Библия и духовное пространство русского слова
- Авторы: Маслова В.А.1
-
Учреждения:
- Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
- Выпуск: Том 23, № 3 (2025): НАСЛЕДИЕ БИБЛИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
- Страницы: 448-460
- Раздел: Лингвокультурология: теоретические и прикладные аспекты
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/348870
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-3-448-460
- EDN: https://elibrary.ru/XQEGBQ
- ID: 348870
Цитировать
Аннотация
С конца ХХ в. в лингвистике закладываются основы видения еще одной ипостаси языка - религиозно-духовной. Однако категории духовности и духа до недавнего времени в русистике не исследовались, отсюда актуальность проблемы дальнейшего изучения наследия Библии и духовного пространства русского слова. Цель исследования - показать, что русский язык является одной из основ духовности русского народа, которая формируется и сохраняется благодаря лексическим, фразеологическим, паремиологическим единицам с глубинной сакральной семантикой, где зафиксирована и сохраняется система библейских ценностей, определяющих поведение языковой личности. Материалом для исследования послужили слова, устойчивые обороты, пословицы (по данным словарей русского языка), имеющие библейское происхождение и/или религиозно-духовную семантику, а также фрагменты текста Библии. Использовался описательный метод, приемы дискурсивного и лингвокультурного анализа, проводилась системно-семасиологическая и теолингвистическая интерпретация фактологического материала. Установлено, что русский язык является основным и незаменимым источником духовности его носителей. В нем выражены и закреплены ключевые представления о Боге и вере, определяющие интеллектуальные, нравственно-этические качества русскоязычной личности. Выявлена одна из важнейших разновидностей коммуникативной функции русского языка, реализуемая в молитвах и просьбах к Богу, а также в глубинных сакральных смыслах русского слова, являющихся частью языковой семантики. Доказано, что в языковом сознании русских людей аккумулируются представления об основных религиозно-духовных ценностях и нормах поведения. Русский язык пронизан библейскими смыслами, поэтому для современной русистики перспективно развитие теолингвистической парадигмы научного знания.
Ключевые слова
Об авторах
Валентина Авраамовна Маслова
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mvavit@tut.by
ORCID iD: 0000-0001-8717-9231
SPIN-код: 2442-4318
Scopus Author ID: 57222509849
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного и начального образования
Республика Беларусь, 210038, Витебск, Московский проспект, д. 33Список литературы
- Annushkin, V. I. (2022). Russian literature. History and modernity. Moscow: Flinta Publ. (In Russ.). EDN: DVABXH
- Arutyunova, N. D. (1999). Language and the human world. Moscow: Languages of Slavic Сultures Publ. (In Russ.). EDN: YLAWAR
- Baláková, D., Kováčová, V., & Mokienko, V. M. (2020). Biblijska frazeologija z vidika jezikovnih uporabnikov ruščine (iz izsledkov sociolingvistične raziskave). Slavistična revija, 68(2), pp. 299–310. EDN: VJPUBR
- Bredis, M. A., & Ivanov, E. E. (2022). Linguoculturological commentary in polylingual dictionaries of proverbs. Russian Journal of Lexicography, 26, 5–29. (In Russ.). http://doi.org/10.17223/22274200/26/1 EDN: OMKJCF
- Grigor’ev, A. V. (2011). The Byzantine tradition and semantics of Russian biblical expressions. Linguo-cultural competence and phraseological motivation. In A. Pamies & D. Dobrovol’skij (Eds.). Phraseologie und Parömiologie. Band 27 (pp. 111–115). Baltmannsweiler: Schneider Verlag Hohengehren GmbH.
- Jung, C. G. (1988). Man and his Symbols. New York: Anchor Press, Doubleday.
- Ivanov, E. E. (2019). Aspects of empirical understanding of aphorism. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 10(2), 381–401. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-2-381-401 EDN: ZEELHM
- Ivanov, E. E., Maslova, V. А., & Mokienko, V. M. (2022). The heritage of the Bible in the language and culture of Russia and Belarus. Moscow: RUDN University. (In Russ.).
