Событийный подход к усвоению русского языка учащимися заграншкол Министерства иностранных дел России
- Авторы: Леппик С.А.1, Устинов А.Ю.1, Чабанец Т.А.1
-
Учреждения:
- Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 445-459
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного и иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345784
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-445-459
- ID: 345784
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены проблемы усвоения русского языка учащимися школ при посольствах РФ, в которых дети, в силу современной образовательной реальности, становятся учениками полиэтнических классов независимо от степени их владения русским языком. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что за счёт концептуальных свойств событийного подхода обоснована необходимость и эффективность его использования в полиэтнической школе для совершенствования коммуникативных универсальных учебных действий. Практическая значимость заключается в том, что в рамках событийного подхода разработана модель сетевого проекта для заграншкол МИД России, включающего риторические компетентностные задачи, решение которых позволяет достигать синергетического образовательного эффекта в овладении русским языком. Результатом описанного образовательного события для учащихся явилось открытие личностных и предметных смыслов через общение, а также понимание ценности собственного речевого опыта на русском языке. Доказано, что использование в полиэтнической школе событийного подхода позволяет создать вне урока открытую коммуникативную ситуацию на русском языке, и указаны направления дальнейшей научно-методической работы: расширение перечня коммуникативных образовательных событий, реализуемых в рамках данного подхода, создание методических рекомендаций и внедрение их в практику полиэтнической школы.
Об авторах
Сергей Александрович Леппик
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Автор, ответственный за переписку.
Email: hanschool@mail.ru
директор школы при Посольстве России во Вьетнаме, почётный работник общего образования
Российская ФедерацияАнатолий Юрьевич Устинов
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Email: ustan0902@rambler.ru
доктор педагогических наук, доцент по кафедре языкознания и методики преподавания русского языка, учитель русского языка и литературы школы при Посольстве России во Вьетнаме
Российская ФедерацияТатьяна Анатольевна Чабанец
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России во Вьетнаме
Email: chabanec@inbox.ru
кандидат исторических наук, доцент по кафедре психологии управления, завуч школы при Посольстве России во Вьетнаме
Российская ФедерацияСписок литературы
- Butenina, O.E. (2015). From experience in the implementation of the event-driven approach in the conditions of GEF NOO. Science and education: new time, (5), 4—10. (In Russ.).
- Dubova, M.V. (2010). Competence task as a means of practice-oriented education of primary school students. Competence approach to professional training of the future teacher. Proceedings of IV AllRussia scientific-practical conference for teachers of higher education (pp. 192—195). Moscow: Balass Publ. (In Russ.).
- Fung Chong Toan. (2017). To the discussion about the present and future of the Russian language in Vietnam. Russian language Week in Vietnam: Proceedings of the conference (pp. 5—13). Hanoi Publ. (In Russ.).
- Gavrilenko, A.Yu. (2017). Modelirovanie urokov po orfografii v klassakh s polietnicheskim sostavom uchashhikhsya (5 klass) [Modeling of spelling lessons in classes with a multi-ethnic composition of students (grade 5)]. (Candidate dissertation, Moscow). (In Russ.).
- Konkurs setevykh proektov «Obuchayas’ — tvorim» zagranshkol MID Rossii [Competition network projects “Learning — doing» of foreign schools of the Ministry of foreign Affairs of Russia]. Retrieved May 20 2019 from: http://school.rusemb.pl/newsyte/index.php? id=25
- Krylova, N.B. (2010). Eventfulness in educational and pedagogical activity. New values of education, 1(43). 3. (In Russ.).
- Nguyen Thi Thu Dat. (2015). 70 years of teaching and learning Russian in Vietnam (1945—2015). Vietnamese Russian language studies, (22), 7—11. (In Russ.).
- Sal’nikova, O.A. (2012). Model of ritorial learning task. Primary school plus before and after, (2), 19—23. (In Russ.).
- Tikhonov, S.E. (2005). Ritorika, ritorizatsiya i obshchenie v shkole: osmyslenie i voploshchenie v period modernizatsii obrazovaniya [Rhetoric and communication at school: understanding and implementation in the period of modernization of education]. Moscow: Prometheus Publ. (In Russ.).
- Ustinov, A.Yu. (2009). Funktsional’no-semanticheskii podkhod k izucheniyu sredstv yazykovoi modal’nosti v shkol’nom kurse russkogo yazyka [Functional-semantic approach to the study of the means of language modality in the school course of the Russian language]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ.).
- Vygotskii, L.S. (2014). Psihologiya razvitiya rebenka [Psychology of child development]. Moscow: Eksmo Publ. (In Russ.).
- Zinovjeva, T.I. (Edit.). (2016). Modernizatsiya kompleksnoi sistemy obucheniya russkomu yazyku detei migrantov na nachal’noi stupeni obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [Modernization of the complex system of teaching Russian to migrant children at the primary level of education: collective monograph]. Moscow: Publishing House “Pero”. (In Russ.).
- Znatov, S.Yu. (2005). Project activities of students in the Internet-Olympiads of savransky of the MFA of Russia. From experience (pp. 14—23). Paris Publ. (In Russ.).
Дополнительные файлы

