Дигитализация учебника по русскому языку как иностранному: опыт словацких русистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается новый формат учебника по русскому языку как иностранному - цифровой, или дигитализированный, Актуальность выбранной темы определяется потребностью создания таких учебников, обусловленной изменившейся целевой аудиторией - поколениями так называемых миллениалов и постмиллениалов, связывающих получение новой информации с образностью, скоростью, техническими возможностями. Цель исследования - анализ цифрового (дигитализированного) учебника по русскому языку для словацкой средней школы (гимназии) с точки зрения его концептуальной основы, технических возможностей и оформления. На материале учебника русского языка для словацких средних школ «Встречи с Россией. Сегодня» (Э. Колларова и др.), созданного с учетом новых технологий, анализируется национально ориентированный цифровой учебник, являющийся звеном русскоязычного образования в Словакии. Использовались анализ теоретической и учебной литературы, метод лингводидактического анализа, сравнительный и описательный методы. Обосновано, что концептуальные основы создания цифровых учебников - когнитивизм, конструктивизм и бихевиоризм - нацелены на рациональный отбор культурно значимого учебного контента и выстраивание коммуникативно направленной методической составляющей, а современные технические возможности позволяют включать в такие учебники различные видео-, аудио-, телеи другие аутентичные материалы, создавая ощущение «живой» реальности. Полученные результаты показали, что главные достоинства новой формы учебника не только в его технических возможностях, но и в способности с их помощью эффективнее осуществлять культурологическую и коммуникативную ориентацию, а также решать проблемы эдукации (образования в сочетании с воспитанием). К проблемным моментам учебника отнесены недостаток языковых (лексических, грамматических, фонетических) упражнений, а также отсутствие словаря-минимума. Эффективное взаимодействие трех составляющих - дигитализации, эдукации и культурологической направленности - при опоре на языковую систему определяет дальнейшие перспективы создания цифровых учебников.

Об авторах

Елена Михайловна Маркова

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; Экономический университет в Братиславе

Автор, ответственный за переписку.
Email: elena-m-m@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6620-1567

почетный работник высшего образования РФ, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина; профессор факультета прикладных языков, Экономический университет в Братиславе

Российская Федерация, 117977, Москва, Садовническая ул., д. 33, стр. 1; Словацкая Республика, 85235, Братислава, Долноземска ул., д. 1

Андрей Юрьевич Краев

Католический университет в г. Ружомберке

Email: andrey.kraev@ku.sk
ORCID iD: 0000-0002-5568-9517

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, педагогический факультет

Словацкая Республика, 03401, Ружомберок, Грабовска цеста, д. 1

Список литературы

  1. Andrews, R. (2011). Does e-learning require a new theory of learning? Some initial thoughts. Journal for Educational Research Online, 3(1), 104–121.
  2. Azimov, E.G. (2020). Russian as a foreign language e-textbooks: Current state and perspectives. Russian Language Studies, 18(1), 39–53. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-1-39-53
  3. Bagramova, N.V. (2020). On the role of digital learning in the system of modern education. Shatilovskiye Chteniya. Digitization of Foreign Language Education (pp. 198–205). Saint Petersburg: POLITEKh-PRESS. (In Russ.)
  4. Bilenko, P.N., Blinov, V.I., Dulinov, M.V., Esenina, E.Yu., Kondakov, A.M., & Sergeev, I.S. (2020). Pedagogical concept of digital professional education and training. Moscow: Delo Publ. (In Russ.)
  5. Bosova, L.L. (2014). E-book: Development and validation of quality. Distance and Virtual Learning, (4), 47–57. (In Russ.)
  6. Bujnyak, М., & Borisova, Е. (2020). Philosophy of foreign language education. A picture that not only illustrates. Lingua et Vita, (18), 69–79. (In Russ.)
  7. Burke, L. (2013). Educational and online technologies and the way we learn. International Schools Journal, XXXII(2), 57–65.
  8. Dunaeva, L.A., Levina, G.M., Bogomolov, A.N., & Vasilieva, T.V. (2020). Digitalization of the Russian as a foreign language area: First results and perspectives. Russian Language Abroad, (5), 4–9. (In Russ.)
  9. Galskova, N.D., & Nikitenko, Z.N. (2020). Digitization of linguistic education: Advantages and risks. Shatilovskiye Chteniya. Digitization of Foreign Language Education (pp. 13–20). Saint Petersburg: POLITEKh-PRESS. (In Russ.)
  10. Izotova, N.V., & Buglaeva, E.Yu. (2015). The system of means of visualization in foreign language teaching. BSU Herald, (2), 70–74. (In Russ.)
  11. Janelli, M. (2018). E-learning in theory, practice and research. Educational Studies, (4), 81–98. (In Russ.)
  12. Kollarová, E. (2014). Hovory o kulturologickom smerovaní cudzojazyčnej edukácie. Bratislava: ŠPU. (In Slovak)
  13. Koohang, A., Riley, L., Smith, T., & Schreurs, J. (2009). E-learning and constructivism: From theory to application. Interdisciplinary Journal of E-Learning and Learning Objects, (5), 91–109.
  14. Markova, E.M., & Kvapil, R. (2022). Russian language in Slovakia: Yesterday, today, tomorrow. Dynamics of Language and Cultural Processes in Modern Russia (issue 7, pp. 1369–1375). Saint Petersburg: ROPRYAL Publ.
  15. Mödritscher, F. (2006). E-learning theories in practice: A comparison of three methods. Journal of Universal Science and Technology of Learning, 28, 3–18.
  16. Pange, A., & Pange, J. (2011). Is e-learning based on learning theories? A literature review. World Academy of Science, Engineering and Technology, 5(8), 56–60.
  17. Passov, E.I. (2013). The methodological system of foreign language education as an adequate means of developing the ability of an individual to conduct a dialogue of cultures. Yelets: MUP “Tipografiya” Publ. (In Russ.)
  18. Prozorov, V.V. (2017). Dreams of a textbook of the near future. Russian Language in the Center of Europe, (17), 72–76. (In Russ.)
  19. Rozboudová, L., & Konečný, J. (2017). Choosing a textbook set as one of the problems of the contemporary Russian didactics. Xlinguae, 10(1), 70–86. http://doi.org/10.18355/XL.2017.10.01.08
  20. Schukin, A.N. (2012). Teaching speech communication in Russian as a foreign language. Moscow: Russky Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  21. Schunk, D.H. (2011). Learning theories: An educational perspective. Boston, MA: Pearson HE, Inc.
  22. Strelchuk, E.N., & Bezrukova, K.S. (2022). The geographical component of the concept “Russia” in foreign textbooks of Russian as a foreign language. Philological Class, 27(2), 225–234. (In Russ.)
  23. Titova, S.V., & Aleksandrova, K.V. (2018). Theoretical and didactic principles of digital educational resources integration in foreign languages teaching. Bulletin of Moscow University. Series 19: Linguistics and Cross-Cultural Communication, (3), 113–123. (In Russ.)
  24. Volkova, M.A., & Koryagina, L.I. (2022). Digital game and visual technologies: New opportunities in the practice of teaching Russian as a foreign language. Problems of Teaching Russian as a Foreign Language in a Modern University: Traditions, Innovations and Perspectives (pp. 93–99). Moscow: MGIMO-Universitet Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».