Дистанционные образовательные технологии в обучении русскому языку как неродному в начальной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучаются проблемы применения дистанционных образовательных технологий в обучении инофонов русскому языку как неродному в начальной школе. Современная российская школа является поликультурной, поскольку в ней наравне с русскоязычными одноклассниками обучаются дети, не владеющие русским языком с детства. Особенно много таких учащихся в начальной школе (1-4 классах). Актуальность исследования определяется сложившейся в мире ситуацией, в которой дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, и недостаточной изученностью потенциала онлайн-ресурсов в обучении русскому языку как неродному в школе. Цель статьи - определить возможности включения в практику преподавания русского языка младшим школьникам-инофонам дистанционных технологий. Материалом послужила научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, а также интернет-ресурсы, предназначенные для изучающих русский язык как иностранный и как неродной. Исследование проводилось с помощью методов анализа и синтеза, оценки, прогнозирования и опроса. Результаты работы заключаются в выявлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий в современной школе: онлайн-ресурсы применяются фрагментарно, технические возможности школ не используются или используются не в полной мере, на применяемых платформах не представлены материалы по русскому языку как неродному, у учителей отсутствует опыт применения дистанционных образовательных технологий для преподавания русского языка инофонам, а также в определении направлений совершенствования онлайн-обучения младших школьников русскому языку как неродному: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы школьников по программе, представление в дистанционной форме обобщенного материала занятий, языковых и речевых упражнений, материалов для контроля. В заключении содержатся выводы об образовательном потенциале использования дистанционных технологий: определяются возможности с точки зрения обобщения и повторения материала уроков, автоматизации языковых навыков и тренировки речевых умений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, отмечается активизация познавательной деятельности школьников и компенсация недостатка аудиторного времени, выделяемого на занятия по русскому языку как неродному.

Об авторах

Елена Алексеевна Железнякова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Автор, ответственный за переписку.
Email: elenazheleznyakova@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Мария Леонидовна Лаптева

