Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в 5-м классе при изучении лексики на материале темы «Омонимы»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью школьного образования в развитии методических основ проектно-исследовательской деятельности по русскому языку. Цели исследования - обосновать необходимость внедрения проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении раздела «Лексика» в 5-м классе путем апробации предложенной автором методики изучения темы «Омонимы»; диагностировать у учащихся сформированность общеучебных умений на материале темы «Омонимы»; проверить качество знаний о лексике русского языка у учеников контрольного и экспериментального классов, сопоставить результаты; уточнить понятие «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании выделения проектно-исследовательской деятельности как особого вида учебной деятельности, уточнении понятия «проектно-исследовательская деятельность» применительно к задачам обучения русскому языку в средней школе, выделении общеучебных умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности по русскому языку, описании критериев и уровней их сформированности на примере изучения темы «Омонимы» в 5-м классе. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании программы, включающей работу над исследовательским проектом «Портрет слова» при изучении раздела «Лексика». Полученные в ходе экспериментального обучения данные подтверждают возможность эффективного включения проектно-исследовательской деятельности в классно-урочную систему изучения лексики русского языка в 5-м классе, что способствует формированию предметных знаний и умений и на их основе формированию общеучебных умений сопоставлять, давать определение понятия, аргументировать. Перспективы дальнейшего изучения проблемы состоят в разработке методики организации проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка на уроках и во внеурочной деятельности на материале разделов «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика» и др.

Об авторах

Маргарита Ильинична Васильева

Ивановский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: mvasilyeva_00@mail.ru

аспирант кафедры русского языка и методики его преподавания

Российская Федерация, 153025, Иваново, ул. Ермака, 39

Список литературы

  1. Antonova, E.S. (2007). How to organize research in Russian language class. Russian language at school, (7), 3—7. (In Russ.).
  2. Artemov, M.Yu. (2013). Modernizing education: project activity during Russian language classes. Bulletin of Moscow state humanity university. Philological science, (1), 99—105. (In Russ.).
  3. Baranov, M.T., Ippolitova, N.A., Ladyzhenskaya, T.A. & L’vov, M.R. (2001). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole: Uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Methods of Russian language education at school. Textbook for students of pedagogical universities and colleges]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.).
  4. Bednarskaya, L.D. (2015). Project activity in every lesson. Russian language at school, (4), 6—9. (In Russ.).
  5. Blonskii, P.P. (1917). Zadachi i metody novoi narodnoi schkoly [Tasks and methods of the new folk school]. Moscow: Zadruga Publ. (In Russ.).
  6. Bondarenko, M.A. (2015). Forming researching skills in pupils during preparation of “Numeral in written text” and “Writers language dictionary” projects. Russian language at school, (9), 22—27. (In Russ.).
  7. D’yui, Dzh. (2000). Demokratiya i obrazovanie [Democracy and education]. Moscow: Pedagogica-press Publ. (In Russ.).
  8. Erokhina, E.L. (2015). Mentoring future researchers during Russian language classes. Russian language at school, (1), 17—21. (In Russ.).
  9. Gordienko, O.V. & Knyazeva, O.Yu. (2014). Proektno-issledovatel’skaya deyatel’nost’ shkol’nikov po russkomu yazyku: uchebno-metodicheskie materialy dlya uchitelei [Project-research activity in Russian language classes. Scientific and methodic materials for teachers]. Moscow: LOGOMAG Publ. (In Russ.).
  10. Kagarov, E.G. (1926). Metod proektov v trudovoi shkole [Method of projects in labor school]. Leningrad: Brokgauz-Efron Publ. (In Russ.).
  11. Karasheva, A.G., Karsakova, G.A. & Nasipov, A.G. (2018). Pre-university training: Aims, problems, principles. Prospects science education, 33 (3), 117—123.
  12. Kilpatrik, V.Kh. (1928). Osnovy metoda [General principles of the method]. Moscow: Nar. kom. pros. RSFSR Publ; Leningrad: Gos. Publ. (In Russ.).
  13. Komarova, I.V. (2017). Tekhnologiya proektno-issledovatel’skoi deyatel’nosti shkol’nikov v usloviyakh FGOS [Technology of project-research activity of pupils is FSES]. Saint Petersburg: KARO Publ. (In Russ.).
  14. Lerner, I.Ya. (1974). Problemnoe obucheniye [Problem education]. Moscow: Znanie Publ. (In Russ.).
  15. Levushkina, O.N. (2016). Autumn in eyes of word artists (project lesson based on text characteristics). Russian language at school, (7), 23—25. (In Russ.).
  16. Levushkina, O.N. (2016). Project lesson “Seasons of the year: mood”. Russian language at school, (4), 25—27. (In Russ.).
  17. Makeeva, S.G., & Artemov, M.Yu. (2017). Using project method in revising Russian language classes knowledge. Yaroslavl pedagogical bulletin, (4), 81—87. (In Russ.).
  18. Mukhina, V.S. (2012). Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. 14-e izd., ster. [Educational psychology: phenomenology of development. Textbook for students of universities and colleges]. Moscow: Academia Publ. (In Russ.).
  19. Obukhov, A.S. (2015). Razvitiye issledovatel’skoi deyatel’nosti uchashchikhsya. 2-e izd. [Developing research activities of pupils. 2nd edition]. Moscow: National book center Publ. (In Russ.).
  20. Shchatskii, S.T. (1980). Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya: v dvukh tomakh. T. 2. [Selected pedagogical works: in two volumes. V. 2]. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.).
  21. Smulakovskaya, R.L., & Ivanova, E.M. (2018). Project-research activity of pupils in Russian language studies (based on working experience). Russian language at school, (7), 3—6. (In Russ.).
  22. Utkina, T.V. (2018). Proektnaya i issledovatel’skaya deyatel’nost’: sravnitel’nyi analiz. [Project and research activity: comparative analysis]. Chelyabinsk: CHIPPKRO Publ. (In Russ.).
  23. Vakhterov, V.P. (2008). O novoi pedagogike: Izbrannoe [On new pedagogics: selected writings]. Moscow: Karapuz Publ. (In Russ.).
  24. Vasil’eva, M.I. (2018). Conceptualization of the term project by pupils of 5th and 6th grades and arrangement of project-research activity in Russian classes. Bulletin of Orenburg state pedagogical university. Digital scientific journal, (1), 203—213. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».