Учебник русского языка как иностранного: на перекрестке путей, мнений, интересов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам разработки учебников и учебных пособий по русскому языку для иностранных слушателей этапа довузовской подготовки российских вузов. В настоящее время во многих университетах России используются учебно-методические комплексы (далее - УМК), созданные авторскими коллективами преподавателей этого вуза. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью проанализировать результаты во многом стихийного процесса разработки и внедрения разрозненных учебных пособий в учебный процесс в отдельном вузе. Материалом для исследования послужили учебники и учебные пособия по русскому языку, изданные в Институте международного образования Воронежского государственного университета (далее - ИМО ВГУ) в период с 2000 по 2017 г. Целью исследования является обоснование комплексного подхода к разработке учебников и учебных пособий, что предполагает решение ряда задач, а именно: на основе анализа сложившейся практики разработки и использования учебников, учебных пособий, других учебных средств/ресурсов (на примере ИМО ВГУ) определить оптимальную структуру учебного комплекса по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) для довузовского этапа обучения, охарактеризовать принципы распределения учебного материала внутри него и выявить перспективные направления в разработке учебных пособий и электронных ресурсов (как сопровождающих, так и автономных по отношению к основному учебнику учебно-методического комплекса). Результат данной работы заключается в определении оптимальной структуры УМК по РКИ второго поколения и особенностей распределения учебных материалов внутри основного учебника, а также между составляющими его учебниками и учебными пособиями. В заключении содержатся выводы о необходимости в равной мере следовать традиционным (концентризм и минимизация) и относительно новым («диалог культур», градация учебного материала по признакам информативной значимости и частотности) методическим принципам.

Об авторах

Елена Владиславовна Кожевникова

Воронежский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kozhevnikova@interedu.vsu.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета.

Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1

Виктория Викторовна Вязовская

Воронежский государственный университет

Email: vyazovskaya@interedu.vsu.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета

Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1

Маргарита Евгеньевна Трубчанинова

Воронежский государственный университет

Email: trubchaninova@interedu.vsu.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся Института международного образования Воронежского государственного университета

