Ливенцовская и Каратаевская крепости: линии синхронизации с памятниками Северного Кавказа и Северного Причерноморья
- Авторы: Ларенок О.П.1
-
Учреждения:
- ООО «Южархеология»
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 14-23
- Раздел: Археология и древняя история
- Статья получена: 11.05.2025
- Статья опубликована: 15.12.2023
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-212X/article/view/291326
- ID: 291326
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье приводится результат сравнительного анализа материалов каменско-ливенцовской группы памятников периода финала средней бронзы. Открытие С.Н. Братченко в 60-х гг. XX в. Ливенцовской и Каратаевской крепостей в низовьях реки Дон позволило по-новому рассмотреть древности финала средней бронзы. Два укрепления, расположенных на соседних мысах правого берега реки Мертвый Донец являются единым оборонительным комплексом. При сопоставлении нижнедонских материалов из крепости с находками на поселении Каменка в Восточном Крыму С.Н. Братченко пришел к выводу о их отличии от других синхронных явлений. В итоге, ученый выделяет данные памятники в отдельную культуру – каменско-ливенцовскую группу. Аналогии материалов также были найдены в поселенческих и погребальных комплексах Северного Кавказа. Открытие новых памятников финала средней бронзы в регионах Северного Причерноморья и Северного Кавказа позволило иначе рассмотреть каменско-ливенцовские памятники в общей взаимосвязи посткатакомбных культур. На основании сравнительно-сопоставительного метода приводятся аналогичные каменско-ливенцовским материалы и как следствие реконструкция возможных контактом между территориями Нижнего Дона – Северного Причерноморья – Северного Кавказа.
Полный текст
Введение
Каменско-ливенцовская культурная группа, выделенная С.Н. Братченко, на разных этапах археологической историографии сопоставлялась с различными культурными явлениями как посткатакомбного, так и позднебронзового периодов. Спорным вопросом долгое время оставалось и отождествление памятников каменской культуры и нижнедонских укреплений. За последние десятилетия были открыты новые, синхронные Ливенцовской-Каратаевской крепостям, поселения на территориях Крыма, Тамани и Кавказа, позволяющие внести коррективы в существующие вопросы о сложении и культурной принадлежности укреплений.
Материалы и методы. Основными материалами, для проведения сравнительно-сопоставительного анализа являются археологические находки с поселенческих и погребальных комплексов. Подбор аналогичных предметов с памятников смежных регионов позволяет установить контактные линии между синхронными культурными группами периода финала средней бронзы. Анализ опубликованных материалов и исследований по теме дополняет исследование и является его основой.
Результаты
Исследование в 60-х гг. ХХ в. Ливенцовской и Каратаевской крепостей эпохи бронзы позволило по-новому рассмотреть процесс культурогенеза Доно-Донецкого региона. Уникальные по своему типу памятники отличаются от известных поселенческих комплексов не только жилыми сооружениями, одновременно являющимися защитными стенами, но и большей частью инвентарного комплекса. В связи с этим, изначальная культурная принадлежность исследованного С.Н. Братченко укрепления была определена как «особая культурная группа, неизвестная ранее на Дону. Аналогии материалам крепости, ученый находил в погребальных памятниками Северного Кавказа и поселениях Восточного Крыма – Каменка, Челки (Щебетовка), Киммерик, Ерофеево [Братченко 1976: 127]. На основе приведенных сопоставлений, Ливенцовская и соседняя Каратаевская крепость были интерпретированы как «поздние северокавказские памятники» [Братченко 1976: 119]. Немного позднее, для крымских и нижнедонских комплексов было предложено эпонимное название – каменско-ливенцовская культурная группа [Братченко 1985: 458].
Схожие параллели отмечались и В.Д. Рыбаловой при анализе материалов поселения Каменка. Аналогии каменским сосудам первого типа ученая находила в керамике с памятников КМК-Бабино Нижнего Дона, Северного Причерноморья и Среднего Дона. Но при этом, В.Д. Рыбалова отмечала наибольшую близость в форме сосудов с материалами Ливенцовской крепости и горшками из некоторых катакомбных погребений около форпоста, а также комплексами из Прикубанья [Рыбалова 1974: 24].
