Dance culture of the Tambov provincial nobility of the late 19th – early 20th century
- Authors: Yurieva M.N.1
-
Affiliations:
- Derzhavin Tambov State University
- Issue: Vol 8, No 2 (2022)
- Pages: 393-400
- Section: THEORY AND HISTORY OF CULTURE
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6953/article/view/301816
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400
- ID: 301816
Cite item
Full Text
Abstract
The purpose of the study is to consider the dance culture of the provincial nobility of the Tambov province of the late 19th – early 20th centuries. From the standpoint of a culturological approach, the evolution of ballroom culture in Russia as a socio-cultural phenomenon based on the relationship of family, public education and upbringing of young people of the Russian provincial nobility is analyzed. The curricula and programs of educational institutions of the Tambov province are analyzed: the Noble School Building, the Government Men’s Gymnasium, the Pitirimovskaya Gymnasium, as well as private educational institutions: the Ptashnik Gymnasium, the Music School, the Catherine Teachers’ Institute, the Alexandria Institute of Noble Maidens, the Diocesan Women’s School and others. The importance of the main characteristics of the dance evening and its functional significance for Russian society is determined. The role of educational institutions of the Tambov province in the choreographic training and education of the provincial nobility is established. Public, merchant, and private balls are characterized. The changes of ballroom dance determined by socio-cultural processes in Russian culture and education are considered. The conclusion is made about the need to revive the dance ballroom culture and fill it with regional peculiarities, its own character and content, traditions, rituals, beliefs. The role of dance culture in the preservation of aesthetic values in modern society is determined.
Keywords
Full Text
Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века Неофилология Neofilologiya = Neophilology ISSN 2587-6953 (Print) http://journals.tsutmb.ru/neophilology/ ISSN 2782-5868 (Online) Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка» НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 793.38 DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400 Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века Марина Николаевна ЮРЬЕВА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 mar_nik@bk.ru Аннотация. Целью исследования является рассмотрение танцевальной культуры провинциального дворянства Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века. С позиции культурологического подхода проанализирована эволюция бальной культуры в России как социокультурного феномена, основанного на взаимосвязи семейного, общественного образования и воспитания молодёжи русского провинциального дворянского сословия. Проанализированы учебные планы и программы учебных заведений Тамбовской губернии: дворянского училищного корпуса, Правительственной мужской гимназии, Питиримовской гимназии, а также частных учебных заведений: гимназии Пташник, музыкального училища, Екатерининского учительского института, Александрийского института благородных девиц, Епархиального женского училища и др. Определена важность основных характеристик танцевального вечера и его функционального значения для русского общества. Установлена роль учебных заведений Тамбовской губернии в хореографическом обучении и воспитании провинциального дворянства. Охарактеризованы общественные, купеческие, частные балы. Рассмотрены изменения бального танца, детерминированные социокультурными процессами в Российской культуре и образовании. Сделан вывод о необходимости возрождения танцевальной бальной культуры и наполнении её региональными особенностями, собственным характером и содержанием, традициями, обрядами, верованиями. Определена роль танцевальной культуры в сохранении эстетических ценностей в современном обществе. Ключевые слова: танцевальная культура, провинция, дворянство, ассамблеи, бал, танцевальный вечер Для цитирования: Юрьева М.Н. Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века // Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 393-400. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400 Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная © Юрьева М.Н., 2022 Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 393-400. 393 Юрьева М.