Дискурсивная этика как основа развития речевой личности будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной статьи проявляется в том, что философская проблема дискурсивной этики рассматривается с позиции коммуникативно-речевого развития и формирования личности будущего специалиста в области образования, авторами сделан акцент на коммуникативно-нравственную сторону взаимодействия партнеров. В статье уточнена связь философской дефиниции «дискурсивная этика» с областью педагогического речеведения и определена специфика дискурсивной этики применительно к педагогическому общению. Настоящий подход позволил соотнести все уровни дискурсивной этики (микро-, мезо- и макромораль) с речевым поступком, который есть отражение нравственной характеристики личности и в то же время непременная составляющая ситуации эффективного педагогического взаимодействия коммуникантов. В статье представлены основные признаки, отличающие речевой поступок от речевого действия и обоснована значимость коммуникативной категории «речевой поступок» в дискурсивной этике. Дискурсивная этика в условиях педагогического общения рассмотрена на материале исследовательского обучения школьников. В статье обосновано, что взаимодействие учителя-научного руководителя и ученика-исследователя должно осуществляться в соответствии с нормами, традициями, ценностями академической культуры. Понятие академическая культура уточнено применительно к школьному учебно-научному дискурсу. В статье актуализированы ценностный и этический компоненты академической культуры, которым уделяется недостаточно внимания в практике организации исследовательской деятельности школьников. Представлена модель речевой личности учителя-научного руководителя, которая положена в основу разработки и реализации учебного модуля, направленного на формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов педагогического университета как будущих организаторов исследовательской деятельности школьников.

Об авторах

Зоя Ивановна Курцева

Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: zikurts@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: речевая культура личности, культура общения, речевой поступок личности, риторика и этика, педагогическая риторика, методика преподавания риторики, вопросы непрерывного риторического образования (предшкольное образование - начальная школа - основная школа - старшая школа - высшая школа - последипломное образование). Автор более 150 научных публикаций

Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991

Елена Ленвладовна Ерохина

Московский педагогический государственный университет

Email: lenusha@rambler.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: риторика, педагогическая риторика, теория коммуникации, теория и методика преподавания риторики, теория и методика преподавания русского языка, философия образования. Автор более 100 научных публикаций.

Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991

Список литературы

  1. Andreeva G.M. (1999). Sotsial’naya psikhologiya. [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ).
  2. Bakhtin M.M. (Voloshinov V.N.). (1993). Freidizm. Kommentarii V. Makhlina. [Freudism. Comments by V. Makhlin]. Moscow: Labirint Publ. (In Russ).
  3. Bogatov V.V. (2008). Etika v nauchnoi deyatel’nosti. Vestnik RAN. [Ethics in scientific activity. Herald of the RAS]. 1. 144—157. (In Russ).
  4. Gasparov B.M. (1996). Yazyk, pamyat’, obraz. Lingvistika yazykovogo sushchestvovaniya. [Language, memory, image. Linguistics of language existence]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russ).
  5. Gol’din V.E. & Dubrovskaya O.N. (2002). Zhanrovaya organizatsiya rechi v aspekte sotsial’nykh vzaimodeistvii. Zhanry rechi. [Genre organization of speech in the aspect of social interactions. Genres of speech]. (pp. 5—17). Saratov Publ. (In Russ).
  6. Guseinov A.A. (2002). Tseli i tsennosti: kak vozmozhen moral’nyi postupok? Eticheskaya mysl’. [Goals and values: how is a moral act possible? Ethical thought. 3]. Retrieved April 9 2016 from: https: // iphras.ru/elib/EM3_1.html
  7. Dem’yankov V.Z. (1989). Effektivnost’ argumentatsii kak rechevogo vozdeistviya. Problemy effektivnosti rechevoi kommunikatsii. [Effectiveness of argumentation as a speech influence. Problems of the effectiveness of speech communication]. (pp. 13—40). Moscow: INION AN SSSR Publ. (In Russ).
  8. Druzhinin V.N. (1997). Eksperimental’naya psikhologiya. [Experimental psychology.] Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ).
  9. Erokhina E.L. (2015). Akademicheskaya kul’tura sub’ektov issledovatel’skogo obucheniya. [Academic culture of subjects of research training]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
  10. Erokhina E.L. (2015). Metodologicheskie podkhody k obucheniyu sub’ektov issledovatel’skoi deyatel’nosti osnovam akademicheskoi kul’tury. [Methodological approaches to teaching subjects of research activities to the basics of academic]. Kazan academic journal. 4, 2. 298—300. (In Russ).
  11. Zhinkin N.I. (1998). Yazyk — rech’ — tvorchestvo. [Language — speech — creativity]. Selected works. Labirint Publ. (In Russ).
  12. Ippolitova N.A. (2012). Metodicheskii aspekt ucheniya o rechevykh zhanrakh. [The methodical aspect of the teaching of speech genres]. Primary school plus before and after. 8, 1—4. (In Russ).
  13. Kagan M.S. (2007). Nekotorye voprosy vzaimosvyazi filosofii i pedagogiki. Izbrannye Trudy. [Some issues of the relationship between philosophy and pedagogy. Selected works. 3]. 231—241. Saint Petersburg: Petropolis Publ. (In Russ).
  14. Karpov O.A. (2011). Kak organizovat’ issledovatel’skoe obuchenie shkol’nikov. [How to organize research training for schoolchildren. 2]. Public education. 36—42. (In Russ).
  15. Ivanova L.Yu., Skovorodnikova A.P. & Shiryaeva E.N. (2003). Kul’tura russkoi rechi. Entsiklopedicheskii slovar’-spravochnik. [Culture of Russian speech. Encyclopedic dictionary-reference]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russ).
  16. Kurtseva Z.I. (2011). Kommunikativno-nravstvennyi aspekt ritoricheskogo obrazovaniya. [Communicative-moral aspect of rhetorical education]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
  17. Lerner I.Ya. (1987). Chelovecheskii faktor i funktsii soderzhaniya obrazovaniya. Sovetskaya pedagogika. [The human factor and the functions of the content of education. Soviet pedagogy]. 11. 60—65. (In Russ).
  18. Lotman Yu.M. (1994). Besedy o russkoi kul’ture: Byt i traditsii russkogo dvoryanstva. [Conversations about Russian culture: Life and traditions of the russian nobility]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb., 758 s (In Russ).
  19. Matveeva T.V. (2003). Uchebnyi slovar’: russkii yazyk, kul’tura rechi, stilistika, ritorika. [Educational dictionary: russian language, speech culture, style, rhetoric]. Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
  20. Mikhailova N.N. (1998). Kvalifikatsionnye trebovaniya k pedagogu, rabotayushchemu v sfere pedagogicheskoi podderzhki. Narodnoe obrazovanie. [Qualification requirements for a teacher working in the field of pedagogical support. Public education]. 6. 25—31. (In Russ).
  21. Mikhal’skaya A.K. (1996). Osnovy ritoriki: Mysl’ i slovo. [The Basics of Rhetoric: thought and word]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ).
  22. Murashov A.A. (1999). Tvorcheskoe vzaimodeistvie uchitelya i uchashchikhsya: ritoricheskoe obespechenie. [Creative interaction of teachers and students: rhetorical support]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
  23. Nazarchuk A.V. (2002). Etika globaliziruyushchegosya obshchestva. [The ethics of a globalizing society]. Moscow: Directmedia Publ. (In Russ).
  24. Ladyzhenskaya T.A. & Mihal’skaja A.K. (1998). Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar’-spravochnik. [Pedagogical Speech. Dictionary-reference.]. Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
  25. Rodzhers K. & Freiberg D. (2002). Svoboda uchit’sya. [Freedom to learn]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ).
  26. Rozhdestvenskii Yu.V. (1995). O termine «ritorika». Ritorika. [About the term “rhetoric”. Rhetoric]. 1. 7—13. (In Russ).
  27. Savenkov A.I. (2007). Detskoe issledovanie kak metod obucheniya starshikh doshkol’nikov. Doshkol’noe obrazovanie. [Children’s study as a method of teaching older preschoolers. Preschool education. 21]. Retrieved September 9 2016 from: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200702117
  28. Sedov K.F. (2003). Eticheskaya sostavlyayushchaya tipologii kul’tur. Problemy rechevoi kommunikatsii. [Ethical component of the typology of cultures. Problems of verbal communication]. (pp. 193—201). Saratov: Sarat. Un-ta Publ. (In Russ).
  29. Sitnikova E.I. (2008). Obosnovanie diskursivnoi etiki K.-O. Apelem. [Rationale for the discursive ethics of K.-O. Apel. Vestnik Vyatka State University]. 4(4). 41—45. Kirov Publ. (In Russ).
  30. Sklyarova A.M. (2006). Eticheskie normy i printsipy nauchnoi deyatel’nosti. Bibliosfera. [Ethical norms and principles of scientific activity. Bibliosphera]. 3. 26—29. Moscow Publ. (In Russ).
  31. Denisov P.N., Zelenova N.K. & Kochneva E.M. (1983). Slovar’ sochetaemosti russkogo yazyka. [Dictionary of compatibility of the russian language]. Moscow: Rus. yaz. Publ. (In Russ).
  32. Tikhonov S.E. (2005). Ritorika, ritorizatsiya i obshchenie v shkole: osmyslenie i voploshchenie v period modernizatsii obrazovaniya. [Rhetoric, ritorizatsiya and communication in school: comprehension and implementation in the period of modernization of education]. Moscow: Prometei Publ. (In Russ).
  33. Khauzer M.D. (2008). Moral’ i razum: Kak priroda sozdala nashe universal’noe chuvstvo dobra i zla. [Morality and Reason: How nature created our universal sense of good and evil]. Moscow: Drofa Pudl. (In Russ).
  34. Shaklein V.M. (2012). Lingvokul’turologiya: traditsii i innovatsii: monografiya. [Lingvokulturologiya: traditions and innovations: monograph]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ).
  35. Shmeleva T.V. (2003). Rechevoi akt. Kul’tura russkoi rechi: Entsiklopedicheskii slovar’-spravochnik. [Speech act. Culture of Russian speech. Encyclopaedic dictionary-reference]. (pp. 571—572) Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
  36. Ershtein L.B. (2011). Nauchnoe rukovodstvo: teoriya, printsipy, praktika. [Scientific direction: theory, principles, practice]. Saint Petersburg: SPbGUNIPT Publ., 76 s (In Russ).
  37. Panov M.I. (2005). Effektivnaya kommunikatsiya: istoriya, teoriya, praktika. Slovar’-spravochnik. [Effective communication: history, theory, practice. Dictionary-reference]. Moscow Publ. (In Russ).
  38. Yasvin V.Ya. (2001). Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ).
  39. Apel K.-O. (1988). Diskurs und Verantwortung: Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ. (In Russ).
  40. Hartley J. (2008). Academic Writing and Publishing: A practical guide. London and New York: Routledge.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».