Методы мониторинга англицизмов в русскоязычном молодежном дискурсе
- Авторы: Привалова И.В.1, Петрова А.А.1, Гишкаева Л.Н.2
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Россйский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 4 (2024): ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОФИЛИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ОТ ФОРМ К СМЫСЛАМ
- Страницы: 633-661
- Раздел: Актуальные проблемы исследований русского языка
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324751
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-4-633-661
- EDN: https://elibrary.ru/CVGOCW
- ID: 324751
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Отсутствие долгосрочного комплексного мониторинга англоязычных заимствований в молодежном дискурсе и социолекте определяет актуальность этого исследования. Цель исследования - описание авторских методик, позволяющих проводить анализ качественного и количественного состава англицизмов в социолекте российской молодежи и уточнение способов их лексикографического закрепления в русском литературном языке. Гипотеза исследования состоит в том, что англицизмы доминируют среди других языковых единиц молодежного социолекта, таких как новояз и индивидуальное словотворчество, однако, это не всегда приводит к их фиксации на уровне русского литературного языка. Данное исследование представляет собой единый пилотный макропроект, состоящий из двух микропроектов. Площадками проведения первого микропроекта стали Волгоградский государственный университет (2017-2019) и Саратовский государственный университет (2020-2022). В опросах приняли участие 135 испытуемых в возрасте от 16 до 25 лет. Второй микропроект проводился на базе Казанского государственного университета с 2022 по 2024 г. В нем приняли участие 210 респондентов в возрасте от 15 до 25 лет. Материалом исследования стали данные онлайн и офлайн 345 опросов, а также результаты анализа лексикографических источников и корпусов. Сформирована единая методологическая база комплексного исследования, в которую вошли классификационные и сравнительные методы. Применялись социолингвистические методы интервьюирования информантов и психолингвистические методы, связанные с интроспекцией явлений молодежного дискурса. Для обработки результатов использовали статистические и количественные методы, а также метод корреляционного анализа. Установлены основные источники англоязычных заимствований в молодежном дискурсе, а также соотношение англицизмов и молодежных сленгизмов. Выявлено влияние социальных характеристик на распределение языковых вариантов. Обнаружено, что показатели англицизмов, полученные в результате опросов, и показатели этих же единиц в Национальном корпусе русского языка имеют расхождения при их сопоставлении. В перспективе разработанная комплексная модель мониторинга может быть использована для мероприятий по сохранности системы русского языка.
Об авторах
Ирина Владимировна Привалова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivprivalova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7740-2185
SPIN-код: 9909-6839
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика»
Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18Анна Александровна Петрова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: petrova16@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4322-1324
SPIN-код: 7184-4466
доктор филологических наук, доцент, старший научный сотрудник НИЛ «Текстовая аналитика»
Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18Луиза Нахидовна Гишкаева
Россйский университет дружбы народов
Email: gishkaeva-ln@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-7627-5375
SPIN-код: 8611-5700
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Abdelhamid, S., Alefirenko, N.F., & Chumak-Zhun’, I.I. (2023). Speech acts and Russian text-generating discourse. Russian Language Studies, 21(1), 7–17. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-1-7-17
- Ageeva, A.V., Abdullina, L.R., & Gabdreeva, N.V. (2023). Functions and semantics of foreign language beauty vocabulary in the modern Russian language. Russian Language Studies, 21(4), 393–405. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-4-393-405
- Andrianova, N.S., Ostroumova, O.F., Mingazova, R.R., & Vanchikova, E.A. (2019). Diachronic semantic changes of French borrowed vocabulary in the Russian language. Journal of Research in Applied Linguistics, 10, 809–816. https://doi.org/10.22055/RALS.2019.15152
- Aksenova, A.T. (2011). English and American borrowings reflecting changes in Russian national and cultural stereotypes. Russian Language Studies, (1), 40–44. (In Russ.).