Н. ORIGINAL ARTICLE DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400 Dance culture of the Tambov provincial nobility of the late 19th – early 20th century Marina N. YURIEVA Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation mar_nik@bk.ru Abstract. The purpose of the study is to consider the dance culture of the provincial nobility of the Tambov province of the late 19th – early 20th centuries. From the standpoint of a culturological approach, the evolution of ballroom culture in Russia as a socio-cultural phenomenon based on the relationship of family, public education and upbringing of young people of the Russian provincial nobility is analyzed. The curricula and programs of educational institutions of the Tambov province are analyzed: the Noble School Building, the Government Men’s Gymnasium, the Pitirimovskaya Gymnasium, as well as private educational institutions: the Ptashnik Gymnasium, the Music School, the Catherine Teachers’ Institute, the Alexandria Institute of Noble Maidens, the Diocesan Women’s School and others. The importance of the main characteristics of the dance evening and its functional significance for Russian society is determined. The role of educational institutions of the Tambov province in the choreographic training and education of the provincial nobility is established. Public, merchant, and private balls are characterized. The changes of ballroom dance determined by socio-cultural processes in Russian culture and education are considered. The conclusion is made about the need to revive the dance ballroom culture and fill it with regional peculiarities, its own character and content, traditions, rituals, beliefs. The role of dance culture in the preservation of aesthetic values in modern society is determined. Keywords: dance culture, province, nobility, assemblies, ball, dance evening For citation: Yurieva M.N. Tantseval’naya kul’tura tambovskogo provintsial’nogo dvoryanstva kontsa XIX – nachala XX veka [Dance culture of the Tambov provincial nobility of the late 19th – early 20th century]. Neofilologiya – Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 393-400. https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2022-8-2-393-400 (In Russian, Abstr. in Engl.) This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ВВЕДЕНИЕ В настоящее время возрастает интерес к историческому краеведению, что приводит к появлению «локальных» исторических исследований, в том числе в области хореографического образования и воспитания провинциального дворянства Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века. Это позволяет выявить региональные особенности деятельности и жизни представителей различных социальных групп, детально исследовать процессы культурной жизни провинциального общества России, определить роль и значение танцевальной культуры в семейном, 394 общественном воспитании русского провинциального сословия. Сегодня танец является предметом изучения гуманитарных наук, в том числе и теории культуры, исследующей главным образом фрагментарно, на эмпирическом уровне комбинации фактов, функций, норм, закономерностей танцевальной культуры. Культурологический подход в изучении феномена танца позволяет рассматривать его как неотъемлемую часть культурного пространства. Кроме того, он даёт возможность моделирования и реставрирования отдельных элементов эстетической и культурной жизни. С точки зрения Е.В. Самойленко, танец с кульНеофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 393-400. Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века турологической позиции – это социокультурный феномен. В нём сочетаются различные элементы культуры повседневности. Она ритмически организована и ментально наполнена двигательной активностью индивида [1, с. 148]. Опыт, традиции хореографического образования и воспитания российского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века при всей своей востребованности на данный момент остаются недостаточно изученным и не осмысленными отечественной наукой. Необходимость изучения истории развития бальной культуры как социокультурного феномена, основанного на взаимосвязи образования и воспитания молодежи, важность определения основных характеристик танцевального вечера и его функционального значения для русского общества способствуют углублению представлений о месте балов в общественной жизни Тамбовской губернии; интересом современного общества к организации уникальных историко-тематических мероприятий. Цель исследования: проанализировать процесс развития танцевальной культуры в среде провинциального дворянства Тамбовской губернии конца XIX – начала XX века. МАТЕРИАЛЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В исследовании применялись традиционные методы анализа и систематизации архивных материалов, справочных изданий из фондов Государственного архива Тамбовской области, трудов по истории образования; историко-сравнительный метод изучения учебных планов, программ, воспроизводящих образовательную деятельность учебных заведений Тамбовской губернии обозначенного периода. