Формирование лингвокультурологической компетенции казахстанских учащихся в обучении русскому языку как неродному
- Авторы: Арынбаева Р.А.1, Маханова Ж.К.2, Дмитрюк Н.В.2
-
Учреждения:
- Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова
- Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2023): Лингвистические и лингводидактические проблемы билингвизма
- Страницы: 341-355
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324673
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-3-341-355
- EDN: https://elibrary.ru/SKSMWB
- ID: 324673
Цитировать
Аннотация
Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения русскому языку как неродному становится приоритетным направлением в современной лингводидактике, в частности в образовательном пространстве Казахстана. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования и развития полноценно образованной вторичной языковой личности в полилингвальной среде современного социума, что декларирует применение антропоцентрического принципа в методике обучения русскому языку как лингвокультурному феномену. Цель исследования - формирование у обучаемых лингвокультурологической компетенции в восприятии особенностей русской картины мира, традиционных ценностей и ментальности русского этноса. Материалом послужили ассоциативные словари русского и казахского языков, результаты ассоциативных экспериментов со школьниками, научные источники по психолингвистике и лингвокультурологии, казахстанские учебники и учебные пособия по русскому языку (в школах с русским/казахским языком обучения). В качестве методов использовались сопоставительный и ассоциативный эксперименты, пилотажное обследование, а также приемы структурирования (ассоциативных семантических гештальтов по методике Ю.Н. Караулова), лингвокультурологического комментария, моделирования ситуативных упражнений и анализа коммуникативно-речевых актов. Представлена иллюстрация специфики этноязыкового сознания учащихся на ассоциативном уровне. Обоснована уместность лингвокультурологического комментария для расширения этноментального кругозора учащихся и осуществления адекватного межкультурного диалога. Показана эффективность использования материалов ассоциативных экспериментов как средства формирования лингвокультурологической компетенции школьников при организации учебной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
Римма Ануарбековна Арынбаева
Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова
Email: rimma10.69@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9181-539X
магистр педагогических наук, старший преподаватель, кафедра практического русского языка для технических специальностей
Республика Казахстан, 160018, Шымкент, пр-кт Тауке Хана, д. 5Жанна Кудайбергеновна Маханова
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
Email: zhanna_kudaibergenovna@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6992-1834
магистр гуманитарных наук, докторант кафедры русского языка и литературы
Республика Казахстан, 160012, Шымкент, ул. Байтурсынова, д. 13Наталья Васильевна Дмитрюк
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: nvdmitr@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8527-0338
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и литературы
Республика Казахстан, 160012, Шымкент, ул. Байтурсынова, д. 13Список литературы
- Arynbayeva, R.A., Dmitryuk, N.V., & Stycheva, O.A. (2022a). Associative research in teaching Russian as a foreign language. Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series, (1), 229-238. (In Russ.) https://doi.org/10.32523/2616-6895-2022-138-1-229-237
- Arynbayeva, R.A., Dmitryuk, N.V., & Stycheva, O.A. (2022b). Basic values in teaching Russian: Psycholinguistic aspects. Journal of Language and Linguistic Studies, (1), 333-344. https://doi.org/10.52462/jlls.185
- Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M. (2014). Theory of bilingualism in Russian linguistics. Linguistics of the 21st century: Collection of Scientific Articles: to the 65th Anniversary of Professor V.A. Maslova (pp. 44-55). Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ. (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M., & Sinyachkin, V.P. (2015). From stimulus to response: Review of the first Kazakh associative dictionary. Journal of Psycholinguistics, (1), 254-258. (In Russ.)
- Bashurina, D.I. (2005). The formation of linguoculturological competence of foreign students-philologists in teaching Russian proverbs [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. St. Petersburg. (In Russ.)
- Bragina, M.A., & Sinyachkin, V.P (2014). The principle of “open” methodology as an innovative basis for the formation of language competence. Innovative Teaching of the Russian Language in Conditions of Multilingualism: Collection of Articles (vol. 1, pp. 65-67). Moscow: RUDN University. (In Russ.)
- Demyankov, V.Z. (2020). On ‘possible' and ‘probable' in Spanish corpus. Journal of Psycholinguistics, (3), 41-53. (In Russ.) https://doi.org/10.30982/2077-5911-2020-45-3-41-52
- Dronov, V.V., & Siniachkin, V.P. (2015). Methodology of forming images of language consciousness in learning Russian. Journal of Psycholinguistics, (2), 200-204. (In Russ.)
- Gachev, G.D. (1998). National images of the world: A course of lectures. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)
- Ivashkevych, E., & Prymachok, L. (2020). Psycholinguistic peculiarities of the development of communicative competence of teachers of secondary schools. Psycholinguistics. Series: Psychology, 27(1), 95-121. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2020-27-1-95-121
- Karaulov, Yu.N. (1994). Russian associative dictionary as a new linguistic source and tool for the analysis of language ability. Russian Associative Dictionary (vol. 1, pp. 191-220). Moscow. (In Russ.)
- Leontiev, A.A. (1997). Fundamentals of psycholinguistics. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Passov, E.I., & Kuzovleva, N.E. (2010). Russian as a foreign language: Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education: A methodological guide for teachers of Russian as a foreign language. Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Sharifian, F. (2017). Cultural linguistics and linguistic relativity. Language Sciences, 59, 83-92. https://doi.org/10.1016/j.langsci.2016.06.002
- Sudakova, N.A. (2012). Linguoculturological competence of a schoolchild. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (10), 211-217. (In Russ.)
- Suleimenova, E.D., Shaimerdenova, N.J., Smagulova, J.S., & Akanova, D.H. (2020). Dictionary of sociolinguistic terms. Almaty: Arman-PV Publ. (In Russ.)
- Tarasov, E.F. (1996). Intercultural communication - a new ontology for the analysis of linguistic consciousness. Ethnocultural Specifics of Linguistic Consciousness (pp. 7-22). Moscow: Eidos Publ. (In Russ.)
- Tarasov, E.F., Dronov, V.V., & Oshchepkova, E.S. (2017). Educational associative dictionary of the Russian language. St. Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Ufimtseva, N.V., & Balyasnikova, O.V. (2019). Language picture of the world and associative lexicography. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 18(1), 6-22. (In Russ.) https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.1
- Vorkachev, S.G. (2001). Linguoculturology, linguistic personality, concept: The formation of the anthropocentric paradigm in linguistics. Philological Sciences. Scientific Essays of Higher Education, (1), 64-72. (In Russ.)
- Vygotskii, L.S. (1999). Thinking and speech. Moscow: Labirint Publ. (In Russ.)
- Weinreich, U. (1979). Language contacts. The state and problems of the study. Kyiv: Vishcha Shkola Publ. (In Russ.)
- Zalevskaia, A.A. (2005). Psycholinguistic research. Word. Text. Selected works. Moscow: Gnosis Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

