Развитие информационно-коммуникационных технологий и рост преступности против несовершеннолетних: поиск путей его преодоления в России и за рубежом
- Авторы: Джахиева Э.Г.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 81-90
- Раздел: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2588-0012/article/view/293439
- DOI: https://doi.org/10.17277/pravo.2025.01.pp.081-090
- ID: 293439
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Информационно-коммуникационные технологии предлагают широкие возможности для развития социальных сетей и новые способы общения, создавая условия для развития подрастающего поколения. Но вместе с тем активное использование интернет-ресурсов влечет явные и скрытые проблемы как для общества, так и для самих подростков, вызывая поведенческие изменения несовершеннолетних и нарушения ими законодательства РФ.
Доступность и легкость использования возможностей информационно-коммуникационных технологий, отсутствие четких контуров между виртуальным и реальным миром предоставляют разнообразные возможности для совершения преступлений, используя интернет-ресурсы, что создает новые риски не только для несовершеннолетних и их родителей, но и всего общества. Данная проблема находится в центре внимания не только представителей государственных и общественных кругов, правоохранителей РФ, но и всего мирового сообщества.
Представлен материал борьбы правоохранительных органов РФ с преступлениями, совершаемыми против несовершеннолетних с использованием интернет-ресурсов, поиска путей решения этой проблемы, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.
Полный текст
Введение
Сегодняшний мир интернет-пространства предоставил подросткам свободный доступ к различным социальным сетям с его явными преимуществами, но также и с реальными рисками для психики и здоровья подрастающего поколения. В силу физиологических особенностей становления подростка он не способен объективно осознать возникающую угрозу его психическому и физическому здоровью, не понимает возможных реальных юридических последствий при создании и просматривании противоправного контента с сомнительными сообщениями, видеокадрами и др. Подростки не способны в полной мере осознать всю глубину возможных правовых последствий при публикации материалов, запрещенных российским законодательством. В статье предпринята попытка рассмотреть негативные последствия влияния социальных сетей на подростков.
Основная часть
В сегодняшнем мире невероятных темпов развитие интернет-пространства с активным использованием в любой сфере производства, в том числе в учебном процессе, мобильных средств связи и Интернета, – электронных журналов и дневников, учебников, планшетов, тестирования, создания учебных соцсетей, повлекло колоссальные изменения в образе жизни подрастающего поколения. По данным ООН за 2023 г. в мире каждые полсекунды ребенок впервые выходит в интернет-пространство, каждый день 175 тыс. детей в мире впервые приобщаются к Интернету, социальным сетям. Подсчитано, что возрастает время досуга подростков в виртуальном пространстве до 6 часов в сутки и более, российские дети входят в число пользователей с наибольшим потреблением времени.
Однако удобство и открытость Интернета также породили множество проблем, таких как распространение недостоверной информации, кибербуллинг и игровая зависимость, которые серьезно угрожают физическому и психическому здоровью и личной безопасности несовершеннолетних [1, c. 3 – 5].
Вместе с тем Тун Лихуа, директор Пекинского центра исследований и правовой поддержки молодежи, отмечает опасность перегнуть палку в вопросе защиты несовершеннолетних: «…от вредоносного влияния информационного контента, киберзапугивания, попыток предотвратить интернет-зависимость», а также указывает, что может быть одновременно нанесен несоразмерный удар по доступу несовершеннолетних к современным технологиям, игнорируя права несовершеннолетних на развитие и участие в современных информационных процессах [2].
С созданием компьютерных сетей и расширением глобальной коммуникации социальная жизнь вышла на новый этап, и зародилось виртуальное пространство, которое называют «второй жизнью» человека [3, с. 207 – 234]. Так, И. С. Ашманов указал на проводимое в соцсетях фактическое навязывание молодежи «…массового поведения», не свойственное данному социуму. «В соцсетях происходит постоянное натаскивание пользователей на определенный тип поведения, навязывание новых рефлексов. Так, флешмобы вырабатывают привычку к массовой автоматической реакции. Участие в эстафетах, тестах, играх тренирует массово следовать призывам. В результате пользователи, сами того не замечая, становятся участниками пропаганды и информационных войн» [4].