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Культура балов в России представляет собой её культурное достояние. Она имеет глубокие исторические корни. Начиная с петровской эпохи в России во всех слоях населения получили широкое распространение ассамблеи – балы, выступающие центрами обучения и выработки норм и навыков социNeophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 393-400. ально-культурной жизни, где русские люди всех возрастов приобщались к западноевропейской культуре, новым моделям жизни, учились развлекаться, правильно одеваться, грамотно общаться, вести себя в обществе. В.О. Ключевский так описывает ассамблею: «это и биржа, и клуб, и приятельский журфикс, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали» [2, с. 234]. Ассамблеи представляли собой особую форму общения. Такая форма общения определяла нормы поведения, которые шли вразрез устоявшимся прежде законам строго сословного общества (женщинам, богатым купцам, представителям инженерной и мастеровой элиты, за исключением лакеев и служителей). В процессе культурно-исторического развития ассамблея изменила своё структурное содержание, превратившись, с одной стороны, в строго регламентированные дворянские, с другой – в танцевальные вечера средних слоев общества [3, с. 128]. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру. Бал XIX – начала XX века являлся неотъемлемой составляющей светского быта, занимая особое место в повседневной жизни дворянина. Как отмечает А.В. Колесникова: «Бал – это своеобразный театр жизни, театр представления, в котором разыгрывались и вершились судьбы народов, плелись тончайшие кружева европейской политики, создавалось общественное мнение» [4, с. 25]. Постепенная эволюция танца сформировала в России бальную культуру. Она стала частью воспитания и образования в дворянской среде. Расширявшиеся общественные потребности приводили к необходимости развития сферы общехудожественного развития любительской инициативы, системы специального профессионального образования. В начале XIX века для детей дворян в городе Тамбов возникают учебные заведения закрытого типа, среди них: дворянский училищный корпус, открытый в 1802 г., Правительственная мужская гимназия (1876 г.), Питиримовская гимназия, находящееся в этом корпусе реальное училище (1910 г.), гимназия Пташник (1882 г.), которые являлись частными учебными заведениями, министерская женская гимназия (1870 г.), му395 Юрьева М.Н. зыкальное училище (1881 г.), Екатерининский учительский институт (1870 г.), Александрийский институт благородных девиц (1835 г.), Епархиальное женское училище (1863 г.). Все государственные, губернские, частные образовательные учреждения в первую очередь обеспечивали качественное обучение в соответствии с государственной образовательной программой, независимо от того, были ли это столица, провинциальный городок или деревня. Везде придерживались главной цели – научить и воспитать у обучающихся основные знания, умения, необходимые для существования в обществе. В то же время во всех государственных высших и средних учебных заведениях, гимназиях, иностранных пансионах искусство танца являлось рекомендуемым предметом. 22 июня 1802 г. по решению губернского дворянского собрания был основан училищный корпус для детей бедных дворян в городе Тамбов. Попечителем стал представитель дворянского сословия Тамбовской губернии Д.М. Мартынов. На заседании дворянского комитета была утверждена образовательная система, на основе которой преподавались ряд гуманитарных дисциплин, в том числе русский, французский и немецкий языки, рисование с гражданской архитектурой и др., а также гимнастика, танцы, основы этики. Как отмечал И.И. Дубасов: «…Порядочных танцоров из нашего училища выходило немало, но толковых и знающих науку – почти не было» [5, с. 95]. На базе Тамбовской Министерской женской гимназии, которая являлась первоначально благородным пансионом для дворян и состоятельных чиновников, в 1870 г. открывается губернская женская гимназия, где ученицы изучали закон Божий, иностранные языки, занимались рукоделием, музыкой, пением, танцами и гимнастикой [6]. Как и во многих учебных заведениях Тамбовской губернии, в актовом зале гимназии проводились творческие музыкальные и танцевальные вечера, литературные чтения. Правительственная мужская гимназия носила статус одного из лучших учебных заведений Тамбова и России. Мужская гимназия появилась в период пребывания на посту тамбовского наместника Г.