Дальнейшее открытие и исследование поселений Крымского полуострова и сопоставлении полученных материалов, позволило сложить более точное представление об уникальности каменской культуры. Анализируя керамические коллекции крымских поселенческих памятников А.Е. Кислый пришел к выводу, что часть комплексов каменского типа синхронизируется с катакомбными захоронениями в степной части полуострова. При этом, между сосудами с более ранних западных каменских поселений, типа Слюсарево и Белинское и материалами Ливенцовской и Каратаевской крепостей нет общих черт [Кислый 1990: 20-22]. Сходство отмечалось ученым в наличии горшков с S-образным профилем, характерных для восточнокрымских поселений финала средней бронзы и доминирующим в коллекции крепости. Исходя из этого, А.Е. Кислый предположил, что сложение Ливенцовского укрепления началось позже, чем Каминской культуры Восточного Крыма [Кислый 2022: 77]. Еще одно немаловажное заключение, сделанное ученым, касалось неуместности отождествления каменских поселений побережья и предгорья со степными, КМК-Бабино, за счет отличия основных форм и орнаментации сосудов. Изначальное сопоставление культур являлось лишь необходимой мерой для исследования [Кислый 1990: 21]. Таким образом, каменская культура Крыма получила ряд отличительных признаков, выделяющих ее из общего массива памятников финала средней бронзы.
Еще одна линия синхронизации крепостных материалов была намечена С.Н. Братченко с памятником грот Гамовская Балка, которая основывалась на аналогиях керамических коллекций [Братченко 1976]. Но, благодаря открытию новых памятников, проведенная параллель стала не актуальной. В последние годы было исследовано святилище Рансырт I, находящееся в пограничье Западного и Центрального Кавказа, керамический комплекс которого был соотнесен с находками Гамовской Балки и Ливенцовской крепости [Райнхольд и др. 2020: 427-438]. При этом, для памятника Рансырт I была получена серия радиоуглеродных дат, определившая существование комплекса в рамках 1780 и 1530 гг. до н.э. [Райнхольд и др. 2020: 428]. Исходя из полученных результатов А.В. Кияшко справедливо отметил, что хронологическая позиция Рансырта и Гамовской балки не позволяет учитывать эти памятники в роле кавказского импульса в сложении Ливенцовской крепости [Кияшко 2022: 27].
Новые сопоставительные материалы для нижнедонских укреплений были получены в связи с проведением масштабных археологических работ на полуострове Тамань, связанных со строительством крымского моста. При изначальном анализе керамических комплексов поселений Балка Хреева III и Балка Лисовицкого IV, памятники были отнесены к каменско-ливенцовской группе [Кияшко, Ларенок 2020]. Дальнейшее исследование керамики Балка Хреева III показало, что сходство прослеживается лишь для некоторых форм и орнаментов сосудов с поселениями типа Каменки и крепостей Нижнего Дона. При продолжении поиска аналогий стало очевидно, что сосуды с Таманских поселений финала средней бронзы больше тяготеет к материалам Северного Кавказа и Причерноморья [Кияшко, Ларенок 2023: 162-167]. Схожие формы и орнаментация встречаются в коллекциях таких комплексов как Дивноморское и Геленджикское поселения на черноморском побережье, Шушук, Дегуакско-Даховское, Старчики и др. Западного Кавказа [Кияшко, Ларенок 2023]. В результате, за счет обширной территории распространения, количества и преобладания определенных форм сосудов в отмеченных регионах позволили высказать идею о существовании в финале средней бронзы особого таманского типа керамики [Кияшко, Ларенок 2023: 160]. Но при этом, такой тип сосудов встречается в коллекции Ливенцовской крепости и является связующим звеном с поселениями Тамани, Крыма и Северного Кавказа.
Наибольшее сходство, как в формах сосудов, так и их орнаментации, прослеживается между северокавказскими погребальными комплексами [Нечитайло 1991: 73] и материалами Ливенцовской крепости, а также захоронениями в курганах 10 и 11 около укрепления [Братченко 2006: 82-83, 98-99]. Необходимо отметить, что аналогичные приемы украшения были найдены на сосудах, происходящих из погребений Приазовья, Поднепровья и Поингулья [Нечитайло 1991: 71, 73]. Особой характерной чертой при сопоставлении таких сосудов можно считать наличие четырех налепных ручек-ушек со сквозным небольшим отверстием, расположенными по широкой части горшка. В коллекциях таманских поселений финала средней бронзы сосуды с такими ручками отсутствуют.
