«Воля» физического лица в гражданском праве и ее уровни в контексте междисциплинарного подхода (часть 1)
- Авторы: Калинина И.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 128-136
- Раздел: ЧАСТНОПРАВОВЫЕ НАУКИ
- URL: https://journal-vniispk.ru/2588-0012/article/view/293474
- DOI: https://doi.org/10.17277/pravo.2025.01.pp.128-136
- ID: 293474
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Воля как концепт гражданского права раскрывается через анализ правовых норм Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом понимания воли в философии, религии, психологии, психиатрии, лингвистике. Через призму концепта воли в гражданском праве раскрываются правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, дееспособность несовершеннолетних лиц, правосубъектность лиц, ограниченных в дееспособности, и лиц, признанных недееспособными, представительство.
Особое внимание уделено анализу влияния биологических факторов на включенность физического лица в гражданские правоотношения. Здесь имеет место обращение к психиатрии как области медицины, изучающей деформирование воли человека под влиянием психических расстройств и соматических заболеваний.
Сформулирован вывод о том, что воля является фундаментальным
и системообразующим концептом цивилистики. На основе междисциплинарного анализа воли определены уровни воли физического лица как участника гражданских правоотношений: высший уровень воли определен представлением о воле как свойстве автономии личности; центральный уровень воли связан с психосоматическими особенностями человека, его социальными и экономическими компетенциями; содержательный уровень, где воля физического лица формируется в юридически значимый период; внешний уровень воли – волеизъявление.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Понятие «воля» является одним из древнейших психологических понятий; «начиная с Античности и до Новейшего времени, воля, наряду с разумом и чувствами, занимает центральное место в учении о душе человека» [11, с. 72]. В настоящее время отсутствует единое междисциплинарное понимание воли. Это вполне объяснимо, поскольку разные сферы человеческого познания имеют и разные цели изучения жизнедеятельности человека.
В гражданском праве воля выступает определяющей смысловой категорией гражданского права и его концептом. Изучение «воли» в гражданском праве позволяет проникнуться духом цивилистики, содержанием гражданского законодательства и его толкованием, подходами судов в разрешении гражданско-правовых споров. Дефиниция воли прямо в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) не установлена, но логически выводится из его положений как общего характера, так и относящихся к конкретным вопросам регулирования гражданско-правовых отношений. При этом воля имеет значение не только для гражданского права, но и для всего частного права в целом.
Воля в гражданском праве – это базовое понятие, определяющее и правовое регулирование, и правоприменительную практику. Какой бы вопрос или конфликт не возник между участниками гражданских правоотношений, его разрешение будет определяться установлением их воли. Воля как концепт как бы кодируется в положениях ГК РФ, обеспечивая тем самым цементирование духа цивилистики, принципов гражданского права и единство подходов в регулировании гражданско-правовых отношений и разрешении споров в них. Воля является объектом гражданско-правовой охраны и защиты.
Методы
В философии понятие «воля» относится не к правовому положению человека в гражданском праве, а к его характеристике как личности. В философии и этике права воля – это компонент (свойство) личности в контексте «автономии воли». «Автономия воли» – понятие концептуального значения, поскольку через него раскрываются этика права, представления о свободе человека и его ценности. Человек, обладающий автономией воли, значит обладающий «возможностью и способностью самому решать, что есть добро, а что – зло, где кончается право, а где начинается обязанность», а также обладающий «способностью правового суждения» [11, с. 161 – 168]. Автономия воли – это способность воли быть законодательницей своих поступков, это свойство личности и основание ее достоинства; это способность уважать себя и других, признавать ценность человека, уважать право [5, с. 1199, 1240; 6, с. 283, 350; 7, с. 196, 206]; «…а чем же другим может быть свобода воли, как не автономией, т.е. свойством воли быть самой для себя законом?» [7, с. 226]. А потому автономия воли распространяется на все сферы бытия человека.
В православии воля определяется как «главный дар, переданный человеку от Бога»; «именно в воле состоит Образ Господа»; «осознание людьми данного факта позволит не просто обуздать те поступки, которые обусловлены стремлением к материальным благам и мимолетным чувствам, но и разобраться в себе, жить в гармонии с душой и телом, не поддаваясь искушениям страстей» [2, с. 144, 145].
В лингвистике концепт воли является безэквивалентным (этноспецифическим) и парным (воля – свобода); его мотивирующими признаками являются «желание» и «свобода»; воля представляет собой «некий духовный акт, направленный на достижение некой цели» или «активное или пассивное желание, предполагающее ожидание его исполнения» [9]. Воля включает разные категории и аспекты: свобода, «свой-чужой», «Бог в душе», совесть, имущество, количество, пространство, характер, власть и сила, победа, стремление, желание, разум, выбор, дух, характер [4, 9].
