отрицательные стороны. Вопрос эволюции правовой культуры также не угас в современной кавка-зологии. И.Л. Бабич в 2000 г. [Бабич 2000] было проведено исследование эво-люции правовой культуры адыгов. По мнению автора, ко второй половине XIX в. произошла трансформация адыгской правовой культуры. Женщины и дети, как правило, в данный период уже не становились объектом кровной мести даже в том случае, если они были вовлечены в конфликт. В этот же период происхо-дит постепенное внедрение норм шариата, однако они применялись преимуще-ственно при разводе и разделе имущества. М.Ч. Кучмезовой было проведено исследование, посвященной соционор-мативной культуре балкарцев [Кучмезова 2003]. Рассмотрев социальное поло-жение различных половозрастных групп, она пришла к выводу о высокой степе-ни геронтократичности балкарского общества. Большой интерес представляют для нас работы Ю.Ю. Карпова «Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа» [Карпов 1997] и «Женское пространство в культуре народов Кавказа» [Карпов 2013]. В первой предпринята попытка анализа феномена мужских союзов в традициях народов Кавказа, их истории и значения в социально-политической и обрядово-культовой сфере. Во второй же работе им проведено исследование женской субкультуры в традиционных обществах народов Кавказа. В ней автор пришел к выводу, что в культуре народов Кавказа имела очевидный мужской облик, но женское не столько оставалось в тени или подчинении, сколько формировалось и жило по своим правилам, отличным от мужских. Отдельные аспекты изучаемой темы были рассмотрены в трудах Г. Мамбе-това, осветившего в своей работе взаимоотношения между половозрастными группами в производственных объединениях [Мамбетов 2006]. Ментальные аспекты кабардинской культуры (адыгской в целом), кабар-динская культура воспитания были рассмотрены С.Х. Мафедзевым, И.И. Ма-ремшаовой, Б.Х. Бгажноковым. С.Х. Мафедзев основное свое внимание сконцентрировал на культуре вос-питания, попытался продемонстрировать ее связь с «адыгэ хабзе» [Мафедзев 1991]. Б.Х. Бгажноковым в ряде работ предпринята попытка более глубоко, чем прежде, изучения менталитета адыгов и попытка показать его как некую целост-ную философскую систему, а также изучены вопросы семьи, гендерной диффе-ренциации общества. В «Черкесские игрища» [Бгажноков 1991]. были рассмот-рены ментальные аспекты адыгской культуры и адыгский этикет. В работе «Со-циальная организация семьи» [Бгажноков 2010] он попытался проанализировать статусные роли в семье. Он подчеркивает, что несмотря на патриархальные по-рядки, женщина выступала как главный организатор внутрисемейных связей и отношений. К особенности работ Бгажнокова можно отнести их внеисторич-ность, они носят скорее этнографический характер. Анализ статусов мужчин и женщин в семье им был дан, по сути, исходя из теории Т. Парсонса, согласно которой мужчина выполняет в семье инструментальную функцию, а женщина – экспрессивную. И.И. Маремшаовой были проанализированы особенности про-явления менталитета в семейно-бытовой сфере, его трансформация в процессе исторического развития [Маремшаова 1999]. Важную роль в гендерных исследованиях играют работы, посвященные по-литической культуре. Потестарно-политической культуре карачаево-балкарцев посвящена диссертация Р.Т. Хатуева [Хатуев 2000], в которой автор указывает на наличие права участия в публичных институтах власти не только мужчин, но и женщин. Вопросы исторической динамики традиционных гендерных отношений у народов Северного Кавказа с психолого-антропологической перспективы были проанализированы З.В. Шорановой. Уделив большое вниманию этнопедагогике, она пришла к выводу, что в процессе воспитания гендерные стереотипы были тесно связаны с этнической идентичностью автохтонных народов, что выража-лось в закреплении за абстрактной «средней личностью» набора специфических гендерных характеристик [Шоранова 2010: 14]. В русле политической антропологии написана монография Ю.Д. Аначабад-зе «Политическая культура адыгов» [Аначабадзе 2012]. Автором указывается жестко патриархальный характер публичных институтов власти адыгов, кото-рый полностью исключал участие в них женщин. Л.Х. Гукетлова рассмотрела эмансипацию женщины в Кабардино-Балкарии в советский период. Влияние российской империи на положение женщины она характеризует как прогрессивное, что выражалось в вытеснении российским правом обычно права и шариата [Гукетлова 2012: 44]. А.Х. Абазов исследовал соционормативную культуру кабардинцев. В ста-тье, посвященной юридической антропологии кабардинцев, им были рассмотре-ны формы наказания за девиантное поведение, применяемые в отношении жен-щин [Абазов 2009]. Изучая влияние имперских судебных преобразований в XIX в., он характеризует их как некую эмансипацию, способствовавшую вхождению кабардинки в публичное пространство [Абазов 2013]. Д.