Психолого-педагогическая траектория обучения русскому языку как иностранному: этап речевой адаптации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью системного анализа структуры и содержания современного коммуникативного поля, определяющего не только характер функционирования литературного русского языка как предмета обучения, но и формирование у обучающихся новых механизмов «присвоения» знаний. Целью исследования является выявление и научное описание психолого-педагогических компонентов лингводидактической стратегии в вузах России как основы многомерной модели обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на начальном этапе. Методологическая концепция работы основана на совмещении методов комплексного теоретического описания и наблюдения, а также социально-педагогического и опорно-диагностического исследований, экстраполированных на реальный образовательный процесс подготовительного факультета. В статье квалифицированы актуальные признаки начального этапа обучения РКИ, охарактеризованы современные принципы и основные условия эффективного подхода к обучению РКИ на начальном этапе, категоризированы базисные факторы, детерминирующие лингвометодический вектор педагогической деятельности на этапе речевой адаптации , обозначены направленность лингводидактических технологий и их содержательные форманты, предполагающие ориентацию на когнитивные/коммуникативные/ аксиологические ожидания учащихся. Результаты проведенного исследования и апробация новых методических установок свидетельствуют, что предлагаемая лингвометодическая стратегия позволит обеспечить динамичное развитие когнитивно-творческой способности инофонов к самообразованию, что в свою очередь послужит базисом для формирования полилингвальной и поликультурной личности.

Об авторах

Наталья Александровна Боженкова

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalyach@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6

Раиса Константиновна Боженкова

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Email: rkbozhenkova@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка

Российская Федерация, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Надежда Петровна Шульгина

Юго-Западный государственный университет

Email: nad.schulgina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан

Российская Федерация, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Список литературы

