Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в 5-м классе при изучении лексики на материале темы «Омонимы»
- Авторы: Васильева М.И.1
-
Учреждения:
- Ивановский государственный университет
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 460-474
- Раздел: Первые шаги в науке
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345785
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-460-474
- ID: 345785
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью школьного образования в развитии методических основ проектно-исследовательской деятельности по русскому языку. Цели исследования - обосновать необходимость внедрения проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе путем апробации предложенной автором методики изучения темы «Омонимы»; диагностировать у учащихся сформированность общеучебных умений на материале темы «Омонимы»; проверить качество знаний о лексике русского языка у учеников контрольного и экспериментального классов, сопоставить результаты; уточнить понятие «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании выделения проектно-исследовательской деятельности как особого вида учебной деятельности, уточнении понятия «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе, выделении общеучебных умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности по русскому языку, описании критериев и уровней их сформированности на примере изучения темы «Омонимы» в 5-м классе. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании программы, включающей работу над исследовательским проектом «Портрет слова» при изучении раздела «Лексика». Полученные в ходе экспериментального обучения данные подтверждают возможность эффективного включения проектно-исследовательской деятельности в классно-урочную систему изучения лексики русского языка в 5-м классе, что способствует формированию предметных знаний и умений и на их основе формированию общеучебных умений сопоставлять, давать определение понятия, аргументировать. Перспективы дальнейшего изучения проблемы состоят в разработке методики организации проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка на уроках и во внеурочной деятельности на материале разделов «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика» и др.
Об авторах
Маргарита Ильинична Васильева
Ивановский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mvasilyeva_00@mail.ru
аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания
Российская Федерация, 153025, Иваново, ул. Ермака, 39Список литературы
- Antonova, E.S. (2007). How to organize research in Russian language class. Russian language at school, (7), 3—7. (In Russ.).
- Artemov, M.Yu. (2013). Modernizing education: project activity during Russian language classes. Bulletin of Moscow state humanity university. Philological science, (1), 99—105. (In Russ.).
- Baranov, M.T., Ippolitova, N.A., Ladyzhenskaya, T.A. & L’vov, M.R. (2001). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: Uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Methods of Russian language education at school. Textbook for students of pedagogical universities and colleges]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.).
- Bednarskaya, L.D. (2015). Project activity in every lesson. Russian language at school, (4), 6—9. (In Russ.).
- Blonskii, P.P. (1917). Zadachi i metody novoi narodnoi schkoly [Tasks and methods of the new folk school]. Moscow: Zadruga Publ. (In Russ.).
- Bondarenko, M.A. (2015). Forming researching skills in pupils during preparation of “Numeral in written text” and “Writers language dictionary” projects. Russian language at school, (9), 22—27. (In Russ.).
- D’yui, Dzh. (2000). Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. Moscow: Pedagogica-press Publ. (In Russ.).
- Erokhina, E.L. (2015). Mentoring future researchers during Russian language classes. Russian language at school, (1), 17—21. (In Russ.).
- Gordienko, O.V. & Knyazeva, O.Yu. (2014). Proektno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ shkol’nikov po russkomu yazyku: uchebno-metodicheskie materialy dlya uchitelei [Project-research activity in Russian language classes. Scientific and methodic materials for teachers]. Moscow: LOGOMAG Publ. (In Russ.).
- Kagarov, E.G. (1926). Metod proektov v trudovoi shkole [Method of projects in labor school]. Leningrad: Brokgauz-Efron Publ. (In Russ.).
- Karasheva, A.G., Karsakova, G.A. & Nasipov, A.G. (2018). Pre-university training: Aims, problems, principles. Prospects science education, 33 (3), 117—123.
- Kilpatrik, V.Kh. (1928). Osnovy metoda [General principles of the method]. Moscow: Nar. kom. pros. RSFSR Publ; Leningrad: Gos. Publ. (In Russ.).
- Komarova, I.V. (2017). Tekhnologiya proektno-issledovatel’skoi deyatel’nosti shkol’nikov v usloviyakh FGOS [Technology of project-research activity of pupils is FSES]. Saint Petersburg: KARO Publ. (In Russ.).
- Lerner, I.Ya. (1974). Problemnoe obucheniye [Problem education]. Moscow: Znanie Publ. (In Russ.).
- Levushkina, O.N. (2016). Autumn in eyes of word artists (project lesson based on text characteristics). Russian language at school, (7), 23—25. (In Russ.).
- Levushkina, O.N. (2016). Project lesson “Seasons of the year: mood”. Russian language at school, (4), 25—27. (In Russ.).
- Makeeva, S.G., & Artemov, M.Yu. (2017). Using project method in revising Russian language classes knowledge. Yaroslavl pedagogical bulletin, (4), 81—87. (In Russ.).
- Mukhina, V.S. (2012). Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. 14-e izd., ster. [Educational psychology: phenomenology of development. Textbook for students of universities and colleges]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.).
- Obukhov, A.S. (2015). Razvitiye issledovatel’skoi deyatel’nosti uchashchikhsya. 2-e izd. [Developing research activities of pupils. 2nd edition]. Moscow: National book center Publ. (In Russ.).
- Shchatskii, S.T. (1980). Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya: v dvukh tomakh. T. 2. [Selected pedagogical works: in two volumes. V. 2]. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.).
- Smulakovskaya, R.L., & Ivanova, E.M. (2018). Project-research activity of pupils in Russian language studies (based on working experience). Russian language at school, (7), 3—6. (In Russ.).
- Utkina, T.V. (2018). Proektnaya i issledovatel’skaya deyatel’nost’: sravnitel’nyi analiz. [Project and research activity: comparative analysis]. Chelyabinsk: CHIPPKRO Publ. (In Russ.).
- Vakhterov, V.P. (2008). O novoi pedagogike: Izbrannoe [On new pedagogics: selected writings]. Moscow: Karapuz Publ. (In Russ.).
- Vasil’eva, M.I. (2018). Conceptualization of the term project by pupils of 5th and 6th grades and arrangement of project-research activity in Russian classes. Bulletin of Orenburg state pedagogical university. Digital scientific journal, (1), 203—213. (In Russ.).
Дополнительные файлы

