Дискурсивная этика как основа развития речевой личности будущего учителя
- Авторы: Курцева З.И.1, Ерохина Е.Л.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2018)
- Страницы: 91-108
- Раздел: Актуальные проблемы изучения русского языка
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345794
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2018-16-1-91-108
- ID: 345794
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность данной статьи проявляется в том, что философская проблема дискурсивной этики рассматривается с позиции коммуникативно-речевого развития и формирования личности будущего специалиста в области образования, авторами сделан акцент на коммуникативно-нравственную сторону взаимодействия партнеров. В статье уточнена связь философской дефиниции «дискурсивная этика» с областью педагогического речеведения и определена специфика дискурсивной этики применительно к педагогическому общению. Настоящий подход позволил соотнести все уровни дискурсивной этики (микро-, мезо- и макромораль) с речевым поступком, который есть отражение нравственной характеристики личности и в то же время непременная составляющая ситуации эффективного педагогического взаимодействия коммуникантов. В статье представлены основные признаки, отличающие речевой поступок от речевого действия и обоснована значимость коммуникативной категории «речевой поступок» в дискурсивной этике. Дискурсивная этика в условиях педагогического общения рассмотрена на материале исследовательского обучения школьников. В статье обосновано, что взаимодействие учителя-научного руководителя и ученика-исследователя должно осуществляться в соответствии с нормами, традициями, ценностями академической культуры. Понятие академическая культура уточнено применительно к школьному учебно-научному дискурсу. В статье актуализированы ценностный и этический компоненты академической культуры, которым уделяется недостаточно внимания в практике организации исследовательской деятельности школьников. Представлена модель речевой личности учителя-научного руководителя, которая положена в основу разработки и реализации учебного модуля, направленного на формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов педагогического университета как будущих организаторов исследовательской деятельности школьников.
Об авторах
Зоя Ивановна Курцева
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zikurts@gmail.com
доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: речевая культура личности, культура общения, речевой поступок личности, риторика и этика, педагогическая риторика, методика преподавания риторики, вопросы непрерывного риторического образования (предшкольное образование - начальная школа - основная школа - старшая школа - высшая школа - последипломное образование). Автор более 150 научных публикаций
Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991Елена Ленвладовна Ерохина
Московский педагогический государственный университет
Email: lenusha@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета. Сфера научных интересов: риторика, педагогическая риторика, теория коммуникации, теория и методика преподавания риторики, теория и методика преподавания русского языка, философия образования. Автор более 100 научных публикаций.
Малая Пироговская ул., 1, стр. 1, Москва, Россия, 119991Список литературы
- Andreeva G.M. (1999). Sotsial’naya psikhologiya. [Social psychology]. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russ).
- Bakhtin M.M. (Voloshinov V.N.). (1993). Freidizm. Kommentarii V. Makhlina. [Freudism. Comments by V. Makhlin]. Moscow: Labirint Publ. (In Russ).
- Bogatov V.V. (2008). Etika v nauchnoi deyatel’nosti. Vestnik RAN. [Ethics in scientific activity. Herald of the RAS]. 1. 144—157. (In Russ).
- Gasparov B.M. (1996). Yazyk, pamyat’, obraz. Lingvistika yazykovogo sushchestvovaniya. [Language, memory, image. Linguistics of language existence]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russ).
- Gol’din V.E. & Dubrovskaya O.N. (2002). Zhanrovaya organizatsiya rechi v aspekte sotsial’nykh vzaimodeistvii. Zhanry rechi. [Genre organization of speech in the aspect of social interactions. Genres of speech]. (pp. 5—17). Saratov Publ. (In Russ).
