Учебники по русскому языку как иностранному: из опыта работы на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова
- Авторы: Антонова Л.Н.1, Толстякова К.П.1
-
Учреждения:
- Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
- Выпуск: Том 17, № 1 (2019): СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
- Страницы: 103-114
- Раздел: Страничка молодого ученого
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345758
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-1-103-114
- ID: 345758
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному, используемые в практике преподавания на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова в Якутске. В качестве критериев оценивания учебников (учебных пособий) выбрана классификация, предложенная А.А. Акишиной, О.Е. Каган и включающая следующие параметры: цель, набор учебных текстов, достаточность и эффективность упражнений, коммуникативная направленность упражнений, использование аутентичных текстов, создание словаря, презентация грамматики, применение аудио- и видеоприложений. В ходе анализа раскрываются достоинства и недостатки учебников с позиций современных требований к организации учебной деятельности в иностранной аудитории. Выявляются проблемы, возникающие при непосредственном взаимодействии учащегося и преподавателя при реализации задач в разных организационных формах: на уроке, при подготовке домашней работы, участии во внеклассной работе. Особое внимание уделяется единственному учебному пособию по русскому языку как иностранному (авторы - коллектив преподавателей Якутского государственного университета (1996 г.)), которое может служить основой для создания учебника с национально-региональным компонентом.
Об авторах
Лина Николаевна Антонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Автор, ответственный за переписку.
Email: antonovalinanik@gmail.com
ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета
Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58Кристина Павловна Толстякова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Email: kristina.tolstyakova@mail.ru
ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета
Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58Список литературы
- Akishina, A.A., & Kagan, O.E. (2016). Uchimsya uchit’: dlya prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Learning to teach: for the teachers of Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). Novyi slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatii [The New Dictionary of Methodical Terms]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
- Chernyshev, S.I. (2009). Poekhali! Russkii yazyk dlya vzroslykh. Nachal’nyi kurs [Let’s go! Russian for adults. Beginner course]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Esmantova, T.L. (2013). Russkii yazyk: 5 ehlementov: uroven’ A1 [Russian language: 5 elements]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Evseeva, K.S., Dmitrieva, E.N., Nikiforova, E.P., & Samsonova, L.N. (1996). Russkii yazyk. Ustnyi kurs dlya studentov-inostrantsev: uchebnoe posobie [Russian language. Oral course for foreigners: manual]. Yakutsk: NIPK “Sakhapoligrafizdat” Publ. (In Russ.)
- Goryanskii, V.D. (1979). Voprosy mestnogo stranovedeniya kak sostavnaya chast’ lingvostranovedcheskogo aspekta prepodavaniya [Questions of local countrystudying as a part of linguistic and cultural studying aspect]. Linguistic cultural studies in teaching Russian as a foreign language. Moscow.Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Kryuchkova, L.S., & Moshchinskaya, N.V. (2012). Russkii yazyk kak inostrannyi. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Russian as a foreign language. Practical methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Flinta, Nauka Publ. (In Russ.)
- Moskovkin, L.V., & Shchukin, A.N. (2014). Khrestomatiya po metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Anthology on methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Shchukin, A.N. (2008). Lingvodidakticheskii entsiklopedicheskii slovar’ [Linguodidactic encyclopedic dictionary]. Moscow: Astrel’, AST, Khranitel’ Publ. (In Russ.)
- Strelchuk, E.N. (2009) Formirovaniye rechevoy kul’tury inostrannykh uchashchikhsya s uchetom regional’nogo komponenta [Foregn students’ speech culture formation considering regional component]. Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial’nost’ [RUDN Journal. Series: Educational Issues: Languages and Specialties], (3), 69—74. (In Russ.)
- Strelchuk, E.N., & Lonskaya A.Y. (2018). Formation and Transformation of the Concept “Russia” in the Picture of the World of Modern American Students. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 7(4), 741—754. doi: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).741-754 (In Russ.)
- Tomashuk, N.V. (2016). Rol’ autentichnykh materialov v obuchenii inostrannomu yazyku [The role of authenthic materials in teaching a foreign languages]. Evraziiskii nauchnyi zhurnal [Eurasian scientific journal], (10), 40—41. (In Russ.)
Дополнительные файлы

