Психолого-педагогическая траектория обучения русскому языку как иностранному: этап речевой адаптации
- Авторы: Боженкова Н.А.1, Боженкова Р.К.2, Шульгина Н.П.3
-
Учреждения:
- Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
- Юго-Западный государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 3 (2019)
- Страницы: 326-365
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345776
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-3-326-365
- ID: 345776
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью системного анализа структуры и содержания современного коммуникативного поля, определяющего не только характер функционирования литературного русского языка как предмета обучения, но и формирование у обучающихся новых механизмов «присвоения» знаний. Целью исследования является выявление и научное описание психолого-педагогических компонентов лингводидактической стратегии в вузах России как основы многомерной модели обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на начальном этапе. Методологическая концепция работы основана на совмещении методов комплексного теоретического описания и наблюдения, а также социально-педагогического и опорно-диагностического исследований, экстраполированных на реальный образовательный процесс подготовительного факультета. В статье квалифицированы актуальные признаки начального этапа обучения РКИ, охарактеризованы современные принципы и основные условия эффективного подхода к обучению РКИ на начальном этапе, категоризированы базисные факторы, детерминирующие лингвометодический вектор педагогической деятельности на этапе речевой адаптации , обозначены направленность лингводидактических технологий и их содержательные форманты, предполагающие ориентацию на когнитивные/коммуникативные/ аксиологические ожидания учащихся. Результаты проведенного исследования и апробация новых методических установок свидетельствуют, что предлагаемая лингвометодическая стратегия позволит обеспечить динамичное развитие когнитивно-творческой способности инофонов к самообразованию, что в свою очередь послужит базисом для формирования полилингвальной и поликультурной личности.
Об авторах
Наталья Александровна Боженкова
Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalyach@mail.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и русского языкознания
Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6Раиса Константиновна Боженкова
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Email: rkbozhenkova@mail.ru
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка
Российская Федерация, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1Надежда Петровна Шульгина
Юго-Западный государственный университет
Email: nad.schulgina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общеобразовательных дисциплин для иностранных граждан
Российская Федерация, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94Список литературы
- Argyle, M. (1957). The Scientifi c Study of Social Behaviour. London: Methuen Publ.
- Azimov, Z.G., & Shchukin, A.N. (2009). A new dictionary of methodological terms and notions. Theory and practice in foreign language teaching. Moscow: IKAR Publ. (In Russ.)
- Balykhina, T.M., & Chzhao, Y. (2010). Ot metodiki k etnometodike [From methodology to ethnomethodology]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
- Bozhenkova, N.A., & Bozhenkova, R.K. (2013). The Real and the Possible in the boundaries of the common language and cultural universe. Middle-East Journal of Scientifi c Research, 8(4), 479–482.
- Bozhenkova, R.K., & Bozhenkova, N.A. (2017). Lingvokul’turologicheskaya strategiya formirovaniya polilingval’noi i polikul’turnoi lichnosti inofona na zavershayushchem etape obucheniya RKI [Linguocultural strategy of forming a multilingual and multicultural personality of a foreign speaker at the fi nal stage of teaching Russian as a foreign language]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientifi c research. Modern communication studies], 6(5–30), 52–56. (In Russ.)
- Bozhenkova, N.A., Bozhenkova, R.K., & Romanova, N.N. (2017). O primenenii lingvokul’turologicheskoi strategii obucheniya RKI v usloviyakh rekonstruktsii yazykovoi sredy [On applying linguocultural strategy in teaching Russian as a foreign language under the conditions of language environment reconstruction]. The Russian language outside Russia. Teaching Russian as a foreign language beyond language environment: challenges and prospects. International scientifi c conference dedicated to the 25th anniversary of London Russian Language Centre (November 2–3, 2017): Conference Proceedings (pp. 68–74). London. (In Russ.)
- Bozhenkova, R.K., Bozhenkova, N.A, & Mirzaeva, T.E. (2014). Сonceptual-methodological aspects of Chinese students-philologists training to prosodico-accentological norms of Russian vocable: problem statement. Journal of language and literature, 5(3), 400–402. (In Eng).
- Bukin, D. (2013). Uchim russkomu yazyku s nulya (nachal’nyi etap obucheniya) [Teaching the Russian language from scratch (elementary level)]. Foreign Language Teaching, 40(4), 574–578. (In Russ.)
- Bykova, O.P., Martynova, M.A., & Siromakha, V.G. (2017). On modern teacher’s readiness to face the challenges of the present time. Izvestiya YUZGU. Seriya: Lingvistika i pedagogika, 2, 119–126. (In Russ.)
- Chukanova, T.V., & Chernaya, Y.V. (2015). Problema motivatsii v issledovaniyakh otechestvennykh i zarubezhnykh psikhologov v kontse XX veka [Motivation in the studies of Russian and foreign psychologists at the end of the XX century]. Mezhdunarodny studenchesky nauchny vestnik. Retrieved July 24 2017 from http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13329
- Gerbik, L.F. (2011). Prepodavanie russkogo yazyka kak inostrannogo na nachal’nom etape obucheniya [Teaching Russian as a foreign language at the beginner stage]. The Russian language and literature in time and space: Proceedings of the ХII Congress MAPRYAL (3, pp. 371–373). Shanghai Foreign Education Press. (In Russ.)
