Обучающая модель заданий на взаимопроверку в онлайн-курсе русского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обучение иностранному языку в рамках массового онлайн-курса имеет свою специфику. Особенностями контроля в таком курсе являются отсутствие обратной связи с преподавателем (предполагается исключительно самостоятельное усвоение материалов курса), снижение индивидуализации обучения, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся, что обусловливает использование метода взаимопроверки и связанную с этим необходимость развития способности студентов к самостоятельному оцениванию результатов освоения онлайн-курса. Особую актуальность развитие таких способностей инофонов приобретает в онлайн-курсе «Русский язык как иностранный», где обучающимся необходимо оценивать тексты на иностранном языке. Цель исследования - представить поэтапную обучающую модель введения заданий на взаимопроверку в рамках онлайн-курса по русскому языку как иностранному и оценить ее эффективность. Материалом послужили задания на взаимопроверку в блоке «Пишем по-русски» массового онлайн-курса «Русский как иностранный. В1+» на платформе «Открытое образование». Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдение, метод моделирования. Дан обзор основных научных работ, посвященных формам контроля в массовых онлайн-курсах, рассмотрены этапы формирования когнитивных процедур, связанных с осознанием обучаемыми когнитивных стратегий, их эффективности, а также возможности самостоятельно оценить свой языковой и речевой уровень. В качестве результатов исследования приводится обучающая модель заданий для формирования у учащихся компетенции «эксперта», способного проверять задания на взаимопроверку. Делается вывод о том, что инофоны могут адекватно оценивать учебные работы друг друга, пользуясь предложенными параметрами оценки, учитывающими тип текста, жанр и типичные языковые средства его реализации. Представленная поэтапная обучающая модель заданий на взаимопроверку может быть успешно использована при обучении другим иностранным языкам на разных уровнях.

Об авторах

Татьяна Игоревна Попова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: t.popova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-8131-2158

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Дарья Владимировна Колесова

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: d.kolesova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5531-9815