Американские педагоги бьют в набат о вредном влиянии социальных сетей на психологию подростков. Так, в 2023 г. представители нескольких школ г. Сиэтла подали в суд иск против Facebook, TikTok, YouTube, Instagram и Snapchat, обвиняя их руководство в получении прибыли от «…эксплуатации уязвимого мышления молодежи…», ссылаясь на рост и депрессии у подростков [5]. Вместе с тем, учитывая сложности формирования сознания подростка в современном мире технологий, мы согласны с мнением И. Гурьевой, которая указывает на фактическую пропаганду соцсетей, интернет-сайтов, имеющих наклонности пропаганды «…террористической, экстремистской, порнографической, суицидальной тематики <…> рискованного поведения, на потребление запрещенных веществ (фото, видео, аудиотексты), способствующее угрозе личной безопасности несовершеннолетнего, его преступному поведению» [6].
И если мы с вами учим ребенка правильно переходить дорогу, не брать чужого, то есть вести себя, не нарушая законов, то учим ли мы его, что интернет-пространство со своими многочисленными соблазнами тоже является правовым полем? Признаемся, что нет.
При этом имеется еще одна особенность. Если подросток, смотря через Интернет фильм, передачу, по факту является объектом визуального процесса с односторонней связью, то входя в социальные сети, он становится субъектом этого виртуального пространства, сам выбирая линию своего поведения, уже несущего правовую ответственность. Зачастую эту трансформацию не может осознать большинство подрастающего поколения.
Уже в социальных сетях подростки через механизм имитации увиденного в фильмах, программах, играх фактической пропаганды насилия, мошенничества, взращивая культ силы, вызывающих агрессивное поведение зрителей, формируют противоправное поведение подростков, побуждая подрастающее поколение повторять увиденное в виртуальном и реальном мире [7].
Социальные сети, интернет-пространство буквально пестрят предложениями быстрых и легких способов заработка больших денег, как правило, это кибермошенничество, продажа наркотических и психотропных веществ, проституция, организация шантажа, на что легко поддается молодежь. При этом преступления, совершаемые через интернет-пространство, отличаются низкой раскрываемостью. Так, в аналитическом докладе Всероссийского научно-исследовательского института МВД РФ в 2018 г., указывается «…что из 90 587 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий в 2017 г., была раскрыта только четвертая часть» [8]. Динамика роста киберпреступлений, совершаемых подростками, только растет. Вдумайтесь в следующие цифры – по данным МВД в 2023 г. по сравнению с 2020 г. число преступлений подрастающего поколения, совершенных с помощью информационно-коммуникационных технологий, увеличилось в 74 раза, из 54 – в 2020 г. выросло до 4 тыс. киберпреступлений в 2023 г. [9].
Необходимо подчеркнуть, что преступная среда активно использует анонимную возможность интернет-ресурсов, расширяя горизонты поиска возможной жертвы, пользуясь возможностью также анонимно снабдить попавшего на их крючок подростка инструкциями, техническими средствами, фото- и видеоматериалами для оказания на него психологического давления и шантажа. Так, мы можем привести десятки примеров попыток использовать подростков и молодежь для совершения преступлений на железных дорогах, аэродромах и других важных транспортных развязках. Например, в ноябре 2023 г. «…суд Самарской области арестовал несовершеннолетнего, подозреваемого в приготовлении к теракту – поджогу школы, где он обучался, в целях дестабилизации деятельности органов власти. Следствие считает, что умысел на совершение этого деяния у 15-летнего подростка возник после просмотра видеозаписей в Интернете об основоположниках террористической организации. Для реализации своего преступного умысла он приобрел составляющие для зажигательной смеси, с помощью которых изготовил самодельное оружие» [10].
Однако чаще всего подростки и молодежь сами становятся жертвами различного рода преступлений, совершаемых с использованием интернет-ресурсов, с пропагандой в том числе ранних сексуальных отношений
и ЛГБТ*. Так, органы прокуратуры Китая с января 2018 по октябрь 2019 гг. привлекли к ответственности в общей сложности 32 500 человек за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
В 2023 г. по данным ООН, «…около 80 % детей в 25 странах сообщают, что чувствуют себя в опасности сексуального насилия или эксплуатации в Интернете» [11, 12]. Роскомнадзор только в 2023 г. ограничил доступ более чем к 19 тыс. материалов, содержащих пропаганду ЛГБТ*. В том же 2023 г. в Москве сотрудниками правоохранительных органов был «…задержан мужчина 1992 года рождения по подозрению в совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних девочек. Как сообщила пресс-служба столичного главка Следственного комитета, фигурант активно использовал для своих целей Интернет». По данным МВД задержанный в течение июля-декабря 2022 г. с использованием соцсетей «…совершил развратные действия в отношении двух несовершеннолетних девочек» [13].