  1. Argyle, M. (1957). The Scientifi c Study of Social Behaviour. London: Methuen Publ.
  2. Azimov, Z.G., & Shchukin, A.N. (2009). A new dictionary of methodological terms and notions. Theory and practice in foreign language teaching. Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
  3. Balykhina, T.M., & Chzhao, Y. (2010). Ot metodiki k etnometodike [From methodology to ethnomethodology]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  4. Bozhenkova, N.A., & Bozhenkova, R.K. (2013). The Real and the Possible in the boundaries of the common language and cultural universe. Middle-East Journal of Scientifi c Research, 8(4), 479–482.
  5. Bozhenkova, R.K., & Bozhenkova, N.A. (2017). Lingvokul’turologicheskaya strategiya formirovaniya polilingval’noi i polikul’turnoi lichnosti inofona na zavershayushchem etape obucheniya RKI [Linguocultural strategy of forming a multilingual and multicultural personality of a foreign speaker at the fi nal stage of teaching Russian as a foreign language]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientifi c research. Modern communication studies], 6(5–30), 52–56. (In Russ.)
  6. Bozhenkova, N.A., Bozhenkova, R.K., & Romanova, N.N. (2017). O primenenii lingvokul’turologicheskoi strategii obucheniya RKI v usloviyakh rekonstruktsii yazykovoi sredy [On applying linguocultural strategy in teaching Russian as a foreign language under the conditions of language environment reconstruction]. The Russian language outside Russia. Teaching Russian as a foreign language beyond language environment: challenges and prospects. International scientifi c conference dedicated to the 25th anniversary of London Russian Language Centre (November 2–3, 2017): Conference Proceedings (pp. 68–74). London. (In Russ.)
  7. Bozhenkova, R.K., Bozhenkova, N.A, & Mirzaeva, T.E. (2014). Сonceptual-methodological aspects of Chinese students-philologists training to prosodico-accentological norms of Russian vocable: problem statement. Journal of language and literature, 5(3), 400–402. (In Eng).
  8. Bukin, D. (2013). Uchim russkomu yazyku s nulya (nachal’nyi etap obucheniya) [Teaching the Russian language from scratch (elementary level)]. Foreign Language Teaching, 40(4), 574–578. (In Russ.)
  9. Bykova, O.P., Martynova, M.A., & Siromakha, V.G. (2017). On modern teacher’s readiness to face the challenges of the present time. Izvestiya YUZGU. Seriya: Lingvistika i pedagogika, 2, 119–126. (In Russ.)
  10. Chukanova, T.V., & Chernaya, Y.V. (2015). Problema motivatsii v issledovaniyakh otechestvennykh i zarubezhnykh psikhologov v kontse XX veka [Motivation in the studies of Russian and foreign psychologists at the end of the XX century]. Mezhdunarodny studenchesky nauchny vestnik. Retrieved July 24 2017 from http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13329
  11. Gerbik, L.F. (2011). Prepodavanie russkogo yazyka kak inostrannogo na nachal’nom etape obucheniya [Teaching Russian as a foreign language at the beginner stage]. The Russian language and literature in time and space: Proceedings of the ХII Congress MAPRYAL (3, pp. 371–373). Shanghai Foreign Education Press. (In Russ.)
  12. Gorodilova, G.G. (1980). Lingvodidakticheskoe obosnovanie sistemy obucheniya russkoi rechi nerusskikh studentov [Linguodidactic foundations of the system of teaching Russian speech to foreign students]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  13. Kapitonova, T.I, & Moskovkin, L.V. (2005). Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na etape predvuzovskoi podgotovki [Methods of teaching Russian as a foreign language at the preparatory faculty]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  14. Khavronina, S.A., & Balykhina, T.M. (2008). Innovatsionnyi uchebno-metodicheskii kompleks “Russkii yazyk kak inostrannyi”: uchebnoe posobie [Innovative educational and methodological complex “Russian as a Foreign Language”: manual]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  15. Krasnykh, B.B. (2014). Linguocultural nature of reproducibility in the light of psycholinguistic culturology. The World of Russian Word, (2), 9–16. (In Russ.)
  16. Leont’ev, A.A. (1997). Osnovy psikholingvistiki [The bases of psycholinguistics]. Retrieved July 15 2018 from: http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307–1.shtml#book_page_top
  17. Leont’ev, A.N. (2007). Lektsii po obschei psikhologii: uchebnoe posobie [Lectures on general psychology: manual]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  18. Maslow, A. (2003). Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
  19. Motina, E.I. (1988). Yazyk i spetsial’nost’: lingvometodicheskie osnovy obucheniya russkomu yazyku studentov-nefi lologov [Language and speciality: linguistic and methodological bases of teaching Russian to non-philologists]. Moscow: Russky yazyk Publ. (In Russ.) Murray, H.A. (1938). Explorations in Personality. New York: Oxford University Press.
  20. Nakhabina, M.M. (2001). Gosudarstvennyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Bazovyi uroven’ [State standard in Russian as a foreign language. Basic level]. Moscow, Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  21. Orekhova, I.A. (2003). Yazykovaya sreda: popytka tipologii [Language environment: an attempt of classifi cation]. Moscow. (In Russ.)
  22. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1304. (October 3, 2014). Ob utverzhdenii trebovanii k osvoeniyu dopolnitel’nykh obshcheobrazovatel’nykh programm, obespechivayushchikh podgotovku inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva k osvoeniyu professional’nykh obrazovatel’nykh programm na russkom yazyke [On the endorsement of requirements to training supplementary general education programs, preparing citizens of foreign states and stateless people for subsequent mastering of professional education programs in the Russian language]. Retrieved September 3 2018 from: https://base.garant.ru/70805592/
  23. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 463. (October 28, 2009). Ob utverzhdenii federal’nykh gosudarstvennykh trebovanii po russkomu yazyku kak inostrannomu [On the endorsement of federal state requirements in Russian as a foreign language]. Retrieved September 3 2018 from: https://moluch.ru/archive/34/3906/
  24. Prokhorov, Y.Y. (2006). Natsional’nye sotsiokul’turnye stereotipy obshcheniya i ikh rol’ v obuchenii russkomu yazyku inostrantsev [National sociocultural communication stereotypes and their role in teaching Russian to foreign students]. Moscow: DomKniga Publ. (In Russ.)
  25. Pugachev, I.A. (2011). Etnoorientirovannaya metodika v polikul’turnom prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo [Ethno-oriented methods in a multicultural approach to teaching Russian as a foreign language]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  26. Shcherba, L.V. (1964). Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnost [Language system and verbal activity]. Leningrag: Nauka Publ. (In Russ.)
  27. Shchukin, A.N. (2011). Metodika preodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Methods of teaching Russian as a foreign language: manual for institutions of higher education]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ. (In Russ.)
  28. Shulgina, N.P. (2014). Occupational self-guidance of high school students: рsychological and pedagogical. Advances in Environmental Biology, 8(3), 429–432.
  29. Smolyakova, N.S. (2011). Spetsifika obucheniya yazyku spetsial’nosti na nachal’nom etape prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo v ramkakh sovmestnoi obrazovatel’noi programmy “2+2” [The specifi cs of teaching the language of profession at the beginner stage of teaching Russian as a foreign language in the framework of the joint educational program “2+2”]. Retrieved September 5 2017 from: https://moluch. ru/archive/34/3906/
  30. Strebul’, L.O., & Kassina, T.A. (2013). Innovative approaches to developing foreign students’ communication competence. Uchyonye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Sotsialnye kommunikatsii, 26(65–1), 580–585. (In Russ.)
  31. Strelchuk, Y.N. (2014). Speech portrait of a Chinese student: general characteristics and recommendations. News of Higher Schools. Series Humanities, 5(3), 239–242. (In Russ.)
  32. Strelchuk, Y.N. (2015). Speech portrait of an African student (intermediate language native speaker). Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Russian and foreign languages and methods of teaching, (1), 21–27. (In Russ.)
  33. Strelchuk, Y.N. (2016). The formation of speech culture of non-humanitarian bachelor students in Russian universities. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
  34. Vygotskii, L.S. (1982). Myshleniye i rech’ [Thinking and speaking]. Sobraniye sochineniy: v 6 t. [Collection of works: in 6 vols]. Retrieved June 15 2018 from: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-obucheniya-inostrannomu-yazyku
  35. Zaretskaya, S.A., & Simms, E. (2017). Sovremennye tekhnologii v oblasti prepodavaniya RKI [Modern technologies in teaching Russian as a foreign language]. The Russian language outside Russia. Teaching Russian as a foreign language beyond language environment: challenges and prospects. International scientifi c conference dedicated to the 25th anniversary of the Russian Language Centre (November 2–3, 2017): Conference Proceedings (pp. 306–312). London. (In Russ.)
  36. Zimnyaya, I.A. (1997). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostovon-Don: Fenix Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».