ЖАНРОВО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЖАНРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются понятия жанрово-ориентированный подход к обучению речевой деятельности, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики. Автор определяет жанрово-ориентированный подход как направленность языкового образования на овладение речевой деятельностью в жанровом аспекте, путем целенаправленного освоения жанровых форм повседневной, публичной и/или профессиональной речи с опорой на модели жанров речи, актуальных для того или иного контингента учащихся. Процесс освоения жанров речи включает последовательное достижение уровня жанровой грамотности и уровня жанровой компетентности. Жанровая грамотность понимается автором как способность языковой личности воспринимать и правильно использовать тексты/высказывания определенного круга жанров, осознание норм, правил и сценариев речевого поведения в типичных ситуациях общения. Представляет собой совокупность элементарных жанровых знаний, навыков, умений, компетенций, которые позволяют участвовать в повседневной и учебной коммуникации. Жанровая компетентность понимается автором как способность языковой личности сознательно прогнозировать жанровую организацию речи, понимать и порождать тексты/высказывания разной жанровой природы в зависимости от ситуации общения, управлять ситуацией общения. Представляет собой качество личности, определяющее способность и готовность к профессиональной (в том числе научной) коммуникации. Достижение уровней жанровой грамотности и жанровой компетентности рассматриваются автором как последовательные этапы развития жанрового мышления языковой личности. Переход от жанровой грамотности к жанровой компетентности характеризуется повышением уровня (глубиной) осознания жанрового аспекта речевой деятельности. Методическое сопровождение этого процесса является одной из важных задач методики русского языка как родного, как неродного и как иностранного. Развитие жанровых компетенций разных контингентов учащихся имеет свою специфику и требует разработки специальных жанрово-ориентированных методик обучения.

Об авторах

И А Сотова

Ивановский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_sota@mail.ru

Сотова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологического факультета Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка, психолингвистика, языковая личность, речевое развитие языковой личности, речевой самоконтроль. Автор более 150 научных публикаций.

