В.С. Высоцкий. Феномен синтетизма: истоки генезиса Б. Брехта, оригинальность и новаторство
- Авторы: Хворова Л.Е.1, Коханов П.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
- Выпуск: Том 11, № 4 (2025)
- Страницы: 975-987
- Раздел: ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА В ЛИЦАХ, ФАКТАХ, СОБЫТИЯХ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2587-6953/article/view/358490
- DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-975-987
- ID: 358490
Цитировать
Полный текст
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Теория эпического театра Б. Брехта в некоторой степени повлияла на становление и развитие поэтической системы Владимира Семёновича Высоцкого. Цель исследования – выявить и проанализировать типологическое сходство основополагающих деталей теоретических находок немецкого автора, констатировав при этом традиционную отечественную самобытность, а главное – оригинальность, неповторимость Высоцкого как яркого творческого феномена середины ХХ века.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования служат ключевые положения эпического театра, сформировавшиеся в первой половине ХХ столетия и анализ поэтики ранних произведений Высоцкого как в ракурсе брехтовских положений, так и за их пределами. Методологическую базу исследования сформировала совокупность сравнительно-исторического, культурно-исторического и рецептивного подходов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Систематизирован комплекс основных теоретических новаций, сформировавших стройную научную концепцию эпического театра Б. Брехта. Проанализировано и отмечено соотношение трагических исторических событий, происходящих в Германии с приходом к власти нацистов, и брехтовской эстетической системы, зафиксировано некоторое влияние положений социально-экономической теории К. Маркса на формирование новаций немецкого драматурга. На базе эстетики Б. Брехта первой половины ХХ века осмыслены теоретические подходы, предпринятые в советском (российском) театральном искусстве 1960-х гг. Отмечены при этом иные социальные причины в сравнении с брехтовскими, побудившие советских интерпретаторов, спустя десятилетия, обратиться к теории театра эпического. Заметим попутно, что брехтовские разработки и в настоящее время чрезвычайно востребованы в научном изучении. Зафиксированы исследуемые положения, повлиявшие на формирование природы поэтического феномена В. Высоцкого – актёра Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, а также на становление его индивидуальной, оригинальной поэтики на материале ранних произведений. Сформулированы генезис и самобытные новации Высоцкого, не зависящие от эстетики Брехта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявленные указанные особенности позволяют отметить существенное, однако, не основополагающее влияние немецкого драматурга Б. Брехта на творческий поэтический феномен В. Высоцкого, а также на формирование эстетики Московского театра драмы и комедии на Таганке.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Е. Хворова
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: xworowa.mila@yandex.ru
Хворова Людмила Евгеньевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, русской и зарубежной литературы, SPIN-код: 7087-7070, РИНЦ AuthorID: 466170392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Россия
П. А. Коханов
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Email: kohanov.pavel@mail.ru
Коханов Павел Алексеевич, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории им. С.Н. Сергеева-Ценского «Русская словесность как целостный духовно-культурный феномен: рецепция XXI века».392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Россия
Список литературы
Дополнительные файлы



