Дигитализация учебника по русскому языку как иностранному: опыт словацких русистов
- Авторы: Маркова Е.М.1,2, Краев А.Ю.3
-
Учреждения:
- Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина
- Экономический университет в Братиславе
- Католический университет в г. Ружомберке
- Выпуск: Том 21, № 2 (2023): Цифровые технологии в обучении русскому языку: современное состояние и перспективы
- Страницы: 163-180
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324678
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-2-163-180
- EDN: https://elibrary.ru/ZNADTO
- ID: 324678
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается новый формат учебника по русскому языку как иностранному - цифровой, или дигитализированный, Актуальность выбранной темы определяется потребностью создания таких учебников, обусловленной изменившейся целевой аудиторией - поколениями так называемых миллениалов и постмиллениалов, связывающих получение новой информации с образностью, скоростью, техническими возможностями. Цель исследования - анализ цифрового (дигитализированного) учебника по русскому языку для словацкой средней школы (гимназии) с точки зрения его концептуальной основы, технических возможностей и оформления. На материале учебника русского языка для словацких средних школ «Встречи с Россией. Сегодня» (Э. Колларова и др.), созданного с учетом новых технологий, анализируется национально ориентированный цифровой учебник, являющийся звеном русскоязычного образования в Словакии. Использовались анализ теоретической и учебной литературы, метод лингводидактического анализа, сравнительный и описательный методы. Обосновано, что концептуальные основы создания цифровых учебников - когнитивизм, конструктивизм и бихевиоризм - нацелены на рациональный отбор культурно значимого учебного контента и выстраивание коммуникативно направленной методической составляющей, а современные технические возможности позволяют включать в такие учебники различные видео-, аудио-, телеи другие аутентичные материалы, создавая ощущение «живой» реальности. Полученные результаты показали, что главные достоинства новой формы учебника не только в его технических возможностях, но и в способности с их помощью эффективнее осуществлять культурологическую и коммуникативную ориентацию, а также решать проблемы эдукации (образования в сочетании с воспитанием). К проблемным моментам учебника отнесены недостаток языковых (лексических, грамматических, фонетических) упражнений, а также отсутствие словаря-минимума. Эффективное взаимодействие трех составляющих - дигитализации, эдукации и культурологической направленности - при опоре на языковую систему определяет дальнейшие перспективы создания цифровых учебников.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Михайловна Маркова
Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; Экономический университет в Братиславе
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-m-m@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6620-1567
почетный работник высшего образования РФ, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; профессор факультета прикладных языков, Экономический университет в Братиславе
Российская Федерация, 117977, Москва, Садовническая ул., д. 33, стр. 1; Словацкая Республика, 85235, Братислава, Долноземска ул., д. 1Андрей Юрьевич Краев
Католический университет в г. Ружомберке
Email: andrey.kraev@ku.sk
ORCID iD: 0000-0002-5568-9517
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, педагогический факультет
Словацкая Республика, 03401, Ружомберок, Грабовска цеста, д. 1Список литературы
- Andrews, R. (2011). Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts. Journal for Educational Research Online, 3(1), 104–121.
- Azimov, E.G. (2020). Russian as a foreign language e-textbooks: Current state and perspectives. Russian Language Studies, 18(1), 39–53. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53
- Bagramova, N.V. (2020). On the role of digital learning in the system of modern education. Shatilovskiye Chteniya. Digitization of Foreign Language Education (pp. 198–205). Saint Petersburg: POLITEKh-PRESS. (In Russ.)
- Bilenko, P.N., Blinov, V.I., Dulinov, M.V., Esenina, E.Yu., Kondakov, A.M., & Sergeev, I.S. (2020). Pedagogical concept of digital professional education and training. Moscow: Delo Publ. (In Russ.)
- Bosova, L.L. (2014). E-book: Development and validation of quality. Distance and Virtual Learning, (4), 47–57. (In Russ.)
- Bujnyak, М., & Borisova, Е. (2020). Philosophy of foreign language education. A picture that not only illustrates. Lingua et Vita, (18), 69–79. (In Russ.)
- Burke, L. (2013). Educational and online technologies and the way we learn. International Schools Journal, XXXII(2), 57–65.
- Dunaeva, L.A., Levina, G.M., Bogomolov, A.N., & Vasilieva, T.V. (2020). Digitalization of the Russian as a foreign language area: First results and perspectives. Russian Language Abroad, (5), 4–9. (In Russ.)
- Galskova, N.D., & Nikitenko, Z.N. (2020). Digitization of linguistic education: Advantages and risks. Shatilovskiye Chteniya. Digitization of Foreign Language Education (pp. 13–20). Saint Petersburg: POLITEKh-PRESS. (In Russ.)
- Izotova, N.V., & Buglaeva, E.Yu. (2015). The system of means of visualization in foreign language teaching. BSU Herald, (2), 70–74. (In Russ.)
- Janelli, M. (2018). E-learning in theory, practice and research. Educational Studies, (4), 81–98. (In Russ.)
- Kollarová, E. (2014). Hovory o kulturologickom smerovaní cudzojazyčnej edukácie. Bratislava: ŠPU. (In Slovak)
- Koohang, A., Riley, L., Smith, T., & Schreurs, J. (2009). E-learning and constructivism: From theory to application. Interdisciplinary Journal of E-Learning and Learning Objects, (5), 91–109.
- Markova, E.M., & Kvapil, R. (2022). Russian language in Slovakia: Yesterday, today, tomorrow. Dynamics of Language and Cultural Processes in Modern Russia (issue 7, pp. 1369–1375). Saint Petersburg: ROPRYAL Publ.
- Mödritscher, F. (2006). E-learning theories in practice: A comparison of three methods. Journal of Universal Science and Technology of Learning, 28, 3–18.
- Pange, A., & Pange, J. (2011). Is e-learning based on learning theories? A literature review. World Academy of Science, Engineering and Technology, 5(8), 56–60.
- Passov, E.I. (2013). The methodological system of foreign language education as an adequate means of developing the ability of an individual to conduct a dialogue of cultures. Yelets: MUP “Tipografiya” Publ. (In Russ.)
- Prozorov, V.V. (2017). Dreams of a textbook of the near future. Russian Language in the Center of Europe, (17), 72–76. (In Russ.)
- Rozboudová, L., & Konečný, J. (2017). Choosing a textbook set as one of the problems of the contemporary Russian didactics. Xlinguae, 10(1), 70–86. http://doi.org/10.18355/XL.2017.10.01.08
- Schukin, A.N. (2012). Teaching speech communication in Russian as a foreign language. Moscow: Russky Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Schunk, D.H. (2011). Learning theories: An educational perspective. Boston, MA: Pearson HE, Inc.
- Strelchuk, E.N., & Bezrukova, K.S. (2022). The geographical component of the concept “Russia” in foreign textbooks of Russian as a foreign language. Philological Class, 27(2), 225–234. (In Russ.)
- Titova, S.V., & Aleksandrova, K.V. (2018). Theoretical and didactic principles of digital educational resources integration in foreign languages teaching. Bulletin of Moscow University. Series 19: Linguistics and Cross-Cultural Communication, (3), 113–123. (In Russ.)
- Volkova, M.A., & Koryagina, L.I. (2022). Digital game and visual technologies: New opportunities in the practice of teaching Russian as a foreign language. Problems of Teaching Russian as a Foreign Language in a Modern University: Traditions, Innovations and Perspectives (pp. 93–99). Moscow: MGIMO-Universitet Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