Р. Державина. 396 Благодаря ему в 1786 г. в Тамбове открывается главное народное училище, которое позднее преобразовали в Тамбовскую мужскую гимназию. Образовательная система гимназии была классической, которая подразумевала максимум латыни и греческого, минимум естественных дисциплин. Преимущество гуманитарных наук позволяло включать в процесс такие творческие дисциплины, как танцы, музыкальное искусство, пение и гимнастику [7, с. 46]. Такое дисциплинарное многообразие способствовало гармоничному культурному обучению и воспитанию обучающихся. Тамбовская женская гимназия Д.А. Пташник являлась частным учебным заведением и была открыта в 1882 г. Образование в этой гимназии основывалось на обучении и воспитании навыков поведения в светском и высшем обществе, развивало у девушек манеры и привычки, присущие высшему обществу. Основную часть учебного процесса составляло изучение таких дисциплин, как этика и эстетика общения и поведения, литература, пение и рисование, игра на музыкальных инструментах, основы бального танца, гимнастика. Гимназия Пташник являлась одной из немногих, где воспитывали «будущих членов светского общества». На протяжении 20 лет гимназию спонсировал фабрикант М.В. Асеев [8]. Питиримовская гимназия была образована в 1910 г., также являлась частным учебным заведением для мальчиков-подрост-ков. Согласно учебным планам, сохранившимся в фондах Государственного архива Тамбовской губернии, среди дополнительных предметов изучались рисование и гимнастика 1. Актовый зал Питиримовского училища являлся одним из центров общественной жизни Тамбова, где проводились ежегодные традиционные выставки художников, фотографов, встречи известных людей, танцевальные театрализованные вечера. Танец в рассматриваемый период в обществе расценивался как средство физического развития и духовно-эстетического воспитания и обучения. Танец являлся обязательным предметом в лицеях, гимназиях, училищах. В университетах России это был 1 Питиримовская гимназия // Тамбовия: сайт. URL: http://tambovia.ru/pitirimovskaya_gimnaziya.html (дата обращения: 20.04.2021). Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 393-400. Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века рекомендуемый предмет. В системе домашнего и общего обучения танец оставался обязательным элементом. Создвая пространство коллективной деятельности, танец способствовал совместному удовлетворению базовых потребностей индивида в общении, отдыхе, социализации и пр. В провинции было немного иначе. Девушкам из малопоместных дворянских семей было не обязательно владеть знанием светских манер, для них было достаточно знать основы поведения в светском обществе. Основной целью воспитания и образования юных девушек являлось умение грамотно писать, читать, управлять хозяйством и знать законы богослужения [9, с. 27]. В 1863 г. в Тамбове было открыто женское духовное училище, которое позднее было передано под руководство Тамбовского Епархиального управления и переименовано в Епархиальное женское училище. Изначально девочки обучались домоводству и рукоделию. Позднее в образовательную программу были внесены и другие предметы: церковная история, теория словесности, история литературы, геометрия, физика, педагогика. По желанию девочки могли изучать немецкий и французский языки, музыку, рисование. В старших классах позволялось вводить танцы и основы бального этикета [10]. В 1835 г. в Тамбовской губернии был открыт Александринский институт благородных девиц, в котором основное внимание уделялось нравственному и религиозному воспитанию. Данное учебное заведение было закрытого типа и позволяло получить хороший уровень женского образования. Учащиеся получали «нужнейшие и полезнейшие сведения из естественной истории и физики», изучали чистописание, рисование, музыку, пение, танцы, рукоделие, домашнее хозяйство, с 1861 г. – гимнастику [11, с. 31]. В гимназиях и частных учебных заведениях открывались творческие кружки театрального искусства, изучалась стенография (искусство скорописи), проводились литературные вечера. Добавлялись такие факультативные занятия, как искусство танца, основы бального этикета, фехтование, пение, игра на музыкальных инструментах. Важно отметить, что для церковных школ и институтов благородных девиц пение и умение играть на Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 393-400. музыкальных инструментах входило в список обязательных дисциплин. Значительную роль в развитии музыкальной и танцевальной культуры сыграло