Н. Прасоловым в статье «Калым и проблемы воспроизводства социо-культурной идентичности кабардинцев в конце XIX–нач. XX в.» калым кабар-динцев был рассмотрен как социокультурное явление, значение которого выхо-дит за рамки материальной компенсации за утрату рабочих рук родителям де-вушки. В последней четверти XIX в. он превращается в средство повышения своего социального статуса, чем было обусловлено сохранение его высокой низкой планки [Прасолов 2013: 162]. Определенный интерес представляют труды З.А. Кучуковой и Л.Ф. Харае-вой, анализировавших гендерный аспект нартского эпоса и песенного фолькло-ра. По мнению исследователей, идеализируемые женщины в песенном фолькло-ре кабардинцев действовали в соответствии патриархальной моделью поведения [Кучукова, Хараева 2018: 48]. В статье, посвященной нартскому эпосу, З.А. Ку-чукова приходит к выводу, что нартский эпос кабардинцев отражает существо-вание в прошлом у них элементов матриархата, а также на высокий статус жен-щины в данном обществе [Кучукова 2013: 90]. Некоторые аспекты гендерных отношений отражены в коллективном труде «Карачаевцы. Балкарцы» (2014). Отмечается большая роль искусственного род-ства в балкарском обществе. Так, через повивальное родство расширялись со-циальные связи семьи. Стремлением установить выгодные связи был обуслов-лен тот факт, что повитуху в балкарском обществе старались искать из дворян-ской семьи [Карачаевцы. Балкарцы: 339]. В данном же русле была написана работа З.Х. Кумаховой. Выбрав в каче-стве генерального метода исследования феноменологический подход, была предпринята попытка реконструкции через косвенные данные женской картины мира адыгской женщины в XIX – начале XX в. З.Х. Кумахова пришла к выводу об отражении в фольклорных материалах имплицитных феноменов сознания. Так, если мужское сознание конструировалось вокруг феномена чести, то жен-ское сознание конструировалось вокруг феномена любви. Это выражалось в ко-лыбельных песнях, песнях платчах и т.д., которые были направлены на альтруи-стическое воспитание мужчин и женщин и играли существенную роль в социа-лизации мужчин и женщин [Кумахова 2021: 121]. Большой вклад в историографию проблемы внесен С.И. Аккиевой. В ис-следовании, проведенном Аккиевой (2021), изучено изменение традиционной культуры балкарцев в период с XX по начало XXI в. В своей работе Аккиева отмечает, что в рамках традиционной балкарской семьи важную роль играла женщина-мать семейства. Она выполняла интегрирующую функцию и обладала авторитетом, равным авторитету ее мужа [Аккиева 2021: 113]. Различные аспекты соционормативной культуры были затронуты в коллек-тивной монографии «Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкесы. Шапсуги» [Ады-ги 2022]. Роль женщин в политической жизни Кабарды и Балкарии была проанализи-рована Д.Н. Прасоловым. По его мнению, традиционная политическая культура праздника способствовала повышению политического имиджа Кабарды и Бал-карии, и в ней своя роль отводилась в том числе и женщинам [Прасолов 2022: 131]. В целом несмотря на наличие большого пласта исследований, посвященных гендерным аспектам властных отношений, различных трудов, содержащих ин-формацию по рассматриваемой проблеме, они носят неравномерный характер. В дореволюционный период усилиями исследователей из среды автохтон-ных народов региона сформировались две основные парадигмы, сквозь призму которых происходил анализ положения женщины в кабардинском обществе. Первая парадигма, сформулированная Ногмовым, акцентировала внимание на социальных институтах, принижавших статус женщины в кабардинском обще-стве. Вторая парадигма представлена исследованием Хан-Гирея и предполагает учет более широкого социокультурного контекста при рассмотрении статуса женщины. В советский период лейтмотивом в исследованиях стал тезис о принижен-ном положении женщины. Несмотря на отсутствие идейной альтернативы, про-водится большое количество исторических и этнографических исследований, посвященных культуре и быту, внутрисемейным отношениям кабардинцев и балкарцев, что позволило углубить понимание многих социальных явлений. Современная историография стремится к синтезу лучших достижений до-революционного и советского периода, а также к заполнению белых пятин пу-тем проведения исследований с применением новейших методологических до-стижений гуманитарных наук. Положение мужчин и женщин определяется как динамичное, что связано с деятельностью России на Кавказе. Подчеркивается амбивалентность статуса женщины. Усиливается стремление к изучению куль-турно-психологических аспектов гендерных отношений власти и подчинения.
×

