Прокуратура Российской Федерации и прокуратура Китайской Народной Республики: антикоррупционный аспект
- Авторы: Пискайкина В.М.1, Монетов А.Г.2
-
Учреждения:
- Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
- Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
- Выпуск: Том 9, № 3 (2025)
- Страницы: 85-102
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 30.09.2025
- URL: https://journal-vniispk.ru/2576-9634/article/view/358062
- DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9634-2025-9-3-250
- EDN: https://elibrary.ru/FZTFEJ
- ID: 358062
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В статье проводится анализ основных начал правового статуса прокуратуры Российской Федерации и Китайской Народной Республики (далее – КНР), подчеркивается особая роль рассматриваемого правоохранительного органа в государственной системе. Отмечается важность прокуратуры в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, поддержание состояние законности не только в пределах конкретного государства, но и в международном сообществе. Научная новизна статьи заключается в авторском анализе основ деятельности прокуратур России и КНР, выявление их индивидуальных особенностей.
Цель. Целью настоящей статьи является проведение компаративного анализа деятельности прокуратур России и Китая, в том числе и система мероприятий, осуществляемых в рамках борьбы с коррупцией.
В свою очередь цель обуславливает постановку задачи по рассмотрению различных аспектов функционирования прокуратур рассматриваемых государств и выявлению возможного пути оптимизации функционирования прокуратуры Российской Федерации.
Материалы и методы. В рамках данной работы использовались сравнительно-правовой и системный подходы, которые позволили авторам углубленно изучить вопрос антикоррупционной деятельности органов прокуратуры России и КНР. Системно-структурный метод – для изучения организации и взаимодействия различных подразделений прокуратуры, а также их места в общей системе государственных органов по борьбе с коррупцией. Историко-правовой метод – для исследования генезиса и эволюции органов прокуратуры. Методы анализа и синтеза, индукции и дедукции – для обработки и обобщения эмпирического и теоретического материала, выработки обоснованных выводов.
Результаты. В ходе проведенного исследования были определены особенности становления прокуратуры Российской Федерации и КНР, основные направления их деятельности, средства и приемы, используемые при обеспечении прав и законных интересов граждан, подчеркивается особая роль рассматриваемого органа в борьбе с таким негативным социальным явлением как коррупция.
Область применения результатов. Результаты исследования можно использовать при проведении дальнейших исследований в сфере противодействия коррупции.
Об авторах
Виктория Михайловна Пискайкина
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Автор, ответственный за переписку.
Email: pvm8420@yandex.ru
студент 3 курса юридического института
Россия, ул. Семинарская, 15, г. Рязань, Рязанская область, 390000, Российская Федерация
Антон Генадиевич Монетов
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Email: monetov62@mail.ru
научный руководитель, преподаватель кафедры теории права и публично-правовых дисциплин юридического института
Россия, ул. Семинарская, 15, г. Рязань, Рязанская область, 390000, Российская Федерация
Список литературы
- Бажанов, С. А. (2024). Прокуратура в Китае: история развития и современное состояние. Аграрное и земельное право, (8(236)), с. 74–76. doi: 10.47643/18151329_2024_8_74. EDN: https://elibrary.ru/AMOUAK
- Глазунов, Д. А. (2022). Борьба с коррупцией в КНР: региональный аспект (по материалам прокуратуры Синьцзяна). Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, (221), с. 124–125. EDN: https://elibrary.ru/SXDZAP
- ЗАВТРА.РУ. (2025). В 2025 году Поднебесная выходит на новый уровень борьбы с коррупцией. Получено с: https://zavtra.ru/blogs/v_2025_godu_podnebesnaya_vihodit_na_novij_uroven_bor_bi_s_korruptciej (дата обращения: 12.09.2025).
- Калистратова, Н. С., & Кушнарев, А. С. (2024). Сравнительноправовой анализ положения органов прокуратуры в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. Российское право: образование, практика, наука, (3), с. 88–93. doi: 10.34076/24102709202414138893. EDN: https://elibrary.ru/QWRXZD
- Организация Объединённых Наций. (2003). Конвенция ООН против коррупции (принята в г. НьюЙорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51ом пленарном заседании 58ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Получено из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Всекитайское Собрание народных представителей. (1954). Конституция Китайской Народной Республики (принята на 1ой сессии Всекитайского Собрания народных представителей первого созыва 20 сентября 1954 года). Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 23 с.
- Российская Федерация. (1993). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). Получено из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Корешникова, Н. Л. (2019). Правовые статусы прокуратур Российской Федерации и Китайской Народной Республики (сравнительноправовой анализ). Сибирское юридическое обозрение, (2), с. 203–207. doi: 10.19073/265876022019162203208. EDN: https://elibrary.ru/VSXPOQ
- Лабцов, Т. С. (2017). Противодействие коррупции прокуратурой: опыт противодействия коррупции КНР. В Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научнопрактической конференции (в 2 частях, Пенза, 25 ноября 2017 года; Т. Часть 2, с. 93–95). Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.).
- Лю, Цюсэнь. (2020). Система и развитие законодательства Китайской Народной Республики. Вестник СПбГУ. Серия 14. Право, (3), с. 666–678. doi: 10.21638/spbu14.2020.309. EDN: https://elibrary.ru/EIQJXH
- Мишакова, Н. В. (2022). Деятельность прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции: состояние и перспективы развития. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина, (3(91)), с. 71–80. doi: 10.17803/23115998.2022.91.3.071080. EDN: https://elibrary.ru/LKDJIT
- Российская Федерация. (2021). Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы». Получено из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Поляков, М. М. (2019). Специализированные антикоррупционные органы государственной власти и должностные лица в России и зарубежных странах. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), (6), с. 158–164. doi: 10.17803/23115998.2019.58.6.158164. EDN: https://elibrary.ru/NRILYL
- РБК. (2025). Генпрокуратура раскрыла данные о коррупции в России. Получено с: https://www.rbc.ru/society/16/06/2025/6837ed979a79471aa4b6c83d (дата обращения: 12.09.2025).
- Рокитянский, С. Г. (2024). Надзорные органы в системах власти России и отдельных зарубежных стран: сравнительный анализ. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, 28(2), с. 297–315. doi: 10.22363/231323372024282297315. EDN: https://elibrary.ru/JESQJM
- ТАСС. (2025). Игорь Краснов: надо лишать коррупционеров радости наживы. Получено с: https://tass.ru/interviews/22606205 (дата обращения: 12.09.2025).
- Российская Федерация. (1992). Федеральный закон от 17.01.1992 № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации». Получено из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Российская Федерация. (2008). Федеральный закон от 25.12.2008 № 273ФЗ «О противодействии коррупции». Получено из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
- Фуражникова, К. Ю. (2023). Сравнительноправовое исследование оценки эффективности уголовнопроцессуальной деятельности прокурора в Российской Федерации и КНР. Новый юридический вестник, (1(40)), с. 31–34. EDN: https://elibrary.ru/BHIXXK
- Чжан, Цзюэ. (2021). Реформа системы надзора Китая и исследование её практического осуществления. Власть, (2), с. 259–267. doi: 10.31171/vlast.v29i2.8056. EDN: https://elibrary.ru/IXAZAK
Дополнительные файлы


