Дистанционные образовательные технологии в обучении русскому языку как неродному в начальной школе
- Авторы: Железнякова Е.А.1, Лаптева М.Л.2
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
- Астраханский государственный университет
- Выпуск: Том 19, № 1 (2021): Дистанционное и онлайн-обучение русскому языку в разных лингвокультурных средах
- Страницы: 21-33
- Раздел: Медиадидактика и электронные средства обучения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324620
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-21-33
- ID: 324620
Цитировать
Аннотация
Изучаются проблемы применения дистанционных образовательных технологий в обучении инофонов русскому языку как неродному в начальной школе. Современная российская школа является поликультурной, поскольку в ней наравне с русскоязычными одноклассниками обучаются дети, не владеющие русским языком с детства. Особенно много таких учащихся в начальной школе (1-4 классах). Актуальность исследования определяется сложившейся в мире ситуацией, в которой дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса, и недостаточной изученностью потенциала онлайн-ресурсов в обучении русскому языку как неродному в школе. Цель статьи - определить возможности включения в практику преподавания русского языка младшим школьникам-инофонам дистанционных технологий. Материалом послужила научная и учебно-методическая литература по проблеме исследования, а также интернет-ресурсы, предназначенные для изучающих русский язык как иностранный и как неродной. Исследование проводилось с помощью методов анализа и синтеза, оценки, прогнозирования и опроса. Результаты работы заключаются в выявлении особенностей использования дистанционных образовательных технологий в современной школе: онлайн-ресурсы применяются фрагментарно, технические возможности школ не используются или используются не в полной мере, на применяемых платформах не представлены материалы по русскому языку как неродному, у учителей отсутствует опыт применения дистанционных образовательных технологий для преподавания русского языка инофонам, а также в определении направлений совершенствования онлайн-обучения младших школьников русскому языку как неродному: взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы школьников по программе, представление в дистанционной форме обобщенного материала занятий, языковых и речевых упражнений, материалов для контроля. В заключении содержатся выводы об образовательном потенциале использования дистанционных технологий: определяются возможности с точки зрения обобщения и повторения материала уроков, автоматизации языковых навыков и тренировки речевых умений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, отмечается активизация познавательной деятельности школьников и компенсация недостатка аудиторного времени, выделяемого на занятия по русскому языку как неродному.
Об авторах
Елена Алексеевна Железнякова
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: elenazheleznyakova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры межкультурной коммуникации
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48Мария Леонидовна Лаптева
Астраханский государственный университет
Email: hohlina2004@yandex.ru
доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка
Российская Федерация, 414056, Астрахань, ул. Татищева, д. 20аСписок литературы
- Antropova, M.Y. (2015). Razrabotka i aprobatsiya metodologii formirovaniya global'noi sistemy ispol'zovaniya distantsionnykh tekhnologii v obuchenii russkomu yazyku za rubezhom [Developing and testing the methodology of forming a global system for using distance learning technologies in Russian language teaching abroad]. Rus-sian language and literature in the world culture space: Proceedings of the ХIII Congress MAPRYAL (vol. 10, pp. 54–59). Saint Petersburg, MAPRYAL Publ. (In Russ.)
- Atabekova, A.A. (2002). Lingvisticheskii dizain WEB-stranits: Problemy “kommu-nikativnykh neudach” [Linguistic design of WEB pages: Problems of “communi-cation failures”]. Communication: Theory and practice in various social contexts: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (Communication across differ-ences) (part 1, pp. 148–153). Pyatigorsk, PGLU Publ. (In Russ.)
- Azimov, E.R. (1996). Teoriya i praktika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostran-nogo s pomoshch'yu komp'yuternykh tekhnologii [Theory and practice of teaching Russian as a foreign language using computer technologies] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
- Bart, M.V., & Gabova, M.A. (2017). Distantsionnye tekhnologii v prepodavanii russ-kogo yazyka kak inostrannogo v poliyazychnom obrazovatel'nom prostranstve [Distance technologies in teaching Russian as a foreign language in a multilin-gual educational space]. Mnogoyazychie v obrazovatel'nom prostranstve [Multilin-gualism in the educational space]. Retrieved October 16, 2020, from https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-tehnologii-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-v-poliyazychnom-obrazovatelnom-prostranstve.
- Bogolyubov, A.N. (2008). Nauchno-metodicheskaya razrabotka virtual'noi yazykovoi sredy distantsionnogo obucheniya inostrannomu (russkomu) yazyku [Scientific and methodological development of the virtual language environment for distance learn-ing of a foreign (Russian) language] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
- Borisova, V.V. (2018). Ehlektronnyi obrazovatel'nyi resurs po russkomu yazyku “Slovo S.T. Aksakova i slovo o S.T. Aksakove” [Electronic educational resource on the Russian language “The Word of S.T. Aksakov and the word about S.T. Aksakov”]. Elec-tronic resources of open education in Russian: Best practices: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (pp. 32–37). Moscow, Pushkin State Russian Lan-guage Institute. (In Russ.)