Близость нижнедонских укреплений с северокавказскими комплексами также отмечается и по некоторым типам предметов из глины, кости и камня. Самой известной находкой, сопоставимой с Северным Кавказом и гинчинской культурой, является костяная пряжка с кольцом и планкой, происходящая из погребения во рву Ливенцовской крепости [Братченко 2006: 79, рис. 24, 1-2]. Приведенная С.Н. Братченко аналогия данному изделию позволила не только выявить культурную взаимосвязь двух регионов, но и определить относительную дату падения форпоста [Братченко 2006: 226]. В своей докторской диссертации Р.А. Мимоход соотнес изделие с лолинской поясной пряжкой типа Ипатово-Типки, датирующейся вторым этапом культуры [Мимоход 2023: 258]. Таким образом, ряд погребений во рву крепости получил свою датировку в рамках развитого этапа бабинской культуры и фазой посткатакомбного блока культур II по Р.А. Мимоходу.
Еще одной из важных находок, происходящей из рва крепости является глиняное изделие, интерпретируемое Л.С. Ильюковым как сосудик-кузовок. Данную находку ученый относит к культовым предметам, аналогии которым имеются в катакомбных могильниках на Северном Кавказе и в Сальских степях [Ильюков 2016: 89-90]. Предназначались такие сосудики-кузовки для ритуальных целей. В них могли хранить специальные предметы для проведения ритуала. Позднее преобразование форм данного изделия Л.С. Ильюков связывает с деревянными шкатулками с бронзовыми скобами, относящимися к бабинской культуре. На основе подобранных аналогий, сосуд из Ливенцовской крепости ученый датирует заключительным этапом катакомбного времени [Ильюков 2016: 91].
Самым характерным типом изделий, сближающим Ливенцовско-Каратаевские крепости с памятниками Северного Кавказа и в тоже время отличающими их от бабинских комплексов являются каменные топоры-молоты. В материалах крепости орудия представлены в основном обломками и одним целым предметом, определенным С.Н. Братченко, как «топор бородинского типа» [Братченко 2006: 145-146]. Схожие изделия обнаружены в комплексах раннего и развитого этапов катакомбной культуры, отнесенные А.Л. Нечитайло к кабардино-пятигорскому типу. Находки аналогичных предметов в степных территориях Днепро-Донского региона и Побужья ученая считала проявлением культурно-торговых связей, а сами изделия – северокавказским импортом [Нечитайло 1991: 91].
Пару аналогий, для таких топоров-молотов, присутствует и на территории Нижнего Дона. Происходят находки из позднекатакомбных погребений в курганах, расположенных на небольшом отдалении от форпостов (материалы не опубликованы). Первое из них находится на относительно близком расстоянии к северу от крепости. В одном из исследованных курганов на западной окраине г. Ростова-на-Дону в 1967 г. было обнаружено захоронение к13/п9 [Брашинский 1967]. Форму ямы удалось проследить частично, сохранилась только ее восточная часть. Судя по всему, это была прямоугольная яма со скругленными углами. Захороненный был уложен на правый бок в среднескорченном положении, руки вытянуты к бедрам. Над головой усопшего находилась нижняя часть жаровни, а на плечевой кости каменный топор-молоток бородинского типа. Аналогичный тип инвентаря, но другой формы, происходит из комплекса Реконструктор-IV к10/п3 [Потапов 2004]. Погребение по обряду и контуру ямы схоже с захоронением из ростовского кургана. Отличием является северо-восточная ориентировка и тлен от подстилки под костяком. В сравнении с предыдущим описанными топорами, молот из Реконструктора исполнен более грубо, из светлого камня, возможно, известняка. Объединяет между собой эти два комплекса не только наличие каменных изделий, но и сам погребальный обряд в целом, позволяющий датировать захоронения поздним катакомбным временем.
