Преподавание русского языка в словацком городе Ружомберок: культурологический подход
- Авторы: Гмира Т.1
-
Учреждения:
- Католический университет в Ружомберке
- Выпуск: Том 17, № 4 (2019): РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ
- Страницы: 475-486
- Раздел: Первые шаги в науке
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345786
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-4-475-486
- ID: 345786
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Преподавание русского языка в университете Словакии имеет свою собственную историю, на протяжении уже десятков лет дисциплины, направленные на изучение русского языка, занимают достойное место в образовательных программах вузов страны, в частности в Ружомберке. В условиях новой образовательной реформы (с сентября 2019 г.), предполагающей свободу выбора иностранных языков для изучения, прогнозируется интерес к изучению русского языка в Словакии, что свидетельствует об актуальности выбранной темы. В связи с растущим интересом к русскому языку в Словакии готовность преподавателей и студентов к диалогу культур приобретает большое значение. Цель исследования - анализ системы преподавания русского языка в католическом университете Словакии с позиции молодого преподавателя, имеющего небольшой педагогический опыт. Теоретическая значимость статьи заключается в постановке проблемы формирования и развития интереса к русскому языку в Ружомберке посредством культурологического подхода, обозначенного известным словацким русистом Эвой Колларовой. Практическая значимость работы состоит в использовании разработанных учебных дисциплин, их анализе и дальнейшей корректировке. Доказано, что учебная программа по русскому языку в Католическом университете Ружомберка, основанная на культурологическом подходе, помогает выстраивать доверительные отношения между преподавателем и студентами, которые мотивированы на изучение русского языка как иностранного, выступающего в качестве источника знаний и имеющего воспитательный характер. Перспективы исследования заключаются в более детальном изучении методики обучения русскому языку на основе принципа «язык через культуру, культура через язык».
Об авторах
Томаш Гмира
Католический университет в Ружомберке
Автор, ответственный за переписку.
Email: tomas.hmira@ku.sk
ассистент кафедры иностранных языков педагогического факультета
Словацкая Республика, 03401, Ружомберок, Грабовска цеста, 1AСписок литературы
- Almasiova, A. (2018). Study information. Ruzomberok: VERBUM Publ. (In Slovak).
- Center for Scientific and Technical Information of the Slovak Republic — Bratislava, 2017. Retrieved June 30 2019 from: http://www.cvtisr.sk/cvti-sr-vedecka-kniznica/informacie-o-skolstve/statistiky/statisticka-rocenka-publikacia.html?page_id = 9580
- Dekanova, E. & Ondrejcekova, E. (2011). Yes! — Textbook and exercise book. Nitra: Enigma Publ. (In Slovak).
- Dibucko, I. (2018). Russian language and literature — ISCED. Retrived June 6 2019 from: https://www. infoa.cz/rustina/
- Gawecka-Ajchel, B. (2011). Echo — A Textbook. Bratislava: INFOA Publ. (In Slovak).
- Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 5th year of primary school —A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 6th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 7th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 8th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Glendova, V. & Kovachikova, E. (1997). Russian language for the 9th year of primary school — A Textbook. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Hmira, T. (2017). Russian language in Slovak schools: current status and prospects. Actual problems of the Russian language and methods of its teaching: Proceedings the XIV Student Scientific and Practical Conference (pp. 70—72). Moscow: RUDN Publ. (In Russ.).
- Hamraeva, E.A. & Ivanova, E.I. (2001). Times — A Textbook. Bratislava: INFOA Publ. (In Slovak). Jelinek, S. & others. (1997). Raduga — A Textbook. Plzen: Fraus Publ. (In Czech).
- Kollarova, E. & Trushinova, L.V. (2004). Meeting with Russia. Bratislava: Slovenske pedagogicke nakladatelstvo Publ. (In Slovak).
- Kollarova, E. (2008). Talk to yourself and to you about meetings with Russia. Bratislava: MPC Publ. (In Slovak).
- Kollarova, E. (2014). Talks on the Cultural Orientation of Foreign Language Education. Bratislava: Shtatny pedagogicky ustav Publ. (In Slovak).
- Korolova, A. (2014). Russian textbook. What about her? Bratislava: Metodicko-pedagogicke centrum Publ. (In Slovak).
- Krajchikova, A. (2014). Internet in Russian language teaching in primary school. Bratislava: Metodickopedagogicke centrum Publ. (In Slovak).
- Kvapil, R. (2014). From the facts to the intercultural competence of the Russian teacher. Bratislava: MPC Publ. (In Slovak).
- Netyago, N.V. & Dyuzenli, M.V. (2016). Leksikologiya sovremennogo russkogo yazyka [Lexicology of the modern Russian language]. Ekaterinburg: Ural university Publ. (In Russ.).
- Orlova, N., Kozhushkova, M. & Vagnerova, M. (2011). Class — A Textbook. Praha: Klett Publ. (In Czech).
- Orlova, N., Korschnerova, J., Stejskalova, J. & Korolova, A. (2015). Cool friends — A Textbook. Praha: Klett Publ. (In Czech).
- Passov Е.И., Kibireva, L.V. & Kollarova, E. (2007). Kontseptsiya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya (teoriya i ee realizatsiya): metodicheskoe posobie dlya rusistov [The concept of communicative foreign language education (theory and its implementation): a methodological guide for Russian specialists]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.).
- Plavkova Tinakova, A. (2013). Learning objectives of the 21st century. Ruzhomberok: VERBUM Publ. (In Slovak).
- Plavkova Tinakova, A. (2017). Introduction to Pedagogy and Practices for Teaching English to Speakers of Other Languages (Practical Guide). Ruzhomberok: VERBUM. (In Slovak).
- Ries, L. & Kollárová, E. (2004). The world of foreighn languages today. Bratislava: Didaktis Publ. (In Slovak).
- Strelchuk, E.N. & Hmira, T. (2018). Speech portrait of a Slovak student. News of the Southern Federal University, (1), 202—208. (In Russ.)
- Vokhmina, L.L. & Osipova, I.А. (2008). Russkii klass. Uchebnik russkogo yazyka. Nachalnyi uroven [Russian class. Russian language textbook. First level]. Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.).
- Zhofkova, H. (2013). Go — Russian for elementary schools. Uvaly: ALBRA spol s.r.o. Publ. (In Czech).
Дополнительные файлы