Российская Федерация, 394018, Воронеж, Университетская площадь, 1

Список литературы

  1. Akatkina, E.F. (2002). K probleme formirovaniya novogo uchebnogo stereotipa pri obuchenii kitaitsev russkomu yazyku [To formation of new educational stereotype in teaching Russian to Chinese students]. Poisk. Opyt. Masterstvo [Search. Experience. Mastership], (6), 4—13. Voronezh: Voronezh VGU Publ. (In Russ.)
  2. Akatkina, E.F. (2014). Nauchnyi stil’ rechi: uchebnoe posobie dlya inostrannykh studentov-filologov (bazovyi i I sertifikatsionnyi urovni) [Scientific speech style: textbook for foreign philological students (basic and I certification levels)]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  3. Akatkina, E.F., & Oleynikova, O.N. (2013). Vremya uchit’ russkii — 2: uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh uchashchikhsya tsentrov dovuzovskoi podgotovki inostrannykh grazhdan [It’s time to learn Russian — 2: Russian language textbook for foreign students in pre-university education centers for foreign citizens]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  4. Akatkina, E.F., & Avdeeva, N.M. (2007). Teksty dlya dopolnitel’nogo chteniya [Texts for additional reading]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  5. Akatkina, E.F., Avdeeva, N.M., & Fedosova, N.M. (2006). Teksty dlya chteniya (bazovyi i I sertifikatsionnyi urovni) [Texts for reading (basic and I certification levels)]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.) Andryushina, N.P. et al. (1999). Gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Pervyi uroven’. Obshchee vladenie [Russian as a foreign language State educational standard. First level. General proficiency]. Moscow; Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  6. Andryushina, N.P. et al. (2000). Gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Professional’nye moduli. Pervyi uroven’. Vtoroi uroven’ [Russian as a foreign language State educational standard. Professional modules. First level. Second level]. Moscow; Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  7. Antonova, V.E. et al. (2001). Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka: elementarnyi uroven’ [Road to Russia: Russian textbook: elementary level]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  8. Antonova, V.E., Nahabina, M.M., & Tolstykh, A.A. (2004). Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (bazovyi uroven’) [The road to Russia: Russian language textbook (basic level)]. Saint Petersburg; Moscow: Zlatoust; TSMO MGU Publ. (In Russ.)
  9. Antonova, V.E., & Nahabina, M.M., & Tolstykh, A.A. (2009). Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka (pervyi uroven’) [The road to Russia: Russian language textbook (first level)]. Saint Petersburg; Moscow: Zlatoust; TSMO MGU Publ. (In Russ.)
  10. Avdeeva, I.B. (2014). Russkii yazyk dlya inostrannykh uchashchikhsya inzhenernogo profilya: leksika i grammatika. Rabochaya tetrad’: v 4 ch. 17 vypuskov [Russian language for foreign engineering students: vocabulary and grammar. Workbook in 4 parts. 17 issues]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  11. Danilevskaya, T.A., & Vyazovskaya, V.V. (2014). Nauchnyi stil’ rechi: uchebnoe posobie dlya inostrannykh studentov gumanitarnykh spetsial’nostei [Scientific style of speech: textbook for foreign humanitarian students]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  12. Esina, Z.I. et al. (2001). Obrazovatel’naya programma po russkomu yazyku kak inostrannomu. Predvuzovskoe obuchenie. Elementarnyi uroven’. Bazovyi uroven’. Pervyi sertifikatsionnyi uroven’. Obshchee vladenie [Russian as a foreign language educational program. Pre-university education. Elementary level. Basic level. First certification level. General proficiency]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  13. Galeeva, M.M. et al. (1988). Start 1—2: uchebnik russkogo yazyka dlya podgotovitel’nykh fakul’tetov vuzov SSSR: vvodnyi i elementarnyi kursy: kniga dlya studentov [Start 1—2: Russian textbook for preparatory faculties of the USSR universities: introductory and elementary courses: students’ book]. Moscow: Russkii yazyk. (In Russ.)
  14. Gal’perin, P.Y. (1968). Formirovanie znanii i umenii na osnove teorii poetapnogo usvoeniya umstvennykh deistvii [Knowledge and skills formation based on the theory of gradual assimilation of mental actions]. Moscow: MGU Publ. (In Russ.)
  15. Institute of International Education VSU. Retrived October 26 2018 from: http://interedu.vsu.ru/index.php/ru
  16. Kapitonova, T.I., & Moskovkin, L.V. (2006). Metodika obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu na etape predvuzovskoi podgotovki [Methods of teaching Russian as a foreign language at the stage of pre-university training]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  17. Kasymova, R.T. (2017). Otbor tematicheskoi leksiki v uchebnykh tselyakh [Thematic vocabulary selection for educational purposes]. RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices], 14, 676—686. (In Russ.)
