Влияние искусственного интеллекта на художественное творчество: исследование практик французской арт-группы «Obvious Collective»
- Авторы: Прыгунова А.В.1
-
Учреждения:
- МГИМО МИД России
- Выпуск: № 5(899) (2025)
- Страницы: 126-132
- Раздел: Культурология
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/297137
- ID: 297137
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Активное накопление цифровых артефактов в современном искусстве способствует развитию творческого и исследовательского потенциала. Особенно это заметно в контексте интеграции искусственного интеллекта и художественного процесса. С целью изучения влияния новых технологий на традиционные художественные практики и концепции авторства проведен анализ работ французской художественной группы «Obvious Collective», использующей инновационные инструменты для создания своих произведений. Применение культурологического и философского анализа творческого направления позволило глубже понять концептуальные проблемы, возникающие на стыке технологий и искусства. Результаты исследования показывают, что использование искусственного интеллекта не только меняет роль художника, но и ставит под сомнение традиционные представления об оригинальности и авторстве произведений искусства.
Об авторах
Ариана Владимировна Прыгунова
МГИМО МИД России
Автор, ответственный за переписку.
Email: arianaonline@yandex.ru
соискатель кафедры философии им. М. В. Шишкина
РоссияСписок литературы
- Литвак Н. В. Современная дипломатическая служба как рефлексивный институт // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 163–172.
- Towards teachable autotelic agents / O. Sigaud et al. // IEEE Transactions on Cognitive and Developmental Systems. 2022. Vol. 15 (1). P. 1070–1084.
- Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании / пер. с фр. М. А. Энгельгардта. СПб.: Школа и жизнь, 1912.
- Bakhtin M. М. The Dialogic Imagination: Four Essays, ed. Michael Holquist, trans. Caryl Emerson and Michael Holquist. Austin, London: University of Texas Press, 1981.
- Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. О. Лосского. М.: Академический проект, 2020.
- Бычков В. В. Метафизический смысл искусства // Вестник славянских культур. 2017. Т. 44. С. 143–158.
- Manovich L. The language of new media. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2001.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Прогресс; Универс, 1994.
- Прыгунова А. В., Литвак Н. В. Концепция «Смерть автора» Р. Барта и авторство во взаимодействии с искусствен ным интеллектом // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025. № 1. С. 86–100.
- Lanier J. Dawn of the new everything: encounters with reality and virtual reality. New York: Picador/Henry Holt and Company, 2018.
- Kirby A. Digimodernism. How new technologies dismantle the postmodern and reconfigure our culture. New York, London: Continuum, 2009.
- Иванов Д. В. Виртуализация общества: Версия 2.0. Санкт-Петербург: Петербургское востоковедение, 2000.
- Leroi-Gourhan A. Prehistory of western art. Paris: Editions Mazenod, 1965.
- Спиваков М. В. Происхождение видимости. Мари-Жозе Мондзен и Андре Леруа-Гуран о становлении изобра жения, речи и желания // Философская мысль. 2020. № 7. С. 1–9.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Москва: Медиум, 1996.
- Antunes R. F., Leymarie F. F., Latham W. On writing and reading artistic computational ecosystems. Artificial Life. 2015. No 21 (3). P. 320–31.
- Баррат Дж. Последнее изобретение человечества: искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens. Мо сква: Альпина нон-фикшн, 2019.
- Желнина Е. В. Метод моделировки Леонардо да Винчи. Выявление основополагающих принципов и приемов композиционного построения произведений на основе анализа картин художника // Культура и искусство. 2017. № 2. С. 97–132.
Дополнительные файлы