Sobre autores

Vladimir Podgainui

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova

Email: podgainyy98@gmail.com

Bibliografia

  1. Абазов 2009 – Абазов А.Х. К вопросу о формировании понятийного аппарата юридической антропологии кабардинцев // Актуальные проблемы истории и этнографии Кавказа: Сборник статей к 60-летию В.Х. Кажарова. – Нальчик, 2009. – С. 244–275.
  2. Абазов 2013 – Абазов А.Х. Гендерный элемент соционормативной культуры кабардинцев (по материалам кабардинского временного суда (1822-1858 гг.)) // – Вестник РУДН. – 2013. – № 2. – С. 87-97.
  3. Адыги 2022 – Адыги: Адыгейцы. Кабардинцы. Черкесы. Шапсуги / отв. ред. А.Х. Абазов, Ю.Д. Анчабадзе, А.В, Кушхабиев, М.М. Паштова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Кабардино-Балкарский научный центр РАН; Адыгейский республиканский ин-т гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. – М.: Наука, 2022. – 870 с.
  4. Азаматов 1968 – Азаматов К.Г. Социально-экономическое и обычное право балкарцев в первой половине XIX века. – Нальчик: Каб. балк. книж. изд-во., 1968. – 108 с.
  5. Аккиева 2021 – Аккиева С.И. Традиционная культура балкарцев в условиях трансформа-ционных изменений XX – начала XXI в. – Нальчик: Принт Центр, 2021. – 288 с.
  6. Аначабадзе 2012 – Аначабадзе Ю.Д. Политическая культура адыгов: традиционные ин-ституты и их эволюция (вторая половина XIX в. – 1920-е годы). – М.: ИАЭ РАН, 2012. –340 с.
  7. Баранов 1910 – Баранов Е. К вопросу о борьбе с рабством женщины (письмо с Северного Кавказа) // Женское дело. – М., 1910. – № 11-12. – С. 14–15.
  8. Бабич 2000 – Бабич И.Л. Правовая культура адыгов: история и современность: дисс. д.и.н. – Москва, 2000. – 239 с.
  9. Бгажноков 1983 – Бгажноков Б.Х. Организация пространства и этикет // Советская этнография. – 1983. – №4. – С. 37-49.
  10. Бгажноков 1991 – Бгажноков Б.Х. Черкесские игрища. – Нальчик: Госкомиздат КБАССР, 1991. – 190 с.
  11. Броневский 1999 – Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. – Нальчик: Эль-Фа, 1999. – 224 с.
  12. Биттирова 2018 – Биттирова Т.Ш. Б.Ш. Шаханов. Жизнь и творчество (Исследование, тексты). – Нальчик: Печатный двор, 2018. – 336 с.
  13. Биттирова, Сабанчиев 2017 – Биттирова Т.Ш., Сабанчиев Х.-М.А. Мисост Абаев: историк, публицист, общественный деятель. – Нальчик: Печатный двор, 2017. – 224 с.
  14. Грабовский 2008 – Грабовский Н.Ф. Присоединение Кабарды к России и ее борьба ха не-зависимость / Сост. сборника, авторы предисловия и статьи П.А. Кузьминов и Б.К. Мальба-хов. – Нальчик: Эль-Фа, 2008. – 467 с.
  15. Гукетлова 2012 – Гукетлова Л.Х. Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы со-ветской модернизации (20–30-е гг. XX в.): дисс. к.и.н. – Нальчик, 2012. – 198 с.
  16. Дубровин 1871 – Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. – СПб: Типография департамента уделов, 1871. – 641 с.
  17. Думанов 1990 – Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Первая половина XIX века. – Нальчик: Эльбрус, 1990. – 262 с.
  18. Карачаевцы. Балкарцы 2014 – Карачаевцы. Балкарцы / Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева. – Москва: Федеральное государственное унитарное предприятие "Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр "Наука", 2014. – 815 с.
  19. Карпов 1997 – Карпов Ю.Ю. Джигит и Волк: мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. – СПб: МАЭ РАН, 1997. – 313 с.
  20. Карпов 2013 – Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2013. – 408 с.
  21. Косвен 1961 – Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. – М.: Изд-во Восточной ли-тературы, 1961. – 260 c.
  22. Косвен 1963 – Косвен М.О. Семейная община и патронимия. – М.: Издательство АН СССР, 1963. – 219 с.
  23. Кумахова 2021 – Кумахова З.Х. Картина мира и горизонт повседневности черкешенки XIX–начала XX в.: дисс. к.и.н. –Нальчик, 2021. –209 с.
  24. Кучмезова 2003 – Кучмезова М.Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. – Нальчик: Эль-Фа, 2003. – 210 с.