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Список литературы

  1. Almazova, N.I. (2003). Cognitive aspects of the formation of intercultural competence in teaching a foreign language at a non-linguistic university [Author’s abstr. doctor ped. diss.]. St. Petersburg. (In Russ.)
  2. Andreev, V.N. (2021). Self-check/mutual check on the model as an element of a modern school English lesson. Variability and Standardization of Language Education in Non-Linguistic Universities: Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference (pp. 19–22). Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. (In Russ.)
  3. Bukreeva, T.A., Veryutina, G.S., & Motlokhova, E.A. (2018). Mutual checks as a means of forming students' self-control. Modern Educational Environment: Theory and Practice. Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference (pp. 57–59). Cheboksary: CSC “Interactive Plus” Publ. (In Russ.)
  4. Burimskaya, D.V., & Kharlamenko, I.V. (2019). Comprehensive approach in teaching a foreign language to non-linguistic students on information systems. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, (2), 96–111. (In Russ.)
  5. Farahani, A.A.K., Nemati, M., & Montazer, M.N. (2019). Assessing peer review pattern and the effect of face-to-face and mobile-mediated modes on students’ academic writing development. Lang Test Asia, 9. https://doi.org/10.1186/s40468-019-0094-7
  6. Gamage, D., Whiting, M., Rajapakshe, T., Thilakarathne, H., Perera, I., & Fernando, S. (2017). Improving assessment on MOOCs through peer identification and aligned incentives. L@S '17: Proceedings of the Fourth (2017) ACM Conference on Learning @ Scale (pp. 315–318). Massachusetts: Cambridge. https://doi.org/10.1145/3051457.3054013
  7. García‐Martínez, C., Cerezo, R., Bermúdez, M., & Romero, C. (2019). Improving essay peer grading accuracy in massive open online courses using personalized weights from student's engagement and performance. Journal of Computer Assisted Learning, 35(1), 110–120. https://doi.org/10.1111/jcal.12316
  8. Glazunova, O.I., Kolesova, D.V., & Popova, T.I. (2022). Russian language as a foreign language program. Levels A1–C2. Main course. Phonetics. Vocabulary. Grammar. Listening. Reading. Speaking. Writing. Moscow: Russky Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  9. Gorlushkina, N.N., Valitova, Yu.O., Nasyrov, N.F., & Tartynskikh, P.S. (2020). Features of the organization of mutual examination of students' work using digital technologies. Economics. Law. Innovations, (3), 48–54. (In Russ.)
  10. Grechushkina, N.V. (2018). Online course: Definition and classification. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 27(6), 125–134. (In Russ.)
  11. Korovina, I.V., Konstantinova, D.V., & Safonkina, O.S. (2019). Using “peer review” method for language assessment. Vestnik of Samara State Technical University. Psycological and Pedagogical Sciences, 16(3), 55–71. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.3.5 (In Russ.)
  12. Latypova, V.A. (2015). Complex result assignment scoring techniques in blended and online automated training. Naukovedenie, 7(3). (In Russ.) https://doi.org/10.15862/170TVN315
  13. Leushina, I.V, & Leushin, I.O. (2019). Foreign language and individualization of student training : Realities, trends, options. Vysshee Obrazovanie v Rossii, 28(3), 147–154. (In Russ.)
  14. Manukyan, I.Yu. (2017). Cognitive-communicative approach to learning in the process of formation of intercultural competence. Innovation Science, (10), 72–76. (In Russ.)
  15. Matienko, A.V. (2012). Methodological concept of cognitive-communicative control in the system of teaching a foreign language to students of a linguistic university. [Author’s abstr. doctor ped. diss.]. Nizhny Novgorod. (In Russ.)
  16. Mirmotahari, O., Berg, Y., Fremstad, E., & Damsa, C. (2019). Student engagement by employing student peer reviews with criteria-based assessment. IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON) (pp. 1152–1157). Dubai: IEEE. https://doi.org/10.1109/EDUCON.2019.8725174
  17. Popova, T.I. (Ed.). (2022). Linguodidactic description of competences in the field of Russian as a foreign language (B2/TRKI-2). St. Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  18. Popova, T.P., & Kolesova, D. (2019). Peer assessment in massive open online courses: Monitoring the knowledge assessment effectiveness. CSIS'19: Communicative Strategies of Information Society. St. Petersburg: Association for Computing Machinery. https://doi.org/10.1145/3373722.3373794
  19. Popova, T.P., & Malinina, I.A. (2020). The use of online course as part of blended leaning technology in teaching foreign languages at non-linguistic university. Pedagogy and Psychology of Education, (1), 125–145. (In Russ.) https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-125-145
  20. Reinholz, D. (2015). The assessment cycle: A model for learning through peer assessment. Assessment & Evaluation in Higher Education, 41(2), 301–315. https://doi.org/10.1080/02602938.2015.1008982
  21. Shatalov, V.F. (1987). Pivot point: About experimental teaching methods. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
  22. Timkina, Yu.Yu. (2020). Self and mutual control of the foreign-language educational variants capture in a higher school. World of Science. Pedagogy and Psychology, 8(2). (In Russ.)
  23. Tretyak, G.V., & Tyurdeeva, A.I. (2020). Cognitive and communicative approach to foreign languages teaching. Sakharov Readings 2020: Environmental Problems of the XXI century: Proceedings of the XX International Scientific Conference, (1), 207–210. Minsk: IVTs Minfina Publ. (In Russ.)
  24. Yin, S., Chen, F., & Chang, H. (2022). Assessment as learning: how does peer assessment function in students' learning? Frontiers in Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.912568
  25. Yoon, J. (2021). An intelligent distance learning framework: Assessment-driven approach. Intelligent Systems and Learning Data Analytics in Online Education (chapter 12, pp. 273–299). Dobbs Ferry. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-823410-5.00011-5

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».