Методика обучения русскому языку иностранных магистрантов негуманитарного профиля в современных образовательных условиях
- Авторы: Пугачёв И.А.1, Яркина Л.П.1, Динь Т.Т.2
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Ханойский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2023): Функциональный вектор описания современного русского языка
- Страницы: 111-125
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324691
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2023-21-1-111-125
- EDN: https://elibrary.ru/APASQT
- ID: 324691
Цитировать
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена отсутствием методической концепции и программы обучения иностранцев, поступающих в российскую магистратуру после окончания бакалавриата на родине. Как правило, для этих учащихся характерна слабая подготовка по русскому языку, что оказывает прямое негативное воздействие на процесс формирования у них профессионально-коммуникативных навыков и умений, необходимых для овладения в вузе предметной компетенцией. Цель исследования - предложить методику профессионально-языкового образования иностранных магистрантов негуманитарных специальностей в условиях лингвообразовательной ситуации, которая характеризуется сокращением учебного времени, слабой общей языковой подготовкой учащихся и/или отсутствием представления о языке специальности. Применялись методы включенного и опосредованного наблюдения за учебной и коммуникативной деятельностью магистрантов в процессе изучения учебного материала по предлагаемой методике, сопровождавшиеся анализом, фиксацией, описанием и обобщением сопутствующих изменений, а также анализом коммуникативных потребностей и ошибок учащихся. Исследование проведено на материале практики обучения научной речи иностранцев-нефилологов 1-го курса бакалавриата и магистратуры Инженерной академии, Института экологии, факультета физико-математических и естественных наук РУДН, входных, промежуточных и итоговых контрольных работ и тестов. Разработана методика, на основе которой создана программа обучения, включающая систему текстовых и лексико-грамматических заданий как для аудиторной, так и для самостоятельной работы, адаптированная для рассматриваемого контингента учащихся с использованием приемов и методов технологии развития критического мышления. Данная технология позволяет формировать и совершенствовать не только лингвистические, но и когнитивные и метакогнитивные умения магистрантов, расширяя возможности самообразования, способности к самостоятельному решению многих задач без участия преподавателя. Представляется перспективным использование полученных результатов для создания полноценного пособия по научной речи не только для магистрантов, но и для аспирантов, которые прошли курс предшествующего этапа профессиональной подготовки на родине.
Ключевые слова
Об авторах
Иван Алексеевич Пугачёв
Российский университет дружбы народов
Email: pugachev-ivan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0159-8898
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка № 4, Институт русского языка
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Людмила Павловна Яркина
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: yarkina-lp@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6050-4417
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 4, Институт русского языка
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Тхи Тху Хуен Динь
Ханойский государственный университет
Email: thuhuenkn@yahoo.com
кандидат филологических наук, кафедра современного русского языка, факультет русского языка и русской культуры, Институт иностранных языков Социалистическая Республика Вьетнам, 11413, Ханой, мкр-н Хыонгчунг, ул. То Винь Зиен, д. 48/4
Список литературы
- Balykhina, T.M. (2006). What is a Russian test? Russian state system for testing citizens of foreign countries in the Russian language (TRKI-TORFL). Moscow: Russkii Yazyk. Kursy Publ. (In Russ.)
- Bernavskaya, M.V., & Rudenko, E.E. (2014). The use of information technology on English language training of expectant specialists. Vestnik of Коstroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, (2), 193-195. (In Russ.)
- Chesnokova, N.E. (2021). Mental maps in teaching foreign languages to master students of technical specialities. World of Science, Culture, Education, (3), 178-180. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-388-178-180
- Gavrilova, I.V., Sadudi, S., & Zhang, X. (2019). Development of academic style in foreign students at the stage of preparing for master degree program. Teaching Methodology in Higher Education, 8(28), 77-83. (In Russ.) https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.28.08
- Gramma, D.V., & Kuznetsova, S.V. (2017). Professionally-oriented teaching of foreign language to postgraduates of technical specialties. Interactive Science, (5), 47-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21661/r-129896
- Kalinnikova, L.N. (2019). Teaching Russian to foreign postgraduates in Russian higher institution: Problems and ways of their solution. International Baltic Sea Forum: Proceedings of the VII International Baltic Sea Forum (pp. 441-446). Kaliningrad: BGARF Publ. (In Russ.)
- Khazaal, E.N. (2019). Improving postgraduates’ academic writing skills with summarizing strategy. Arab World English Journal, 10(3), 413-428. https://doi.org/10.24093/awej/vol10no3.29
- Merczalova, S.L., & Karpova, I.V. (2018). Academic writing for master’s degree students studying foreign language at non-language higher education institution. Scientific Notes of Orel State University, (4), 372-375. (In Russ.)
- Pechinskaya, L.I., & Stepanova, M.M. (2015). Using information and communication technologies for teaching foreign languages to master in engineering students. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 21(1), 136-140. (In Russ.) https://doi.org/10.14258/izvasu(2014)2.2-13
- Petrova, G.M., & Pinevich, E.V. (2017). The system of training the Russian language to foreign master students at Bauman University. Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 3(4), 43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2017-3-4-43-53
- Pugachev, I.A. (2016). Professionally oriented teaching Russian as a foreign language: Theory, practice, technology. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
- Ridnaya, Yu.V. (2014). Principles of teaching foreign languages to postgraduates of technical profile. Professional Education in Russia and Abroad, (2), 89-94. (In Russ.)
- Stepanova, M.M., & Belenkova, N.M. (2014). Techonology of communicative training in teaching foreign language to postgraduates of non-linguistic profile. Vestnik of State University of Kostroma. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, (2), 193-195. (In Russ.)
- Strelchuk, E.N. (2018). Modern tendencies in methodology of teaching Russian as a foreign language: From the classics to innovation. Spaces of Communication: Language, Literature, Media: Proceedings of the International Scientific Conference Dedicated to the 100th Anniversary of the Irkutsk State University (pp. 42-49). Irkutsk: ISU Publ. (In Russ.)
- Strokov, V.V., & Chernikov, A.S. (2017). Methodology and organization of teaching Russian as a foreign language at the preparatory department of the Bauman Moscow State Technical University. Humanitarian Bulletin, (7), 5. (In Russ.) http://doi.org/10.18698/2306-8477-2017-7-447
- Tyurina, S.Yu. (2017). Profession-oriented foreign language training of master degree students: System approach. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, (4), 58-67. (In Russ.)
- Volchkova, V.I. (2018). Use of modern information technologies in teaching foreign languages. Science and Sport: Current Trends, 19(2), 59-63.
- Yamshanova, V.A., & Lomonosova, A.L. (2015). Foreign language in thе МA courses: Summery (German language for beginners). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Ekonomicheskogo Universiteta, (5), 90-97. (In Russ.)
- Zelenina, L.E., & Kolesova, E.M. (2018). Selection of teaching materials in training master students to conduct a scientific discussion in a foreign language. Pedagogical Education in Russia, (5), 87-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po18-05-13
- Zlobina, E.A. (2020). Optimization of learning process of foreign languages at master students of non-linguistic training using mind visualization techniques. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika, (3), 133-149. (In Russ.)
Дополнительные файлы

