Межкультурная коммуникация как компонент антропологической лингводидактики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблематика данного исследования связана с учетом национально обусловленных черт личности иностранного учащегося при моделировании межкультурного учебного общения на принципах антропологической лингводидактики. Актуальность работы состоит в определении критериев моделирования межкультурного учебного общения применительно к турецким учащимся начального этапа обучения (уровни А0-А2). Цель работы - использовать возможности антропологической лингводидактики применительно к учебной межкультурной коммуникации, выделить центр и периферию в коммуникативном пространстве турецких учащихся, изучающих русский язык в целях поступления на филологические факультеты российских вузов. В качестве основного метода исследования авторы выделяют метод конструирования обучающей модели на принципах и положениях антропологической лингводидактики. Материалом исследования стал реально протекающий в аудитории турецких учащихся учебный процесс по изучению по русскому языку, а также видеои аудиозаписи данного процесса. Новизна исследования заключается в том, что учебная межкультурная коммуникация рассматривается с позиции современной методической науки - антропологической лингводидактики. Теоретическая значимость работы состоит в построении модели учебной межкультурной коммуникации с определением центра и периферии применительно к турецким учащимся подготовительного факультета. В исследовании выявлен определенный минимум личностных свойств турецких учащихся, существенно влияющих на их учебную межкультурную коммуникацию в ранние периоды их пребывания в условиях российских вузов. Данная работа позволяет сделать вывод о перспективности дальнейшего изучения учебной межкультурной коммуникации с позиции антропологической лингводидактики.

Об авторах

Мурат Ашчи

Караденизский технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kutuzov2005@yahoo.com

кандидат филологический наук, заведующий отделением русского языка и литературы Караденизского технического университета. Сфера научных интересов: преподавание русского языка как иностранного, родительный падеж, описательный текст, виды глаголов.

Турция, 61080, Трабзон

Людмила Петровна Мухаммад

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Email: ludmilamuh@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры РКИ подготовительного факультета Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, языковая личность иностранного студента, текст и дискурс, языковая картина мира, национально ориентированная методика преподавания русского языка как иностранного. Автор более 70 научных публикаций

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6

Наталия Васильевна Татаринова

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Email: NVTatarinova@pushkin.institute

кандидат филологических наук, декан подготовительного факультета Государственного института русского язык им. А.С. Пушкина. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка как иностранного, культурологический компонент на уроках русского языка как иностранного, межкультурная коммуникация, диалог культур. Автор более 20 научных публикаций

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, 6

Список литературы

  1. Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). Novyi slovar metodicheskikh terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ).
  2. Ashchi, M. (2012). Russkii roditel’nyi padezh s pozitsii nositelya turetskogo yazyka [Russian genitive case from the positions of the carrier of the Turkish language] (Dis. кand. filol. nauk). Moscow. Publ. (In Russ).
  3. Bakhtin, M.M. (1986). Problema rechevykh zhanrov. Estetika slovesnogo tvorchestva [Problem of speech genres. Aesthetics of verbal creativity]. Moscow. Publ. (In Russ).
  4. Vygotskii, L.S. (1956). Izbrannye psihologicheskie issledovaniya. Myshlenie i rech’ [Selected psychological research. Thinking and speaking]. Moscow: Izd-vo APN RSFSR Publ. (In Russ).
  5. Gal’perin, P.Ya. (1966). Psihologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deistvii. Issledovaniya myshleniya v sovetskoi psihologii: Sbornik statei [Psychology of thinking and the doctrine of the step-by-step formation of mental actions. Research of thinking in Soviet psychology: Collection of articles]. Moscow: Nauka Publ. (In Russ).
  6. Guzikova, M.O., & Fofanova, P.Yu. (2015). Osnovy teorii mezhkul’turnoi kommunikatsii: uchebnoe posobie [Fundamental of the theory of intercultural communication: textbook]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural’skogo universiteta Publ. (In Russ).
  7. Esina, Z.I. and others. (2017). Lingvodidakticheskaya programma po russkomu yazyku kak inostrannomu: elementarnyi uroven’ (A1), bazovyi uroven’ (A2), pervyi sertifikatsionnij uroven’ (B1): uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayushchikhsya po napravleniyu 050300 Filologicheskoe obrazovanie [Linguodidactic program in Russian as a foreign language: elementary level (A1), basic level (A2), first certification level (B1): textbook for students of higher education institutions studying in the direction 050300 Philological education]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ).
  8. Zimnyaya, I.A. (1989). Psihologiya obucheniya nerodnomu yazyku [Psychology of non-native language teaching]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ).
  9. Kostomarov, V.G., & Burvikova, N.D. (1997). Antropologicheskii printsip kak perspektiva v razvitii lingvostranovedeniya [Anthropological Principle as a Perspective in the Development of Linguistic Studies]. Russian as a Foreign Language: Linguistic Problems. Moscow. (In Russ).
  10. Lebedev, P.A. (1990). Antologiya pedagogicheskoi mysli Rossii vtoroi poloviny XIX — nachala XX v. [Anthology of the pedagogical thought of Russia in the second half of the 20th century and the beginning of the 20th century]. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ).
  11. Leont’ev, A.A. (2001). Yazyk i rechevaya deyatel’nost’ v obshchei i pedagogicheskoi psihologii [Language and speech activity in general and pedagogical psychology]. Moscow: Voronezh Publ. (In Russ).
  12. Leont’ev, A.N. (1976). Vospriyatie i deyatel’nost’ [Perception and activity]. Moscow: MGU Publ. (In Russ).
  13. Mitrofanova, O.D., Kostomarov, V.G., Vyatyutnev, M.N., Sosenko, E.Yu., & Stepanova, E.M. (1990). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo [Methodology of teaching Russian as a foreign language]. Moscow: Russkij yazyk Publ. (In Russ).
  14. Muhammad, L.P. (2003). Integrativnaya model’ obucheniya retseptivnym vidam rechevoi deyatel’nosti studentov-nefilologov (nachal’nyi i srednii etapy obucheniya [Integrative model of learning receptive types of speech activity of non-philological students (initial and intermediate stages of training)] (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ).
  15. Andryushina, N.P., Bitekhtina, G.A., & Vladimirova, T.E. and others (2015). Trebovaniya k Pervomu sertifikatsionnomu urovnyu vladeniya russkim yazykom kak inostrannym. Obshchee vladenie. Professional’nyi modul’ [Requirements for the first certification level of Russian as a foreign language. Common ownership. Professional module]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ).
  16. Chailak, H. & Muhammad, L.P. (2016). Interaktivnye osobennosti yazykovoi lichnosti i problema funktsionirovaniya mekhanizmov antitsipatsii v protsesse raboty s tekstom. «Avrasya Uluslararası Araştırmalar Dergisi» [Interactive features of the language personality and the problem of the functioning of the mechanisms of anticipation in the process of working with text. Eurasia International Research Magazine]. 8, 31–50. (In Russ).
  17. Jung, K.G. (2008). Psikhologicheskie tipy [Psychological types]. Moscow: AST Publ. (In Russ). Buber, M. (1954). Quen es el Hombre? [What is Man?]. Mexico. Publ. (In Spanish).
  18. Collins, S. (1985). The Category of the Person. Cambridge: Cambridge University Press Publ. (In Eng).
  19. Natanson, M. (1962). Existential categories in Contemporary Literature. Literature, philosophy and the Society. Hague Publ. (In Eng).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».