Учебники по русскому языку как иностранному: из опыта работы на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются учебники и учебные пособия по русскому языку как иностранному, используемые в практике преподавания на подготовительном факультете в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова в Якутске. В качестве критериев оценивания учебников (учебных пособий) выбрана классификация, предложенная А.А. Акишиной, О.Е. Каган и включающая следующие параметры: цель, набор учебных текстов, достаточность и эффективность упражнений, коммуникативная направленность упражнений, использование аутентичных текстов, создание словаря, презентация грамматики, применение аудио- и видеоприложений. В ходе анализа раскрываются достоинства и недостатки учебников с позиций современных требований к организации учебной деятельности в иностранной аудитории. Выявляются проблемы, возникающие при непосредственном взаимодействии учащегося и преподавателя при реализации задач в разных организационных формах: на уроке, при подготовке домашней работы, участии во внеклассной работе. Особое внимание уделяется единственному учебному пособию по русскому языку как иностранному (авторы - коллектив преподавателей Якутского государственного университета (1996 г.)), которое может служить основой для создания учебника с национально-региональным компонентом.

Об авторах

Лина Николаевна Антонова

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Автор, ответственный за переписку.
Email: antonovalinanik@gmail.com

ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета

Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58

Кристина Павловна Толстякова

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Email: kristina.tolstyakova@mail.ru

ассистент кафедры русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета

Российская Федерация, 677027, Республика Саха (Якутия), Якутск, ул. Белинского, 58

Список литературы

  1. Akishina, A.A., & Kagan, O.E. (2016). Uchimsya uchit’: dlya prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Learning to teach: for the teachers of Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  2. Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). Novyi slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatii [The New Dictionary of Methodical Terms]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
  3. Chernyshev, S.I. (2009). Poekhali! Russkii yazyk dlya vzroslykh. Nachal’nyi kurs [Let’s go! Russian for adults. Beginner course]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  4. Esmantova, T.L. (2013). Russkii yazyk: 5 ehlementov: uroven’ A1 [Russian language: 5 elements]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  5. Evseeva, K.S., Dmitrieva, E.N., Nikiforova, E.P., & Samsonova, L.N. (1996). Russkii yazyk. Ustnyi kurs dlya studentov-inostrantsev: uchebnoe posobie [Russian language. Oral course for foreigners: manual]. Yakutsk: NIPK “Sakhapoligrafizdat” Publ. (In Russ.)
  6. Goryanskii, V.D. (1979). Voprosy mestnogo stranovedeniya kak sostavnaya chast’ lingvostranovedcheskogo aspekta prepodavaniya [Questions of local countrystudying as a part of linguistic and cultural studying aspect]. Linguistic cultural studies in teaching Russian as a foreign language. Moscow.Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  7. Kryuchkova, L.S., & Moshchinskaya, N.V. (2012). Russkii yazyk kak inostrannyi. Prakticheskaya metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Russian as a foreign language. Practical methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Flinta, Nauka Publ. (In Russ.)
  8. Moskovkin, L.V., & Shchukin, A.N. (2014). Khrestomatiya po metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Anthology on methods of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Russkii yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  9. Shchukin, A.N. (2008). Lingvodidakticheskii entsiklopedicheskii slovar’ [Linguodidactic encyclopedic dictionary]. Moscow: Astrel’, AST, Khranitel’ Publ. (In Russ.)
  10. Strelchuk, E.N. (2009) Formirovaniye rechevoy kul’tury inostrannykh uchashchikhsya s uchetom regional’nogo komponenta [Foregn students’ speech culture formation considering regional component]. Vestnik RUDN. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i spetsial’nost’ [RUDN Journal. Series: Educational Issues: Languages and Specialties], (3), 69—74. (In Russ.)
  11. Strelchuk, E.N., & Lonskaya A.Y. (2018). Formation and Transformation of the Concept “Russia” in the Picture of the World of Modern American Students. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 7(4), 741—754. doi: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).741-754 (In Russ.)
  12. Tomashuk, N.V. (2016). Rol’ autentichnykh materialov v obuchenii inostrannomu yazyku [The role of authenthic materials in teaching a foreign languages]. Evraziiskii nauchnyi zhurnal [Eurasian scientific journal], (10), 40—41. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».