Преподавание русского языка в словацком городе Ружомберок: культурологический подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Преподавание русского языка в университете Словакии имеет свою собственную историю, на протяжении уже десятков лет дисциплины, направленные на изучение русского языка, занимают достойное место в образовательных программах вузов страны, в частности в Ружомберке. В условиях новой образовательной реформы (с сентября 2019 г.), предполагающей свободу выбора иностранных языков для изучения, прогнозируется интерес к изучению русского языка в Словакии, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. В связи с растущим интересом к русскому языку в Словакии готовность преподавателей и студентов к диалогу культур приобретает большое значение. Цель исследования - анализ системы преподавания русского языка в католическом университете Словакии с позиции молодого преподавателя, имеющего небольшой педагогический опыт. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке проблемы формирования и развития интереса к русскому языку в Ружомберке посредством культурологического подхода, обозначенного известным словацким русистом Эвой Колларовой. Практическая значимость работы состоит в использовании разработанных учебных дисциплин, их анализе и дальнейшей корректировке. Доказано, что учебная программа по русскому языку в Католическом университете Ружомберка, основанная на культурологическом подходе, помогает выстраивать доверительные отношения между преподавателем и студентами, которые мотивированы на изучение русского языка как иностранного, выступающего в качестве источника знаний и имеющего воспитательный характер. Перспективы исследования заключаются в более детальном изучении методики обучения русскому языку на основе принципа «язык через культуру, культура через язык».

Об авторах

Томаш Гмира

Католический университет в Ружомберке

Автор, ответственный за переписку.
Email: tomas.hmira@ku.sk

ассистент кафедры иностранных языков педагогического факультета

Словацкая Республика, 03401, Ружомберок, Грабовска цеста, 1A

Список литературы

  1. Almasiova, A. (2018). Study information. Ruzomberok: VERBUM Publ. (In Slovak).
  2. Center for Scientific and Technical Information of the Slovak Republic — Bratislava, 2017. Retrieved June 30 2019 from: http://www.cvtisr.sk/cvti-sr-vedecka-kniznica/informacie-o-skolstve/statistiky/statisticka-rocenka-publikacia.html?page_id = 9580
  3. Dekanova, E. & Ondrejcekova, E. (2011). Yes! — Textbook and exercise book. Nitra: Enigma Publ. (In Slovak).
  4. Dibucko, I. (2018). Russian language and literature — ISCED. Retrived June 6 2019 from: https://www. infoa.cz/rustina/
  5. Gawecka-Ajchel, B. (2011). Echo — A Textbook. Bratislava: INFOA Publ. (In Slovak).
  6. Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 5th year of primary school —A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  7. Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 6th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  8. Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 7th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  9. Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 8th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  10. Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 9th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  11. Hmira, T. (2017). Russian language in Slovak schools: current status and prospects. Actual problems of the Russian language and methods of its teaching: Proceedings the XIV Student Scientific and Practical Conference (pp. 70—72). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
  12. Hamraeva, E.A. & Ivanova, E.I. (2001). Times — A Textbook. Bratislava: INFOA Publ. (In Slovak). Jelinek, S. & others. (1997). Raduga — A Textbook. Plzen: Fraus Publ. (In Czech).
  13. Kollarova, E. & Trushinova, L.V. (2004). Meeting with Russia. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
  14. Kollarova, E. (2008). Talk to yourself and to you about meetings with Russia. Bratislava: MPC Publ. (In Slovak).
  15. Kollarova, E. (2014). Talks on the Cultural Orientation of Foreign Language Education. Bratislava: Shtatny pedagogicky ustav Publ. (In Slovak).
  16. Korolova, A. (2014). Russian textbook. What about her? Bratislava: Metodicko-pedagogicke centrum Publ. (In Slovak).
  17. Krajchikova, A. (2014). Internet in Russian language teaching in primary school. Bratislava: Metodickopedagogicke centrum Publ. (In Slovak).
  18. Kvapil, R. (2014). From the facts to the intercultural competence of the Russian teacher. Bratislava: MPC Publ. (In Slovak).
  19. Netyago, N.V. & Dyuzenli, M.V. (2016). Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka [Lexicology of the modern Russian language]. Ekaterinburg: Ural university Publ. (In Russ.).
  20. Orlova, N., Kozhushkova, M. & Vagnerova, M. (2011). Class — A Textbook. Praha: Klett Publ. (In Czech).
  21. Orlova, N., Korschnerova, J., Stejskalova, J. & Korolova, A. (2015). Cool friends — A Textbook. Praha: Klett Publ. (In Czech).
  22. Passov Е.И., Kibireva, L.V. & Kollarova, E. (2007). Kontseptsiya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya (teoriya i ee realizatsiya): metodicheskoe posobie dlya rusistov [The concept of communicative foreign language education (theory and its implementation): a methodological guide for Russian specialists]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.).
  23. Plavkova Tinakova, A. (2013). Learning objectives of the 21st century. Ruzhomberok: VERBUM Publ. (In Slovak).
  24. Plavkova Tinakova, A. (2017). Introduction to Pedagogy and Practices for Teaching English to Speakers of Other Languages (Practical Guide). Ruzhomberok: VERBUM. (In Slovak).
  25. Ries, L. & Kollárová, E. (2004). The world of foreighn languages today. Bratislava: Didaktis Publ. (In Slovak).
  26. Strelchuk, E.N. & Hmira, T. (2018). Speech portrait of a Slovak student. News of the Southern Federal University, (1), 202—208. (In Russ.)
  27. Vokhmina, L.L. & Osipova, I.А. (2008). Russkii klass. Uchebnik russkogo yazyka. Nachalnyi uroven [Russian class. Russian language textbook. First level]. Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.).
  28. Zhofkova, H. (2013). Go — Russian for elementary schools. Uvaly: ALBRA spol s.r.o. Publ. (In Czech).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».