ЖАНРОВО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, ЖАНРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
- Авторы: Сотова ИА1
-
Учреждения:
- Ивановский государственный университет
- Выпуск: Том 15, № 4 (2017)
- Страницы: 427-446
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/345828
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2017-14-4-427-446
- ID: 345828
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуются понятия жанрово-ориентированный подход к обучению речевой деятельности, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики. Автор определяет жанрово-ориентированный подход как направленность языкового образования на овладение речевой деятельностью в жанровом аспекте, путем целенаправленного освоения жанровых форм повседневной, публичной и/или профессиональной речи с опорой на модели жанров речи, актуальных для того или иного контингента учащихся. Процесс освоения жанров речи включает последовательное достижение уровня жанровой грамотности и уровня жанровой компетентности. Жанровая грамотность понимается автором как способность языковой личности воспринимать и правильно использовать тексты/высказывания определенного круга жанров, осознание норм, правил и сценариев речевого поведения в типичных ситуациях общения. Представляет собой совокупность элементарных жанровых знаний, навыков, умений, компетенций, которые позволяют участвовать в повседневной и учебной коммуникации. Жанровая компетентность понимается автором как способность языковой личности сознательно прогнозировать жанровую организацию речи, понимать и порождать тексты/высказывания разной жанровой природы в зависимости от ситуации общения, управлять ситуацией общения. Представляет собой качество личности, определяющее способность и готовность к профессиональной (в том числе научной) коммуникации. Достижение уровней жанровой грамотности и жанровой компетентности рассматриваются автором как последовательные этапы развития жанрового мышления языковой личности. Переход от жанровой грамотности к жанровой компетентности характеризуется повышением уровня (глубиной) осознания жанрового аспекта речевой деятельности. Методическое сопровождение этого процесса является одной из важных задач методики русского языка как родного, как неродного и как иностранного. Развитие жанровых компетенций разных контингентов учащихся имеет свою специфику и требует разработки специальных жанрово-ориентированных методик обучения.
Об авторах
И А Сотова
Ивановский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina_sota@mail.ru
Сотова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания филологического факультета Ивановского государственного университета. Сфера научных интересов: методика преподавания русского языка, психолингвистика, языковая личность, речевое развитие языковой личности, речевой самоконтроль. Автор более 150 научных публикаций.
ул. Ермака, 39, Иваново, Россия, 153025Список литературы
- Avdeeva, I.B. (2006). Lingvodidacticheskaya kontseptsiya obucheniya professionalnoi kommunicatsii inostrannyh uchashchihsya inzhenernogo profilya [Linguodidactic concept of teaching professional communication of foreign students of engineering profile]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Azimov, E.G., & Shchukin, A.N. (2009). Novyi slovar metodicheskih terminov i ponyatii (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ. (In Russ).
- Antonova, L.G. (1998). Obucheniye studentov-slovesnikov professionalno znachimym pismennym zhanram [Training of students-philologists professionally significant writing genres]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Achkasov, A.V. (2015). Zhanrovyi podkhod k izucheniyu vtorogo yazyka. Interpretatsiya teksta: lingvisticheskii, literaturovedcheskii i metodicheskii aspekty: sbornik statey po materialam XVIII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Genre approach to the study of the second language. Interpretation of the text: linguistic, literary and methodological aspects: Proceedings of the XVIII International Scientific Conference (pp. 96—99)]. Chita: Zabaikalskii gosudarstvennyi universitet Publ. (In Russ).
- Bahtin, M.M. (1986). Problema rechevykh zhanrov. Estetika slovesnogo tvorchestva [Problem of speech genres. Aesthetics of verbal creativity (pp. 250—296)]. Moscow. (In Russ).
- Jadrovskaya, E.R., & Duneva, A.I. (Eds.). (2015). Glossarii metodicheskih terminov i ponyatii (russkii yazyk i literatura): Opyt postroeniya terminosistem [Glossary of methodological terms and concepts (Russian language, literature): The experience of building a terminological system]. Saint Petersburg: Svoio Publ. (In Russ).
- Gorelov, I.N., & Sedov, K.F. (2004). Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of psycholinguistics]. Moscow: Labirint Publ. (In Russ).
- Dementiev, V.V. (2010). Teoriya rechevykh zhanrov [Theory of speech genres]. Moscow: Znak Publ. (In Russ).
- Sotova, I.A., Kromer, E.V., & Melikyan M.M. (Eds.). (2013, March 28—29). Zhanrovo-stilevoi podhod v prepodavanii russkogo yazyka i kultury rechi: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Genre-style approach in the teaching of the Russian language and the culture of speech: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Ivanovo: Ivan. gos. un-t Publ. (In Russ).
- Isenina, E.I. (1986). Doslovesnyi period razvitiiya rechi u detei [Preword period of speech development in children]. Saratov. (In Russ).
- Karasik, V.I. (2004). Yazykovoi krug: lichnost, kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Moscow: Gnozis Publ. (In Russ).
- Karasik, V.I., & Beilinson, L.S. (2010). Rechevoi zhanr i rechevoie deistviie. Uchenyiye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta [Speech genre and speech activity. Scientific notes of Russian state social University. 1. pp. 123—126]. (In Russ).