- Ahmad, Sh., Haroon, S., & Hafsa, G. (2022). Sociolect and the cognitive development of youth. Turkish Online Journal of Qualitative Inquiry (TOJQI), 13(1), 937–945.
- Andreev, V.K., Dmitrieva, S.O., & Nikitina, T.G. (2023). The lexicon of youth subcultures in dynamics (exemplified by internet forums). Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 22(2), 36–48. (In Russ.). https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.2.3
- Anishchenko, O.A. (2015). Evolution of youth sociolect and prospects for its study. In Proceedings of the V International Scientific Conference. Text: Philological, Socio-Cultural, Regional and Methodological Aspects (pp. 3–11). Togliatti: Togliatti State University Publ. (In Russ.).
- Grachev, M.A. (2006). Dictionary of modern youth jargon. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.).
- Kopytina, N.N. (2011). Youth sociolect as one of the forms of the French language. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Gumanitarnye nauki, (12), 123–130. (In Russ.).
- Meng, L., Kurjanovich, A.V., & Cao, R. (2023). Borrowed vocabulary as a fragment of the Russian language picture of the world: Linguoculturological description. Russian Language Studies, 21(4), 406–423. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-4-406-423
- Merkulova, I.A., & Protsenko, E.A. (2022). Recoded words in Russian media space. Russian Language Studies, 20(3), 284–297. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-284-297
- Nikitina, T.G. (2009). Youth slang: Explanatory dictionary. Moscow: AST: Astrel Publ. (In Russ.).
- Ozhegov, S.I. (2000). Explanatory dictionary of the Russian language. 4th ed., add. Moscow: Azbukovnik Publ. (In Russ.).
- Petrova, A.A., Privalova, I.V., Kazachkova, M.B., & Yessenova, K.U. (2023). Specifics of text derivatives propositions in ontogeny. Research Result. Theoretical and Applied Linguistics, 9(1), 136–152. https://doi.org/10.18413/2313-8912-2023-9-1-0-9
- Petrova, A.A., Privalova, I.V., & Kosova, K.O. (2023). Discursive designing of autobiographical memories in speech ontogeny: Longitudinal survey. Russian Journal of Linguistics, 27(4), 915–937. https://doi.org/10.22363/2687-0088-35914
- Petrova, A.A., Sytina, N.A., & Aleksandrova, E.S. (2020). Sociolinguistic monitoring of word usage frequency of youth sociolect. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 19(4), 120–132. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.4.11
- Privalova, I.V. (2021). Methods of psycholinguistic research as possible cognitive approaches to linguistic data processing. In T.V. Dubrovskaya & N.V. Sukhova (Eds.), Numanities — Arts and Humanities in Progress. Vol. 20 (pp. 181–201). Geneva: Springer Nature. https://doi.org/10.1007/978-3-030-84071-6_11
- Shamne, N.L., & Rebrina, L.N. (2017). Dictionary of Youth Slang. Volgograd: VolSU Publ. (In Russ.).
- Shamne, N.L., & Titarenko, S.A. (2024). Social inclusion and social exclusion as a tool for reflecting social processes in the lexical neoformations of youth English slang. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 23(1), 84–92. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2024.1.7
- Shishkov, M.S. (2023). Narrative strategy formation in the bilinguals’ stories in Russian: Corpus study. Russian Language Studies, 21(3), 321–340. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-3-321-34
- Spears, R.A. (2006). Slang and euphemism. New York: New American Library.
- Spears, R.A. (2000). NTC’s dictionary of american slang and colloquial expressions. Lincolnwood: NTC Publishing Group.
- Tinakina, V.O., & Dzenenko, O.V. (2015). Semantic changes of english loan word “Make-Up” in Russian mass media. Russian Language Studies, (2), 65–69. (In Russ.).
- Wang, X., & Kuryanovich, A.V. (2020). Methods for supplying Russian and Chinese youth jargon: Cognitive mechanisms of dependence. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, (4), 54–62. (In Russ.). http://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-4-54-62
Дополнительные файлы