Близки по типу к топору-молоту из ростовского кургана изделия, обнаруженные в погребении (Балабино к1/п2) и в виде случайной находки в западной части ареала ДДБК. Датировка последних двух изделий авторами статей была определена как ранний этап КМК-Бабино [Антонов 1998: 107], [Нефедов 1998: 108]. Следует отметить, что такой тип топоров-молотов не является характерным для бабинской культуры. В большинстве случаев каменные орудия, происходящие из комплексов Бабино, имеют более мягкие, ромбовидные формы [Глебов 2004: 136, рис. 28, 3], [Санжаров 2010: 273, рис. 194].
Открытие новых археологических памятников финала средней бронзы в регионах Северного Кавказа и Северного Причерноморья существенно скорректировало представление о каменско-ливенцовской культурной группе. Прежде всего, изменения коснулись постановки вопроса о разделении самого названия культуры и выделении Каменской культуры Восточного Крыма (ККВК). Обоснование концепции, на основании ряда отличительных признаков, было раскрыто в работах А.Е. Кислого [Кислый 1990; 2000; 2005]. В дальнейшем идея была поддержана Г.Н. Тощевым, но с иным вариантом наименования культуры – каменско-планерская группа [Тощев 2007: 143, 171]. Такое выделение ливенцовских древностей позволило по-иному рассмотреть нижнедонские укрепления, способствовало этому и открытие поселений со слоем финала средней бронзы на полуострове Тамань.
Заключение
На основе приведенных позиций, можно сделать пару выводов. Во-первых, на основе сопоставления материалов Ливенцовской-Каратаевской крепостей с находками погребальных памятников Северного Кавказа, подтверждается теория С.Н. Братченко близости нижнедонских укреплений и комплексов северокавказской культуры. Аргументом выступает наличие на столь отдаленных территориях схожих форм и способов украшения керамических сосудов, каменных топоров-молотов и костяных изделий – пряжек. В дополнение можно отметить, что погребения, в курганах 10 и 11 около Ливенцовской крепости, содержали аналогичные орнаментированные горшки, не только с материалами укрепления, но и с северокавказкими захоронениями [Братченко 2006: 82, рис. 27, 2, 83, рис. 5; Нечитайло 1991: 73, рис. 28. 12-16].
Во-вторых, наличие определенных типов посуды и изделий из камня в материалах поселений с территорий Тамани, Крыма, Нижнего Дона и Поднепровья свидетельствует о существующем пути культурно-торгового обмена, в котором Ливенцовско-Каратаевкие укрепления имели непосредственное значение. Подтверждением является наличие таманского типа посуды, характерного для поселений финала средней бронзы Тамани, в инвентаре нижнедонских крепостей, а также поселений бабинского типа на Северском Донце и Поднепровье [Кияшко, Ларенок 2023: 169]. Дополняет довод и находки аналогичных форм каменных топоров-молотов. При отличии основных форм изделий бабинской культуры от северокавказских ливенцовских экземпляров, в погребениях Бабино Поднепровья присутствуют топоры бородинского типа. Некоторые аналогичные фрагменты предметов встречаются также в материалах из поселений Северского Донца [Санжаров 2010: 232, рис. 172, 3].
Таким образом, Ливенцовско-Каратаевкие укрепления были своеобразным культурно-торговым центром, через который происходили контакты южных северокавказских и причерноморских племен с представителями степного населения Днепро-Донского региона. Начало таких взаимоотношений было заложено еще на ранних этапах эпохи бронзы и не потеряло свою актуальность в период финала средней бронзы.
Об авторах
Оксана Павловна Ларенок
ООО «Южархеология»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ksenialarenok@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3333-5304
Список литературы
- Антонов 1998 – Антонов А.Л. Топор бородинского типа из погребения КМК у с. Бала-бино // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общностии культурно-исторической общности многоваликовой керамики. – Запорожье: За-порожский госуниверситет. 1998. – С. 105-108.
- Братченко 1976 – Братченко С.Н. Нижнее Подонье в эпоху средней бронзы. – Киев: Наукова думка, 1976. – 251 с.
- Братченко 2006 – Братченко С.Н. Ливенцовская крепость. Памятник культуры брон-зового века // Материалы и исследования по археологии восточной Украины. – Вып. 6. - Лу-ганск, 2006. – С. 32-307.
