Методика обучения русскому языку иностранных магистрантов негуманитарного профиля в современных образовательных условиях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена отсутствием методической концепции и программы обучения иностранцев, поступающих в российскую магистратуру после окончания бакалавриата на родине. Как правило, для этих учащихся характерна слабая подготовка по русскому языку, что оказывает прямое негативное воздействие на процесс формирования у них профессионально-коммуникативных навыков и умений, необходимых для овладения в вузе предметной компетенцией. Цель исследования - предложить методику профессионально-языкового образования иностранных магистрантов негуманитарных специальностей в условиях лингвообразовательной ситуации, которая характеризуется сокращением учебного времени, слабой общей языковой подготовкой учащихся и/или отсутствием представления о языке специальности. Применялись методы включенного и опосредованного наблюдения за учебной и коммуникативной деятельностью магистрантов в процессе изучения учебного материала по предлагаемой методике, сопровождавшиеся анализом, фиксацией, описанием и обобщением сопутствующих изменений, а также анализом коммуникативных потребностей и ошибок учащихся. Исследование проведено на материале практики обучения научной речи иностранцев-нефилологов 1-го курса бакалавриата и магистратуры Инженерной академии, Института экологии, факультета физико-математических и естественных наук РУДН, входных, промежуточных и итоговых контрольных работ и тестов. Разработана методика, на основе которой создана программа обучения, включающая систему текстовых и лексико-грамматических заданий как для аудиторной, так и для самостоятельной работы, адаптированная для рассматриваемого контингента учащихся с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. Данная технология позволяет формировать и совершенствовать не только лингвистические, но и когнитивные и метакогнитивные умения магистрантов, расширяя возможности самообразования, способности к самостоятельному решению многих задач без участия преподавателя. Представляется перспективным использование полученных результатов для создания полноценного пособия по научной речи не только для магистрантов, но и для аспирантов, которые прошли курс предшествующего этапа профессиональной подготовки на родине.

Об авторах

Иван Алексеевич Пугачёв

Российский университет дружбы народов

Email: pugachev-ivan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0159-8898

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка № 4, Институт русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Людмила Павловна Яркина

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yarkina-lp@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6050-4417

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 4, Институт русского языка

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Тхи Тху Хуен Динь

Ханойский государственный университет

Email: thuhuenkn@yahoo.com
кандидат филологических наук, кафедра современного русского языка, факультет русского языка и русской культуры, Институт иностранных языков Социалистическая Республика Вьетнам, 11413, Ханой, мкр-н Хыонгчунг, ул. То Винь Зиен, д. 48/4

Список литературы

  1. Balykhina, T.M. (2006). What is a Russian test? Russian state system for testing citizens of foreign countries in the Russian language (TRKI-TORFL). Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
  2. Bernavskaya, M.V., & Rudenko, E.E. (2014). The use of information technology on English language training of expectant specialists. Vestnik of Коstroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, (2), 193-195. (In Russ.)
  3. Chesnokova, N.E. (2021). Mental maps in teaching foreign languages to master students of technical specialities. World of Science, Culture, Education, (3), 178-180. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-178-180
  4. Gavrilova, I.V., Sadudi, S., & Zhang, X. (2019). Development of academic style in foreign students at the stage of preparing for master degree program. Teaching Methodology in Higher Education, 8(28), 77-83. (In Russ.) https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.28.08
  5. Gramma, D.V., & Kuznetsova, S.V. (2017). Professionally-oriented teaching of foreign language to postgraduates of technical specialties. Interactive Science, (5), 47-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21661/r-129896
  6. Kalinnikova, L.N. (2019). Teaching Russian to foreign postgraduates in Russian higher institution: Problems and ways of their solution. International Baltic Sea Forum: Proceedings of the VII International Baltic Sea Forum (pp. 441-446). Kaliningrad: BGARF Publ. (In Russ.)
  7. Khazaal, E.N. (2019). Improving postgraduates’ academic writing skills with summarizing strategy. Arab World English Journal, 10(3), 413-428. https://doi.org/10.24093/awej/vol10no3.29
  8. Merczalova, S.L., & Karpova, I.V. (2018). Academic writing for master’s degree students studying foreign language at non-language higher education institution. Scientific Notes of Orel State University, (4), 372-375. (In Russ.)
  9. Pechinskaya, L.I., & Stepanova, M.M. (2015). Using information and communication technologies for teaching foreign languages to master in engineering students. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 21(1), 136-140. (In Russ.) https://doi.org/10.14258/izvasu(2014)2.2-13
  10. Petrova, G.M., & Pinevich, E.V. (2017). The system of training the Russian language to foreign master students at Bauman University. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 3(4), 43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-4-43-53
  11. Pugachev, I.A. (2016). Professionally oriented teaching Russian as a foreign language: Theory, practice, technology. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  12. Ridnaya, Yu.V. (2014). Principles of teaching foreign languages to postgraduates of technical profile. Professional Education in Russia and Abroad, (2), 89-94. (In Russ.)
  13. Stepanova, M.M., & Belenkova, N.M. (2014). Techonology of communicative training in teaching foreign language to postgraduates of non-linguistic profile. Vestnik of State University of Kostroma. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, (2), 193-195. (In Russ.)
  14. Strelchuk, E.N. (2018). Modern tendencies in methodology of teaching Russian as a foreign language: From the classics to innovation. Spaces of Communication: Language, Literature, Media: Proceedings of the International Scientific Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Irkutsk State University (pp. 42-49). Irkutsk: ISU Publ. (In Russ.)
  15. Strokov, V.V., & Chernikov, A.S. (2017). Methodology and organization of teaching Russian as a foreign language at the preparatory department of the Bauman Moscow State Technical University. Humanitarian Bulletin, (7), 5. (In Russ.) http://doi.org/10.18698/2306-8477-2017-7-447
  16. Tyurina, S.Yu. (2017). Profession-oriented foreign language training of master degree students: System approach. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, (4), 58-67. (In Russ.)
  17. Volchkova, V.I. (2018). Use of modern information technologies in teaching foreign languages. Science and Sport: Current Trends, 19(2), 59-63.
  18. Yamshanova, V.A., & Lomonosova, A.L. (2015). Foreign language in thе МA courses: Summery (German language for beginners). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Ekonomicheskogo Universiteta, (5), 90-97. (In Russ.)
  19. Zelenina, L.E., & Kolesova, E.M. (2018). Selection of teaching materials in training master students to conduct a scientific discussion in a foreign language. Pedagogical Education in Russia, (5), 87-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po18-05-13
  20. Zlobina, E.A. (2020). Optimization of learning process of foreign languages at master students of non-linguistic training using mind visualization techniques. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika, (3), 133-149. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».