- Gorodilova, G.G. (1980). Lingvodidakticheskoe obosnovanie sistemy obucheniya russkoi rechi nerusskikh studentov [Linguodidactic foundations of the system of teaching Russian speech to foreign students]. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Kapitonova, T.I, & Moskovkin, L.V. (2005). Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na etape predvuzovskoi podgotovki [Methods of teaching Russian as a foreign language at the preparatory faculty]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Khavronina, S.A., & Balykhina, T.M. (2008). Innovatsionnyi uchebno-metodicheskii kompleks “Russkii yazyk kak inostrannyi”: uchebnoe posobie [Innovative educational and methodological complex “Russian as a Foreign Language”: manual]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
- Krasnykh, B.B. (2014). Linguocultural nature of reproducibility in the light of psycholinguistic culturology. The World of Russian Word, (2), 9–16. (In Russ.)
- Leont’ev, A.A. (1997). Osnovy psikholingvistiki [The bases of psycholinguistics]. Retrieved July 15 2018 from: http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307–1.shtml#book_page_top
- Leont’ev, A.N. (2007). Lektsii po obschei psikhologii: uchebnoe posobie [Lectures on general psychology: manual]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Maslow, A. (2003). Motivatsiya i lichnost’ [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Piter Publ. (In Russ.)
- Motina, E.I. (1988). Yazyk i spetsial’nost’: lingvometodicheskie osnovy obucheniya russkomu yazyku studentov-nefi lologov [Language and speciality: linguistic and methodological bases of teaching Russian to non-philologists]. Moscow: Russky yazyk Publ. (In Russ.) Murray, H.A. (1938). Explorations in Personality. New York: Oxford University Press.
- Nakhabina, M.M. (2001). Gosudarstvennyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Bazovyi uroven’ [State standard in Russian as a foreign language. Basic level]. Moscow, Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Orekhova, I.A. (2003). Yazykovaya sreda: popytka tipologii [Language environment: an attempt of classifi cation]. Moscow. (In Russ.)
- Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1304. (October 3, 2014). Ob utverzhdenii trebovanii k osvoeniyu dopolnitel’nykh obshcheobrazovatel’nykh programm, obespechivayushchikh podgotovku inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva k osvoeniyu professional’nykh obrazovatel’nykh programm na russkom yazyke [On the endorsement of requirements to training supplementary general education programs, preparing citizens of foreign states and stateless people for subsequent mastering of professional education programs in the Russian language]. Retrieved September 3 2018 from: https://base.garant.ru/70805592/
- Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 463. (October 28, 2009). Ob utverzhdenii federal’nykh gosudarstvennykh trebovanii po russkomu yazyku kak inostrannomu [On the endorsement of federal state requirements in Russian as a foreign language]. Retrieved September 3 2018 from: https://moluch.ru/archive/34/3906/
- Prokhorov, Y.Y. (2006). Natsional’nye sotsiokul’turnye stereotipy obshcheniya i ikh rol’ v obuchenii russkomu yazyku inostrantsev [National sociocultural communication stereotypes and their role in teaching Russian to foreign students]. Moscow: DomKniga Publ. (In Russ.)
- Pugachev, I.A. (2011). Etnoorientirovannaya metodika v polikul’turnom prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo [Ethno-oriented methods in a multicultural approach to teaching Russian as a foreign language]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
- Shcherba, L.V. (1964). Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnost [Language system and verbal activity]. Leningrag: Nauka Publ. (In Russ.)
- Shchukin, A.N. (2011). Metodika preodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Methods of teaching Russian as a foreign language: manual for institutions of higher education]. Moscow: Vysshaya Shkola Publ. (In Russ.)
- Shulgina, N.P. (2014). Occupational self-guidance of high school students: рsychological and pedagogical. Advances in Environmental Biology, 8(3), 429–432.
- Smolyakova, N.S. (2011). Spetsifika obucheniya yazyku spetsial’nosti na nachal’nom etape prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo v ramkakh sovmestnoi obrazovatel’noi programmy “2+2” [The specifi cs of teaching the language of profession at the beginner stage of teaching Russian as a foreign language in the framework of the joint educational program “2+2”]. Retrieved September 5 2017 from: https://moluch. ru/archive/34/3906/
- Strebul’, L.O., & Kassina, T.A. (2013). Innovative approaches to developing foreign students’ communication competence. Uchyonye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Sotsialnye kommunikatsii, 26(65–1), 580–585. (In Russ.)
- Strelchuk, Y.N. (2014). Speech portrait of a Chinese student: general characteristics and recommendations. News of Higher Schools. Series Humanities, 5(3), 239–242. (In Russ.)
- Strelchuk, Y.N. (2015). Speech portrait of an African student (intermediate language native speaker). Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Russian and foreign languages and methods of teaching, (1), 21–27. (In Russ.)
- Strelchuk, Y.N. (2016). The formation of speech culture of non-humanitarian bachelor students in Russian universities. (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Vygotskii, L.S. (1982). Myshleniye i rech’ [Thinking and speaking]. Sobraniye sochineniy: v 6 t. [Collection of works: in 6 vols]. Retrieved June 15 2018 from: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-obucheniya-inostrannomu-yazyku
- Zaretskaya, S.A., & Simms, E. (2017). Sovremennye tekhnologii v oblasti prepodavaniya RKI [Modern technologies in teaching Russian as a foreign language]. The Russian language outside Russia. Teaching Russian as a foreign language beyond language environment: challenges and prospects. International scientifi c conference dedicated to the 25th anniversary of the Russian Language Centre (November 2–3, 2017): Conference Proceedings (pp. 306–312). London. (In Russ.)
- Zimnyaya, I.A. (1997). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Rostovon-Don: Fenix Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

