Обучающая модель заданий на взаимопроверку в онлайн-курсе русского языка как иностранного
- Авторы: Попова Т.И.1, Колесова Д.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 2 (2023): Цифровые технологии в обучении русскому языку: современное состояние и перспективы
- Страницы: 181-195
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324679
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-181-195
- EDN: https://elibrary.ru/ZSVSKZ
- ID: 324679
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обучение иностранному языку в рамках массового онлайн-курса имеет свою специфику. Особенностями контроля в таком курсе являются отсутствие обратной связи с преподавателем (предполагается исключительно самостоятельное усвоение материалов курса), снижение индивидуализации обучения, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся, что обусловливает использование метода взаимопроверки и связанную с этим необходимость развития способности студентов к самостоятельному оцениванию результатов освоения онлайн-курса. Особую актуальность развитие таких способностей инофонов приобретает в онлайн-курсе «Русский язык как иностранный», где обучающимся необходимо оценивать тексты на иностранном языке. Цель исследования - представить поэтапную обучающую модель введения заданий на взаимопроверку в рамках онлайн-курса по русскому языку как иностранному и оценить ее эффективность. Материалом послужили задания на взаимопроверку в блоке «Пишем по-русски» массового онлайн-курса «Русский как иностранный. В1+» на платформе «Открытое образование». Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, метод моделирования. Дан обзор основных научных работ, посвященных формам контроля в массовых онлайн-курсах, рассмотрены этапы формирования когнитивных процедур, связанных с осознанием обучаемыми когнитивных стратегий, их эффективности, а также возможности самостоятельно оценить свой языковой и речевой уровень. В качестве результатов исследования приводится обучающая модель заданий для формирования у учащихся компетенции «эксперта», способного проверять задания на взаимопроверку. Делается вывод о том, что инофоны могут адекватно оценивать учебные работы друг друга, пользуясь предложенными параметрами оценки, учитывающими тип текста, жанр и типичные языковые средства его реализации. Представленная поэтапная обучающая модель заданий на взаимопроверку может быть успешно использована при обучении другим иностранным языкам на разных уровнях.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Игоревна Попова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: t.popova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8131-2158
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Дарья Владимировна Колесова
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: d.kolesova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5531-9815
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Almazova, N.I. (2003). Cognitive aspects of the formation of intercultural competence in teaching a foreign language at a non-linguistic university [Author’s abstr. doctor ped. diss.]. St. Petersburg. (In Russ.)
- Andreev, V.N. (2021). Self-check/mutual check on the model as an element of a modern school English lesson. Variability and Standardization of Language Education in Non-Linguistic Universities: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference (pp. 19–22). Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. (In Russ.)
- Bukreeva, T.A., Veryutina, G.S., & Motlokhova, E.A. (2018). Mutual checks as a means of forming students' self-control. Modern Educational Environment: Theory and Practice. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference (pp. 57–59). Cheboksary: CSC “Interactive Plus” Publ. (In Russ.)
- Burimskaya, D.V., & Kharlamenko, I.V. (2019). Comprehensive approach in teaching a foreign language to non-linguistic students on information systems. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, (2), 96–111. (In Russ.)
- Farahani, A.A.K., Nemati, M., & Montazer, M.N. (2019). Assessing peer review pattern and the effect of face-to-face and mobile-mediated modes on students’ academic writing development. Lang Test Asia, 9. https://doi.org/10.1186/s40468-019-0094-7
- Gamage, D., Whiting, M., Rajapakshe, T., Thilakarathne, H., Perera, I., & Fernando, S. (2017). Improving assessment on MOOCs through peer identification and aligned incentives. L@S '17: Proceedings of the Fourth (2017) ACM Conference on Learning @ Scale (pp. 315–318). Massachusetts: Cambridge. https://doi.org/10.1145/3051457.3054013
- García‐Martínez, C., Cerezo, R., Bermúdez, M., & Romero, C. (2019). Improving essay peer grading accuracy in massive open online courses using personalized weights from student's engagement and performance. Journal of Computer Assisted Learning, 35(1), 110–120. https://doi.org/10.1111/jcal.12316
- Glazunova, O.I., Kolesova, D.V., & Popova, T.I. (2022). Russian language as a foreign language program. Levels A1–C2. Main course. Phonetics. Vocabulary. Grammar. Listening. Reading. Speaking. Writing. Moscow: Russky Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Gorlushkina, N.N., Valitova, Yu.O., Nasyrov, N.F., & Tartynskikh, P.S. (2020). Features of the organization of mutual examination of students' work using digital technologies. Economics. Law. Innovations, (3), 48–54. (In Russ.)
