Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному
- Авторы: Азимов Э.Г.1, Кулибина Н.В.1, Ван В.2
-
Учреждения:
- Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
- Цицикарский университет
- Выпуск: Том 21, № 2 (2023): Цифровые технологии в обучении русскому языку: современное состояние и перспективы
- Страницы: 133-147
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324676
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147
- EDN: https://elibrary.ru/BAUPZH
- ID: 324676
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние годы активно разрабатываются учебные онлайн-материалы по русскому языку как иностранному, которые ставят задачи обучения с помощью различных функций социальных сервисов, пользующихся популярностью в современном мире. Цель исследования - выявить и обосновать лингводидактический потенциал социальных сетей в качестве средства обучения русскому языку как иностранному на основе анализа их функций, учета коммуникативных потребностей пользователей. Материалом исследования послужили различные типы социальных сервисов, в которых представлены учебные материалы по обучению русскому языку, доступные с помощью информационно-поисковых систем. Применялись теоретические (анализ, сопоставление) и диагностические (педагогические наблюдения, устный опрос преподавателей и учащихся) методы. Полученные результаты позволили определить особенности преподавании и изучения русского языка как иностранного в социальных сетях. Даны характеристики различным социальным группам (возраст, интересы, коммуникативные потребности), ориентированным на использование цифровых ресурсов для изучения русского языка. Использование возможностей социальных сервисов в преподавании русского языка как иностранного позволит учесть коммуникативные потребности учащихся, их интересы, реализовать социокультурный подход в обучении, значительно увеличит количество изучающих русский язык, будет содействовать продвижению русского языка в интернете.
Об авторах
Эльхан Гейдарович Азимов
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: EGAzimov@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-3282-9177
почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6Наталья Владимировна Кулибина
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Email: NVKulibina@pushkin.institute
ORCID iD: 0000-0002-4843-1403
доктор педагогических наук, профессор, начальник научно-методического отдела, Управление инновационной деятельности и непрерывного образования
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6Вэньин Ван
Цицикарский университет
Email: venjinvan@yandex.ru
преподаватель русского языка Китайская Народная Республика, 161006, Хэйлунцзян, Цицикар, район Цзяньхуа
Список литературы
- Brocca, N. (2020). Social media in education and foreign language teaching. An introduction. The heiEDUCATION Journal. Transdisciplinary Studies on Teacher Education, (5), 9–23. https://doi.org/10.17885/heiup.heied.2020.5.24155
- Bykov, A.S. (2017). Pedagogical potential of social networks. Pedagogical Image, (3), 36–44. (In Russ.)
- Cohen, A., Soffer, T., & Henderson, M. (2022). Students' use of technology and their perceptions of its usefulness in higher education: International comparison. Journal of Computer Assisted Learning, 38(5), 1321–1331. https://doi.org/10.1111/jcal.12678
- Goltsova, T.A., & Protsenko, E.A. (2019). Use of blogs and social networks in teaching a foreign language. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (3), 62–68. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417
- Kozhevnikov, А.М., & Maslikov, V.А. (2020). The impact of internet communications on value orientations: A review. Sociology, (1), 149–158. (In Russ.)
- Lamy, M.-N., & Zourou, K. (2013). Social networking for language education. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9781137023384
- Lasukova, N.A., & Rabkina, N.V. (2022). Social nets and messengers in teaching foreign languages. Virtual Communication and Social Networks, 1(1), 8–14. (In Russ.)
- Navolochnaya, Y.V. (2019). Social networks use in foreign language teaching practice. Philology. Theory & Practice, 12(2), 267–272. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.2.58
- Pisar, N.V. (2021). Use of social media as a tool for teaching Russian language as a foreign language (on the example of the social network “VKontakte”). Bulletin of Pedagogical Sciences, (5), 203–211. (In Russ.)
- Reinhardt, J. (2019). Social media in second and foreign language teaching and learning: Blogs, wikis, and social networking. Language Teaching, 52(1), 1–39. https://doi.org/10.1017/S0261444818000356
- Rodionov, N.М., & Kotova, E.G. (2021). Educational opportunities of the social network “Tiktok”. Linguistics and Linguodidactics: Collection of Scientific Abstracts and Articles (pp. 209–215). Orekhovo-Zuyevo: MGOGI Publ. (In Russ.)
- Smychkov, O.A. (2019). The impact of social networks on the formation of the life position of young people. Innovation Science, (5), 181–182. (In Russ.)
- Soffer, Т., & Cohen, A. Students' engagement characteristics predict success and completion of online courses. Journal of Computer Assisted Learning, 35(3), 378–389. https://doi.org/10.1111/jcal.12340
- Sorokoumova, E.A., Molostova, N.Yu., & Aryutina, D.N. (2018). Socialization of teenagers in the process of online communication. Pedagogy and Phycology of Education, (2), 138–140. (In Russ.)
- Stevenson, M.P., & Liu, M. (2010). Learning a language with Web 2.0: Exploring the use of social networking features of foreign language learning websites. Calico Journal, 27(2). Retrieved December 12, 2017, from https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033
- Thomas, M. (2011). Deconstructing digital natives: Young people, technology and the new literacies. New York: Routledge.
- Varaksin, A.V. (2016). The influence of social networks on the formation of values of today's youth social pedagogy. Prepodavatel XXI Vek, 1(2), 205–212. (In Russ.)
- Vyazovskaya, V.V., Danilevskaya, T.A., & Trubchaninova, M.E. (2020). Online resources in teaching Russian as a foreign language: Expectations vs reality. Russian Language Studies, 18(1), 69–84. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84
Дополнительные файлы