отделение Императорского Русского музыкального общества, на основе которого было образовано Тамбовское музыкальное училище. Второй этаж являлся актовым залом, где часто проводились музыкальные и творческие вечера. Это место служило площадкой для танцевальных вечеров и общественных балов – маскарадов. Образование и воспитание представителей провинциального дворянского сословия, в том числе их детей, зависели от имущественного состояния семьи, знатности, уровня образованности родителей, пола ребёнка. Обеспеченные дворянские семьи отправляли своих детей в престижные столичные учебные заведения, мелкопоместные дворяне – в губернские гимназии, приходские и уездные училища. Многим приходилось обучаться в домашних условиях, в которых воспитанием занимались родители или приглашённые домашние учителя. Усадьба Асеевых является ярким представителем эпохи провинциального дворянства конца XIX – начала XX века. Она являлась местом встреч и проведения танцевальных вечеров в компании провинциальной знати. Танцевальные вечера всегда были наполнены живой музыкой в исполнении оркестра, а приглашённые артисты радовали гостей прекрасными музыкальными композициями прошлого столетия. Сохранив в себе простоту и элегантность того периода, усадьба и в наше время является по-настоящему атмосферным местом, которое хранит в себе культурные традиции провинциального дворянства. Образование в учебных заведениях не только обеспечивало необходимый уровень образования общества, но и воспитывало обучающихся манерам и навыкам поведения не только в пределах учреждения, но и в обществе, будь то столица или провинция. С точки зрения Д.В. Буланина, обучение культурному и социальному этикету, умение держать себя в высшем обществе, владение танцевальными и музыкальными навыками и способностями являлось важным социализи- 397 Юрьева М.Н. рующим фактором в высших и в низших дворянских сословиях [12, с. 69]. Провинциальная культура каждого региона, города обладала собственным содержанием и характером, была наполнена местными традициями, верованиями, привычками. Общественные балы в провинции пользовались большой популярностью. Они проводились в зданиях Благородного или городского собрания, театрах, различных клубах, резиденциях губернаторов, залах, домах частных лиц. Участниками балов являлись представители различных чинов и сословий [4]. Купеческие балы представляли собой в основном благотворительные вечера, так как основную часть гостей составляли чиновники, меценаты и состоятельные дворяне. Иногда они были настолько грандиозны, что затмевали своей пышностью столичные придворные балы. Большой популярностью отличались частные балы, которые проводились в закрытых клубах, частных усадьбах зажиточных дворян. Частные балы и небольшие танцевальные вечера отличались более разнообразной и произвольной программой. Открывался вечер вальсом в исполнении хозяина и хозяйки дома или их дочери. Как правило, такие балы организовывали по случаю памятных семейных дат для детей и их родителей. Очень часто в тёплое время года в загородных имениях и дачах устраивались танцевальные вечера. Методика обучения бальным танцам в начале XIX века претерпела значительные изменения по сравнению с серединой века. Как правило, упор делался на заучивание «модных» танцев. А вот в начале столетия обучение велось по всем правилам, когда ученики разучивали определённые танцевальные движения: батманы, pasà terre, затем «долгое время держали на менуэте à la reine» [4]. Ю.М. Симаева подчёркивает, что «развитие бальной культуры повлияло и на культуру и манеру общения. В языке появились заимствованные от иностранцев выражения, так или иначе связанные с танцевальной культурой. Например, «бонтонность», «моветон», «авантажность», «бонвиван», «ангажировать» и др. Формировался особый язык танцевальной грамматики. Он основывался на французских терминах, обозначавших 398 танцевальные фигуры, положения ног, рук, тела. Очень популярны были самоучители и руководства по поведению на балах и танцевальных вечерах. В них подробно описывались правила светского тона и манеры, которые определялись в умении кланяться, ходить, стоять, сидеть, вести светские беседы и танцевать так, как того требовала учтивость и уважение к обществу» [13]. Репертуар танцевальных вечеров XIX – начала XX века отличался богатым разнообразием. Вальс, полонез, кадриль не потеряли своей популярности вплоть до XX века. Во второй половине 1890-х гг. в дополнение к привычным танцам пришли новые авторские танцы, представляющие собой последовательности коротких фигур и предназначенные для исполнения в паре. Среди русских сиквенсов наиболее популярным следует считать Pasd’Espagne авторства московского артиста императорских театров, хореографа А.