Трактовка понятия «обобщенная личность» в научном тексте: лингводидактический подход
- Авторы: Тарасова Н.И.1
-
Учреждения:
- Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 17, № 3 (2019)
- Страницы: 382-396
- Раздел: Методика преподавания русского языка как иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345778
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-3-382-396
- ID: 345778
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье применяется функционально-коммуникативный подход к описанию понятия «обобщенная личность» в научном тексте с позиций методики преподавания русского языка инофонам. Предлагается более широкая, нежели в традиционной грамматике, трактовка понятия обобщенной личности. Актуальность такого подхода определена значимостью навыков владения научным стилем речи для формирования коммуникативной и профессиональной компетентности иноязычных студентов. Рассматриваются разноструктурные средства выражения обобщенного лица: обобщенно-личные предложения, пассивные и безличные конструкции, инфинитивные придаточные, двусоставные предложения с подлежащим с генерализованной референцией. Изучение выделенных разноструктурных средств в системе дидактически целесообразно при работе с научным текстом. В статье приведены общие принципы построения обучения средствам выражения обобщенного лица в научном тексте (в методике преподавания русского языка как иностранного): поступательность введения моделей обобщенной личности, системность представления средств выражения обобщенного лица в научном тексте, концентрический подход в изучении обобщенной личности. Перспективы исследования направлены на разработку методов системной дидактизации средств обобщенной личности в различных жанрах научного стиля речи.
Об авторах
Надежда Ивановна Тарасова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.tarasova@narfu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры перевода и прикладной лингвистики
Российская Федерация, 163002, Архангельск, наб. Северной Двины, 17Список литературы
- Babaitseva, V.V., & Maksimov, L.Yu. (1987). Sovremennyi russkii yazyk: uchebnik: v 3 ch. Ch. 3. Sintaksis. Punktuatsiya. 2-e izd. [Modern Russian language: textbook: in 3 parts. Part 3. Syntax. Punctuation. 2nd ed.]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
- Beloshapkova, V.A. (1981). Sovremennyi russkii yazyk: uchebnik [Modern Russian language: textbook]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Bondarko, V.A. (1991). Teoriya funktsional’noi grammatiki. Personal’nost’. Zalogovost’ [Theory of functional grammar. Personality. Voice]. Saint Petersburg: Nauka Publ. (In Russ.)
- Bure, N.A., Bystrykh, M.V., & Vishnyakova, S.A. (2003). Osnovy nauchnoi rechi: uchebnoe posobie [Basics of scientifi c speech: textbook]. Saint Petersburg: Philological Faculty of SPbGU; Moscow: Academia Publ. (In Russ.)
- Klobukova, L.P. (2012). Professional’no-orientirovannoe obuchenie russkomu yazyku inofonov: ot teksta k tekstoteke i gipertekstu [Teaching Russian for specifi c purposes: from text to text catalogue and hypertext]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, (11), 10–12. (In Russ.)
- Kolesnikova, N.I. (2015). Formirovanie zhanrovoi kompetentsii inostrannykh uchashchikhsya [Forming the genre competence of foreign students]. Russian language and literature in space of world culture: Papers of the XIII MAPRYAL Congress (10, рр. 508–512). Moscow: MAPRYAL Publ. (In Russ.)
- Konstantinova, L.A., Nenilina, N.G., & Pronina, E.V. (2004). Razvitie navykov pis’mennoi rechi (na materiale nauchnykh tekstov): uchebnoe posobie dlya inostrannykh uchashchikhsya [Developing writing skills (based on scientifi c texts): manual for foreign students]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Kostomarov, V.G., & Maksimov, V.I. (2010). Sovremennyi russkii literaturnyi yazyk: uchebnik [Modern Russian literary language: textbook]. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
- Kotova, V.D. (2012). Uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh studentov gumanitarnykh spetsial’nostei (nauchnyi stil’ rechi). Kniga 1 [Textbook on the Russian language for humanitarian foreign students (scientifi c speech style). Book 1]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
- Kotova, V.D. (2012). Uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh studentov gumanitarnykh spetsial’nostei (nauchnyi stil’ rechi). Kniga 2 [Textbook on the Russian language for humanitarian foreign students (scientifi c speech style). Book 2]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
- Kotyurova, M.G. (2010). Stilistika nauchnoi rechi: uchebnoe posobie [Stylistics of scientifi c speech: manual]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.)
- Kozhina, M.N. (1972). O rechevoi sistemnosti nauchnogo stilya sravnitel’no s nekotorymi drugimi: uchebnoe posobie [On speech systemic character of scientifi c style compared with some others: manual]. Perm: Perm State University Publ. (In Russ.)
- Kozhina, M.N., Duskaeva, L.R., & Salimovskii, V.A. (2008). Stilistika russkogo yazyka: uchebnik [Stylistics of the Russian language: textbook]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russ.)
