Поиски «золотого ключика» (проблемы современного учебника русского языка как иностранного)
- Авторы: Пашковская С.С.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 7-28
- Раздел: Обзорная статья
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345752
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-7-28
- ID: 345752
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены обобщенные и критически осмысленные проблемы современного учебника русского языка как иностранного (РКИ). Выявлены его сущностные характеристики и функции. Учебник РКИ отражает особенности обучения русскому языку на определенном этапе развития науки. Важная характеристика такого учебника - способность моделировать (с одной стороны, упрощенный, а с другой, идеализированный) педагогический процесс, обеспечивать взаимодействие преподавателя и студента. Учебник РКИ структурирует подачу иноязычных знаний, организует процесс поэтапного формирования речевых навыков и умений. В нем реализуется информационная функция, а в единстве его внешней и внутренней структур может быть реализована мотивирующая функция - соотношение «внешней привлекательности» учебника (бумага, шрифт, цветные иллюстрации и т.д.) и четкой структурированной подачи материала с необходимыми обобщениями и систематизацией полученной информации. Практическая (коммуникативная) направленность - существенная характеристика учебника РКИ, в котором также находит свое отражение дифференцированный подход к контролю и обучению, что позволяет говорить о контролирующей функции учебника. В статье дано краткое описание разных поколений учебников. Анализ научной и учебной литературы позволяет обосновать методическую необходимость создания энциклопедии для авторов учебника русского языка как иностранного, где будет обобщен опыт фундаментальных исследований в области обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному.
Об авторах
Светлана Сергеевна Пашковская
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlpash@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Русский язык как иностранный» Пензенского государственного университета
Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40Список литературы
- Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (1999). Dictionary of methodical terms. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Bakhtiyarova, Kh.Sh., & Schukin, A.N. (1988). Istoriya metodiki prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [History of teaching Russian as a foreign language]. Kiev: Vishcha shkola Publ. (In Ukr.)
- Bim, I.L. (1977). Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problemy shkol’nogo uchebnika [Methods of teaching foreign languages as a science and problems of a school textbook]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Derzhavin, N.S. (1918). Malen’kaya grammatika [Little grammar]. Saint Petersburg: Gosizdat Publ. (In Russ.)
- Derzhavin, N.S. (1923). Uchebnik russkoi grammatiki [Textbook of Russian grammar]. Moscow, Saint Petersburg: Gosizdat Publ. (In Russ.)
- Galeeva, M.M. et al. (1979). Start. Uchebnik russkogo yazyka dlya podgotovitel’nykh fakul’tetov vuzov SSSR [Start. Textbook on Russian language for preparatory faculties of the USSR universities]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Gorodilova, G.G. (1971). K voprosu ob uchete individual’nykh osobennostei studentov-inostrantsev pri obuchenii ikh russkomu yazyku na nachal’nom etape [On considering individual characteristics of foreign students in teaching Russian at the beginner stage]. Questions of teaching the Russian language to foreigners at the initial stage. Moscow: MGU Publ. (In Russ.)
- Khavronina, S.A., & Shirochenskaya, A.I. (2013). Russkii yazyk v uprazhneniyakh [Russian in exercises]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Nizovaya, I.Yu. (2012). K tipologii elektronnykh uchebnikov po russkomu yazyku kak inostrannomu [On the typology of electronic textbooks on Russian as a foreign language]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], (5), 50—52. (In Russ.)
- Peshkovskii, A.M. (1923). Nash yazyk: Uchebniki i uchebnye posobiya po grammatike dlya shkol I stupeni [Our language: Textbooks and manuals on grammar for schools. I stage]. Moscow. (In Russ.)
- Potapova, N.F. (1936). Russkii yazyk: dlya lits, govoryashchikh na frantsuzskom yazyke [Russian: for French speakers]. Moscow: Lit-ra na inostr. yaz. Publ. (In Russ.)
- Potapova, N.F. (1945). Russian: Uchebnik russkogo yazyka dlya narodov, govoryashchikh po-angliiski [Russian: Russian language textbook for English speakers]. Moscow: Lit-ra na inostr. yaz. Publ. (In Russ.)
- Problemy uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo: sbornik statei [Problems of the textbook on Russian as a foreign language: collection of articles]. (1977). Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Pul’kina, I.M. (1947). Kratkii spravochnik po russkoi grammatike [A brief guide to Russian grammar]. Moscow: Uchpedgiz Publ. (In Russ.)
- Pul’kina, I.M., & Zakhava-Nekrasova, E.B. (1955). Uchebnik russkogo yazyka dlya studentov-inostrantsev [Russian language textbook for foreign students]. Moscow: Sovetskaya nauka Publ. (In Russ.)
- Pul’kina, I.M., & Rozhkova, G.I. (1955). Sbornik grammaticheskikh uprazhnenii po russkomu yazyku [Collection of grammar exercises in Russian]. Moscow: Moskovskii universitet Publ. (In Russ.) Rowland D. (1972). Toward FLES in Britain. Part II. The Modern Language Journal, LVI, (2), 80.
- Shchukin, A.N. (2003). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Smirnitskii, A.I., & Sveshnikova, P.P. (1935). Uchebnik russkogo yazyka: elementarnyi kurs [Textbook on the Russian language: elementary course]. Moscow: Uchpedgiz Publ. (In Russ.)
- Stepanova, E.M. et al. (1978). Russkii yazyk dlya vsekh [Russian language for everybody]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Uchebnik russkogo yazyka dlya studentov-inostrantsev, obuchayushchikhsya na podgotovitel’nykh fakul’tetakh vuzov SSSR [Textbook on Russian for foreign students studying at preparatory faculties of the USSR universities]. (1965). Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Vagner, V.N., & Ovsienko, Yu.G. (1967). Uchebnik russkogo yazyka dlya lits, govoryashchikh na angliiskom yazyke [Russian language textbook for English speakers]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Vaneeva, V.N., Vishnyakova, T.A., & Ostapenko, V.I. (1965). Uchebnik russkogo yazyka dlya lits, govoryashchikh na frantsuzskom yazyke [Russian language textbook for French speakers]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Vyatyutnev, M.N. (1984). Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy) [Theory of an RFL textbook (methodological base)]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Vyatyutnev, M.N., Sosenko, E.Yu., & Protopopova, I.A. (1977). Gorizont-1: uchebnik russkogo yazyka [Horizon-1: Russian textbook]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Zakhava-Nekrasova, E.B., Rassudova, O.P., & Rozhkova, G.I. (1964). Uchebnik russkogo yazyka dlya lits, govoryashchikh na nemetskom yazyke [The textbook of Russian language for German speakers]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Zimnyaya, I.A. (1985). Lichnostno-deyatel’nostnyi podkhod v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu [Personality-activity approach in teaching Russian as a foreign language]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad], (5), 49—54. (In Russ.)
Дополнительные файлы

