ПРОЛЕГОМЕНЫ К ТЕОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ
- Авторы: Московкин Л.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 2 (2017)
- Страницы: 231-245
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345849
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2264-2017-15-2-231-245
- ID: 345849
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты разработки пролегоменов (исходных положений) теории методов обучения неродному языку. Актуальность данного исследования обусловлена потребностями развития методики обучения неродному языку. Цель статьи состоит в уточнении содержания базовых понятий теории методов обучения неродному языку - понятий «методическая теория», «неродной язык», «метод обучения», в определении требований к методическим теориям, в установлении соотношения понятия «неродной язык» со смежными понятиями, в анализе существующих определений понятия «метод обучения». Материалом исследования выступили научные труды, в которых используются базовые понятия исследования. Основной метод исследования - понятийно-терминологический анализ. В ходе исследования были определены требования к методическим теориям, которым должна удовлетворять и теория методов обучения неродному языку. Среди них требования к теории вообще (системность, обобщенность, обоснованность и достоверность входящих в ее состав научных положений, глубина, полнота, целостность, объяснительная и прогностическая способность, соответствие научному стилю речи и логичность изложения), а также специфические требования, предъявляемые к педагогическим (обращенность к практике) и методическим теориям (опора на общие научные положения педагогики, включенность в контекст современной российской методики обучения неродному языку). Анализ термина «неродной язык» применительно к теории методов обучения позволил прийти к выводу, что в контексте данной теории правомерно использовать его в его наиболее общем, родовом значении. Анализ определений понятия «метод обучения» показал, что под методом обучения целесообразно понимать совокупность принципов и приемов обучения.
Ключевые слова
Об авторах
Леонид Викторович Московкин
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: moskovkin.leonid@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034Список литературы
- Rakhmanov I.V., Gez N.I., Zimnyaya I.A., Folomkina S.K., Shaikevich A.Ya. Osnovnye napravleniya v metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov v XIX—XX vv. Rakhmanov I.V., editor. M.: Pedagogika; 1972. 318 s. (In Russ.)
- Kapitonova T.I., Shchukin A.N. Sovremennye metody obucheniya russkomu yazyku inostrantsev. M.: Russkii yazyk, 1979. 222 s. (In Russ.)
- Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2000. 252 p.
- Richards J., Rodgers Y. Approaches and Methods in Second Language Classrooms. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 278 p.
- Gez N.I., Frolova G.M. Istoriya zarubezhnoi metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2008. 256 s. (In Russ.)
- Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Shchukin A.N. Metody i tekhnologii obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. M.: Russkii yazyk. Kursy, 2008. 312 s. (In Russ.)
- Rakhmanov I.V. Ocherk po istorii metodiki prepodavaniya novykh zapadnoevropeiskikh inostrannykh yazykov. M.: Uchpedgiz, 1947. 196 s. (In Russ.)
- Belyaev B.V. Ocherki po psikhologii obucheniya inostrannym yazykam. M.: Prosveshchenie, 1965. 227 s. (In Russ.)
- Moskovkin L.V. Teoreticheskie osnovy vybora optimal’nogo metoda obucheniya: Russkii yazyk kak inostrannyi, nachal’nyi etap. Saint Petersburg: SMIO-Press, 1999. 188 s. (In Russ.)
- Vitlin Zh.L. Evolyutsiya metodov obucheniya inostrannym yazykam v 20 veke. Inostrannyi yazyk v shkole. 2001. (In Russ.)
- Bonvino E., Di Prete L., Giardini F., Iori A., Longo I., Pontesilli A., et al. C’era una volta il metodo: Tendenze attuali nella didattica delle lingue straniere. Serra Borneto C., editor. 7 ed. Roma: Carocci editore, 2005. 329 p. (In Ital.)
- Rakhmanina M.B. Metod kak osnova obucheniya inostrannomu yazyku (Sistemno-strukturnyi analiz). M.: MPGU, 2006. 408 s. (In Russ.)
- Kraevskii V.V. Pedagogicheskaya teoriya: chto eto takoe? Zachem ona nuzhna? Kak ona delaetsya? Volgograd: Peremena, 1996. 85 s. (In Russ.)
- Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya. M.: Gumanitarnyi tsentr VLADOS, 2006. 239 s. (In Russ.)
- Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. M.: SINTEG, 2007. 668 s. (In Russ.)
- Esadzhanyan B.M., Balasanyan L.G., Bayatyan E.A., Shakhkamyan G.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Esadzhanyan B.M., editor. Erevan: Filin, 2008. 496 s. (In Russ.)
- Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyi slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam). M.: Izd-vo IKAR, 2009. 448 s. (In Russ.)
- Balykhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo (novogo). M.: Izd-vo RUDN, 2007. 185 s. (In Russ.)
- Lysakova I.P., Usha T.Yu., Vasil’eva G.M., Zheleznyakova E.A., Rozova O.G., Matveeva T.N., et al. Osnovy metodiki obucheniya russkomu yazyku kak nerodnomu. Lysakova I.P., editor. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2015. 163 s. (In Russ.)
- Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya nerodnomu yazyku. M.: Russkii yazyk, 1989. 219 s.
- Sadovskaya I.L. Metody obucheniya: mify, zabluzhdeniya i realii. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astaf’eva, 2008. 228 s. (In Russ.)
- Ruzavin G.I. Nauchnaya teoriya: logiko-metodologicheskii analiz. M.: Mysl’, 1978. 244 s. (In Russ.)
- Stepin B.C. Teoreticheskoe znanie. M.: Progress-Traditsiya, 2003. 744 s. (In Russ.)
- Volodina G.I. Opisanie semanticheskikh klassov predlozhenii v tselyakh prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Beloshapkova V.A., editor. M.: Izd-vo MGU, 1989. 128 s. (In Russ.)
- Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. 8th ed. Oxford: Oxford University Press, 2001. 824 p.
- Shakirova L.Z., Sabatkoev R.B. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka (na material natsional’nykh shkol). Saint Petersburg: Prosveshchenie; Kazan’: Magarif, 2003. 376 s. (In Russ.)
- Voiteleva T.M., Fomicheva G.A. Metody obucheniya russkomu yazyku. In: Sabatkoev R.B., editor. Teoriya i praktika obucheniya russkomu yazyku. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2005. S. 51—59. (In Russ.)
- Danilov M.A. K voprosu o metodakh obucheniya v sovetskoi shkole. Sovetskaya pedagogika. 1956. (In Russ.)
- Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. 186 s.
- Babanskii Yu.K. Metody obucheniya v sovremennoi obshcheobrazovatel’noi shkole. M.: Prosveshchenie, 1985. 208 s. (In Russ.)
- Rudakova I.A. Teoriya i praktika metodov obucheniya v sovremennoi didakticheskoi interpretatsii. Rostov na Donu: Izd-vo Rostovskogo un-ta, 2004. 264 s. (In Russ.)
- Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problema shkol’nogo uchebnika. M.: Russkii yazyk, 1977. 288 s. (In Russ.)
- Trainev I.V. Konstruktivnaya pedagogika. Matrosov V.L., editor. M.: TTs Sfera, 2004. 320 s. (In Russ.)
- Makhmutov M.I. Voprosy teorii metodov problemno-razvivayushchego obucheniya. In: Voprosy sovershenstvovaniya form i metodov obshcheobrazovatel’noi podgotovki v srednikh proftekhuchilishchakh. M.: NII OP, 1980. S. 5—61. (In Russ.)
Дополнительные файлы