  18. Kitaeva, N.A., Oleinikova, O.N., & Skripkina, E.E. (2015). Testovye zadaniya bazovogo i I SU urovnya: uchebnoe posobie dlya inostrannykh uchashchikhsya [Tests for basic and I certification level: study guide for foreign students]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  19. Kozhevnikova, E.V. et al. (2006—2012). Sbornik testovykh zadanii po russkomu yazyku kak inostrannomu: uchebnoe posobie dlya inostrannykh uchashchikhsya. Vyp. 1—6 [The collection of test tasks on Russian as a foreign language: textbook for foreign students]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.) Kozhevnikova, E.V. (2015). Nauchnyi stil’ rechi: kniga dlya studenta: uchebnoe posobie dlya inostrannykh uchashchikhsya ekonomicheskikh spetsial’nostei (bazovyi — I sertifikatsionnyi urovni) [Scientific style of speech: students’ book: manual for foreign students of economic specialties (basic — I certification levels)]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  20. Kozhevnikova, E.V., Savvina, S.L., & Trubchaninova, M.E. (2017). Russkii yazyk v obshchestvennopoliticheskoi sfere obshcheniya: vvodnyi kurs: uchebnoe posobie dlya izuchayushchikh russkii yazyk kak inostrannyi [The Russian language in socio-political sphere of communication: introductory course: study guide for Russian as a foreign language learners]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  21. Li Kui, Zhou Tianrong, Cui Man. (2017). Listening. Intensive course: Listening Guide for first-year and second-year Russian students. Part 1. Beijing: Foreign Language Teaching and Research Press Publ. (In Chinese)
  22. Li Xiangdong (2018). East: Russian textbook. Part 6. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Russian Language Institute Publ. (In Chinese)
  23. Motina, E.I. (1988). Yazyk i special’nost’: lingvometodicheskie osnovy obucheniya russkomu yazyku studentov-nefilologov [Language and specialty: linguistic and methodological bases of Russian language teaching to nonphilologists]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  24. Nakhabina, M.M. et al. (2001). Gosudarstvennyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Bazovyi uroven’ [Russian as a foreign language State educational standard. Basic level]. Moscow; Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  25. Novikova, T.Yu. et al. (2007). Leksiko-grammaticheskoe posobie k uchebniku “Vremya uchit’ russkii”: uchebnoe posobie [Lexical and grammatical manual for textbook “It’s time to learn Russian”: textbook]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  26. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation № 1304 of 3 October. (2014). Ob utverzhdenii trebovanii k osvoeniyu dopolnitel’nykh obshcheobrazovatel’nykh programm, obespechivayushchikh podgotovku inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva k osvoeniyu professional’nykh obrazovatel’nykh programm na russkom yazyke [On approving requirements for mastering additional general educational programs preparing foreign citizens and stateless people for learning professional educational programs in Russian]. Retrieved on October, 18 2018 from: https:// rg.ru/2014/12/03/trebovaniya-dok.html
  27. Passov, E.I. (2011). Metod dialoga kul’tur. Ekspress-razmyshleniya o razvitii metodologicheskoi nauki [Method of culture dialogue. Express reflections on methodological science development]. Lipetsk. (In Russ.)
  28. Raspopova, T.I. (2004). Vremya uchit’ russkii: uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh uchashchikhsya tsentrov dovuzovskoi podgotovki inostrannykh grazhdan [It’s time to learn Russian: Russian language textbook for foreign students of pre-university centers for foreign citizens]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  29. Raspopova, T.I., & Kitaeva, N.A. (2015). Ya lyublyu russkii yazyk: uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh uchashchikhsya tsentrov dovuzovskoi podgotovki inostrannykh grazhdan [I love the Russian language: Russian language textbook for pre-university centers of training of foreign citizens students]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  30. Raspopova, T.I. et al. “Vremya uchit’ russkii”: kontseptsiya i soderzhanie uchebnika po RKI dlya srednego etapa obucheniya [“It’s time to learn Russian”: concept and contents of RFL textbook for middle level]. Russkii yazyk za rubezhom [Russian language abroad], (3—4), 17—20. Moscow. (In Russ.)
