Формирование методического тезауруса зарубежного автора учебника по русскому языку как иностранному
- Авторы: Фарисенкова Л.В.1, Желлали Э.И.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 18, № 4 (2020)
- Страницы: 422-438
- Раздел: Методика преподавания русского языка как неродного и иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324653
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-4-422-438
- ID: 324653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья имеет целью исследовать специфику сложившейся практики подготовки зарубежных авторов учебников по русскому языку как иностранному (РКИ) и обозначить перспективы формирования профессионального тезауруса этого контингента на основе современных образовательных технологий. Такая постановка вопроса представляется весьма актуальной, поскольку в настоящее время практически отсутствуют методические исследования и учебные разработки, адресованные этому контингенту обучаемых. В то же время практика свидетельствует о том, что зарубежные коллеги остро нуждаются в разноплановой методической поддержке со стороны российских методистов. В 70-80-е годы прошлого века, когда такая поддержка осуществлялась целенаправленно, зарубежом были созданы современные учебники РКИ, которые способствовали распространению русского языка в странах Европы, Азии и Африки. Материалами исследования послужили учебники русского языка для иностранцев, ознаменовавшие определенный этап в развитии методики преподавания РКИ. Использовались общенаучные теоретические методы исследования: сравнительный анализ имеющихся источников информации, сопоставительный анализ понятийного аппарата по теме исследования, синтезирование собственной точки зрения (или позиции), исходя из анализа различных способов решения проблемы. В качестве основных результатов рассматривается предложенная тематика обучающих и консультационных материалов для потенциальных зарубежных авторов учебников РКИ, которые предполагается размещать на разрабатываемой электронной платформе, а также внедрение в систему профпереподготовки и повышения квалификации материалов для круглого стола «Конструируем коммуникативный учебник РКИ». В заключение делается вывод о том, что потенциальные зарубежные авторы учебников РКИ в настоящее время остро нуждаются в системной научно-методической поддержке. В этой связи дается рекомендация активизировать работу с этим контингентом, используя потенциал отечественных методических исследований, как ставших уже классическими, так и современных.
Об авторах
Любовь Викторовна Фарисенкова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: fartom1@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: учебник РКИ, методика преподавания РКИ, русский язык как иностранный
Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1Эльнура Ибрагим кызы Желлали
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: melnura@yandex.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: русский язык как иностранный, коммуникативная личность, игровые технологии
Российская Федерация, 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 1Список литературы
- Akishina, A.A., & Kagan, O.E. (2018). Uchimsya uchit': Dlya prepodavatelei russkogo yazyka kak inostrannogo [Learning to teach: For teachers of Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Arutyunov, A.R. (1987). Sovremennye modeli konstruirovaniya, analiza i vnedreniya uchebnikov i uchebnykh posobii po russkomu yazyku: Kurs lektsii [Modern models of designing, analyzing and implementing textbooks and manuals on the Russian language: Course of lectures]. Moscow: Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka imeni A.S. Pushkina Publ. (In Russ.)
- Arutyunov, A.R. (1990). Kommunikativnyi intensivnyi uchebnyi kurs dlya zadannogo kontingenta uchashchikhsya [Communicative intensive training course for a given contingent of students]. Moscow: Gosudarstvennyi institut russkogo yazyka imeni A.S. Pushkina Publ. (In Russ.)
- Arutyunov, A.R., Trushina, L.B., & Chebotarev, P.G. (1981). Mnogofaktornyi analiz uchebnikov inostrannykh yazykov [Multivariate analysis of textbooks of foreign languages]. Soderzhanie i struktura uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo [Content and structure of textbooks on Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Bash, E.G., Babalova, L.L., & Dorofeeva, T.M. (1960). Uchebnik russkogo yazyka dlya studentov-v'etnamtsev [Textbook of the Russian language for students-Vietnamese]. Moscow: Vysshaya shkola Publ.
- Berdichevskii, A.L., & Golubeva, A.V. (2015). Kak napisat' mul'tikul'turnyi uchebnik russkogo yazyka kak inostrannogo [How to write a multicultural textbook on Russian as a foreign language]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Bim, I.L. (1977). Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkol'nogo uchebnika [Methodology of teaching foreign languages as a science and problems of school textbooks]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Pulkina, N.M., & Zakhava-Nekrasova, E.B. (1958). Uchebnik russkogo yazyka dlya studentov-inostrantsev [Russian language textbook for foreign students]. Moscow: Sovetskaya nauka Publ. (In Russ.)
- Shchukin, A.N. (2018). Russkii yazyk kak inostrannyi: Osnovy uchebnikovedeniya: Posobie dlya prepodavatelei i studentov-filologov [Russian as a foreign language: Fundamentals of textbook studies: Handbook for teachers and students of philology]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
- Vyatyutnev, M.N. (1974). Formirovanie teorii uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo [The formation of the theory of the textbook of Russian as a foreign language]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad], (4), 61–65. Moscow. (In Russ.)
- Vyatyutnev, M.N. (1984). Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy) [The theory of the textbook on Russian as a foreign language (methodical bases)]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Zhellali, E.I. (2017). Uchet lingvokul'turnykh kharakteristik kommunikativnoi lichnosti v uchebnike RKI dlya gidov Turtsii [Accounting for linguistic and cultural characteristics of the communicative personality in the textbook of the RKI for guides in Turkey]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.)
Дополнительные файлы