- Grechushkina, N.V. (2018). Online course: Definition and classification. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 27(6), 125–134. (In Russ.)
- Korovina, I.V., Konstantinova, D.V., & Safonkina, O.S. (2019). Using “peer review” method for language assessment. Vestnik of Samara State Technical University. Psycological and Pedagogical Sciences, 16(3), 55–71. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.3.5 (In Russ.)
- Latypova, V.A. (2015). Complex result assignment scoring techniques in blended and online automated training. Naukovedenie, 7(3). (In Russ.) https://doi.org/10.15862/170TVN315
- Leushina, I.V, & Leushin, I.O. (2019). Foreign language and individualization of student training : Realities, trends, options. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 28(3), 147–154. (In Russ.)
- Manukyan, I.Yu. (2017). Cognitive-communicative approach to learning in the process of formation of intercultural competence. Innovation Science, (10), 72–76. (In Russ.)
- Matienko, A.V. (2012). Methodological concept of cognitive-communicative control in the system of teaching a foreign language to students of a linguistic university. [Author’s abstr. doctor ped. diss.]. Nizhny Novgorod. (In Russ.)
- Mirmotahari, O., Berg, Y., Fremstad, E., & Damsa, C. (2019). Student engagement by employing student peer reviews with criteria-based assessment. IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (pp. 1152–1157). Dubai: IEEE. https://doi.org/10.1109/EDUCON.2019.8725174
- Popova, T.I. (Ed.). (2022). Linguodidactic description of competences in the field of Russian as a foreign language (B2/TRKI-2). St. Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Popova, T.P., & Kolesova, D. (2019). Peer assessment in massive open online courses: Monitoring the knowledge assessment effectiveness. CSIS'19: Communicative Strategies of Information Society. St. Petersburg: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3373722.3373794
- Popova, T.P., & Malinina, I.A. (2020). The use of online course as part of blended leaning technology in teaching foreign languages at non-linguistic university. Pedagogy and Psychology of Education, (1), 125–145. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-125-145
- Reinholz, D. (2015). The assessment cycle: A model for learning through peer assessment. Assessment & Evaluation in Higher Education, 41(2), 301–315. https://doi.org/10.1080/02602938.2015.1008982
- Shatalov, V.F. (1987). Pivot point: About experimental teaching methods. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Timkina, Yu.Yu. (2020). Self and mutual control of the foreign-language educational variants capture in a higher school. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8(2). (In Russ.)
- Tretyak, G.V., & Tyurdeeva, A.I. (2020). Cognitive and communicative approach to foreign languages teaching. Sakharov Readings 2020: Environmental Problems of the XXI century: Proceedings of the XX International Scientific Conference, (1), 207–210. Minsk: IVTs Minfina Publ. (In Russ.)
- Yin, S., Chen, F., & Chang, H. (2022). Assessment as learning: how does peer assessment function in students' learning? Frontiers in Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.912568
- Yoon, J. (2021). An intelligent distance learning framework: Assessment-driven approach. Intelligent Systems and Learning Data Analytics in Online Education (chapter 12, pp. 273–299). Dobbs Ferry. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-823410-5.00011-5
Дополнительные файлы