ул. Ермака, 39, Иваново, Россия, 153025

Список литературы

  1. Avdeeva, I.B. (2006). Lingvodidacticheskaya kontseptsiya obucheniya professionalnoi kommunicatsii inostrannyh uchashchihsya inzhenernogo profilya [Linguodidactic concept of teaching professional communication of foreign students of engineering profile]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  2. Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). Novyi slovar metodicheskih terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ).
  3. Antonova, L.G. (1998). Obucheniye studentov-slovesnikov professionalno znachimym pismennym zhanram [Training of students-philologists professionally significant writing genres]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  4. Achkasov, A.V. (2015). Zhanrovyi podkhod k izucheniyu vtorogo yazyka. Interpretatsiya teksta: lingvisticheskii, literaturovedcheskii i metodicheskii aspekty: sbornik statey po materialam XVIII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Genre approach to the study of the second language. Interpretation of the text: linguistic, literary and methodological aspects: Proceedings of the XVIII International Scientific Conference (pp. 96—99)]. Chita: Zabaikalskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russ).
  5. Bahtin, M.M. (1986). Problema rechevykh zhanrov. Estetika slovesnogo tvorchestva [Problem of speech genres. Aesthetics of verbal creativity (pp. 250—296)]. Moscow. (In Russ).
  6. Jadrovskaya, E.R., & Duneva, A.I. (Eds.). (2015). Glossarii metodicheskih terminov i ponyatii (russkii yazyk i literatura): Opyt postroeniya terminosistem [Glossary of methodological terms and concepts (Russian language, literature): The experience of building a terminological system]. Saint Petersburg: Svoio Publ. (In Russ).
  7. Gorelov, I.N., & Sedov, K.F. (2004). Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow: Labirint Publ. (In Russ).
  8. Dementiev, V.V. (2010). Teoriya rechevykh zhanrov [Theory of speech genres]. Moscow: Znak Publ. (In Russ).
  9. Sotova, I.A., Kromer, E.V., & Melikyan M.M. (Eds.). (2013, March 28—29). Zhanrovo-stilevoi podhod v prepodavanii russkogo yazyka i kultury rechi: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Genre-style approach in the teaching of the Russian language and the culture of speech: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ivanovo: Ivan. gos. un-t Publ. (In Russ).
  10. Isenina, E.I. (1986). Doslovesnyi period razvitiiya rechi u detei [Preword period of speech development in children]. Saratov. (In Russ).
  11. Karasik, V.I. (2004). Yazykovoi krug: lichnost, kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Moscow: Gnozis Publ. (In Russ).
  12. Karasik, V.I., & Beilinson, L.S. (2010). Rechevoi zhanr i rechevoie deistviie. Uchenyiye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta [Speech genre and speech activity. Scientific notes of Russian state social University. 1. pp. 123—126]. (In Russ).
  13. Klobukova, L.P. (1995). Lingvometodicheskiiye osnovy obucheniya inostrannykh studentov-nefilologov gumanitarnykh fakultetov rechevomu obshcheniyu na professionalnyie temy [Linguistic and methodological bases of teaching foreign technical students at Humanities faculties of communication on professional topics]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  14. Kolesnikova, N.I. (2009). Lingvodidakticheskaya kontseptsiya formirovaniya zhanrovoi kompetentsii uchashchikhsya v sisteme nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya [Linguodidactical concept of formation of genre competencies of students in the system of continuous language education]. [Author’s abstr. ped. diss.]. Orel. (In Russ).
  15. Kolesova, N.N. (2017). Obucheniye professionalnoi russkoi rechi inostrannych studentov meditsinskogo vuza (na primere zhanra tematicheskoi besedy) [Training of professional Russian speech of foreign students of medical high school (on an example of a genre of thematic conversation)]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  16. Koreneva, A.V. (2010). Professionalno orientirovannoye obucheniye rechevoi deyatelnosti studentovnefilologov na osnove mezhdistsiplinarnoi integratsii v kurse «Russkii yazyk i kultura rechi» [Professionally oriented training of speech activity of non-philology students on the basis of interdisciplinary integration in the course “The Russian Language and the Culture of Speech”]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Orel. (In Russ).
  17. Ladyzhenskaya, T.A., & Ladyzhenskaya, N.V. (2001). Rechevyye zhanru v kurse shkolnoi ritoriki. Nachalnaya shkola: plus—minus [Speech genres in the course of school rhetoric. Primary school: plus or minus.12. Pp. 3—11]. (In Russ).
  18. Levina, G.M. (2004). Obucheniye inostrantsev russkomu inzhenernomu diskursu kak odnoi iz sostavlyayushchikh professionalnogo obrazovaniya v rossiiskih tehnicheskih vuzah [The training of foreigners in Russian engineering discourse as one of the components of vocational education in Russian technical universities]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  19. Meshcheryakov, V.N. (2001). Zhanry shkolnyh sochinenii: Teoriya i praktika napisaniya [Genres of school essays: Theory and practice of writing]. Moscow: Flinta; Science Publ. (In Russ).
  20. Osnovnyiye rezultaty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015 [The main results of the international study PISA-2015]. Retrieved September 8 2017 from: http:/36edu.ru/DocLib3/Docs/PISA2015. pdf (In Russ).
  21. Romanova, N.N. (2009). Lingvodidakticheskaya sistema professionalno-kommunikativnoi podgotovki spetsialistov v vusshei tekhnicheskoi shkole [Didactic system of professional-communicative preparation of specialists in higher technical school]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  22. Sedov, K.F. (2004). Diskurs i lichnost: evolutsiya kommunikativnoi kompetentsii [Discourse and identity: the evolution of communicative competence]. Moscow. (In Russ).
  23. Sedov, K.F. (2007). Psikholingvisticheskii aspect izucheniya rechevyh zhanrov. Antologiya rechevyh zhanrov: povsednevnaya kommunicatsiya [Psycholinguistic aspect of speech genres. Anthology of speech genres: everyday communication]. Moscow. (In Russ).
  24. Sotova, I.A. (2012, October 10—13). Zhanrovo-stilevoi podkhod k obucheniyu russkoi rechi [Genrestyle approach to the teaching of Russian speech]. Dinamika yazykovuh i kulturnyh protsessov v sovremennoi Rossii: Materialy III Kongressa ROPRYAL [Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia: Proceedings of the Third Congress of the ROPRYAL 2. 2. (Pp. 387—390)]. Saint Petersburg. (In Russ).
  25. Strelchuk, E.N. (2016). Formirovaniye russkoi rechevoi kultury inostrannyh bakalavrov negumanitarhyh spetsialnostei v vuzah RF [Formation of the Russian speech culture of foreign bachelors of nonhumanitarian specialties in higher educational institutions of the Russian Federation]. [Diss. d-ra ped. sc.]. Moscow. (In Russ).
  26. Tumina, L.E. (1998). Osnovy obucheniya studentov-filologov ustnym professionslno znachimym rechevym zhanram povestvovatelnogo kharaktera [Fundamentals of teaching students-philologists verbal professionally significant speech genres of a narrative nature]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
  27. Filippova, O.V. (2006). Puti pealizatsii zhanrovogo podhoda k izucheniyu kursa «Russkii yazyk i kultura rechi» v vuze. Predlozheniye i slovo. Mezhvuzovskii cbornik nauchnykh trudov [Ways of implementing a genre approach to the study of the course “Russian language and speech culture” in higher education. Sentence and word. Interuniversity collection of scientific works. (pp. 577—581)]. Saratov: Saratovskii un-t Publ. (In Russ).
  28. Haimovich, L.V. (2001). Objyasnitelnyi monolog kak pedagogicheskii rechevoi zhanr. Pedagogicheskaya ritorika [Explanatory monologue as a pedagogical speech genre. Pedagogical rhetoric (pp. 230—251)]. Moscow. (In Russ).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».