- Guseinov A.A. (2002). Tseli i tsennosti: kak vozmozhen moral’nyi postupok? Eticheskaya mysl’. [Goals and values: how is a moral act possible? Ethical thought. 3]. Retrieved April 9 2016 from: https: // iphras.ru/elib/EM3_1.html
- Dem’yankov V.Z. (1989). Effektivnost’ argumentatsii kak rechevogo vozdeistviya. Problemy effektivnosti rechevoi kommunikatsii. [Effectiveness of argumentation as a speech influence. Problems of the effectiveness of speech communication]. (pp. 13—40). Moscow: INION AN SSSR Publ. (In Russ).
- Druzhinin V.N. (1997). Eksperimental’naya psikhologiya. [Experimental psychology.] Moscow: INFRA-M Publ. (In Russ).
- Erokhina E.L. (2015). Akademicheskaya kul’tura sub’ektov issledovatel’skogo obucheniya. [Academic culture of subjects of research training]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
- Erokhina E.L. (2015). Metodologicheskie podkhody k obucheniyu sub’ektov issledovatel’skoi deyatel’nosti osnovam akademicheskoi kul’tury. [Methodological approaches to teaching subjects of research activities to the basics of academic]. Kazan academic journal. 4, 2. 298—300. (In Russ).
- Zhinkin N.I. (1998). Yazyk — rech’ — tvorchestvo. [Language — speech — creativity]. Selected works. Labirint Publ. (In Russ).
- Ippolitova N.A. (2012). Metodicheskii aspekt ucheniya o rechevykh zhanrakh. [The methodical aspect of the teaching of speech genres]. Primary school plus before and after. 8, 1—4. (In Russ).
- Kagan M.S. (2007). Nekotorye voprosy vzaimosvyazi filosofii i pedagogiki. Izbrannye Trudy. [Some issues of the relationship between philosophy and pedagogy. Selected works. 3]. 231—241. Saint Petersburg: Petropolis Publ. (In Russ).
- Karpov O.A. (2011). Kak organizovat’ issledovatel’skoe obuchenie shkol’nikov. [How to organize research training for schoolchildren. 2]. Public education. 36—42. (In Russ).
- Ivanova L.Yu., Skovorodnikova A.P. & Shiryaeva E.N. (2003). Kul’tura russkoi rechi. Entsiklopedicheskii slovar’-spravochnik. [Culture of Russian speech. Encyclopedic dictionary-reference]. Moscow: Flinta: Nauka Publ. (In Russ).
- Kurtseva Z.I. (2011). Kommunikativno-nravstvennyi aspekt ritoricheskogo obrazovaniya. [Communicative-moral aspect of rhetorical education]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
- Lerner I.Ya. (1987). Chelovecheskii faktor i funktsii soderzhaniya obrazovaniya. Sovetskaya pedagogika. [The human factor and the functions of the content of education. Soviet pedagogy]. 11. 60—65. (In Russ).
- Lotman Yu.M. (1994). Besedy o russkoi kul’ture: Byt i traditsii russkogo dvoryanstva. [Conversations about Russian culture: Life and traditions of the russian nobility]. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPb., 758 s (In Russ).
- Matveeva T.V. (2003). Uchebnyi slovar’: russkii yazyk, kul’tura rechi, stilistika, ritorika. [Educational dictionary: russian language, speech culture, style, rhetoric]. Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
- Mikhailova N.N. (1998). Kvalifikatsionnye trebovaniya k pedagogu, rabotayushchemu v sfere pedagogicheskoi podderzhki. Narodnoe obrazovanie. [Qualification requirements for a teacher working in the field of pedagogical support. Public education]. 6. 25—31. (In Russ).
- Mikhal’skaya A.K. (1996). Osnovy ritoriki: Mysl’ i slovo. [The Basics of Rhetoric: thought and word]. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ).
- Murashov A.A. (1999). Tvorcheskoe vzaimodeistvie uchitelya i uchashchikhsya: ritoricheskoe obespechenie. [Creative interaction of teachers and students: rhetorical support]. (Author’s abstr. d-ra ped. diss. Moscow). (In Russ).