Астраханский государственный университет

Email: hohlina2004@yandex.ru

доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка

Российская Федерация, 414056, Астрахань, ул. Татищева, д. 20а

Список литературы

  1. Antropova, M.Y. (2015). Razrabotka i aprobatsiya metodologii formirovaniya global'noi sistemy ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku za rubezhom [Developing and testing the methodology of forming a global system for using distance learning technologies in Russian language teaching abroad]. Rus-sian language and literature in the world culture space: Proceedings of the ХIII Congress MAPRYAL (vol. 10, pp. 54–59). Saint Petersburg, MAPRYAL Publ. (In Russ.)
  2. Atabekova, A.A. (2002). Lingvisticheskii dizain WEB-stranits: Problemy “kommu-nikativnykh neudach” [Linguistic design of WEB pages: Problems of “communi-cation failures”]. Communication: Theory and practice in various social contexts: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (Communication across differ-ences) (part 1, pp. 148–153). Pyatigorsk, PGLU Publ. (In Russ.)
  3. Azimov, E.R. (1996). Teoriya i praktika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostran-nogo s pomoshch'yu komp'yuternykh tekhnologii [Theory and practice of teaching Russian as a foreign language using computer technologies] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
  4. Bart, M.V., & Gabova, M.A. (2017). Distantsionnye tekhnologii v prepodavanii russ-kogo yazyka kak inostrannogo v poliyazychnom obrazovatel'nom prostranstve [Distance technologies in teaching Russian as a foreign language in a multilin-gual educational space]. Mnogoyazychie v obrazovatel'nom prostranstve [Multilin-gualism in the educational space]. Retrieved October 16, 2020, from https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-poliyazychnom-obrazovatelnom-prostranstve.
  5. Bogolyubov, A.N. (2008). Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtual'noi yazykovoi sredy distantsionnogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yazyku [Scientific and methodological development of the virtual language environment for distance learn-ing of a foreign (Russian) language] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
  6. Borisova, V.V. (2018). Ehlektronnyi obrazovatel'nyi resurs po russkomu yazyku “Slovo S.T. Aksakova i slovo o S.T. Aksakove” [Electronic educational resource on the Russian language “The Word of S.T. Aksakov and the word about S.T. Aksakov”]. Elec-tronic resources of open education in Russian: Best practices: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (pp. 32–37). Moscow, Pushkin State Russian Lan-guage Institute. (In Russ.)
  7. Bovtenko, M.A. (2019). Razrabotka yazykovykh onlain-modulei integrirovannykh predmetno-yazykovykh kursov [Developing online language modules for inte-grated subject-language courses]. Current problems of linguistics and linguodidac-tics in a non-linguistic university: Proceedings of the III Int. scientific and pract. conf. (pp. 167–170). Moscow: BMSTU Publ. (In Russ.)
  8. Diachkova, A.V., & Kulkova, L.I. (2020). Organizational and managerial solutions for online (distance) interaction in the educational process at the school. Perspectives of Science and Education, 47(5), 429–439.
  9. Dunaeva, L.A. (2006). Sredstva informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya gumanitarnykh spetsial'nostei nauchnomu obshcheni-yu [Means of information and communication technologies in teaching scientific communication to foreign students of humanitarian specialties]. Moscow, MAKS Press Publ. (In Russ.)
  10. Gartsov, A.D. (2009). Ehlektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovatsionnogo yazy-kovogo obrazovaniya [Electronic linguodidactics in the system of innovative lan-guage education] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
  11. Hello World: World Languages for Children. Retrieved October 10, 2020, from http://www.hello-world.com/.
  12. Kalenkova, O.N., & Korepanova, T.E. (2015). Sertifikatsionnaya sistema testirovaniya po russkomu yazyku dlya detei-bilingvov [Certification system of Russian lan-guage testing for bilingual children]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad], (3), 16–23. (In Russ.)
  13. Kudinova, G.F., Kudinov, I.V., & Kurbangaleeva, G.M. (2018). O monitoringe russko-yazychnykh obrazovatel'nykh internet-resursov po russkomu yazyku [On moni-toring Russian-language educational Internet resources on the Russian language]. Electronic resources of open education in Russian: Best practices: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (pp. 82–86). Moscow, Pushkin State Russian Language Institute. (In Russ.)
  14. Langran, J., & Veshnyeva, N. (2008). Ruslan Russian 1: CD-R. Birmingham: Ruslan Ltd.
  15. Learn Russian. Retrieved October 11, 2020, from https://learnrussian.rt.com/.
  16. Milovidova, O.V. (2007). Modeling of the communicative and pragmatic training of Russian language as a foreign (non-native) language on the example of the Russian-Finnish network dialogue (Herzen State Pedagogical University, 2007). Retrieved August 8, 2020, from https://bstudy.net/714503/literatura/milovidova_modelirovanie_protsessa_kommunikativnopragmatich-eskogo_obucheniya_russkomu_yazyku_inostrannomu.
  17. Moiseeva, M.V., Polat, E.S., Bukharkina, M.U., & Nezhurina, M.I. (2004). Internet-obuchenie: Tekhnologii pedagogicheskogo dizaina [Online teaching: Technologies of pedagogical design]. Moscow, Kameron Publ. (In Russ.)
  18. Obrazovanie na russkom [Education in Russian]. Retrieved October 11, 2020, from https://pushkininstitute.ru/.
  19. Rudenko-Morgun, O.I. (2009). Printsipy modelirovaniya i realizatsii ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po russkomu yazyku na baze tekhnologii gi-permedia [Principles of modeling and implementing an electronic educational com-plex in the Russian language based on hypermedia technologies]. Moscow, RUDN Publ. (In Russ.)
  20. Russian for everyone. Retrieved October 11, 2020, from https: //www.russianforeveryone.com/.
  21. Russificate. Retrieved November 7, 2020, from https://russianschoolrussificate.com/.
  22. Russkii yazyk dlya nashikh detei [The Russian language for our children]. Retrieved
  23. October 11, 2020, from https:// rus4chld.pushkininstitute.ru/#/.
  24. Russkii yazyk kak inostrannyi dlya detei [Russian as a foreign language for children]. Re-trieved October 9, 2020, from http://assagames.com/nas/rus/.
  25. Russkii yazyk so Smesharikami [The Russian language with Smeshariks]. Retrieved Octo-ber 12, 2020, from https:// pushkininstitute.ru/school/external_courses/264.
  26. Uchi.ru. Retrieved November 4, 2020, from https://uchi.ru/.
  27. USPEKH+ [SUCCESS+]. Retrieved November 7, 2020, from http://elementaryrussian.spbu.ru/.
  28. Voevoda, E.V. (2009). Internet-tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam [Internet technologies in teaching foreign languages]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], (9), 110–114. (In Russ.)
  29. Vremya govorit' po-russki [Time to speak Russian]. Retrieved October 11, 2020, from https://www.irlc.msu.ru/irlc_projects/speak-russian/time_new/rus/course/.
  30. YAKlass [IClass]. Retrieved November 4, 2020, from https://www.yaklass.ru/.
  31. YouLang. Retrieved October 11, 2020, from https://youlang.ru.
  32. Zheleznyakova, E.A., & Lapteva, M.L. (2020) Ethnocognitive approach and linguistic material selecting in teaching Russian as non-native language. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: proc. of the intern. scient. conf. “Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism”, XCII, 3821–3830.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».