Вместе с тем подрастающее поколение не только становится жертвами мошеннических и иных противоправных действий более старшего поколения, но и сами подростки совершают преступления, используя современные цифровые технологии. Получили практику и различные формы буллинга (травли), зачастую сопровождающиеся съемками на телефон процесса избиения жертвы сверстниками с последующим размещением видео в социальных сетях, Интернете, с требованиями оказания интим-услуг, вымогательства, совершения иных правонарушений.
Как мы с вами знаем, реакция жертвы буллинга может быть от самоубийства до жажды мести организаторам его травли. При этом встречаются факты и проведение самого процесса самоубийства в онлайн-эфире.
В 2016 году в РФ активно обсуждали деятельность печально известной игры «синий кит», применяющей различные формы давления на подростка. Несмотря на принятые меры, правоохранительными органами РФ и другими государственными органами власти губительные последствия «синего кита» ощущались и в 2017 г., когда был отмечен рост подросткового суицида – 720 фактов суицида, в том числе и детьми из «группы смерти». Так, ученица 11 класса одной из московских школ «А» открыто призналась, что «…Я бы никогда целенаправленно не подписалась на медиаресурсы о самоубийствах. Но многие группы постили фото с намеками на “селфхарм”, например. И это стало модно…» [14].
В 2023 году было заведено дело на 15-летнюю ученицу башкирской школы г. Стерлитамак. Как стало известно правоохранительным органам, подросток был активным участником запрещенного в РФ в 2022 г. террористического движения «Колумбайн». Ученица, ведя «ВКонтакте» специальную страницу, оправдывала идеи вооруженного нападения подростков на американскую школу «Колумбайн» в 1999 г. Благодаря оперативной деятельности правоохранительных органов РФ, удалось предотвратить осуществление теракта в российской школе [15, 16].
Мировое сообщество пытается принять меры по обеспечению информационной безопасности подрастающего поколения. Надо отметить, что основой правовой базы для разработки механизма защиты прав детей являются: Конвенция о правах детей, Международный пакт о гражданской ответственности и экономических правах и др. При этом разные страны базируются на противоположных правовых механизмах, от установления всеобъемлющего контроля – Китай, Белоруссия, Иран, ОАЭ, КНДР и др., до принципа саморегулирования и «незначительного вмешательства государства» – страны ЕС, Британии, США [16].
Так, в РФ действует Федеральный закон № 436-Ф3 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», соответствующий закон о создании правовой среды по защите несовершеннолетних в сети Интернет. Однако сегодняшние реалии требуют дальнейшего совершенствования указанного ФЗ.
Мировое сообщество также пытается создать правовую систему противодействия данным явлениям в социальных сетях, интернет-ресурсах, от полного или значительного государственного контроля (Северная Корея, Китай, Белоруссия, Объединенные Арабские Эмираты) до относительной свободы, не нарушая личных границ подростка, и проведения широкого круга профилактических мер (Великобритания, Германия и другие страны Евросоюза). 1 августа 2022 г. в Словакии вступило в силу новое комплексное правовое регулирование аудиовизуальных медиауслуг – Закон № 264/2022 о медиауслугах, внесение изменений в Закон о медиауслугах и др., в целях создания правового механизма, направленного на предотвращение распространения нелегального контента на онлайн-платформах. В целом, западноевропейские страны делают большой уклон на социальную адаптацию подростка через институты наставничества, правовую и цифровую профилактику и др. [17, 18].
В то же время А. Мамаева отмечает, что «…отдельные штаты США, Нидерландов, КНР берут на себя ответственность за вовлечение несовершеннолетних в различные виды терроризма путем обеспечения более строгой ответственности» [18].
27 ноября 2024 г. Нижняя палата парламента Австралии сделала решающий шаг к запрету социальных сетей для детей младше 16 лет, приняв соответствующий законопроект. За введение этого ограничения проголосовали 102 депутата, а против него выступили 13 парламентариев.
При этом указывается, что это стало редким случаем, когда крупные политические силы страны оказались солидарны по поводу изменений.
Планируемый закон обязывает платформы социальных сетей принимать разумные меры для обеспечения защиты несовершеннолетних.
За систематические нарушения компании могут быть оштрафованы на сумму до 32 млн долл. Планируется, что после его принятия в Австралии начнется тест новой системы, которая включит в себя биометрию или государственную идентификацию для обеспечения соблюдения запрета. Ожидается, что до конца года законопроект пройдет всю процедуру его окончательного принятия. Также не исключается, что в будущем подобные запреты появятся и в других странах [19].