- Nazarchuk A.V. (2002). Etika globaliziruyushchegosya obshchestva. [The ethics of a globalizing society]. Moscow: Directmedia Publ. (In Russ).
- Ladyzhenskaya T.A. & Mihal’skaja A.K. (1998). Pedagogicheskoe rechevedenie. Slovar’-spravochnik. [Pedagogical Speech. Dictionary-reference.]. Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
- Rodzhers K. & Freiberg D. (2002). Svoboda uchit’sya. [Freedom to learn]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ).
- Rozhdestvenskii Yu.V. (1995). O termine «ritorika». Ritorika. [About the term “rhetoric”. Rhetoric]. 1. 7—13. (In Russ).
- Savenkov A.I. (2007). Detskoe issledovanie kak metod obucheniya starshikh doshkol’nikov. Doshkol’noe obrazovanie. [Children’s study as a method of teaching older preschoolers. Preschool education. 21]. Retrieved September 9 2016 from: http://dob.1september.ru/view_article.php?ID=200702117
- Sedov K.F. (2003). Eticheskaya sostavlyayushchaya tipologii kul’tur. Problemy rechevoi kommunikatsii. [Ethical component of the typology of cultures. Problems of verbal communication]. (pp. 193—201). Saratov: Sarat. Un-ta Publ. (In Russ).
- Sitnikova E.I. (2008). Obosnovanie diskursivnoi etiki K.-O. Apelem. [Rationale for the discursive ethics of K.-O. Apel. Vestnik Vyatka State University]. 4(4). 41—45. Kirov Publ. (In Russ).
- Sklyarova A.M. (2006). Eticheskie normy i printsipy nauchnoi deyatel’nosti. Bibliosfera. [Ethical norms and principles of scientific activity. Bibliosphera]. 3. 26—29. Moscow Publ. (In Russ).
- Denisov P.N., Zelenova N.K. & Kochneva E.M. (1983). Slovar’ sochetaemosti russkogo yazyka. [Dictionary of compatibility of the russian language]. Moscow: Rus. yaz. Publ. (In Russ).
- Tikhonov S.E. (2005). Ritorika, ritorizatsiya i obshchenie v shkole: osmyslenie i voploshchenie v period modernizatsii obrazovaniya. [Rhetoric, ritorizatsiya and communication in school: comprehension and implementation in the period of modernization of education]. Moscow: Prometei Publ. (In Russ).
- Khauzer M.D. (2008). Moral’ i razum: Kak priroda sozdala nashe universal’noe chuvstvo dobra i zla. [Morality and Reason: How nature created our universal sense of good and evil]. Moscow: Drofa Pudl. (In Russ).
- Shaklein V.M. (2012). Lingvokul’turologiya: traditsii i innovatsii: monografiya. [Lingvokulturologiya: traditions and innovations: monograph]. Moscow: Flinta Publ. (In Russ).
- Shmeleva T.V. (2003). Rechevoi akt. Kul’tura russkoi rechi: Entsiklopedicheskii slovar’-spravochnik. [Speech act. Culture of Russian speech. Encyclopaedic dictionary-reference]. (pp. 571—572) Moscow: Flinta; Nauka Publ. (In Russ).
- Ershtein L.B. (2011). Nauchnoe rukovodstvo: teoriya, printsipy, praktika. [Scientific direction: theory, principles, practice]. Saint Petersburg: SPbGUNIPT Publ., 76 s (In Russ).
- Panov M.I. (2005). Effektivnaya kommunikatsiya: istoriya, teoriya, praktika. Slovar’-spravochnik. [Effective communication: history, theory, practice. Dictionary-reference]. Moscow Publ. (In Russ).
- Yasvin V.Ya. (2001). Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl Publ. (In Russ).
- Apel K.-O. (1988). Diskurs und Verantwortung: Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. Frankfurt am Main: Suhrkamp Publ. (In Russ).
- Hartley J. (2008). Academic Writing and Publishing: A practical guide. London and New York: Routledge.
Дополнительные файлы