  25. Кучукова 2013 – Кучукова З.А. Кабардинский нартский эпос: гендерный аспект // Культурная жизнь Юга России. – 2013. – № 4. – С. 89-91.
  26. Кучукова, Хараева 2018 – Кучукова З.А., Хараева Л.Ф. Гендер и этногендер. – Нальчик: Издательская типография «Привет Центр», 2018. – 192 с.
  27. Люлье 1862 – Люлье Л.Я. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес // Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического Общества (ЗКОИРГО). – Тифлис, 1862. Кн. IV. – С. 121–137.
  28. Мамбетов 2006 – Мамбетов Г.Х. Из истории культуры и быта кабардинцев и балкарцев. (начало XVII–70-е годы XX в.). – Нальчик: Эльбрус, 2006. – 244 с.
  29. Маремшаова 1999 – Маремшаова. И.И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. – Нальчик: Книга, 1999. – 236 с.
  30. Мафедзев 1991 – Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. – Нальчик: Эльбрус, 1991. – 253 с.
  31. Меретуков 1987 – Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. – Майкоп: Адыг. отдел. Краснодар. книж. издательство, 1987. – 368 c.
  32. Мусукаев 1982 – Мусукаев А.И. О Балкарии и балкарцах. – Нальчик: Эльбрус, 1982. – 183 с.
  33. Ногмов 1958 – Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа: Сост. по преданиям кабар-динцев / Вступ. ст. и подгот. текста Т. Х. Кумыкова. – Нальчик: Эльбрус, 1994. – 231 с.
  34. Озроков 2005 – Озроков С. Калым у кабардинцев Терской области // Адыгская публици-стика конца XIX – начала XX века (Избранное) / Сост. Р.Х. Хашхожева. Нальчик: Эль-Фа, 2005. –180 с.
  35. Прасолов 2013 – Прасолов Д.Н. Калым и проблемы воспроизводства социокультурной идентичности кабардинцев в конце XIX – нач. XX в. // Российская гендерная история с "Юга" на "Запад": Прошлое Определяет Настоящее. Материалы VI международной научной конфе-ренции Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) и Института этно-логии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Том 2. 2013. – С. 162–164.
  36. Прасолов 2022 – Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в политической культуре кабардин-цев и балкарцев. – Нальчик: Принт Центр, 2022. – 240 с.
  37. Сабанчиева 2005 – Сабанчиева Л.Х. Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев. Вторая половина XVI–60-е годы XIX века. – Нальчик: Эль-Фа, 2005. – 243 с.
  38. Сабанчиева 2015 – Сабанчиева Л.Х. Семья и семейная обрядность кабардинцев: между традицией и модернизацией. – Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2015. – 180 с.
  39. Сиюхов 1997 – Сиюхов С.Х. Избранное. – Нальчик: Эль-Фа, 1997. – 417 с.
  40. Смирнова 1983 – Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа (вторая половина XIX–XX в.). – М.: Наука, 1983. – 263 c.
  41. Студенецкая 1950 – Студенецкая Е.Н. О большой семье у кабардинцев в XIX в. // Советская этнография, – 1950. – № 2. – С. 176–181.
  42. Текуева 2006 – Текуева М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиция и современность. – Нальчик: Эль-Фа, 2006. – 260 с.
  43. Тепцов 1892 – Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для опи-сания местностей и племен Кавказа. – Тифлис: Типография Главного Управления Наместника Кавказского, 1892. – С. 59 212.
  44. Хан-Гирей 1978 – Хан-Гирей С. Записки о Черкесии. – Нальчик: Эльбрус, 1978 г. – 335 с.
  45. Швецов 2010 – Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах, с их обрядами и обы-чаями в гражданском, воинственном и домашнем духе // Кавказ: культы, легенды, предания. – Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. – С. 5-55.
  46. Шоранова 2010 – Шоранова З.В. Гендерное равенство в культурно-историческом разви-тии народов Северного Кавказа: автореф. дисс. к.и.н. – Нальчик, 2010. – 22 с.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Подгайный В.N., 2023

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição–NãoComercial 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».