А. Цармана, который являлся первым основателем общественного танца в России. Начало XX века – время радикальных изменений в русской бальной традиции. Здесь сочетаются устаревшие танцы прошлого столетия с новыми, современными танцевальными стилями и композициями, которые на протяжении многих лет являлись прекрасным дополнением друг друга. Произошли и кардинальные изменения понимания самой сути бала. Его стали понимать, как способ проведения публичного танцевального вечера. Упрощается бальный этикет, происходит отказ от многих традиционных, канонических форм танцевального собрания. Происходят существенные изменения внутри дворянской культуры. Новые европейские и американские танцевальные тенденции, оригинальные и необычные идеи российских хореографов, новые народные традиции и обычаи являлись поводом для трансформации всех областей культурной жизни российского общества. Как отмечает М.Ю. Ерёмина, «…изменяющийся социальный климат, страсть поиска и желание вписать историю своего поколения отличными от других чернилами – все это всегда ведёт к волшебному рождению нового танцевального шлягера» [14, с. 12]. Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 393-400. Танцевальная культура тамбовского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века ВЫВОДЫ Сегодня танцевальная культура находит яркое применение в современной жизни России. Бальная культура в конце XX века не только не потеряла востребованность, но сохранилась в качестве балов выпускников, бал-маскарадов, различных тематических и культурно-исторических вечеров. Это торжественное действие, являющееся в настоящее время носителем эстетических ценностей, занимает особую ступень в процессе культурного воспитания современного общества. Бал возродился в общественной культуре как своеобразное проявление и напоминание той исторической эпохи дворянства и выступает квинтэссенцией всей культуры на конкретном этапе её существования, особым тек- стом, за внешней стороной которого стоят значимые культурные смыслы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Материалы исследования могут быть использованы при разработке информационной историко-культурной базы, учебно-методических материлов со сведениями о роли и особенностях бального танца как социокультурного феномена в жизни российского провинциального дворянства конца XIX – начала XX века. Теоретический материал может быть использован при организации танцевальных вечеров и балов на территории музейного комплекса «Усадьба Асеевых» (г. Тамбов), в учреждениях дополнительного, общего, среднего профессионального образования. Список источников 1. Самойленко Е.В. Танцевальная культура: проблема дефиниции, структура, ведущие функции // Наука и современность. 2011. № 12-1. С. 147-152. 2. Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций: в 3 т. М.: АСТ, Харвест, 2002. Т. 3. 593 с. 3. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. СПб., 2003. 300 с. 4. Колесникова А.В. Бал в истории русской культуры: автореф. дис. … канд. культурол. наук. СПб., 1999. 5. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края: исслед. И.И. Дубасова. Вып. 4. М.: Тип. Губ. правл., 1890. 263 с. 6. Орлова В.Д. Женская гимназия // Тамбовская энциклопедия / гл. ред. Л.Г. Протасов. Тамбов: Изд-во «Юлис», 2004. С. 65. 7. Двухжилова И.В. История Тамбовского края с древнейших времен до середины XIX века. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 120 с. 8. Зайцева О.М. Частная женская гимназия Д.А. Пташник // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: материалы Общерос. науч. конф., посвящ. 375-летию основания города Тамбова / отв. ред. В.В. Канищев, Ю.А. Мизис. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011. С. 44. 9. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI–XX вв.: Исторические очерки / под ред. Л.В. Ивановой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 84 с. 10. Васильева С.П. Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX – начале XX века: автореф. дис. … канд. ист. наук. Тамбов, 2011. 11. Верещагин П.А. Исторический очерк Тамбовского Александринского Института благородных девиц 1843–1893 гг. Тамбов, 1983. 209 с. 12. Буланин Д.В. Мир русской провинции и провинциальная культура. СПб.: ГИИС Д.В. Буланин, 1997. 139 с. 13. Симаева Ю.М. Педагогическое обеспечение преподавания хореографии в общеобразовательных учебных заведениях России: 60-е годы XIX века – 1918 год: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 24 с. 14. Ерёмина М.Ю. Роман с танцем. СПб.: Созвездие, 1998. 