Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному
- Авторы: Сысоев П.В.1, Филатов Е.М.1
-
Учреждения:
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
- Выпуск: Том 22, № 2 (2024)
- Страницы: 300-317
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324773
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-300-317
- EDN: https://elibrary.ru/SOHSKZ
- ID: 324773
Цитировать
Аннотация
В настоящее время технологии искусственного интеллекта (ИИ) и ИИ-инструменты, созданные на их основе, динамично интегрируются в образование, включая и обучение русскому языку как иностранному (РКИ). Цель исследования - системное описание ИИ-инструментов, используемых в качестве инновационных средств обучения РКИ, а также выступающих субъектами процесса обучения в триаде «иностранный обучающийся - искусственный интеллект - педагог», и определение их лингводидактического потенциала. В качестве материалов исследования использовались статьи по методике обучения иностранному языку и РКИ, опубликованные в научных журналах. Практическим материалом в работе выступили наиболее распространенные и доступные для широкого круга обучающихся ИИ-инструменты: чат-боты и голосовые помощники, корпусные технологии, нейросеть ChatGPT. В исследовании применялись теоретические (сравнительно-сопоставительный, компонентный и комплексный анализ ИИ-инструментов, классификация, синтез, обобщение) и эмпирические (опросы и наблюдения) методы. Полученные результаты позволили сформулировать лингводидактический потенциал ИИ-инструментов, позволяющий студентам РКИ: продолжить на основе языковой практики с ИИ изучать аспекты русского языка, развивать виды речевой деятельности, изучать культуру России и ее регионов; участвовать в иноязычной практике речевого общения во внеаудиторное время; получать возможность работы с языковым материалом; развивать умения обучения в сотрудничестве при участии языковых проектах; развивать умения учебной автономии, в перспективе позволяющие им выстраивать обучение РКИ по индивидуальной траектории в зависимости от профессиональных и личностных интересов, потребностей и способностей.
Об авторах
Павел Викторович Сысоев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Автор, ответственный за переписку.
Email: psysoyev@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7478-7828
Scopus Author ID: 8419258800
ResearcherId: I-6136-2016
доктор педагогических наук, профессор, почетный работник общего образования Российской Федерации, заведующий лабораторией языкового поликультурного образования
Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33Евгений Михайлович Филатов
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Email: filatovgenya200@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6331-4718
Scopus Author ID: 58609035100
ResearcherId: HDO-3688-2022
научный сотрудник лаборатории языкового поликультурного образования
Российская Федерация, 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33Список литературы
- Arkhangelskaya, A.L., Dunaeva, L.A., & Rudenko-Morgun, O.I. (2006). The concept of a multimedia textbook of the Russian language for students of preparatory faculties and the first stage of its implementation. RUDN journal of language education and translingual practices, (1), 35–40. (In Russ.).
- Azimov, E.G. (1999). Modern computer technologies in the Russian language lesson. Russian language abroad, (2), 70–75. (In Russ.).
- Azimov, E.G. (2020). Russian as a foreign language e-textbooks: current state and perspectives. Russian Language Studies, 18(1), 39–53. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53
- Azimov, E.G., Kulibina, N.V., & Van, V. (2023). Linguistic and didactic potential of social networks in teaching Russian as a foreign language. Russian Language Studies, 21(2), 133–147. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147
- Azimov, E.G., Samuilova, N.I., & Shamshi, L.B. (1994). TSO at the present stage of development of methods of teaching Russian as a foreign language. Russian language abroad, (2), 63–68. (In Russ.).
- Boulton, A. (2017). Corpora in language teaching and learning. Language Teaching, 50(4), 483–506. https://doi.org/10.1017/S0261444817000167
- Dunaeva, L.A., Levina, G.M., Bogomolov, A.N., & Vasilieva T.V. (2020). Digitalization of the russian as a foreign language area: First results and perspectives. Russian Language Abroad, (5(282)), 4–9. (In Russ.).
- Elnikova, S. I. (2020). Artificial intelligence in the RFL teaching system and assessing the level of proficiency in Russian as a foreign language. Russian language abroad, (2(279)), 20–26. (In Russ.). http://doi.org/10.37632/PI.2020.279.2.003
- Gartsov, A.D. (2009). Electronic linguodidactics: Environment — learning environment — teacher. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
- Gartsov, A.D. (2010). Electronic format for teaching RFL: New methodological opportunities. RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices, (4), 121–125. (In Russ.).