- Izotov, A. I. (2017). On the reasonableness of singling out the church-religious functional style in the Russian studies and the religious-functional style in Bohemistics. Philology. Theory & practice, (2-1), 100–103. (In Russ.).
- Kopeikin, K. (2005). What language does God speak to us? In Conversations of lovers of the Russian word: Orthodox clergy about the language (pp. 11–24). Saint Petersburg: St. Petersburg State University Publ. (In Russ).
- Maksimowicz, E. (2021). Studying Biblical idioms in the Russian language — an overview of the most important research approaches. Studia wschodniosłowiańskie, 21, 169–181. (In Russ.). http://doi.org/10.15290/sw.2021.21.11 EDN: YGZOFB
- Maslova, V. A. (2011). Suffering and compassion (based on the material of Russian and Belarusian linguistic cultures). In The Slavic conceptual sphere in comparative lighting. The lexicon (pp. 382–396). Samara: Universitetskoe Publ. (In Russ.).
- Maslova, V. A., & Sknarev, D. S. (2023). An advertising image in religious Internet communication. Bulletin of the Tajik University, (3), 11–26. (In Russ.).
- Mokienko, V. (2018). Russian biblical terms in the European context. Językoznawstwo, (1), 33–45. (In Russ.). https://doi.org/10.25312/2391-5137.12/2018_33-45 EDN: ALDQCT
- Mokienko, V. M. (2023). The Biblical Heritage in the “Explanatory dictionary of the Russian language” edited by D. N. Ushakov. Philological Class, 28(4), 103–116. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/2071-2405-2023-28-4-103-116 EDN: YAVBXX
- Mokienko, V. M. (2024). From the history of Slavic phraseological biblical expressions. Slavistika, 28(1), 41–55. (In Russ.). https://doi.org/10.18485/slavistika.2024.28.1.3 EDN: VTPWLF
- Mokienko, V. M., & Nikitina, T. G. (2024). Man and God: Forms of interaction in the images of phraseological units. Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae, 67(1-2), 101–113. (In Russ.). https://doi.org/10.1556/060.2023.00098 EDN: XTHDQZ
- Postovalova, V. I. (2022). Theolinguistics. The origins. Grounds. Concepts. Moscow: Publishing House of the Brotherhood of St. Alexy. (In Russ.). EDN: KVJYMP
- Postovalova, V. I. (2011a). Time and eternity in the Orthodox worldview. In Logical analysis of language: Linguofuturism: Language’s Perspective on the Future (pp. 94–109). Moscow: Indrik Publ. (In Russ.). EDN: SCEGKT
- Postovalova, V. I. (2011b). Religious concepts in the theolinguistic view. In Readers of theolinguistics (pp. 6–12). Belgrade: University of Belgrade. (In Russ.).
- Riker P. (2008). Conflict of interpretation. Essays on hermeneutics. Moscow: Academic Project Publ. (In Russ.).
- Scheler, M. (1994). Selected works. Moscow: Gnosis Publ. (In Russ.).
- Shaklein, V. M. (2012). Historical linguoculturology of the text. Moscow: RUDN University. (In Russ.). EDN: TNGSET
- Stepanov, Yu. S. (2004). Constants. Dictionary of Russian Culture. Moscow: Academic Project. (In Russ.).
- Stepanov, Yu. S. (2010). The thinking reed. A book about “Imaginary literature”. Kaluga: Eidos Publ. (In Russ.).
- Vereshchagin, E. M. (2014). Church Slavonic literature in Russia: Linguotextological research. Moscow; Berlin: Direct-Media Publ. (In Russ.). https:// doi.org/10.23681/252563 EDN: FTWQKC
- Vladimirova, T. E. (2022). Semantic potential of the word: based on the material of the mythologeme of the sacred marriage of Heaven and Earth. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 13(2), 294–306. (In Russ.). https:// doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-2-294-306 EDN: LNUFXW
- Vladimirova, T. E., Sinyachkin, V. P., & Khatiashvili, H. A. (2022). At the crossroads of Georgian and Russian cultures. Philological sciences. Scientific reports of the Higher School, (S6), 42–49. (In Russ.). https://doi.org/10.20339/PhS.6s-22.042 EDN: URTPEC
Дополнительные файлы