252 с. References 1. Samoylenko E.V. Tantseval’naya kul’tura: problema definitsii, struktura, vedushchiye funktsii [Dance culture: the problem of definition, structure, leading functions]. Nauka i sovremennost’ [Science and Modernity], 2011, no. 12-1, pp. 147-152. (In Russian). Neophilology, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 393-400. 399 Юрьева М.Н. 2. Klyuchevskiy V.O. Russkaya istoriya: polnyy kurs lektsiy: v 3 t. [Russian History: A Full Course of Lectures: in 3 vols.]. Moscow, AST, Kharvest Publ., 2002, vol. 3, 593 p. (In Russian). 3. Komissarenko S.S. Kul’turnyye traditsii russkogo obshchestva [Cultural Traditions of Russian Society]. St. Petersburg, 2003, 300 p. (In Russian). 4. Kolesnikova A.V. Bal v istorii russkoy kul’tury: avtoref. dis. … kand. kul’turol. nauk [Ball in the History of Russian Culture. Cand. cult. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 1999. (In Russian). 5. Dubasov I.I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraya: issled. I.I. Dubasova. Vyp. 4 [Essays from the History of the Tambov Region: Researches by I.I. Dubasov. Issue 4]. Moscow, Provincial Government Typography, 1890, 263 p. (In Russian). 6. Orlova V.D. Zhenskaya gimnaziya [Women’s Gymnasium]. Tambovskaya entsiklopediya [Tambov Encyclopedia]. Tambov, Yulis Publ., 2004, p. 65. (In Russian). 7. Dvukhzhilova I.V. Istoriya Tambovskogo kraya s drevneyshikh vremen do serediny XIX veka [History of the Tambov Region from Ancient Times to the Middle of the 19th Century]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2009, 120 p. (In Russian). 8. Zaytseva O.M. Chastnaya zhenskaya gimnaziya D.A. Ptashnik [D.A. Ptashnik Private Women’s Gymnasium]. Materialy Obshcherossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 375-letiyu osnovaniya goroda Tambova «Gorod Tambov v proshlom, nastoyashchem i budushchem» [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 375th Anniversary of the Founding of the Tambov City “The Tambov City in the Past, Present and Future”]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2011, p. 44. (In Russian). 9. Ivanova L.V. (ed.). Dvoryanskaya i kupecheskaya sel’skaya usad’ba v Rossii XVI–XX vv.: Istoricheskiye ocherki [Noble and Merchant Rural Estate in Russia in the 16th–20th Centuries: Historical Essays]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2001, 84 p. (In Russian). 10. Vasilyeva S.P. Zhenskoye obrazovaniye v Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX – nachale XX veka: avtoref. dis. … kand. ist. nauk [Women’s Education in the Tambov Province in the Second Half of the 19th – early 20th Centuries. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2011. (In Russian). 11. Vereshchagin P.A. Istoricheskiy ocherk Tambovskogo Aleksandrinskogo Instituta blagorodnykh devits 1843–1893 gg [Historical Sketch of the Tambov Alexandrinsky Institute of Noble Maidens 1843–1893]. Tambov, 1983, 209 p. (In Russian). 12. Bulanin D.V. Mir russkoy provintsii i provintsial’naya kul’tura [World of Russian provinces and Provincial Culture]. St. Petersburg, GIIS D.V. Bulanin Publ., 1997, 139 p. (In Russian). 13. Simayeva Y.M. Pedagogicheskoye obespecheniye prepodavaniya khoreografii v obshcheobrazovatel’nykh uchebnykh zavedeniyakh Rossii: 60-e gody XIX veka – 1918 god: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Provision of Teaching Choreography in General Educational Institutions of Russia: 60s of the 19th century – 1918. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2014, 24 p. (In Russian). 14. Eremina M.Y. Roman s tantsem [Romance with Dance]. St. Petersburg, Sozvezdie Publ., 1998, 252 p. (In Russian). Информация об авторе Information about the author Юрьева Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры сценических искусств, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ORCID: 00000003-4433-999X, mar_nik@bk.ru Вклад в статью: идея исследования, анализ краеведческой и научной литературы, написание текста статьи. Marina N. Yurieva, Doctor of Pedagogy, Professor of Performing Arts Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000003-4433-999X, mar_nik@bk.ru Contribution: study idea, local history and scientific literature analysis, manuscript text drafting. Статья поступила в редакцию 05.01.2022 Одобрена после рецензирования 28.03.2022 Принята к публикации 21.04.2022 400 The article was submitted 05.01.2022 Approved after reviewing 28.03.2022 Accepted for publication 21.04.2022 Неофилология. 2022. Т. 8, № 2. С. 393-400.About the authors
M. N. Yurieva
Derzhavin Tambov State University
Author for correspondence.