  31. Rodionov, V.V. (2012). 50 let podgotovki spetsialistov dlya zarubezhnykh stran v Voronezhskom gosudarstvennom universitete: opyt i uroki mezhdunarodnogo sotrudnichestva [50 Years of Teaching Specialists for Foreign Countries at Voronezh State University: International Cooperation Experience and Lessons]. Modern university internationalization and its contribution to improving export efficiency of Russian Educational Services: Proceedings of International Scientific and Practical Conference dedicated to the 50th anniversary of teaching specialists for foreign countries at Voronezh State University (Voronezh, April 19—20, 2012) (pp. 3—14). Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  32. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 1. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Institute of Russian Language Publ. (In Chinese)
  33. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 2. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Institute of the Russian Language Publ. (In Chinese)
  34. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 3. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Russian Language Institute Publ. (In Chinese)
  35. Shi Tetsyan (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 4. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Russian Language Institute Publ. (In Chinese)
  36. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 5. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Russian Language Institute Publ. (In Chinese)
  37. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 7. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Institute of the Russian Language Publ. (In Chinese)
  38. Shi Tetsyan. (Ed.). (2018). East: Russian textbook. Part 8. Beijing: Peking University of Foreign Languages. Institute of Russian Language Publ. (In Chinese)
  39. Skorohodov, L.Yu., & Khorokhordina, O.V. (2015). Okno v Rossiyu: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu dlya prodvinutogo etapa: v 2 ch [Window to Russia: RFL textbook for advanced level: in 2 parts]. Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  40. Skripkina, E.E., Starikova, T.I., & Fedosova, N.M. (2013). Gotovimsya k testirovaniyu po russkomu yazyku kak inostrannomu. I sertifikatsionnyi uroven’: uchebnoe posobie dlya inostrannykh uchashchikhsya [Preparing for Russian as a foreign language testing. I certification level: textbook for foreign students]. Voronezh: IMO VGU Publ. (In Russ.)
  41. Soboleva, N.I., Volkov, S.U., Ivanova, A.S, & Suchkova, G.A. (2010). Progress. Elementarnyi uroven’: uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh studentov [Progress. Elementary level: Russian textbook for foreign students]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  42. Soboleva, N.I., Volkov, S.U., Ivanova, A.S., & Suchkova, G.A. (2009). Progress. Bazovyi uroven’: uchebnik russkogo yazyka dlya inostrannykh studentov [Progress. Basic level: Russian textbook for foreign students]. Moscow: RUDN Publ. (In Russ.)
  43. Trubchaninova, M.E. et al. (2017). Russkie padezhi v tekstakh i tablitsakh: uchebnoe posobie po russkomu yazyku kak inostrannomu [Russian cases in texts and tables: RFL manual].Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  44. Vladimirova, T.E. et al. (2001). Gosudarstvennyi standart po russkomu yazyku kak inostrannomu. Elementarnyi uroven’ [Russian as a foreign language State educational standard. Elementary level]. Moscow; Saint Petersburg: Zlatoust Publ. (In Russ.)
  45. Vyatyutnev, M.N. (1984). Teoriya uchebnika russkogo yazyka kak inostrannogo (metodicheskie osnovy) [Theory of RFL textbook (methodological base)]. Moscow: Russkii yazyk Publ. (In Russ.)
  46. Vyazovskaya, V.V., Zhidkova, Ju.B., Oleinikova, O.N., & Starikova, T.I. (2017). Testovye kontrol’nye raboty (audirovanie). Ch. 1. Kniga dlya prepodavatelya [Test control papers (listening). Part 1. Teacher’s book]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  47. Vyazovskaya, V.V., Zhidkova, Ju.B., Oleinikova, O.N., & Starikova, T.I. (2017). Testovye kontrol’nye raboty (audirovanie). Ch. 2. Kniga dlya uchashchegosya [Test control papers (listening). Part 2. Students’ book]. Voronezh: VGU Publ. (In Russ.)
  48. Yurkov, E.E., Moskovkin, L.V., & Boitsov, I.A. (2011). Uspekh. Kniga dlya prepodavatelya. Uchebnyi kompleks po russkomu yazyku dlya inostrannykh uchashchikhsya: elementarnyi uroven’ [Success. Teacher’s book. Russian language study pack for foreign students: elementary level]. Saint Petersburg: MIRS Publ. (In Russ.)
  49. Yurkov, E.E., Moskovkin, L.V., & Boitsov, I.A. (2011). Uspekh. Uchebnyi kompleks po russkomu yazyku dlya inostrannykh uchashchikhsya. Elementarnyi uroven’. Kniga dlya studenta: uchebnoe posobie [Success. Russian language educational complex for foreign students. Elementary level. Students’ book: study guide]. Saint Petersburg: MIRS Publ. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».