ПРОЛЕГОМЕНЫ К ТЕОРИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НЕРОДНОМУ ЯЗЫКУ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты разработки пролегоменов (исходных положений) теории методов обучения неродному языку. Актуальность данного исследования обусловлена потребностями развития методики обучения неродному языку. Цель статьи состоит в уточнении содержания базовых понятий теории методов обучения неродному языку - понятий «методическая теория», «неродной язык», «метод обучения», в определении требований к методическим теориям, в установлении соотношения понятия «неродной язык» со смежными понятиями, в анализе существующих определений понятия «метод обучения». Материалом исследования выступили научные труды, в которых используются базовые понятия исследования. Основной метод исследования - понятийно-терминологический анализ. В ходе исследования были определены требования к методическим теориям, которым должна удовлетворять и теория методов обучения неродному языку. Среди них требования к теории вообще (системность, обобщенность, обоснованность и достоверность входящих в ее состав научных положений, глубина, полнота, целостность, объяснительная и прогностическая способность, соответствие научному стилю речи и логичность изложения), а также специфические требования, предъявляемые к педагогическим (обращенность к практике) и методическим теориям (опора на общие научные положения педагогики, включенность в контекст современной российской методики обучения неродному языку). Анализ термина «неродной язык» применительно к теории методов обучения позволил прийти к выводу, что в контексте данной теории правомерно использовать его в его наиболее общем, родовом значении. Анализ определений понятия «метод обучения» показал, что под методом обучения целесообразно понимать совокупность принципов и приемов обучения.

Об авторах

Леонид Викторович Московкин

Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: moskovkin.leonid@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Россия, 199034