Email: mar_nik@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-4433-999X
Doctor of Pedagogy, Professor of Performing Arts Department
33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian FederationReferences
- Samoylenko E.V. Tantseval’naya kul’tura: problema definitsii, struktura, vedushchiye funktsii [Dance culture: the problem of definition, structure, leading functions]. Nauka i sovremennost’ [Science and Modernity], 2011, no. 12-1, pp. 147-152. (In Russian).
- Klyuchevskiy V.O. Russkaya istoriya: polnyy kurs lektsiy: v 3 t. [Russian History: A Full Course of Lectures: in 3 vols.]. Moscow, AST, Kharvest Publ., 2002, vol. 3, 593 p. (In Russian).
- Komissarenko S.S. Kul’turnyye traditsii russkogo obshchestva [Cultural Traditions of Russian Society]. St. Pe-tersburg, 2003, 300 p. (In Russian).
- Kolesnikova A.V. Bal v istorii russkoy kul’tury: avtoref. dis. … kand. kul’turol. nauk [Ball in the History of Rus-sian Culture. Cand. cult. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 1999. (In Russian).
- Dubasov I.I. Ocherki iz istorii Tambovskogo kraya: issled. I.I. Dubasova. Vyp. 4 [Essays from the History of the Tambov Region: Researches by I.I. Dubasov. Issue 4]. Moscow, Provincial Government Typography, 1890, 263 p. (In Russian).
- Orlova V.D. Zhenskaya gimnaziya [Women’s Gymnasium]. Tambovskaya entsiklopediya [Tambov Encyclope-dia]. Tambov, Yulis Publ., 2004, p. 65. (In Russian).
- Dvukhzhilova I.V. Istoriya Tambovskogo kraya s drevneyshikh vremen do serediny XIX veka [History of the Tambov Region from Ancient Times to the Middle of the 19th Century]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2009, 120 p. (In Russian).
- Zaytseva O.M. Chastnaya zhenskaya gimnaziya D.A. Ptashnik [D.A. Ptashnik Private Women’s Gymnasium]. Materialy Obshcherossiyskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 375-letiyu osnovaniya goroda Tambova «Gorod Tambov v proshlom, nastoyashchem i budushchem» [Proceedings of the All-Russian Scientific Conference Dedicated to the 375th Anniversary of the Founding of the Tambov City “The Tambov City in the Past, Present and Future”]. Tambov, Tambov State Technical University Publ., 2011, p. 44. (In Russian).
- Ivanova L.V. (ed.). Dvoryanskaya i kupecheskaya sel’skaya usad’ba v Rossii XVI–XX vv.: Istoricheskiye ocherki [Noble and Merchant Rural Estate in Russia in the 16th–20th Centuries: Historical Essays]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2001, 84 p. (In Russian).
- Vasilyeva S.P. Zhenskoye obrazovaniye v Tambovskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX – nachale XX veka: avtoref. dis. … kand. ist. nauk [Women’s Education in the Tambov Province in the Second Half of the 19th – early 20th Centuries. Cand. hist. sci. diss. abstr.]. Tambov, 2011. (In Russian).
- Vereshchagin P.A. Istoricheskiy ocherk Tambovskogo Aleksandrinskogo Instituta blagorodnykh devits 1843–1893 gg [Historical Sketch of the Tambov Alexandrinsky Institute of Noble Maidens 1843–1893]. Tambov, 1983, 209 p. (In Russian).
- Bulanin D.V. Mir russkoy provintsii i provintsial’naya kul’tura [World of Russian provinces and Provincial Cul-ture]. St. Petersburg, GIIS D.V. Bulanin Publ., 1997, 139 p. (In Russian).
- Simayeva Y.M. Pedagogicheskoye obespecheniye prepodavaniya khoreografii v obshcheobrazovatel’nykh uchebnykh zavedeniyakh Rossii: 60-e gody XIX veka – 1918 god: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical Provision of Teaching Choreography in General Educational Institutions of Russia: 60s of the 19th century – 1918. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2014, 24 p. (In Russian).
- Eremina M.Y. Roman s tantsem [Romance with Dance]. St. Petersburg, Sozvezdie Publ., 1998, 252 p. (In Rus-sian).
Supplementary files