В феврале 2024 г. правительство Канады представило в парламент проект Закона о вреде в Интернете, который возлагает на онлайн-платформы ответственность за борьбу с вредоносным контентом и создание более безопасного онлайн-пространства, защищающего всех людей в Канаде, особенно детей [20].
16 октября 2023 г. в Китае принято «Положение о защите несовершеннолетних в Интернете» (вступило в силу 1 января 2024 г.), пересмотрен принятый в 2020 г. Закон о защите несовершеннолетних [21]. На наш взгляд, есть необходимость обратить внимание на содержание двух статей указанного китайского закона от 2024 г. Так, в ст. 14 предусмотрено, что «…народные правительства уровня уезда <…> должны научно планировать разумное развитие, обеспечение сбалансированного и скоординированного развития интернет-услуг общественного благосостояния, усиливать строительство общественных культурных объектов, которые также должны улучшить условия доступа в Интернет для несовершеннолетних…», в ст. 17 – «Родители (опекуны) несовершеннолетних должны укреплять построение семейного образования и семейных традиций, повышать собственную интернет-грамотность, регулировать свое поведение при демонстрации, руководстве и надзоре за поведением несовершеннолетних при использовании Интернета».
В Германии делают упор на проведение активной цифровой профилактической работы среди подростков и молодежи, реализации программ онлайн-профилактик и в целях объяснения подрастающему поколению о существующих опасностях в социальной сетях, таких как киберзапугивание, пропаганда радикальных взглядов или онлайн-мошенничество.
По данным европейских стран проводимые разнообразные профилактические образовательные программы и инициативы различных общественных организаций по поддержке и перевоспитанию среди подростков и молодежи показывают четкую тенденцию к снижению уровня преступности в этой среде. Признается, что профилактические меры играют ключевую роль в оказании помощи подрастающему поколению сделать правильный и ответственный выбор. Аналогичная работа проводится в Иране, Китае и в других странах Азии.
Заключение
Как было отмечено выше, в России действует ФЗ № 436-Ф3 от 29.12.2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», соответствующий закон о создании правовой среды по защите несовершеннолетних в сети Интернет. Однако, на наш взгляд, сегодняшние реалии требуют: дальнейшего совершенствования указанного ФЗ от 29.12.2010 г., это возрастное ограничение доступа подростков к социальным сетям, ужесточение ответственности владельцев сайтов за деструктивную деятельность в соцсетях, где целевой аудиторией являются подростки; совершенствования работы по повышению правовой грамотности в социальных сетях и в Интернете подростков и их родителей; изменения подхода в работе школьных программ по ограничению вовлечения учеников младших и средних классов к мобильным средствам связи и Интернету, ужесточив практику создания электронных дневников, учебников, тетрадей, школьных чатов и др.
Для избегания преступлений, направленных против подрастающего поколения, совершаемых как взрослыми людьми, так и самими подростками, необходимо не только усиливать правовую базу защиты детей и четко оговаривать наказание за совершенное противоправное деяние, но и активизировать профилактическую работу в семье работниками правоохранительных органов, педагогических коллективов, представителями общественности, СМИ, учитывая опыт зарубежных стран.
Только комплексный подход поможет решить проблемы деструктивного влияния мобильных средств связи и Интернета на подрастающее поколение России.
* Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в Российской Федерации.
Об авторах
Эльмира Гаджиабдуллаевна Джахиева
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Almira3dg@mail.ru
д-р ист. наук, профессор, кафедра административного, финансового и таможенного права
Россия, МахачкалаСписок литературы
- Турунова М. Противодействие влиянию сети «Интернет» на преступное поведение несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2023. 242 с.
- 佟丽华信息安全// 研究解决方案。 (Тонг Лихуа. Исследовательские решения // Информационная безопасность. 04.04.2024.). URL: https://www.secrss.com/articles/64978 (дата обращения: 20.01.2025).
- صیرملکوتی; فریدمحسنیپیشگیری جامعه مدار از بزهکاری اطفال و نوجوانان در محیطهای آموزشی مجازی (با تأکید بر یافتههای جرمشناسی) دانشگاه علوم قضائی و خدمات اداری دوره 28، شماره 102 - شمارهپیاپی 102 شهریور1402 صفحه 207-234 (Малкути Н., Мохсени Ф. Общественно-ориентированная профилактика преступности несовершеннолетних в виртуальных образовательных средах (с акцентом на данные криминологии) // Университет юридических наук и административных услуг. 2023. Т. 28, № 102. С. 207 – 234.)
