Педагогический дискурс билингва - будущего учителя русского языка
- Авторы: Мирчевска-Бошева Б.1, Медведева Н.В.2
-
Учреждения:
- Университет имени Св. Кирилла и Мефодия в Скопье
- Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 20, № 3 (2022)
- Страницы: 344-359
- Раздел: Методика преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного
- URL: https://journal-vniispk.ru/2618-8163/article/view/324705
- DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2022-20-3-344-359
- ID: 324705
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучение русскоязычного педагогического дискурса билингвальной личности занимает особое место в науке, потому что обосновано этнокультурным сознанием, когнитивными процессами, спецификой речевой деятельности и коммуникативного поведения. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа педагогического дискурса билингвального бакалавра коми-пермяка в процессе подготовки к профессии учителя русского языка. Цель - построение модели коммуникативно-речевого акта билингва в условиях разных учебных сред: монолингвальной русскоязычной, билингвальной коми-пермяцко-русской, разноязычной в полиэтнических классах. Материалом исследования стали научные источники по когнитивистике, психолингвистике, дискурсологии, билингвизму; учебники и учебные пособия по обучению русскому языку как родному, неродному, иностранному; труды по сопоставлению коми-пермяцкого и русского языков. В качестве методов исследования использовались включенное наблюдение за процессом учебного общения, анализ русскоязычного педагогического дискурса билингвальной личности бакалавра коми-пермяка, моделирование коммуникативно-речевых актов. Доказано, что педагогический дискурс билингвального учителя русского языка имеет специфику, отражающую процессы этноязыкового сознания, проявляющуюся в когнитивной, речевой, лингвометодической деятельности, коммуникативном поведении. Коммуникативно-речевые акты не являются совершенными и должны контролироваться билингвальным сознанием учителя и варьироваться в зависимости от состава аудитории. Исследование педагогического дискурса как со стороны билингвальной личности педагога, так и со стороны учащихся дает основания для эффективной подготовки будущего учителя в вузе. Результаты дискурсивного анализа представлены моделями коммуникативно-речевых актов, ориентированными на разную учебную среду и адресата, что позволит в перспективе создать лингвометодическую базу для будущего билингвального учителя русского языка, который должен быть готов обучать русскоязычных монолингвов, билингвов коми-пермяков, инофонов с разными родными языками.
Об авторах
Биляна Мирчевска-Бошева
Университет имени Св. Кирилла и Мефодия в Скопье
Email: biljana.mirchevska@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-9146-8538
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры славистики
Северная Македония, 1000, Скопье, б-р Гоце Делчев, д. 9АНаталья Владимировна Медведева
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: basha_n@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0152-2922
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков
Россия, 614990, Пермь, ул. Сибирская, д. 24Список литературы
- Andreeva, N.V. (2020). Pedagogy of effective blended learning. Journal of Modern Foreign Psychology, 9(3), 8–20. (In Russ.)
- Antonova, N.A. (2007). Pedagogical discourse: Speech behavior of the teacher at the lesson (Candidate dissertation, Saratov). (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M. (2014). Theory of bilingualism in Russian linguistics. Linguistics of the XXI century: collection of scientific articles: to the 65th anniversary of prof. V.A. Maslova (pp. 44–55). Moscow: Flinta Publ., Nauka Publ. (In Russ.)
- Bakhtikireeva, U.M., & Sinyachkin, V.P. (2016). From the study of the content of the linguistic consciousness of the people to the study of the individual characteristics of an individual linguistic personality. Journal of Psycholinguistics, (2), 56–63. (In Russ.)
- Bryan, A., & Volchenkova, K.N. (2016). Blended learning: Definition, models, implications for higher education. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, (2), 24–30. http://doi.org/10.14529/ped160204
- Danilova, N.K. (2001). ‘Subject signs’ in discourse. Samara: SamSU Publ. (In Russ.)
- Deikina, A.D. (2019). Axiological method of teaching the Russian language. Moscow: MPGU Publ. (In Russ.)
- Demyankov, V.Z. (2007). Text and discourse as terms and as words of everyday language. Journal of Philology, (S1), 86–95. (In Russ.)
- Desyaeva, N.D. (2016). Pedagogical rhetoric. Moscow: URAIT Publ. (In Russ.)
- Ezhova, T.V. (2006). To the problem of studying of pedagogical discourse. Vestnik of the Orenburg State University, (2), 52–56. (In Russ.)
- Grushevskaya, E.S. (2018). The sender and the addressee in a pedagogical discourse: A concept of interaction. The Bulletin of the Adyghe State University. Series: Philology and the Arts, (1), 55–59. (In Russ.)
- Heinemann, M., & Heinemann, W. (2002). Grundlagen der Textlinguistik. Interaktion – Text – Diskurs. Tubingen: Niemeyer.
- Karasik, V.I. (2002). Language circle: Personality, concepts, discourse. Volgograd: Peremena Publ. (In Russ.)
- Kazantseva, A.A., & Kazantseva, E.M. (2020). The role of the addressee factor in pedagogical discourse. Pedagogical Discourse : Teacher’s Speech Quality: Proceedings of the II All-Russian Conference (pp. 105–109). Moscow: Yazyki Narodov Mira Publ. (In Russ.)
- Khukhuni, G.T., & Valuitseva, I.I. (2015). The dialogue or the conflict of cultures? (Some aspects of cross-cultural communication). Journal of Psycholinguistics, (2), 153–159. (In Russ.)
- Kibrik, A.A. (2003). Discourse analysis in a cognitive perspective (Doctoral dissertation, Moscow). (In Russ.)
- Kibrik, A.A., & Podlesskaya, V.I. (2006). The problem of segmentation of oral discourse and the cognitive system of the speaker. In V.D. Solovev (Ed.), Cognitive Research: Collection of Scientific Papers (pp. 138–158). Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
- Krasina, E.A. (2016). Discourse, statement and speech act. Russian Journal of Linguistics, 20(4), 91–103. (In Russ.)
- Kubryakova, E.S. (2000). On the concepts of discourse and discursive analysis in modern linguistics (review). Discourse, speech, speech activity: Functional and structural aspects: A collection of reviews (pp. 5–13). Moscow: INION RAS Publ. (In Russ.)
- Prokhorov, Yu.E. (2008). National sociocultural stereotypes of verbal communication and their role in teaching Russian to foreigners. Moscow: LKI Publ. (In Russ.)
- Seriо, P. (1999). How texts are read in France. Meaning Quadrature: French School of Discourse Analysis (pp. 14–53). Moscow: Progress Publ. (In Russ.)
- Spitzmiiller, J., & Warnke, I. (2011). Diskurslinguistik. Eine Einfuhrung in Theorien und Methoden der transtextuellen Sprachanalyse. Berlin: Walter de Gruyter GmbH & Co. KG.
- Staker, H., & Horn, M.B. (2012). Classifying K-12 blended learning. Mountain View: Innosight Institute. Available October 29, 2021, from https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blendedlearning
- Strelchuk, E.N. (2019). Pedagogical tools: Essence, use and role of the concept in Russian and foreign pedagogy. Perspectives of Science and Education, (1), 10–19. (In Russ.)
- Vvedenskaya, L.A., & Chervinskii, P.P. (1997). Theory and practice of Russian speech. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

