Лексико-синтаксические актуализаторы хеджирования в русском языке: опыт анализа отзывов о диссертации
- Авторы: Богинская О.А.1
-
Учреждения:
- Иркутский национальный исследовательский технический университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2023): Функциональный вектор описания современного русского языка
- Страницы: 18-32
- Раздел: Актуальные проблемы исследований русского языка
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324685
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-1-18-32
- EDN: https://elibrary.ru/YZIACM
- ID: 324685
Цитировать
Аннотация
Анализируются русские лексико-синтаксические актуализаторы хеджирования как риторической стратегии смягчения негативной оценки результатов рецензируемого исследования. Актуальность работы обусловлена переосмыслением природы академического дискурса, который рассматривается не только как информационная среда, но и как интерактивное пространство. Данный подход детерминирует потребность изучения языковых средств конструирования гармоничного диалога с адресатом. Цель исследования - количественный и интерпретативный анализ лексико-синтаксических средств русского языка, актуализирующих стратегию хеджирования в корпусе исследуемых текстов. Материалом послужили 90 отзывов официальных оппонентов о диссертациях, опубликованных на сайтах диссертационных советов в 2019-2022 гг. Научную новизну определяет использование в качестве объекта исследования жанра отзыва о диссертации, в котором впервые изучаются языковые средства смягчения негативной оценки, функционирующие на двух языковых уровнях. Для анализа лексико-синтаксических средств, актуализирующих стратегию хеджирования, применялись методы количественного и интерпретативного анализа. Результаты количественного анализа показали, что в текстах отзывов стратегия хеджирования преимущественно актуализируется с помощью глаголов, наречий и вводных конструкций. Интерпретативный анализ выявил, что хеджи реализуют несколько коммуникативных функций: смещение фокуса высказывания, модусная митигация критики и деинтенсификация негативной оценки. Исследование вносит вклад в изучение академического дискурса, а также в такие разделы лингвистики, как прагмалингвистика, теория текста и дискурса. Перспективным направлением может стать анализ лексико-грамматических средств русского языка, участвующих в актуализации других метадискурсивных стратегий.
Об авторах
Ольга Александровна Богинская
Иркутский национальный исследовательский технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olgaa_boginskaya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9738-8122
доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков, Институт лингвистики и межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83Список литературы
- Alcaraz-Ariza, M.Á. (2011). Evaluation in English medium medical book reviews. International Journal of English Studies, 11(1), 137-153. https://doi.org/10.6018/ijes.11.1.137141
- Bakanova, O.S. (2019). Peculiarities of expression of a positive evaluation in scientific text: On the basis of reviews of official opponents of the thesis. The World of Russian Word, (2), 37-41. (In Russ.) https://doi.org/10.24411/1811-1629-2019-12037
- Boginskaya, O. (2022). Creating an authorial presence in English-medium research articles abstracts by academic writers from different cultural backgrounds. International Journal of Language Studies, 16(2), 49-70.
- Brecht, R.D. (1985). On the relationship between mood and tense: The syntax of the particle by in the Russian language. New in Foreign Linguistics. XV. Modern Foreign Russian Language Studies (pp. 101-117). Moscow: Izd-vo Innostrannoi Literatury Publ. (In Russ.)
- Brown, P., & Levinson, S. (1987). Politeness: Some universals in language usage. Cambridge: Cambridge University.
- Caffi, C. (2007). Mitigation. Amsterdam: Elsevier.
- Channel, J. (1994). Vague language. Oxford: Oxford University Press.
- Dontcheva-Navratilova, O. (2016). Cross-cultural variation in the use of hedges and boosters in academic discourse. Prague Journal of English Studies, 5(1), 163-184. https://doi.org/10.1515/pjes-2016-0009
- Fraser, B. (2010). Pragmatic competence: The case of hedging. New Approaches to Hedging (pp. 15-34). Bingley: Emerald Group Publishing Limited.
- Giannoni, D.S. (2007). Metatextual evaluation in journal editorials. Textus, 20(1), 57-82.
- Haufiku, N., & Kangira, J. (2018). An exploration of hedging and boosting devices used in academic discourse focusing on English theses at the University of Namibia. Studies in English Language Teaching, 6(1), 1-11. https://doi.org/10.22158/selt.v6n1p1
- Hübler, A. (1983). Understatements and hedges in English. Amsterdam: John Benjamins.
- Hyland, K., & Diani, G. (2009). Introduction: Academic evaluation and review genres. Academic Evaluation. Review Genres in University Settings (pp. 1-14). Houndmills: Palgrave Macmillan.
- Lakoff, J. (1973). The logic of politeness: Or, minding your p’s and q’s. In C. Corum (Ed.), Papers from the 9th Regional Meeting of the Chicago Linguistic Society (pp. 292-305). Chicago: Chicago Linguistic Society.
- Larina, T.V. (2009). Category of politeness and communication style. Мoscow: Litress Publ. (In Russ.)
- Larina, T.V. (2019). Emotion and politeness in the style of blind peer-review. Aktual'nye Problemy Stilistiki, (5), 40-46. (In Russ.)
- Myers, G. (1989). The pragmatics of politeness in scientific articles. Applied Linguistics, 10, 1-35.
- Nagornyy, I.A. (2019). Grammatical-communicative functions of the Russian particles in the speech sphere. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Series, 38(3), 369-378. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2075-4574-2019-38-3-369-378
- Nefedov, S.T. (2017). Restrictive argumentation: Modal words of doubt and shared knowledge in academic linguistic writings. Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature, 14(4), 599-610. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2017.408
- Nikitina, L.B., & Malyshkin, K.U. (2015). The speech genre of a scientific review: A view at the assessment assertiveness. Speech Genres, (2), 72-79. (In Russ.)
- Panchenko, N.N., & Volkova, Ya.A. (2021). Categoricalness in scientific discourse. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 14(4), 535-543. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0740
- Petrenko, Yu.A. (2020). Basic characteristics of review as academic discourse genre (by the material of reviews on theses and author’s abstracts). Philology. Theory & Practice, 13(11), 262-267. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.55
- Rezanejad, A. (2015). A cross-cultural analysis of the use of hedging devices in scientific research articles. Journal of Language Teaching and Research, 6(6), 1384-1392. https://doi.org/10.17507/jltr.0606.29
- Thuy, N. (2018). A corpus-based study on cross-cultural divergence in the use of hedges in academic research articles written by Vietnamese and native English-speaking authors. Social Sciences, 7(4), 1-13. https://doi.org/10.3390/socsci7040070
- Viktorova, E.Yu. (2022). Self-mentions in evaluating academic discourse. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philology. Journalism, 22(2), 145-150. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-2-145-150
- Vinogradov, V.V. (1972). The Russian language: Grammar study on the word. Moscow: Vysshaya Shkola Publ. (In Russ.)
- Vlasyan, G.R. (2019). Hedging as a way of garmonization of communication in social interactions. Journalist Text in a New Technological Environment: Achievements and Problems: Collection of Materials of the Third Conference PMMIS (Post Massmedia in the Modern Informational Society) (pp. 74-77). Chelyabinsk: ChelSU Publ. (In Russ.)
- Volf, E.M. (2014). Functional semantics of assessment. Moscow: LIBROKOM Publ. (In Russ.)
- Zou, H., & Hyland, K. (2020). Managing evaluation: Criticism in two academic review genres. English for Specific Purposes, 60(1), 98-112. https://doi.org/10.1016/j.esp.2020.03.004
Дополнительные файлы