В психиатрии воля – это «психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности при преодолении внутренних и внешних препятствий» [10, с. 41]. В психологии воля раскрывается через «психическое образование, позволяющее индивиду, целенаправленно преодолевая различные внутренние и внешние препятствия, осуществлять свою деятельность для достижения поставленной цели»; здесь воля, иными словами, раскрывается через процессы «волевой саморегуляции» [3, с. 85]. В психологии «воля относится к основополагающим проблемам становления личности, вычисляющим самостоятельность и ответственность человека», выявляясь «в независимости, упрямстве, усидчивости, решимости, самоконтроле, стойкости» [8, с. 29, 30]. Человек не рождается с «волей», а формирует ее и развивает в течение своей жизни, то есть воля – это «приобретенное новообразование»; воля взаимосвязана с интеллектом и является важнейшей составляющей «духовно-нравственного становления человека на большинстве этапов его онтогенеза» [1, с. 7]. В социально-психологическом аспекте воля представляется как «важный когнитивный процесс и как необходимый компонент общения», при этом «волевые и интеллектуальные действия не существуют изолированно» [1, с. 7].
Философия и религия определяют этические основания автономии воли, свободы и равенства людей. Психология и психиатрия раскрывают способность к формированию воли и ее реализации в контексте биологических и социальных факторов, определяют влияние психических расстройств и особых психических состояний человека на формирование воли в отношении совершения юридически значимых действий. Педагогика изучает возрастные, когнитивные и интеллектуальные способности ребенка в процессе его обучения и социализации. Само гражданское право устанавливает правовые механизмы и правовые последствия волевых действий человека как участника гражданских правоотношений.
В силу сложности, глубины и многогранности данного понятия в разных науках, в силу значимости определения специфики воли человека в гражданских (имущественных) отношениях, с учетом определения идейного ядра в понимании воли и установлением специфики понимания воли в конкретных науках и воззрениях – необходимо осмысление концепта воли с тем, чтобы осознавать и применять его правильно в юридической квалификации отношений и разрешении юридических коллизий и споров в гражданско-правовой сфере.
Результаты
Воля в гражданском праве конструируется в категориях свободы, равенства и самостоятельности участников гражданских правоотношений. При этом здесь она выступает отдельным и самостоятельным аспектом воли как философского и как психического понятий. Воля в гражданском праве в философском дискурсе основывается на признании человека личностью, утверждении идеи его достоинства и самостоятельности, его ценности для общества и государства, видения в нем полноправного участника правоотношений. Воля в гражданском праве в психическом дискурсе связана с установлением ее деформации или отсутствия ввиду наличия особых психических расстройств и психических состояний в статике (правосубъектность) и в юридически значимый период при совершении физическим лицом сделок.
Воля как умозрительное понятие, будучи расщепленным и определяемым в своих целях разными науками, в своей сущности имеет понятийное и ценностное ядро, определяемое представлением о человеке как свободном субъекте, сообразующим свою волю с совестью и правами других лиц. В гражданском праве воля – это свойство личности, носителем которого является физическое лицо как участник гражданских правоотношений, а автономия воли выступает принципом гражданского законодательства. В категориях гражданского права данная сущность воли раскрывается в свободе и равенстве участников гражданских правоотношений, в обеспечении их прав и интересов.
С учетом положений гражданского права и междисциплинарного подхода считаем, что концепт воли имеет в гражданском праве четыре уровня.
Первый уровень – высший уровень воли определяется представлением о воле как свойстве автономии личности в ее этическом понимании в контексте правовых ценностей.
Второй уровень – центральный уровень воли связан с психосоматическими особенностями человека, его социальными и экономическими компетенциями как участника гражданских правоотношений. Данные особенности определяют способность человека обладать волей, осознавать ее, руководствоваться ею в своих поступках, понимать социальное и юридическое значение своих действий и их последствий. Здесь речь идет о дееспособности и ее объеме с учетом возраста человека и иных обстоятельств (ограничение дееспособности, признание гражданина недееспособным, эмансипация и т.д.). Данная воля (в статике) присуща человеку имманентно, она объективна, то есть зависит от личности человека, а не от внешних факторов.
Третий уровень – содержательный, где воля физического лица (в динамике) формируется в юридически значимый период применительно к конкретным интересам и желаниям лица в отношении достижения экономических и правовых целей и последствий его поведения как участника гражданских правоотношений. Данная воля формируется под воздействием внешних факторов и обстоятельств с учетом потребностей и планов человека в юридически значимый период.