- Kustova, G.I., Mishina, K.I., Fedoseev, V.A. (2005). Sintaksis sovremennogo russkogo yazyka: uchebnoe posobie [Syntax of modern Russian language: manual]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.)
- Lariokhina, N.M. (1979). Voprosy sintaksisa nauchnogo stilya rechi [Problems of syntax of scientifi c style]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Lariokhina, N.M. (1989). Obuchenie grammatike nauchnoi rechi i vidy uprazhnenii [Teaching grammar of scientifi c style and types of exercises]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Lavrent’ev, V.A. (2009). Meaning of generalization of person. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Russian Philology, (3), 35–40. (In Russ.)
- Lavrent’ev, V.A. (2013). Kategoriya sintaksicheskogo litsa v sovremennom russkom yazyke [Category of syntax personality in modern Russian language]. [Author’s abstr. doct. philol. diss.]. Moscow. (In Russ.)
- Lekant, P.A. (1986). Sintaksis prostogo predlozheniya v sovremennom russkom yazyke: uchebnoe posobie [Syntax of the simple sentence in modern Russian language: manual]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Lysova, T.V., & Popova, T.V. (2011). Kul’tura nauchnoi i delovoi rechi [Culture of scientifi c and business speach]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Mets, N.A. (1979). Osobennosti sintaksisa nauchnogo stilya rechi i problemy obucheniya inostrannykh uchashchikhsya [Syntax peculiarities of scientifi c style and problems of teaching foreign students]. Moscow: Moscow University Publ. (In Russ.)
- Mitrofanova, O.D. (1985). Nauchnyi stil’ rechi: problemy obucheniya. 2-e izd. [Scientifi c style: problems of teaching. 2nd ed.]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
- Odintsova, I.V. (2014). K voprosu ob ob’’ekte i predmete v nauke. RKI – kak predmet lingvisticheskogo issledovaniya [The problem of object and subject in science. Russian as foreign language as the subject of linguistic research]. Mir russkogo slova, (4), 96–105. (In Russ.)
- Peshkovskii, A.M. (1938). Russkii sintaksis v nauchnom osveshchenii. 7-e izd. [Russian syntax in scientifi c description. 7th ed.]. Moscow: Uchpedgiz Publ. (In Russ.)
- Shvedovoi, N.Yu. (1980). Russkaya grammatika. Tom II. Sintaksis [Russian grammar. Vol. II. Syntax]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Sirotina, T.B. (2013). Russky yazyk kak inostrannyi. Nauchnyi stil’ rechi: praktikum dlya studentov-inostrantsev podgotovitel’nykh fakul’tetov vuzov (fi lologicheskii profi l’) [Russian as a foreign language. Scientifi c style: practical course for foreign university students at preparing faculties (philology specialization)]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)
- Skoblikova, E.S. (2006). Sovremennyi russkii yazyk. Sintaksis prostogo predlozheniya (teoreticheskii kurs): uchebnoe posobie. 3-e izd. [Modern Russian language. Syntax of the simple sentence (theoretical course): manual. 3rd ed.]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russ.)
- State educational standard for Russian as foreign language. (2000). First and second levels. Professional module. Moscow, Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- State educational standard for Russian as foreign language. (2001). Basic level. Moscow, Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- State educational standard for Russian as foreign language. (2007). First level. General profi ciency. Moscow, Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
- Syzdykova, G.K. (2015). Obobshchenno-lichnost’ v semantike predlozheniya russkogo yazyka [Generalized personality in semantics of a Russian sentence]. Russian language and literature in space of world culture: Papers of the XIII MAPRYAL Congress (4, pp. 154–159). Moscow: MAPRYAL Publ. (In Russ.)
- Tarlanov, Z.K. (1999). Russkie poslovitsy: sintaksis i poetika [Russian proverbs: syntax and poetics]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University Publ. (In Russ.)
- Valgina, N.S. (2003). Sovremennyi russkii yazyk: sintaksis: uchebnik. 4-e izd. [Modern Russian language: syntax: textbook. 4th ed.]. Moscow: Vysshaya shkola Publ. (In Russ.)
- Vsevolodova, M.V. (2013). K voprosu ob ob’ektivnoi grammatike [The problem of objective grammar]. Obshchestvo i chelovek [Society and man], 2(5), 79–85. (In Russ.)
- Zolotova, G.A. (2003). Kommunikativnye aspekty russkogo sintaksisa. 3-e izd. [Communicative aspects of Russian syntax. 3rd ed.]. Moscow: Editorial URRS. (In Russ.)
- Zolotova, G.A., Onipenko, N.K., & Sidorova, M.Yu. (2004). Kommunikativnaya grammatika russkogo yazyka [Communicative grammar of the Russian language]. Moscow: Institut russkogo yazyka imeni V.V. Vinogradova Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