Список литературы

  1. Rakhmanov I.V., Gez N.I., Zimnyaya I.A., Folomkina S.K., Shaikevich A.Ya. Osnovnye napravleniya v metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov v XIX—XX vv. Rakhmanov I.V., editor. M.: Pedagogika; 1972. 318 s. (In Russ.)
  2. Kapitonova T.I., Shchukin A.N. Sovremennye metody obucheniya russkomu yazyku inostrantsev. M.: Russkii yazyk, 1979. 222 s. (In Russ.)
  3. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 2000. 252 p.
  4. Richards J., Rodgers Y. Approaches and Methods in Second Language Classrooms. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 278 p.
  5. Gez N.I., Frolova G.M. Istoriya zarubezhnoi metodiki prepodavaniya inostrannykh yazykov. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2008. 256 s. (In Russ.)
  6. Kapitonova T.I., Moskovkin L.V., Shchukin A.N. Metody i tekhnologii obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. M.: Russkii yazyk. Kursy, 2008. 312 s. (In Russ.)
  7. Rakhmanov I.V. Ocherk po istorii metodiki prepodavaniya novykh zapadnoevropeiskikh inostrannykh yazykov. M.: Uchpedgiz, 1947. 196 s. (In Russ.)
  8. Belyaev B.V. Ocherki po psikhologii obucheniya inostrannym yazykam. M.: Prosveshchenie, 1965. 227 s. (In Russ.)
  9. Moskovkin L.V. Teoreticheskie osnovy vybora optimal’nogo metoda obucheniya: Russkii yazyk kak inostrannyi, nachal’nyi etap. Saint Petersburg: SMIO-Press, 1999. 188 s. (In Russ.)
  10. Vitlin Zh.L. Evolyutsiya metodov obucheniya inostrannym yazykam v 20 veke. Inostrannyi yazyk v shkole. 2001. (In Russ.)
  11. Bonvino E., Di Prete L., Giardini F., Iori A., Longo I., Pontesilli A., et al. C’era una volta il metodo: Tendenze attuali nella didattica delle lingue straniere. Serra Borneto C., editor. 7 ed. Roma: Carocci editore, 2005. 329 p. (In Ital.)
  12. Rakhmanina M.B. Metod kak osnova obucheniya inostrannomu yazyku (Sistemno-strukturnyi analiz). M.: MPGU, 2006. 408 s. (In Russ.)
  13. Kraevskii V.V. Pedagogicheskaya teoriya: chto eto takoe? Zachem ona nuzhna? Kak ona delaetsya? Volgograd: Peremena, 1996. 85 s. (In Russ.)
  14. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya. M.: Gumanitarnyi tsentr VLADOS, 2006. 239 s. (In Russ.)
  15. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya. M.: SINTEG, 2007. 668 s. (In Russ.)
  16. Esadzhanyan B.M., Balasanyan L.G., Bayatyan E.A., Shakhkamyan G.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Esadzhanyan B.M., editor. Erevan: Filin, 2008. 496 s. (In Russ.)
  17. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyi slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam). M.: Izd-vo IKAR, 2009. 448 s. (In Russ.)
  18. Balykhina T.M. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo (novogo). M.: Izd-vo RUDN, 2007. 185 s. (In Russ.)
  19. Lysakova I.P., Usha T.Yu., Vasil’eva G.M., Zheleznyakova E.A., Rozova O.G., Matveeva T.N., et al. Osnovy metodiki obucheniya russkomu yazyku kak nerodnomu. Lysakova I.P., editor. Saint-Petersburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2015. 163 s. (In Russ.)
  20. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya nerodnomu yazyku. M.: Russkii yazyk, 1989. 219 s.
  21. Sadovskaya I.L. Metody obucheniya: mify, zabluzhdeniya i realii. Krasnoyarsk: KGPU im. V.P. Astaf’eva, 2008. 228 s. (In Russ.)
  22. Ruzavin G.I. Nauchnaya teoriya: logiko-metodologicheskii analiz. M.: Mysl’, 1978. 244 s. (In Russ.)
  23. Stepin B.C. Teoreticheskoe znanie. M.: Progress-Traditsiya, 2003. 744 s. (In Russ.)
  24. Volodina G.I. Opisanie semanticheskikh klassov predlozhenii v tselyakh prepodavaniya russkogo yazyka kak nerodnogo. Beloshapkova V.A., editor. M.: Izd-vo MGU, 1989. 128 s. (In Russ.)
  25. Ellis R. The Study of Second Language Acquisition. 8th ed. Oxford: Oxford University Press, 2001. 824 p.
  26. Shakirova L.Z., Sabatkoev R.B. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka (na material natsional’nykh shkol). Saint Petersburg: Prosveshchenie; Kazan’: Magarif, 2003. 376 s. (In Russ.)
  27. Voiteleva T.M., Fomicheva G.A. Metody obucheniya russkomu yazyku. In: Sabatkoev R.B., editor. Teoriya i praktika obucheniya russkomu yazyku. M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2005. S. 51—59. (In Russ.)
  28. Danilov M.A. K voprosu o metodakh obucheniya v sovetskoi shkole. Sovetskaya pedagogika. 1956. (In Russ.)
  29. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. 186 s.
  30. Babanskii Yu.K. Metody obucheniya v sovremennoi obshcheobrazovatel’noi shkole. M.: Prosveshchenie, 1985. 208 s. (In Russ.)
  31. Rudakova I.A. Teoriya i praktika metodov obucheniya v sovremennoi didakticheskoi interpretatsii. Rostov na Donu: Izd-vo Rostovskogo un-ta, 2004. 264 s. (In Russ.)
  32. Bim I.L. Metodika obucheniya inostrannym yazykam kak nauka i problema shkol’nogo uchebnika. M.: Russkii yazyk, 1977. 288 s. (In Russ.)
  33. Trainev I.V. Konstruktivnaya pedagogika. Matrosov V.L., editor. M.: TTs Sfera, 2004. 320 s. (In Russ.)
  34. Makhmutov M.I. Voprosy teorii metodov problemno-razvivayushchego obucheniya. In: Voprosy sovershenstvovaniya form i metodov obshcheobrazovatel’noi podgotovki v srednikh proftekhuchilishchakh. M.: NII OP, 1980. S. 5—61. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».