Четвертый уровень – внешний уровень воли – волеизъявление.
Исследование
Общие положения о воле в Гражданском кодексе Российской Федерации
Понятие и концепт воли в ГК РФ усматриваются в его основополагающих правовых нормах.
В статье 1 ГК РФ закрепляются принципы гражданского права и гражданского законодательства, которые применительно к «воле» возможно представить следующим образом:
– воля определяется как неотъемлемый компонент юридически состоятельного участника гражданских правоотношений;
– устанавливается самостоятельность, равенство и свобода участников гражданско-правовых отношений как носителей и трансляторов своей воли;
– участники гражданских правоотношений руководствуются своей волей и интересами; определяется свобода воли участников гражданских правоотношений как в статике (вещные права), так и в динамике (обязательственные отношения);
– недопустимо принуждение воли и вмешательство в волевую сферу участников гражданских правоотношений, а в случае наличия таковых фактов необходимо восстановление нарушенных прав и их судебная защита сообразно воле физического лица.
Воля участников гражданских правоотношений должна быть созвучна правовым ценностям (ч. 1 ст. 2 Конституции РФ) и не нарушать основы конституционного строя России, а также волю, права и интересы других участников гражданских правоотношений. Реализация воли участников гражданских правоотношений может ограничиваться в публичных интересах (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ). При этом правомерна не любая реализация воли, а лишь та, что осуществляется сообразно принципу добросовестности и не преследует цели извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ). Товары, работы и услуги как результаты человеческой деятельности и как средства реализации воли участников гражданских правоотношений свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации (п. 5 ст. 1 ГК РФ). В отношении воли действует презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Прямо «воля» в ГК РФ закреплена в следующих правовых нормах: приобретение и осуществление участниками гражданских правоотношений гражданских прав в соответствии со своей волей (п. 2 ст. 1 ГК РФ); автономия воли как основа гражданско-правового регулирования (п. 1 ст. 2 ГК РФ); воля как условие совершения сделки, то есть действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.ст. 153 и 154 ГК РФ); определение воли через форму сделки (ст.ст. 158 и 160 ГК РФ); порок воли и волеизъявления как основание недействительности сделки (п. 2 гл. 9 ГК РФ); реализация воли через представительство (ст. 158 ГК РФ); возможность истребования имущества от добросовестного приобретателя при выбытии имущества от собственника помимо его воли (п. 1 ст. 302 ГК РФ); транслирование воли лица в публичной оферте (п. 2 ст. 437 ГК РФ) и др.
В целях реализации своих желаний, потребностей и интересов воля также формируется в юридически значимый период времени. Здесь она представляет собой психическое состояние (направленность на определенный результат), которое определяет юридически значимое поведение лица, реализуемое вовне. В правовом поле данный результат оценивается через представления о правовых и экономических целях сделки, а в бытовом и социальном плане речь идет об удовлетворении «житейских», экономических и иных потребностей: удовлетворение чувства голода – продукты питания; удовлетворение физических, этических и эстетических потребностей – одежда, обувь, косметические средства; приобретение товаров, работ и услуг – быт, организация празднований и т.п.. Очевидно, что в бытовой сфере человек руководствуется не соображениями правового и экономического результата, а исходит именно из удовлетворения «житейских» (бытовых) потребностей. В отношении приобретения и приращения капитала (недвижимость, инвестиции и т.п.) выражено усматривается оформленность воли именно на соответствующий экономический и правовой результат. Таким образом, направленность юридически значимого поведения не исчерпывается только правовой целесообразностью, а определяется максимально возможным спектром потребностей и интересов человека. Из этого вытекает следующее. В своем внутреннем фокусе воля участника гражданских правоотношений представляет собой конгломерат потребностей, мотивации, интереса и представлений о результате их достижения и удовлетворения в отношении материальных и нематериальных объектов внешнего мира и выстраивания отношений с другими лицами (содержательный уровень). В своем внешнем фокусе воля человека получает название в таком правовом понятии как «волеизъявление»,
а достижение и реализация правового результата ставится в зависимость от соответствия внутренней воли волеизъявлению (внешний уровень воли).