- Ашманов И. Цифровое пространство как поле боя // Ашманов и партнеры. 22.02.2023. URL: https://www.ashmanov.com/education/articles/igor-ashmanov-tsifrovoe-prostranstvo-kak-pole-boya/?ysclid=m40atbauuz826044407 (дата обращения: 20.01.2025).
- Акимов И. Не доросли: как и зачем детей не пускают в соцсети в разных странах. Где и почему детям ограничивают доступ в Интернет // Газета.ru. 24.07.2023. URL: https://www.gazeta.ru/comments/2023/07/24_a_17322416.shtml (дата обращения: 20.01.2025).
- Гурьева И. В. Интернет-преступность несовершеннолетних: российский и зарубежный опыт противодействия // Актуальные исследования. 2024. № 5(187). Ч. II. С. 12 – 16.
- Демидова-Петрова Е. В. Социальные сети и их влияние на преступность несовершеннолетних в современной России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. № 4. С. 117 – 122.
- Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их меди-ко-психологическая профилактика. Аналитический обзор ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2021. С. 4.
- Тельпис Т. За три года в 74 раза выросло число интернет-преступлений, со-вершенных детьми // Все новости Воронежа. 28.04.2024. URL: https://moe-online.ru/news/incidents/1187487 (дата обращения: 20.01.2025).
- Вовлечение неустойчивых: как россиян обрабатывают террористы // Российское агентство правовой и судебной информации. 04.12.2023. URL: https://rapsinews.ru/incident_publication/20231204/309436993.html (дата об-ращения: 20.01.2025).
- 衬垫让未成年人融入社区网上平台 //法治.06.05.2020. (Ли Нин. С участием несовершеннолетних в сообществе на онлайн-платформах // Верховенство права. 06.05.2020). URL: https://www-chinacourt-org.translate.goog/article/detail/2020/06/ (дата обращения: 20.01.2025).
- Шри Колари. Безопасность детей и молодежи в Интернете: доклад «Защита детей в Интернете в Индии» // Офиц. сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/global-issues/child-and-youth-safety-online (дата обращения: 20.01.2025).
- В Москве изобличен интернет-развратник несовершеннолетних девочек // Новый день. 24.08.2023. URL: https://newdaynews.ru/moscow/804480.html (дата обращения: 20.01.2025).
- Запутался в сети. Подростки идут на преступления, при чем тут соцсети? // Hitech. 01.02.2018. URL: https://hi-tech.mail.ru/review/36054-vliyayut-li-socialnye-seti-na-povedenie-podrostkov/ (дата обращения: 20.01.2025).
- Уразбахтина Р. Эксперт: «В том, что подростки обвиняются в терроризме, виновато все общество» // MK RU. 03.08.2023. URL: https://ufa.mk.ru/social/2023/08/03/ekspert-v-tom-chto-podrostki-obvinyayutsya-v-terrorizme-vinovato-vse-obshhestvo.html (дата обращения: 20.01.2025).
- Repiščáková D. Už žiadne nenávistné prejavy na sociálnych sieťach? // Justičná revue. 2024. № 76. S. 47 – 60.
- Böhm M. Prävention von Jugendkriminalität // Living Quarter. 07.02.2024. URL: https://www.livingquarter.de/praevention-von-jugendkriminalitaet/ (дата обращения: 20.01.2025).
- Мамаева А. Меры касаются несовершенных действий детей в отношении преступников через социальные сети в разных странах и России // Закон и право. 2022. № 5. С. 191 – 195.
- Renju Jose, Byron Kaye. Australia nears social media ban for children after heated debate // Reuters. 27.11.2024. URL: https://www.reuters.com/technology/australia-senate-committee-backs-bill-ban-social-media-children-2024-11-26/ (дата обращения: 20.01.2025).
- Backgrounder – Government of Canada introduces legislation to combat harm-ful content online, including the sexual exploitation of children // Canadian Heritage. URL: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/news/2024/02/backgrounder--government-of-canada-introduces-legislation-to-combat-harmful-content-online-including-the-sexual-exploitation-of-children.html (дата обращения: 20.01.2025).
- Приказ Государственного совета Китайской Народной Республики. 24.10.2023. URL:https://www.gov.cn/zhengce/content/202310/content_6911288.htm (дата обращения: 20.01.2025).
Дополнительные файлы