- Klobukova, L.P. (1995). Lingvometodicheskiiye osnovy obucheniya inostrannykh studentov-nefilologov gumanitarnykh fakultetov rechevomu obshcheniyu na professionalnyie temy [Linguistic and methodological bases of teaching foreign technical students at Humanities faculties of communication on professional topics]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Kolesnikova, N.I. (2009). Lingvodidakticheskaya kontseptsiya formirovaniya zhanrovoi kompetentsii uchashchikhsya v sisteme nepreryvnogo yazykovogo obrazovaniya [Linguodidactical concept of formation of genre competencies of students in the system of continuous language education]. [Author’s abstr. ped. diss.]. Orel. (In Russ).
- Kolesova, N.N. (2017). Obucheniye professionalnoi russkoi rechi inostrannych studentov meditsinskogo vuza (na primere zhanra tematicheskoi besedy) [Training of professional Russian speech of foreign students of medical high school (on an example of a genre of thematic conversation)]. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Koreneva, A.V. (2010). Professionalno orientirovannoye obucheniye rechevoi deyatelnosti studentovnefilologov na osnove mezhdistsiplinarnoi integratsii v kurse «Russkii yazyk i kultura rechi» [Professionally oriented training of speech activity of non-philology students on the basis of interdisciplinary integration in the course “The Russian Language and the Culture of Speech”]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Orel. (In Russ).
- Ladyzhenskaya, T.A., & Ladyzhenskaya, N.V. (2001). Rechevyye zhanru v kurse shkolnoi ritoriki. Nachalnaya shkola: plus—minus [Speech genres in the course of school rhetoric. Primary school: plus or minus.12. Pp. 3—11]. (In Russ).
- Levina, G.M. (2004). Obucheniye inostrantsev russkomu inzhenernomu diskursu kak odnoi iz sostavlyayushchikh professionalnogo obrazovaniya v rossiiskih tehnicheskih vuzah [The training of foreigners in Russian engineering discourse as one of the components of vocational education in Russian technical universities]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Meshcheryakov, V.N. (2001). Zhanry shkolnyh sochinenii: Teoriya i praktika napisaniya [Genres of school essays: Theory and practice of writing]. Moscow: Flinta; Science Publ. (In Russ).
- Osnovnyiye rezultaty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015 [The main results of the international study PISA-2015]. Retrieved September 8 2017 from: http:/36edu.ru/DocLib3/Docs/PISA2015. pdf (In Russ).
- Romanova, N.N. (2009). Lingvodidakticheskaya sistema professionalno-kommunikativnoi podgotovki spetsialistov v vusshei tekhnicheskoi shkole [Didactic system of professional-communicative preparation of specialists in higher technical school]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Sedov, K.F. (2004). Diskurs i lichnost: evolutsiya kommunikativnoi kompetentsii [Discourse and identity: the evolution of communicative competence]. Moscow. (In Russ).
- Sedov, K.F. (2007). Psikholingvisticheskii aspect izucheniya rechevyh zhanrov. Antologiya rechevyh zhanrov: povsednevnaya kommunicatsiya [Psycholinguistic aspect of speech genres. Anthology of speech genres: everyday communication]. Moscow. (In Russ).
- Sotova, I.A. (2012, October 10—13). Zhanrovo-stilevoi podkhod k obucheniyu russkoi rechi [Genrestyle approach to the teaching of Russian speech]. Dinamika yazykovuh i kulturnyh protsessov v sovremennoi Rossii: Materialy III Kongressa ROPRYAL [Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia: Proceedings of the Third Congress of the ROPRYAL 2. 2. (Pp. 387—390)]. Saint Petersburg. (In Russ).
- Strelchuk, E.N. (2016). Formirovaniye russkoi rechevoi kultury inostrannyh bakalavrov negumanitarhyh spetsialnostei v vuzah RF [Formation of the Russian speech culture of foreign bachelors of nonhumanitarian specialties in higher educational institutions of the Russian Federation]. [Diss. d-ra ped. sc.]. Moscow. (In Russ).
- Tumina, L.E. (1998). Osnovy obucheniya studentov-filologov ustnym professionslno znachimym rechevym zhanram povestvovatelnogo kharaktera [Fundamentals of teaching students-philologists verbal professionally significant speech genres of a narrative nature]. [Author’s abstr. d-ra ped. diss.]. Moscow. (In Russ).
- Filippova, O.V. (2006). Puti pealizatsii zhanrovogo podhoda k izucheniyu kursa «Russkii yazyk i kultura rechi» v vuze. Predlozheniye i slovo. Mezhvuzovskii cbornik nauchnykh trudov [Ways of implementing a genre approach to the study of the course “Russian language and speech culture” in higher education. Sentence and word. Interuniversity collection of scientific works. (pp. 577—581)]. Saratov: Saratovskii un-t Publ. (In Russ).
- Haimovich, L.V. (2001). Objyasnitelnyi monolog kak pedagogicheskii rechevoi zhanr. Pedagogicheskaya ritorika [Explanatory monologue as a pedagogical speech genre. Pedagogical rhetoric (pp. 230—251)]. Moscow. (In Russ).
Дополнительные файлы