Здесь же мы видим и реализацию формального подхода в гражданском праве к пониманию воли человека – воля как свобода выбора, удовлетворения потребности и желаний, воля как обслуживание интереса (содержательный уровень и внешний уровень воли – волеизъявление). Это отличие от понимания воли как свойства личности и как биологического и социального существа: 1) как этического понятия (воля как проявление автономии личности, способность действовать сообразно представлениям о свободе, равенстве, достоинстве, человечности и т.п.) (высший уровень воли); 2) как силы духа, поведения сообразного воле Бога (православие); 3) черты характера в контексте когнитивного, интеллектуального и эмоционального осмысления действительности и, главное, преодоления препятствий как пути становления личности (психология, психиатрия, педагогика). Концепт воли (психология, психиатрия, педагогика) определяется «способностью к преодолению препятствий» и потому воля здесь не подвержена внешним влияниям, напротив, она им противостоит и реализует самость (центральный уровень воли).
Заключение
В сфере гражданского оборота сложно усмотреть именно «личность» и «волю» в концептуальном их понимании, в частности, например, в приобретении одежды и аксессуаров – следуя веянию моды, предметов роскоши – желая подчеркнуть свой социальный статус, туристических продуктов – руководствуясь соображениями отдыха и новых впечатлений, получение косметических услуг – желая удовлетворить свои этические потребности в самовосприятии. Здесь мы уже сталкиваемся не с идейным пониманием личности через реализацию воли, обслуживающей свой интерес, а с личностью потребителя, чьи потребности в товарах, работах и услугах во многом определяются психологией потребления и маркетинговыми подходами, нежели собственными потребностями человека (содержательный уровень и внешний уровень воли – волеизъявление). Вряд ли такое поведение имеет ценностное (этическое) значение, но оно необходимо и важно для организации гражданского оборота, экономики страны, формирования налоговой базы и т.п.
Представляется, что в положениях ГК РФ воля по своему содержанию могла бы быть воспринята и истолкована как формальное понятие, где форма состоит в том, что воля – это свобода удовлетворения желаний
и интересов в границах закона и неиспользование своих прав не в правовых целях. И именно п. 1 ст. 2 ГК РФ, где закрепляется принцип автономии воли в качестве одного из фундаментальных положений гражданского законодательства, наполняет поведение физического лица как участника гражданских правоотношений этическим смыслом и содержанием (центральный уровень воли).
В совокупности статей ГК РФ мы видим отражение воли не как философского понятия, а как ее отдельной, при этом узкой, грани – способности желать и реализовывать желание (потребность, интерес и т.п.) в частноправовом пространстве. Примечательно, что ГК РФ прямо устанавливает, что все гражданско-правовое регулирование основано на принципе «автономии воли», то есть ГК РФ однозначно устанавливает философские этические основания свободы участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 2 ГК РФ) (высший уровень воли).
В последующей публикации по представленной теме исследования будут раскрыты следующие вопросы: соотношение воли, правоспособности, дееспособности и сделкоспособности; воля и представительство; юридическое понимание воли в контексте влияния на нее соматических заболеваний и психических расстройств; значение воли в разрешении гражданско-правовых споров с участием физических лиц на примерах.
Об авторах
Ирина Анатольевна Калинина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ia-kalinina@mail.ru
канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Гражданское право и процесс»
Россия, ТамбовСписок литературы
- Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Воля в ее возрастном и психолого-педагогическом значении // Прикладная юридическая психология. 2024. № 3(68). С. 5 – 10.
- Багирян Е. П. Воля человеческая. Православное понимание вопроса // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2023. № 1(14). С. 142 – 145.
- Ворожейкин С. А. Воля как предиктор саморегуляции и основа социальной активности // Страховские чтения. 2021. № 29. С. 84 – 90.
- Казаченко О. В., Шмалько С. П., Дорошенко О. В. Использование методов интеллектуального анализа данных для свободного ассоциативного эксперимента (на примере ценности воля) // Вопросы психолингвистики. 2023. № 4(58). С. 75 – 93.
- Кант И. К вечному миру 1795 г. // Метафизические начала естествознания. М.: Мысль, 1999. С. 1189 – 1242.
- Кант И. Критика практического разума 1788 г. // Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. С. 247 – 460.
- Кант И. Основы метафизики нравственности 1785 г. // Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. С. 155 – 246.
- Миронова Е. С. Воля и волевые процессы качества личности // Устойчивое развитие науки и образования. 2023. № 9(84). С. 28 – 31.
- Пименова М. В. Безэквивалентные концепты (на примере концепта воля) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Т. 8, № 2. С. 51 – 57.
- Психиатрия: учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Шаповала. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2020. 160 с.
- Чукин С. Г., Сальников В. П., Балахонский В. В. Философия права: учебник / под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Н. Хона. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. 240 с.
- Шляпников В. Н. Воля: потерянное звено современной зарубежной психологии // Экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 1. С. 72 – 87.
Дополнительные файлы