- Bovtenko, M.A. (2019). Razrabotka yazykovykh onlain-modulei integrirovannykh predmetno-yazykovykh kursov [Developing online language modules for inte-grated subject-language courses]. Current problems of linguistics and linguodidac-tics in a non-linguistic university: Proceedings of the III Int. scientific and pract. conf. (pp. 167–170). Moscow: BMSTU Publ. (In Russ.)
- Diachkova, A.V., & Kulkova, L.I. (2020). Organizational and managerial solutions for online (distance) interaction in the educational process at the school. Perspectives of Science and Education, 47(5), 429–439.
- Dunaeva, L.A. (2006). Sredstva informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v obuchenii inostrannykh uchashchikhsya gumanitarnykh spetsial'nostei nauchnomu obshcheni-yu [Means of information and communication technologies in teaching scientific communication to foreign students of humanitarian specialties]. Moscow, MAKS Press Publ. (In Russ.)
- Gartsov, A.D. (2009). Ehlektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovatsionnogo yazy-kovogo obrazovaniya [Electronic linguodidactics in the system of innovative lan-guage education] (Author’s abstr. doct. ped. diss.). Moscow. (In Russ.)
- Hello World: World Languages for Children. Retrieved October 10, 2020, from http://www.hello-world.com/.
- Kalenkova, O.N., & Korepanova, T.E. (2015). Sertifikatsionnaya sistema testirovaniya po russkomu yazyku dlya detei-bilingvov [Certification system of Russian lan-guage testing for bilingual children]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad], (3), 16–23. (In Russ.)
- Kudinova, G.F., Kudinov, I.V., & Kurbangaleeva, G.M. (2018). O monitoringe russko-yazychnykh obrazovatel'nykh internet-resursov po russkomu yazyku [On moni-toring Russian-language educational Internet resources on the Russian language]. Electronic resources of open education in Russian: Best practices: Proceedings of the int. scientific and pract. conf. (pp. 82–86). Moscow, Pushkin State Russian Language Institute. (In Russ.)
- Langran, J., & Veshnyeva, N. (2008). Ruslan Russian 1: CD-R. Birmingham: Ruslan Ltd.
- Learn Russian. Retrieved October 11, 2020, from https://learnrussian.rt.com/.
- Milovidova, O.V. (2007). Modeling of the communicative and pragmatic training of Russian language as a foreign (non-native) language on the example of the Russian-Finnish network dialogue (Herzen State Pedagogical University, 2007). Retrieved August 8, 2020, from https://bstudy.net/714503/literatura/milovidova_modelirovanie_protsessa_kommunikativnopragmatich-eskogo_obucheniya_russkomu_yazyku_inostrannomu.
- Moiseeva, M.V., Polat, E.S., Bukharkina, M.U., & Nezhurina, M.I. (2004). Internet-obuchenie: Tekhnologii pedagogicheskogo dizaina [Online teaching: Technologies of pedagogical design]. Moscow, Kameron Publ. (In Russ.)
- Obrazovanie na russkom [Education in Russian]. Retrieved October 11, 2020, from https://pushkininstitute.ru/.
- Rudenko-Morgun, O.I. (2009). Printsipy modelirovaniya i realizatsii ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po russkomu yazyku na baze tekhnologii gi-permedia [Principles of modeling and implementing an electronic educational com-plex in the Russian language based on hypermedia technologies]. Moscow, RUDN Publ. (In Russ.)
- Russian for everyone. Retrieved October 11, 2020, from https: //www.russianforeveryone.com/.
- Russificate. Retrieved November 7, 2020, from https://russianschoolrussificate.com/.
- Russkii yazyk dlya nashikh detei [The Russian language for our children]. Retrieved
- October 11, 2020, from https:// rus4chld.pushkininstitute.ru/#/.
- Russkii yazyk kak inostrannyi dlya detei [Russian as a foreign language for children]. Re-trieved October 9, 2020, from http://assagames.com/nas/rus/.
- Russkii yazyk so Smesharikami [The Russian language with Smeshariks]. Retrieved Octo-ber 12, 2020, from https:// pushkininstitute.ru/school/external_courses/264.
- Uchi.ru. Retrieved November 4, 2020, from https://uchi.ru/.
- USPEKH+ [SUCCESS+]. Retrieved November 7, 2020, from http://elementaryrussian.spbu.ru/.
- Voevoda, E.V. (2009). Internet-tekhnologii v obuchenii inostrannym yazykam [Internet technologies in teaching foreign languages]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], (9), 110–114. (In Russ.)
- Vremya govorit' po-russki [Time to speak Russian]. Retrieved October 11, 2020, from https://www.irlc.msu.ru/irlc_projects/speak-russian/time_new/rus/course/.
- YAKlass [IClass]. Retrieved November 4, 2020, from https://www.yaklass.ru/.
- YouLang. Retrieved October 11, 2020, from https://youlang.ru.
- Zheleznyakova, E.A., & Lapteva, M.L. (2020) Ethnocognitive approach and linguistic material selecting in teaching Russian as non-native language. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: proc. of the intern. scient. conf. “Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism”, XCII, 3821–3830.
Дополнительные файлы