- Grudeva, E.V., & Alexeeva, V.R. (2020). The potential of corpus technologies in teaching Russian as a foreign language. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], (4(2)), 20–26. (In Russ.).
- Kim, H.S., Cha, Y., & Kim, N.Y. (2021). Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills. Korean Journal of English Language and Linguistics, (21), 712–734. https://doi.org/10.15738/kjell.21.202108.712
- Koraishi, O. (2023). Teaching English in the age of AI: Embracing ChatGPT to optimize EFL materials and assessment. Language Education and Technology, 3(1), 55–72.
- Kozhevnikova, M.N. (2022). Artificial intelligence — an assistant or a competitor for the RFL teacher? Russian language abroad, (6(295)), 23–28. (In Russ.). http://doi.org/10.37632/ PI.2022.295.6.003
- Kozlovtseva, N.A. (2023). Artificial intelligence in teaching Russian as a foreign language: Experience of a financial university. World of Science, Culture, Education, (6(103)), 28–31. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-6103-28-31
- Lyu, T.N.H. (2023). Artificial intelligence and chatbots in Russian language lessons: Friend or foe? Russian language abroad, (S1), 54–57. (In Russ.).
- Mageira, K., Pittou, D., Papasalouros, A., Kotis, K., Zangogianni, P., & Daradoumis A. (2022). Educational AI chatbots for content and language integrated learning. Applied Sciences, 12(7), 3239. https://doi.org/10.3390/app12073239
- Nefedov, I.V., & Ogryzko, E.V. (2023). Lingvodidactic potential of voice assistants in teaching RFL and English. Sevastopol Cyril and Methodius Readings, (16), 14–149. (In Russ.).
- Rudenko-Morgun, O.I., Arkhangelskaya, A.L., & Al-Kaisi, A.N. (2016). Multimedia as a means of visualizing linguistic phenomena. RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices, (1), 47–55. (In Russ.).
- Rudenko-Morgun, O.I., & Zhindaeva, A.G. (2012). Electronic exercises as a means of developing lexical and grammatical skills at the stage of pre-university preparation of foreign students. RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices, (3), 186–192. (In Russ.).
- Rykov, V.V. (2003). Corpus of texts as a new type of verbal unity. Proceedings of the international seminar “Dialogue-2003” (pp. 15–23). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.).
- Solovova, E.N. (2002). Methods of teaching foreign languages. Moscow: Prosveshcheniye Publ. (In Russ.).
- Stevenson, M.P., & Liu, M. (2010). Learning a language with Web 2.0: Exploring the use of social networking features of foreign language learning websites. Calico Journal, 27(2). URL: https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033
- Strelchuk, E., & Ermolaeva, S. (2019). Teaching online Russian language as a foreign language through social networks (initial stage). ICERI2019 Proceedings. 12th International Conference of Education, Research and Innovation, November 11–13, 2019, Seville, Spain. IATED Academy, 1970–1975. https://doi.org/10.21125/iceri.2019
- Strelchuk, E.N. (2021). Prospects of Russian as a foreign language onlinelearning in Russian universities. Russian Language Studies, 19(1), 102–115. (In Russ.). http://doi.org/ 10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115
- Sysoyev, P.V. (2010). Linguistic corpus in teaching foreign language. Language and Culture, 1(9), 99–111. (In Russ.).
- Sysoyev, P.V., & Filatov, E.M. (2023a). Chatbots in teaching a foreign language: Advantages and controversial issues. Tambov University Review. Series: Humanities, 28(1), 66–72. (In Russ.). https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
- Sysoyev, P.V., & Filatov, E.M. (2023b). Method of the development of students’ foreign language communication skills based on practice with a chatbot. Perspectives of Science and Education, (3(63)), 201–218. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.13
- Sysoyev, P.V., & Filatov, E.M. (2024). Method of teaching students’ foreign language creative writing based on evaluative feedback from artificial intelligence. Perspectives of Science and Education, (1(67)), 115–135. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2024.1.6
- Vyazovskaya, V.V., Danilevskaya, T.A., & Trubchaninova, M.E. (2020). Online resources in teaching Russian as a foreign language: Expectations vs reality. Russian Language Studies, 18(1), 69–84. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-69-84
Дополнительные файлы

