Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.

Об авторах

Эльхан Гейдарович Азимов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: EGAzimov@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-3282-9177

почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Наталья Владимировна Кулибина

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Email: NVKulibina@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-4843-1403

доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела, Управление инновационной деятельности и непрерывного образования

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Вэньин Ван

Цицикарский университет

Email: venjinvan@yandex.ru
преподаватель русского языка Китайская Народная Республика, 161006, Хэйлунцзян, Цицикар, район Цзяньхуа

Список литературы

  1. Brocca, N. (2020). Social media in education and foreign language teaching. An introduction. The heiEDUCATION Journal. Transdisciplinary Studies on Teacher Education, (5), 9–23. https://doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.5.24155
  2. Bykov, A.S. (2017). Pedagogical potential of social networks. Pedagogical Image, (3), 36–44. (In Russ.)
  3. Cohen, A., Soffer, T., & Henderson, M. (2022). Students' use of technology and their perceptions of its usefulness in higher education: International comparison. Journal of Computer Assisted Learning, 38(5), 1321–1331. https://doi.org/10.1111/jcal.12678
  4. Goltsova, T.A., & Protsenko, E.A. (2019). Use of blogs and social networks in teaching a foreign language. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3), 62–68. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417
  5. Kozhevnikov, А.М., & Maslikov, V.А. (2020). The impact of internet communications on value orientations: A review. Sociology, (1), 149–158. (In Russ.)
  6. Lamy, M.-N., & Zourou, K. (2013). Social networking for language education. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9781137023384
  7. Lasukova, N.A., & Rabkina, N.V. (2022). Social nets and messengers in teaching foreign languages. Virtual Communication and Social Networks, 1(1), 8–14. (In Russ.)
  8. Navolochnaya, Y.V. (2019). Social networks use in foreign language teaching practice. Philology. Theory & Practice, 12(2), 267–272. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.58
  9. Pisar, N.V. (2021). Use of social media as a tool for teaching Russian language as a foreign language (on the example of the social network “VKontakte”). Bulletin of Pedagogical Sciences, (5), 203–211. (In Russ.)
  10. Reinhardt, J. (2019). Social media in second and foreign language teaching and learning: Blogs, wikis, and social networking. Language Teaching, 52(1), 1–39. https://doi.org/10.1017/S0261444818000356
  11. Rodionov, N.М., & Kotova, E.G. (2021). Educational opportunities of the social network “Tiktok”. Linguistics and Linguodidactics: Collection of Scientific Abstracts and Articles (pp. 209–215). Orekhovo-Zuyevo: MGOGI Publ. (In Russ.)
  12. Smychkov, O.A. (2019). The impact of social networks on the formation of the life position of young people. Innovation Science, (5), 181–182. (In Russ.)
  13. Soffer, Т., & Cohen, A. Students' engagement characteristics predict success and completion of online courses. Journal of Computer Assisted Learning, 35(3), 378–389. https://doi.org/10.1111/jcal.12340
  14. Sorokoumova, E.A., Molostova, N.Yu., & Aryutina, D.N. (2018). Socialization of teenagers in the process of online communication. Pedagogy and Phycology of Education, (2), 138–140. (In Russ.)
  15. Stevenson, M.P., & Liu, M. (2010). Learning a language with Web 2.0: Exploring the use of social networking features of foreign language learning websites. Calico Journal, 27(2). Retrieved December 12, 2017, from https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033
  16. Thomas, M. (2011). Deconstructing digital natives: Young people, technology and the new literacies. New York: Routledge.
  17. Varaksin, A.V. (2016). The influence of social networks on the formation of values of today's youth social pedagogy. Prepodavatel XXI Vek, 1(2), 205–212. (In Russ.)
  18. Vyazovskaya, V.V., Danilevskaya, T.A., & Trubchaninova, M.E. (2020). Online resources in teaching Russian as a foreign language: Expectations vs reality. Russian Language Studies, 18(1), 69–84. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».