Формирование лингвокультурологической компетенции казахстанских учащихся в обучении русскому языку как неродному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения русскому языку как неродному становится приоритетным направлением в современной лингводидактике, в частности в образовательном пространстве Казахстана. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития полноценно образованной вторичной языковой личности в полилингвальной среде современного социума, что декларирует применение антропоцентрического принципа в методике обучения русскому языку как лингвокультурному феномену. Цель исследования - формирование у обучаемых лингвокультурологической компетенции в восприятии особенностей русской картины мира, традиционных ценностей и ментальности русского этноса. Материалом послужили ассоциативные словари русского и казахского языков, результаты ассоциативных экспериментов со школьниками, научные источники по психолингвистике и лингвокультурологии, казахстанские учебники и учебные пособия по русскому языку (в школах с русским/казахским языком обучения). В качестве методов использовались сопоставительный и ассоциативный эксперименты, пилотажное обследование, а также приемы структурирования (ассоциативных семантических гештальтов по методике Ю.Н. Караулова), лингвокультурологического комментария, моделирования ситуативных упражнений и анализа коммуникативно-речевых актов. Представлена иллюстрация специфики этноязыкового сознания учащихся на ассоциативном уровне. Обоснована уместность лингвокультурологического комментария для расширения этноментального кругозора учащихся и осуществления адекватного межкультурного диалога. Показана эффективность использования материалов ассоциативных экспериментов как средства формирования лингвокультурологической компетенции школьников при организации учебной деятельности.

Об авторах

Римма Ануарбековна Арынбаева

Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова

Email: rimma10.69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9181-539X

магистр педагогических наук, старший преподаватель, кафедра практического русского языка для технических специальностей

Республика Казахстан, 160018, Шымкент, пр-кт Тауке Хана, д. 5

Жанна Кудайбергеновна Маханова

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Email: zhanna_kudaibergenovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6992-1834

магистр гуманитарных наук, докторант кафедры русского языка и литературы

Республика Казахстан, 160012, Шымкент, ул. Байтурсынова, д. 13

Наталья Васильевна Дмитрюк

Южно-Казахстанский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nvdmitr@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8527-0338

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы

Республика Казахстан, 160012, Шымкент, ул. Байтурсынова, д. 13

Список литературы

  1. Arynbayeva, R.A., Dmitryuk, N.V., & Stycheva, O.A. (2022a). Associative research in teaching Russian as a foreign language. Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series, (1), 229-238. (In Russ.) https://doi.org/10.32523/2616-6895-2022-138-1-229-237
  2. Arynbayeva, R.A., Dmitryuk, N.V., & Stycheva, O.A. (2022b). Basic values in teaching Russian: Psycholinguistic aspects. Journal of Language and Linguistic Studies, (1), 333-344. https://doi.org/10.52462/jlls.185
  3. Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
  4. Bakhtikireeva, U.M. (2014). Theory of bilingualism in Russian linguistics. Linguistics of the 21st century: Collection of Scientific Articles: to the 65th Anniversary of Professor V.A. Maslova (pp. 44-55). Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ. (In Russ.)
  5. Bakhtikireeva, U.M., & Sinyachkin, V.P. (2015). From stimulus to response: Review of the first Kazakh associative dictionary. Journal of Psycholinguistics, (1), 254-258. (In Russ.)
  6. Bashurina, D.I. (2005). The formation of linguoculturological competence of foreign students-philologists in teaching Russian proverbs [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. St. Petersburg. (In Russ.)
  7. Bragina, M.A., & Sinyachkin, V.P (2014). The principle of “open” methodology as an innovative basis for the formation of language competence. Innovative Teaching of the Russian Language in Conditions of Multilingualism: Collection of Articles (vol. 1, pp. 65-67). Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  8. Demyankov, V.Z. (2020). On ‘possible' and ‘probable' in Spanish corpus. Journal of Psycholinguistics, (3), 41-53. (In Russ.) https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-45-3-41-52
  9. Dronov, V.V., & Siniachkin, V.P. (2015). Methodology of forming images of language consciousness in learning Russian. Journal of Psycholinguistics, (2), 200-204. (In Russ.)
  10. Gachev, G.D. (1998). National images of the world: A course of lectures. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
  11. Ivashkevych, E., & Prymachok, L. (2020). Psycholinguistic peculiarities of the development of communicative competence of teachers of secondary schools. Psycholinguistics. Series: Psychology, 27(1), 95-121. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2020-27-1-95-121
  12. Karaulov, Yu.N. (1994). Russian associative dictionary as a new linguistic source and tool for the analysis of language ability. Russian Associative Dictionary (vol. 1, pp. 191-220). Moscow. (In Russ.)
  13. Leontiev, A.A. (1997). Fundamentals of psycholinguistics. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  14. Passov, E.I., & Kuzovleva, N.E. (2010). Russian as a foreign language: Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: A methodological guide for teachers of Russian as a foreign language. Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  15. Sharifian, F. (2017). Cultural linguistics and linguistic relativity. Language Sciences, 59, 83-92. https://doi.org/10.1016/j.langsci.2016.06.002
  16. Sudakova, N.A. (2012). Linguoculturological competence of a schoolchild. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (10), 211-217. (In Russ.)
  17. Suleimenova, E.D., Shaimerdenova, N.J., Smagulova, J.S., & Akanova, D.H. (2020). Dictionary of sociolinguistic terms. Almaty: Arman-PV Publ. (In Russ.)
  18. Tarasov, E.F. (1996). Intercultural communication - a new ontology for the analysis of linguistic consciousness. Ethnocultural Specifics of Linguistic Consciousness (pp. 7-22). Moscow: Eidos Publ. (In Russ.)
  19. Tarasov, E.F., Dronov, V.V., & Oshchepkova, E.S. (2017). Educational associative dictionary of the Russian language. St. Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  20. Ufimtseva, N.V., & Balyasnikova, O.V. (2019). Language picture of the world and associative lexicography. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 18(1), 6-22. (In Russ.) https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.1
  21. Vorkachev, S.G. (2001). Linguoculturology, linguistic personality, concept: The formation of the anthropocentric paradigm in linguistics. Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education, (1), 64-72. (In Russ.)
  22. Vygotskii, L.S. (1999). Thinking and speech. Moscow: Labirint Publ. (In Russ.)
  23. Weinreich, U. (1979). Language contacts. The state and problems of the study. Kyiv: Vishcha Shkola Publ. (In Russ.)
  24. Zalevskaia, A.A. (2005). Psycholinguistic research. Word. Text. Selected works. Moscow: Gnosis Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».