Стилистические особенности русскоязычной молодежной интернет-коммуникации
- Авторы: Потапова Р.К.1, Потапов В.В.2, Уманская П.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный лингвистический университет
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
- Выпуск: № 7(875) (2023)
- Страницы: 101-111
- Раздел: Языкознание
- URL: https://journal-vniispk.ru/2542-2197/article/view/350800
- ID: 350800
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются результаты контент-анализа интернет-коммуникации подростков (младших и старших подростковых групп учащихся). Основой исследования послужили школьные чаты определенной содержательной направленности, что дало возможность выделить лексические категории, которые дополняют и трансформируют стилистические средства в зависимости от ситуации общения. Делается вывод о том, что в русскоязычном молодежном социуме прослеживаются общая тенденция к «токсично» насыщенной лексике интернет-коммуникации и частные (возрастные и гендерные) особенности коммуникантов.
Об авторах
Родмонга Кондратьевна Потапова
Московский государственный лингвистический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: RKpotapova@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, директор Института прикладной и математической лингвистики Московского государственного лингвистического университета
РоссияВсеволод Викторович Потапов
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Email: Volikpotapov@gmail.com
доктор филологических наук, старший научный сотрудник Учебно-научного компьютерного центра филологического факультета
РоссияПолина Андреевна Уманская
Московский государственный лингвистический университет
Email: P.umanskaya@yandex.ru
магистрант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики факультета английского языка
РоссияСписок литературы
- Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-harakteristiki-internet-chatov-kak -vida-kommunikatsii
- Сорокина М. В. Интернет-общение как особая среда коммуникации // Филологический аспект. 2018. № 11 (43). С. 22–27.
- Кузина О. В. Экспрессивно-стилистические средства в языке современных электронных СМИ // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1(26). С. 93–95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspressivno-stilisticheskie-sredstva-v-yazyke-sovremennyh-elektronnyh-smi
- Пантеева К. В. Рациональная и эмоциональная оценка : все дело в экспрессивности? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ratsionalnaya-i-emotsionalnaya-otsenka-vse-delo-v-ekspressivnosti
- Закоян Л. М. Выражение агрессии в современном русском и английском языках: на материале американского национального варианта: дис. ... кандид. филол. наук. М., 2010.
- Бельчиков Ю. А. Инвективная лексика в контексте некоторых тенденций в современной русской речевой коммуникации // Филологические науки. 2002. № 4. С. 66–74.
- Брандес М. П. Стилистика текста. 3-е изд., перераб, и доп. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004.
- Ягубова М. А. Лексико-семантическое поле «оценка» в разговорной речи: классификация видов оценок // Типы языковых единиц и особенности их функционирования. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1993. С. 37–42.
- Пиотровская Л. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2004.
- Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. М.: АСТ; CORPUS, 2017.
- Черепанов И. Ю., Пиценко Т. И. Эмодзи как элементы общения в интернет-пространстве // Мир лингвистики и коммуникации. 2015. Вып. 5 (42). С. 123–128.
- Потапова Р. К., Потапов В. В. Интернет-меметика как эмоциогенная среда сетевой коммуникации // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2022а. Т. 81. № 2. С. 78–91.
- Garaigordobil M., Machimbarrena J. M. Victimization and perpetration of bullying/cyberbullying: connections with emotional and behavioral problems and childhood stress // Psychosocial Intervention. 2019. Vol. 28 (2). Р. 67–73.
- Коданева С. И. Кибербуллинг: причины явления и методы предупреждения // Социальные новации и социальные науки. 2020. № 1(1). С. 149–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-prichiny-yavleniya-i-metody-preduprezhdeniya
- Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149–159.
- Cook C. R. et al. Predictors of bullying and victimization in childhood and adolescence: a meta-analytic investigation / C. R. Cook, K. R. Williams, N. G. Guerra, T. E. Kim, Sh. Sadek // School Psychology Quarterly. 2010. Vol. 25 (2). P. 65–83.
- Тумский С. В. Троллинг как форма провокации в интернет-пространстве // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5(125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trolling-kak-forma-provokatsii-v-internet-prostranstve
- Комалова Л. Р. Репертуар вербальной реализации ответной агрессии в ситуациях статусно-ролевой асимметрии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 9 (695). С. 104–116.
- Железнова И. В. Изучение проблемы конфликтов в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-problemy-konfliktov-v-podrostkovom-vozraste
- Семёнов А. В. Половозрастные различия и динамика представлений подростков в конфликтах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
- Шелехов И. Л., Морева С. А., Власова Н. В. Гендерные роли и стереотипы // Наука и образование: материалы конференции: в 6 т. 2007. С. 200–204.
- Межевич С. М. Буллинг по отношению к учителям как новый вид организационного конфликта // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-1 (41). С. 115–117.
- Земская Е. А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект / отв. ред. Е. А. Земская, Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1993. С. 90–136.
- Колпакова Л. В. Проявление гендерной специфики эмоциональной сферы личности в языке // Вестник ТГПУ. 2018. № 6 (195). С. 62–67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-gendernoy-spetsifiki -emotsionalnoy-sfery-lichnosti-v-yazyke
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2019.
- Potapova R. From deprivation to aggression : verbal and non-verbal social network communication // Global Science and Innovation: materials of the VI International Scientific Conference. Chicago 2015. Vol. 1. P. 129–137.
- Потапова Р. К. Депривация как базовый механизм вербального и паравербального поведения человека (на материале социально-сетевой коммуникации) // Речевая коммуникация в информационном пространстве / отв. ред. Р. К. Потапова. М: ЛЕНАНД, 2017. С. 17–36.
- Тошович Б. Интернет-стилистика. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.
- Потапова Р.К., Потапов В.В. Аддитивная трансформация личности в эпоху цифровой коммуникации // Речевая коммуникация в сетевых структурах: между глобальным и локальным: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Потапов, Е.А. Казак. М.: ИНИОН РАН, 2022b. С. 5–27.
Дополнительные файлы




