Семантические акценты концепта «cвятой град» в русской культуре
- Авторы: Перова Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Выпуск: № 6(874) (2023)
- Страницы: 167-172
- Раздел: Культурология
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/351219
- ID: 351219
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются контексты концепта «святой град», приводятся примеры из различных сфер художественной культуры, в течение отечественной истории репрезентирующих этот образ. Также отмечаются границы современных научных трактовок «топоса», выявляется связь образа с самоидентификацией носителя культуры. В работе используются междисциплинарные методы, позволяющие приблизиться к целостному пониманию данного концепта. Семантические границы концепта «святой град» определяются сакральными истоками, в свою очередь обусловливающими трансляцию соответствующих смысловых коннотаций и в современной культуре.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Юрьевна Перова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eperova71@list.ru
кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры мировой культуры
РоссияСписок литературы
- О верующем разуме / И. В. Киреевский. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912.
- Иерусалим в русской культуре / Центр восточнохристианской культуры ; сост. А. Баталов, А. Лидов. М.: Наука, 1994.
- Костомаров В. Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1. М.: Русский язык, 1998.
- Булгаков, Сергий, прот. Слова. Поучения. Беседы. Париж: YMCA-Press, 1987.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 1 (А – Д) / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. СПб.: Терра – Азбука, 1996.
- Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2005.
- Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство : Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996.
- Мокеев Г. Небесный Град Святой Руси. М.: ИХТИОС, 2007.
- Тодич Б. Н. Тема Сионской церкви в храмовой декорации XIII–XIV вв. // Иерусалим в русской культуре. М.: Наука, 1994. С. 34–45.
- Багдасарова С. А. Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону. М.: Эксмо, 2019.
- Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. Работы разных лет. СПб.: Звезда, 2005.
- Мирлин Е. Г. «Вся же искушающее, добрая держите» (наука и духовность). Православная гимназия // Научно-популярный публицистический альманах. Свято-Алексиевская Пустынь. Вып. 1. 2007. С. 13.
- Евдокимов А. Ю. Сохранение национальной и культурной идентичности – важнейшая задача современного отечественного образования // Актуальные вопросы межнационального взаимодействия и межкультурной коммуникации в образовании: материалы городской научно-практической конференции. Москва, 8 ноября 2014 г. М.: МГЛУ, 2014. С. 30–37.
- Земля недостижимая: Современная сказка для взрослых / Святитель Николай Сербский (Велимирович) ; пер. с серб. Н. Феофановой. М.: Покров (Тип. Патриаршего ИПЦ), 2004.
- Хазагеров Г. Г. Топос VS. Концепт: К изучению топосферы культуры // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2008. № 3. С. 6–26.
Дополнительные файлы