- Брашинский 1967 – Брашинский И.Б. Отчет о работе Южно-Донской экспедиции в 1967 году // Архив Ростовского областного музея краеведения. № оп. 11045.
- Глебов 2004 – Глебов В.П. Исследования курганных могильников Репный I, Раскатный I, Калинов II // Труды АНИБ. – Т. 1. Ростов-на-Дону: Археологическое научно-исследовательское бюро. 2004. – С. 51-186.
- Ильюков 2016 – Ильюков Л.С. Миниатюрные сосуды из Левенцовской крепости // Внешние и внутренние связи степныхкультур Восточной Европы в энеолите и бронзовом веке. – СПб: ИИМК РАН. 2016. – С. 88-91.
- Кислый 1990 – Кислый А.Е. Об относительной хронологии каменско-ливенцовских памятников // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности. – Запо-рожье: ЗГУ, 1990. – С. 20-22.
- Кислый 2000 – Кислый А.Е. Каменская культура Восточного Крыма / Научные работы исторического факультета Запорожского государственного университета. – Вып. IX. – Запо-рожье: Запорожский госуниверситет, 2000. – С. 206-228.
- Кислый 2005 – Кислый А.Е. Население и памятники каменской культуры Восточного Крыма // Stratum+. – Вып. 2. – Санкт-Петербург–Кишинев–Одесса-Бухарест: Высшая антро-пологическая школа, 2005. – С. 93-126.
- Кислый 2022 – Кислый А.Е. Каменская культура Восточного Крыма: древность и со-временность. – Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2022. – 191 с.
- Кияшко, Ларенок 2020 – Кияшко А.В., Ларенок О.П. Поселение финала средней брон-зы Балка Хреева III на Таманском полуострове // XV всероссийская археологическая конфе-ренция студентов и аспирантов «Проблемы археологии Восточной Европы». – Ростов-на-Дону-Таганрог: Издательство Южного федерального универси-тета. 2020. – С. 97-106.
- Кияшко 2022 – Кияшко А.В. К вопросу о культурно-хронологической позиции поселе-ния бронзового века Гамовская балка на р. Уруп // XVII международная археологическая конференция студентов и аспирантов. Проблемы археологии Восточной Европы и Восточ-ного Средиземноморья. – Ростов-на-Дону–Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. – С. 26-29.
- Кияшко, Ларенок 2023 – Кияшко А.В., Ларенок О.П. О выделении керамики таманско-го типа финала периода средней бронзы // Археологические вести. – Вып. 38. – СПб.: Изда-тельство, 2023. – С. 155-175.
- Мимоход 2023 – Мимоход Р.А. Культуры и культурогенез на востоке посткатакомбного мира. – Мск.: ИА РАН, 2023. – 1106 с.
- Нефедов 1998 – Нефедов В. Каменный топорик бородинского типа из реки Днепр у о. Хортица // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общностии культурно-исторической общности многоваликовой керамики. – Запорожье: За-порожский госуниверситет, 1998. – С. 108-113.
- Нечитайло 1991 – Нечитайло А.Л. Связи населения степной Украины и Северного Кавказа в эпоху бронзы. – Киев: Наукова Думка, 1991. – 114 с.
- Потапов 2004 – Потапов В.В. Отчет об исследовании курганов могильника Рекон-структор IV Аксайского района Ростовской области в 2004 году // Архив археологического научно-исторического бюро б/н.
- Райнхольд и др. 2020 – Райнхольд С., Белинский А.Б., Атабиев Б.Х. Поздний бронзовый век в горах Северного Кавказа и на окружающих территориях // Кавказ между Восточной Европой и Передним Востоком в бронзовом и железном веке. – СПб.: ИИМК РАН, 2020. – С. 405-455.
- Рыбалова 1974 – Рыбалова В.Д. Поселение Каменка в Восточном Крыму / Археологи-ческий сборник. – Вып. 16. – Ленинград: Аврора, 1974. – С. 19-50.
- Тощев 2007 – Тощев Г.Н. Крым в эпоху бронзы. – Запорожье: Запорожский националь-ный университет, 2007. – 303 с.
Дополнительные файлы
